Судья Заболотских К.А. УИД 38RS0003-01-2012-000906-88
Судья-докладчик Алферьевская С.А. № 33-8555/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 сентября 2024 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Сальниковой Н.А.,
судей Алферьевской С.А., Солодковой У.С.,
при секретаре Макаровой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу Кондратюка Е.В. на определение Братского городского суда Иркутской области от 19 июля 2024 года об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Братского городского суда Иркутской области от 28 сентября 2012 года по гражданскому делу № 2-1048/2012 по иску Кондратюка Е.В. к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
Вступившим в законную силу решением Братского городского суда Иркутской области от 28 сентября 2012 года по гражданскому делу № 2-1048/2012 Кондратюку Е.В. отказано в удовлетворении исковых требований к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о компенсации морального вреда.
24.06.2024 истец Кондратюк Е.В. обратился с заявлением о пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам, в обоснование которого указал, что ранее ему необоснованно было отказано в повторном проведении медико-социальной экспертизы. В 2018 году вновь обратился в ФКУ «ГБ МСЭ по Иркутской области» Минтруда России с заявлением о проведении экспертизы, экспертизу повторно провели, установили ему группу инвалидности, выдали справку серии Номер изъят от 23.05.2018. Полагает, что в настоящее время имеются существенные для дела обстоятельства и основания для пересмотра решения, поскольку при рассмотрении дела и проведении судебной-медицинской экспертизы эксперты совершили преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 307 УК РФ, а судья совершила преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 290 УК РФ во взаимосвязи с ч. 1 ст. 305 УК РФ.
Определением суда от 19 июля 2024 года в удовлетворении заявления Кондратюка Е.В. о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам отказано.
В частной жалобе Кондратюк Е.В. просит определение суда отменить, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а установленные судом обстоятельства не доказаны. Тот факт, что он не страдает психическим расстройством, опровергается материалами дела, а судья скрывает совершенное преступление. Выводы суда, изложенные в определении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы процессуального права, не применен материальный закон, подлежащий применению.
Письменных возражений относительно частной жалобы не поступило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в заседание судебной коллегии не явились, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили, об уважительности причин неявки не уведомили. Истец Кондратюк Е.В. посредством телефонограммы обратился с просьбой о рассмотрении частной жалобы в его отсутствие.
Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Алферьевской С.А., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность определения суда по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
Частью 2 статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации регламентировано, что основаниями для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений являются:
1) вновь открывшиеся обстоятельства - указанные в части третьей настоящей статьи и существовавшие на момент принятия судебного постановления существенные для дела обстоятельства;
2) новые обстоятельства - указанные в части четвертой настоящей статьи, возникшие после принятия судебного постановления и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства.
В соответствии с частью 3 статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к вновь открывшимся обстоятельствам относятся:
существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления и установленные вступившим в законную силу приговором суда;
преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда.
В соответствии с частью 4 статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к новым обстоятельствам относятся:
отмена судебного постановления суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного постановления по данному делу;
признание вступившим в законную силу судебным постановлением суда общей юрисдикции или арбитражного суда недействительной сделки, повлекшей за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по данному делу;
признание постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации или применение в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении истолкованием, примененного судом в судебном акте нормативного акта либо его отдельного положения в связи с обращением заявителя, а в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», в связи с обращением иного лица независимо от обращения заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации;
определение либо изменение в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации или постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, если в таком постановлении содержится указание на то, что сформулированная в нем правовая позиция имеет обратную силу применительно к делам со схожими фактическими обстоятельствами;
6) установление или изменение федеральным законом оснований для признания здания, сооружения или другого строения самовольной постройкой, послуживших основанием для принятия судебного акта о сносе самовольной постройки.
Исходя из положений, закрепленных в статье 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вновь открывшиеся и новые обстоятельства могут являться основанием для пересмотра судебного постановления, если они имеют существенное значение для правильного разрешения дела.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 31 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений», вновь открывшимися обстоятельствами являются относящиеся к делу фактические обстоятельства, объективно имевшие место на время рассмотрения дела и способные повлиять на существо принятого судебного постановления, о которых не знал и не мог знать заявитель, а также суд при вынесении данного постановления. При этом необходимо иметь в виду, что представленные заявителем новые доказательства по делу не могут служить основанием для пересмотра судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.
