Дело №
Категория №.027
УИД 02RS0№-17
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
08 августа 2024 года <адрес>
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Кошкиной Т.Н.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<адрес>» об обязании организовать места накопления твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, с учетом его уточнения к Администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности в течение 9 месяцев с момента вступления в законную силу организовать места временного накопления твердых коммунальных отходов (контейнерные площадки) на территории ТОС «Фрунзе» <адрес>, расположенные по адресным ориентирам <адрес>, либо на минимально допустимом расстоянии от указанных ориентиров в соответствии с п. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21. Исковые требования мотивированы тем, что в рамках проверки соблюдения требований законодательства в сфере обращениями с отходами на территории <адрес> выявлено ненадлежащее содержание контейнерной площадки по адресу: <адрес>), мусорные баки переполнены. Это вызвано тем, что в микрорайоне ТОС «Фрунзе» функционируют всего две контейнерных площадки, что недостаточно для данного микрорайона. Отсутствие необходимого количества контейнерных площадок нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, также нарушает требования ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан», ФЗ «Об охране окружающей среды».
Протокольными определениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации <адрес>», АУ «Кызыл-Озек-Сервис», ТОС «Фрунзе», Министерство регионального развития Республики Алтай, Управление Роспотребнадзора по <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 поддержала уточненные исковые требования.
Представитель ответчика ФИО4 просил отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица ТОС «Фрунзе» ФИО5 в судебном заседании поддержала иск частично, полагала, что нельзя размещать бункер на частной территории кооператива.
Представитель третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай ФИО6 просила отказать в удовлетворении иска.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, при надлежащем извещении.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Аналогичные право закреплено и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регламентируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», определяющим твердые коммунальные отходы как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила №).
Пунктом 3 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и пунктом 2 приведенных правил закреплено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 22).
Согласно п. 3 санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее также - Санитарные правила), утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3, на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее также - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее также - специальные площадки) (абзац первый). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (абзац второй). Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра (абзац третий).
В соответствии с п. 5.28 Приказа Минрегионразвития Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ №-Д «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай и признании утратившим силу приказа Министерства регионального развития Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ N 447-Д» в зонах индивидуальной жилой, дачной застройки и (или) для населенных пунктов с численностью менее тысячи жителей накопление и удаление ТКО осуществляются как с использованием контейнеров, расположенных на контейнерных площадках, так и с использованием бункеров, установленных на контейнерных площадках, а также вне контейнерных площадок.
Согласно 5.9. Приказа Минрегионразвития Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ №-Д необходимое количество контейнеров на контейнерной площадке и их вместимость определяются исходя из количества жителей, проживающих в многоквартирных и жилых домах, для накопления ТКО которых предназначены эти контейнеры, установленных нормативов накопления ТКО с учетом санитарно-эпидемиологических требований. Допускается не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.
Пунктом 5.15. вышеуказанного Приказа установлено, что срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3 суток: плюс 5°C и выше - не более 1 суток; плюс 4°C и ниже - не более 3 суток.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и п. 3 Правил № к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ, пункты 11, 15 - 19 Правил №).
Из системного толкования указанных норм следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
Из материалов дела установлено, что в микрорайон ТОС «Фрунзе» входят СНТ «Ткацкое», <адрес>, пер. Дачный.
По результатам прокурорской проверки проведенной по обращению ФИО7 по вопросу ликвидации мусорного бака, выявлено ненадлежащее содержание контейнерной площадки по адресу: <адрес>), а именно: на контейнерной площадке установлено 2 контейнера для сбора ТКО, перед контейнерной площадкой непосредственно на земельном участке расположено 3 контейнера для сбора ТКО; прилегающая территория захламлена твердыми коммунальными отходами, о чем составлен акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Горно-Алтайским межрайонным природоохранным прокурором вынесено представление главе МО «<адрес>» ФИО8 об устранении нарушения с требованием устранить выявленные нарушения, а также рассмотреть вопрос о переносе контейнерной площадки по <адрес>).
Из ответа на представление и.о. мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что следует, что в микрорайоне ТОС «Фрунзе» осталось 2 контейнерные площадки по адресам <адрес>. В связи со сложным географическим рельефом местности и плотной застройкой <адрес>, пер. Дачный движение специализированного транспорта для сбора ТКО представляет угрозу имуществу жизни граждан, в связи с чем, определить иные места для временного накопления отходов на вышеуказанных улицах не представляется возможным. В случае ликвидации контейнерной площадки по <адрес>, жители микрорайона останутся без возможности пользоваться услугами по обращению с ТКО. Комиссией по определению мест временного хранения ТКО, размещения и установки контейнеров на территории <адрес> принято решение запланировать на летний период 2024 года ликвидацию контейнерной площадки и контейнеров для сбора ТКО и установку дополнительного бункера и забора, препятствующего распространению отходов за пределы контейнерной площадки.
Аналогичные доводы изложены в ответе от ДД.ММ.ГГГГ МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации <адрес>» на обращение ФИО7 по факту законности размещения контейнерной площадки по адресу <адрес>.
Кроме того, данные обстоятельства также подтверждаются копией протокола собрания жителей ТОС «Фрунзе» от ДД.ММ.ГГГГ о ликвидации контейнеров по <адрес>.
Из ответа АУ «Кызыл-Озек-Сервис» от ДД.ММ.ГГГГ МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации <адрес>» следует, что на улицах <адрес>, пер. <адрес> специализированной техники (мусоровоза) невозможен, поскольку ширина указанных улиц и наклон не соответствуют требованиям, необходимым для проезда мусоровоза.
При этом в судебном заседании ни стороной ответчика, ни представителем АУ «Кызыл-Озек-Сервис» не представлено доказательств подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, не обосновано, каким нормативно-правовым актом регламентированы требования к ширине и наклону улиц, необходимых для проезда вышеуказанной спецтехники.
Кроме того, согласно п. 1, 3 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ, п. 2 Правил № места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пунктом 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в данном пункте СанПиН расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к правилам.
Согласно пункту 19 раздела III Правил №, регламентирующему порядок формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО и требования к его содержанию, реестр должен содержать данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО, сведения об одном или нескольких объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются ТКО, складируемые в соответствующих местах (на площадках) накопления ТКО.
Как следует из акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, количество домов на территории ТОС «Фрунзе», составляет 658, количество проживающих 852 человека, имеется техническая возможность для оборудования мест ТКО по <адрес> в районе домов 2, 14, 20.
Согласно Приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ N 55-ВД «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых приказов Комитета по тарифам Республики Алтай» среднемесячный норматив, куб. м на 1 расчетную единицу по индивидуальным жилым домам составляет 0,13673 куб.м.
То есть, с учетом количества жителей ТОС «Фрунзе» размер среднемесячного накопления ТКО составляет 116,5 куб.м. (0,13678*852), при этом с учетом объема имеющихся в указанном микрорайоне мест накопления ТКО, который согласно пояснений представителя ответчика в судебном заседании в совокупности составляет 5,25 куб.м. (это же значение определено в реестре мест накоплений), принимая во внимание, что вывоз ТКО в зависимости от погодных условий должен осуществляться ежедневно или один раз в три дня (среднее арифметическое значение 2), соответственно, объем среднемесячных накоплений при надлежащем вывозе ТКО составит при имеющихся местах накопления ТКО лишь 78,75 куб.м. в месяц (5,25*30/2).
Таким образом, доводы представителя ответчика о достаточности имеющихся в вышеуказанном микрорайоне мест накопления ТКО, суд находит необоснованными, поскольку с учетом количества проживающих в ТОС «Фрунзе» (852 чел.), количества имеющихся мест накопления ТКО с установленным в судебном заседании объемом накопления (5,25 куб.м.), нормативов накопления ТКО в месяц, установленного Комитетом по тарифам Республики Алтай (0,13673 куб.м. на 1 ед.), сроков вывоза ТКО (1-3 дня), а также с учетом пояснений председателя ТОС «Фрунзе», актов осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, протяженности улиц Трофимова и Фрунзе, существующих на данный момент мест накопления ТКО недостаточно, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает угрозу причинения вреда окружающей среде, таким образом, Администрацией МО «<адрес>» не принято должных мер к исполнению обязанностей по созданию необходимого количества мест (площадок) для накопления отходов в микрорайоне ТОС «Фрунзе».
Тот факт, что в настоящее время заявленные в уточненном иске места накопления ТКО отсутствуют в реестре мест накопления не препятствует ответчику в установленном порядке определить их местонахождение с учетом СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 и внести их в реестр.
При указанных обстоятельствах заявленные требования прокурора, направленные на реализацию конституционного принципа приоритета интересов граждан, их жизни и здоровья, путем создания условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья граждан, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на Администрацию муниципального образования «<адрес>» (ИНН 0411112575) в течение 9 месяцев с момента вступления в законную силу обязанность организовать места временного накопления твердых коммунальных отходов (контейнерные площадки) на территории ТОС «Фрунзе» <адрес>, расположенные по адресным ориентирам <адрес>, либо на минимально допустимом расстоянии от указанных ориентиров в соответствии с п. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья Т.Н. Кошкина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.