Пересмотр судебных актов выступает дополнительной процессуальной гарантией защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов участников гражданско-правовых отношений, позволяя при наличии обстоятельств, указанных в законе, в специфической процессуальной процедуре производить проверку правильности судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 12.05.2006 № 135-0, от 17.07.2007 № 567-0-0 указано, что закрепление в части 2 статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений направлено на исправление судебной ошибки и является дополнительной процессуальной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов участников гражданских процессуальных отношений. При этом вновь открывшимися могут являться только фактические обстоятельства, относящиеся к делу и существовавшие во время судебного процесса, но оставшиеся скрытыми от судьи и ставшие известными только после вступления судебного постановления, которым окончено судебное разбирательство, в законную силу.
Отказывая Кондратюку Е.В. в удовлетворении заявления о пересмотре решения, суд первой инстанции исходил из того, что указанные заявителем обстоятельства не являются вновь открывшимися или новыми обстоятельствами.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда и их правовым обоснованием, при этом исходит из следующего.
Заявляя о пересмотре вступившего в законную силу решения Братского городского суда Иркутской области от 28 сентября 2012 года, в подтверждение наличия на то основания Кондратюком Е.В. указано на совершение преступления экспертами и судьей при рассмотрении дела, представлена справка серии Номер изъят об установлении ему второй группы инвалидности по общему заболеванию бессрочно, дата выдачи справки – 23.05.2018.
Вместе с тем, доказательств совершения преступления экспертами, проводившими экспертизу в рамках гражданского дела № 2-1048/2012, судьей при рассмотрении и разрешении данного дела, не имеется, соответствующий приговор суда в отношении лиц, участвовавших в гражданском деле № 2-1048/2012, экспертов, судьи отсутствует.
В связи с чем, по мнению судебной коллегии, приведенные истцом Кондратюком Е.В. доводы не могут быть отнесены к вновь открывшимся обстоятельствам, а также не являются новыми обстоятельствами, поскольку к перечню, установленному частью 4 статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не относятся.
Представленная справка серии Номер изъят от 23.05.2018 об установлении истцу второй группы инвалидности по общему заболеванию бессрочно также не является доказательством наличия вновь открывшихся обстоятельств, поскольку на момент принятия судебного постановления (28 сентября 2012 года) не существовала и существенные для дела обстоятельства не подтверждает и не опровергает.
В заявлении о пересмотре судебного постановления Кондратюк Е.В. фактически выражает несогласие с решением и оценкой доказательств, данной судом при разрешении его исковых требований к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании компенсации морального вреда, что основанием для пересмотра решения служить не может.
Кроме того, обоснованно судом первой инстанции сделан вывод и о пропуске Кондратюком Е.В. срока обращения с заявлением.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 394 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление, представление о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам подаются сторонами, прокурором, другими лицами, участвующими в деле, в суд, принявший эти постановления. Указанные заявление, представление могут быть поданы в течение трех месяцев со дня открытия или появления обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра судебного акта, а при выявлении обстоятельств, предусмотренных пунктом 5 части четвертой статьи 392 настоящего Кодекса, - со дня опубликования постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В силу части 2 статьи 394 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству лица, обратившегося с заявлением, представлением о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, пропущенный срок подачи заявления, представления о пересмотре может быть восстановлен судом, если ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня открытия или появления обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра, и суд признает причины пропуска срока уважительными.
Как верно указал суд первой инстанции, об обстоятельствах, приведенных в заявлении, Кондратюку Е.В. стало известно еще в 2012 году, а с учетом справки серии Номер изъят об установлении второй группы инвалидности по общему заболеванию бессрочно – в 2018 году, однако с заявлением о пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам истец обратился только в июне 2024 года, то есть за пределами трех месяцев со дня открытия или появления обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра судебного акта.
Пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам. Доказательств уважительных причин невозможности своевременного обращения с заявлением Кондратюком Е.В. не представлено, соответствующих доводов в заявлении не приведено.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены определения суда судебная коллегия не усматривает, выводы суда, соответствуют содержанию норм процессуального права, подлежащих применению в данном вопросе, и не вызывают у суда апелляционной инстанции сомнений в их законности и обоснованности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 329, 330, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Братского городского суда Иркутской области от 19 июля 2024 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Н.А. Сальникова
Судьи С.А. Алферьевская
У.С. Солодкова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.09.2024.