Решение по делу № 2-5372/2024 от 09.08.2024

Дело № 2-5372/2024

УИД 18RS0003-01-2024-009554-56

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2024 года город Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Ахметзяновой А.Ф.,

при секретаре Коркиной Е.К.,

с участием истца СЮВ,

представителя ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СЮВ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике о признании незаконным решения об отказе в назначении мер социальной поддержки, возложении обязанности назначить меры социальной поддержки,

установил:

СЮВ обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - ОСФР по Удмуртской Республике) о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить и выплатить пособие.

В обоснование исковых требований истец указал, что 30.07.2024 через портал Госуслуги в сети Интернет обратился в Социальный Фонд России с заявлением об установлении выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике <номер> от 05.08.2024 истцу было отказано в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки, а именно в установлении выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка по причине наличия в заявлении недостоверных или неполных данных. В комментариях к решению указано, что после получения заявления, отправленного на доработку, замечания не устранены. Данные о расторжении брака не подтвердились.

Данные утверждения являются несостоятельными и незаконными. 31.07.2024 в адрес ответчика направлялось заявление с приложением копий необходимых документов, в том числе копии выписки из решения Октябрьского районного суда г. Ижевска по делу № 2-2656/2021 от 29.10.2021, копии свидетельства о расторжении брака I-НИ <номер>, выдано 17.12.2021 Устиновским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Администрации <адрес> Республики и копии определения Октябрьского районного суда г. Ижевска от 14.03.2023 по делу № 2-505/2023, подтверждающих факт расторжения брака.

Истец считает, что решение ответчика является незаконным, грубо нарушает право истца на установление ему ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, поскольку к заявлению прилагались все необходимые документы.

Истец с учетом уточнения исковых требований просил суд:

1. Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике <номер> от 05.08.2024 незаконным и недействительным.

2. Признать право истца на установление ему выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка и обязать ответчика устранить допущенное нарушение прав истца посредством установления истцу выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, начиная с момента первоначального обращения с 30.07.2024 в размере 100% величины прожиточного минимума для детей.

Истец СЮВ в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании исковые требования истца не признала, считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Из письменных возражений представителя ответчика следует, что 30.07.2024 СЮВ подал в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) заявление об установлении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка – СМЮ, <дата> года рождения. 01.08.2024 СЮВ Отделение направило запрос на исправление заявления. Описание необходимого исправления: в течение 5 рабочих дней необходимо корректно заполнить сведения о расторжении брака и предоставить в клиентскую службу по месту жительства свидетельство о расторжении брака. 05.08.2024 СЮВ получил отказ в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки, в связи с наличием в заявлении недостоверных или неполных данных. На запрос Отделения из ЕГР ЗАГС поступили сведения о регистрации брака СЮВ и ФИО6 Отделение на проверку сведений о расторжении брака СЮВ 30.07.2024 и 01.08.2024 направило запросы, которые содержали его фамилию, имя, отчество и дату рождения. При этом в записи о расторжении брака содержатся неполные данные в отношении СЮВ, что не позволяет однозначно идентифицировать его как субъекта актовой записи. На момент принятия решения СЮВ документ о расторжении брака не предоставлен. Отделение полагает, что истец не регистрируя расторжение брака в органах ЗАГС на основании решения суда злоупотребляет своим правом, вытекающим из норм Федерального закона № 143-ФЗ, тем самым уклоняется от соблюдения установленной законом процедуры регистрации в органах ЗАГС сведений о расторжении брака.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации как социальном государстве устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом (часть 1 статьи 39).

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции РФ).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан, имеющих детей, на получение пособий в Российской Федерации регулируются Федеральным законом N 81-ФЗ от 19.05.1995 "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ).

Согласно ст. 9 Федерального закона РФ N 81-ФЗ право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации.

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, <адрес>, федеральной территории "Сириус".

Назначение и выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются: беременной женщине в случае, если срок ее беременности составляет шесть и более недель и она встала на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до двенадцати недель); одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации.

Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с частью шестой настоящей статьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.

Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка установлен постановлением Правительства РФ N 2330 от 16.12.2022 "О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка", которым утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (далее - Правила).

В соответствии с п. 19 Правил для назначения пособия заявителем подается заявление о назначении ежемесячного пособия в орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, по месту жительства (пребывания), в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Согласно п.23 Правил документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты ежемесячного пособия, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. N 2330 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка», запрашиваются органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, в рамках межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем в соответствии с перечнем (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации). Срок подготовки и направления ответа на межведомственный электронный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного электронного запроса в орган и (или) организацию.

Согласно п. 25 Правил орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, вправе проверять достоверность представленных заявителем документов, а также указанных в заявлении о назначении ежемесячного пособия сведений.

В силу п. 28 Правил заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность документов (сведений), указанных в заявлении о назначении ежемесячного пособия, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп. "в" п. 31 Правил основанием для отказа в назначении ежемесячного пособия является, в том числе, наличие в заявлении о назначении ежемесячного пособия недостоверных или неполных данных, за исключением случая, предусмотренного пунктом 35 настоящих Правил.

Решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия принимается органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячного пособия. Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия продлевается на 20 рабочих дней в случае непоступления документов (сведений), запрашиваемых в рамках межведомственного электронного взаимодействия, или недостающих документов (сведений), представленных позднее 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячного пособия. В случае принятия решения об отказе в назначении ежемесячного пособия органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня принятия такого решения, гражданину направляется уведомление с указанием аргументированного обоснования (п. 34 Правил).

Согласно п. 35 Правил в случае установления факта наличия в заявлении о назначении ежемесячного пособия и (или) документах (сведениях), представленных заявителем, недостоверной и (или) неполной информации, в том числе в случае установления факта наличия у заявителя места жительства (пребывания) на территории Российской Федерации при указании заявителем в заявлении о назначении ежемесячного пособия адреса места фактического проживания, орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, вправе вернуть такие заявления о назначении ежемесячного пособия и (или) документы (сведения) заявителю на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке.

В этом случае срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия приостанавливается до момента представления заявителем доработанного заявления о назначении ежемесячного пособия и (или) доработанных документов (сведений), но не более чем на 5 рабочих дней.

Заявитель представляет в орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, доработанное заявление о назначении ежемесячного пособия и (или) доработанные документы (сведения) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о назначении ежемесячного пособия от органа, осуществляющего назначение и выплату ежемесячного пособия.

Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия возобновляется со дня поступления в орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, доработанного заявления о назначении ежемесячного пособия и (или) доработанных документов (сведений).

Судом установлено, что СЮВ является отцом несовершеннолетней СМЮ, <дата> года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении I-НИ <номер>, выданным Отделом ЗАГС администрации муниципального образования «<адрес>» Удмуртской Республики.

Определением Октябрьского районного суда <адрес> от <дата> между родителями несовершеннолетней СМЮ утверждено мировое соглашение, по условиям которого место жительства ребенка определено по месту жительства ее отца СЮВ.

<дата> истец СЮВ подал в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) заявления об установлении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка на несовершеннолетнюю дочь СМЮ, <дата> года рождения.

<дата> СЮВ Отделение направило запрос на исправление заявления, в течение 5 рабочих дней необходимо корректно заполнить сведения о расторжении брака и представить в клиентскую службу по месту жительства свидетельство о расторжении брака.

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике <номер> от <дата> СЮВ отказано в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки, поскольку после получения заявления, отправленного на доработку, замечания не устранены, данные о расторжении брака не подтвердились.

<дата> СЮВ в Клиентскую службу в Индустриальном и Октябрьском районах представлены копии выписки из решения Октябрьского районного суда г. Ижевска по делу № 2-2656/2021 от <дата>, копия свидетельства о расторжении брака I-НИ <номер>, выдано <дата> Устиновским отделом Управления ЗАГС Администрации <адрес>, копия определения Октябрьского районного суда <адрес> от <дата> об утверждении мирового соглашения.

Анализ установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств свидетельствует о том, что оспариваемое истцом решение от <дата> не соответствует требованиям закона, поскольку после направления заявления о назначении пособия от <дата> заявителем нарочно в Клиентскую службу Индустриального и <адрес>х ОСФР по Удмуртской Республике представлены копия выписки из решения Октябрьского районного суда <адрес> по делу <номер> от <дата>, копия свидетельства о расторжении брака I-НИ <номер>, выдано <дата> Устиновским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Администрации <адрес> УР, копия определения Октябрьского районного суда <адрес> от <дата>, что согласуется с п. 23 Правил, предусматривающим возможность предоставления заявителем документов.

Доводы ответчика о том, что истец уклоняется от соблюдения установленной законом процедуры регистрации в органах ЗАГС сведений о расторжении брака, являются необоснованными.

Согласно ч.1, 2, 3 ст.25 Семейного кодекса Российской Федерации брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде - со дня вступления решения суда в законную силу. Расторжение брака в суде подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" основанием для государственной регистрации расторжения брака является:

совместное заявление о расторжении брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия;

заявление о расторжении брака, поданное одним из супругов, и вступившее в законную силу решение (приговор) суда в отношении другого супруга, если он признан судом безвестно отсутствующим, признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет;

решение суда о расторжении брака, вступившее в законную силу.

Таким образом, при вынесении оспариваемого решения ОСФР по Удмуртской Республике располагало необходимыми документами, свидетельствующими о расторжении брака заявителя.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности решения ОСФР по Удмуртской Республике <номер> от 05.08.2024 об отказе в назначении СЮВ ежемесячного пособия на детей, учитывая положения Правил о назначении пособия <номер>, а также произведенный ответчиком расчет среднедушевого дохода семьи истца за спорный период, сведения о котором представлены в материалы дела, а также тот факт, что среднедушевой доход семьи истца за спорный период не превышал величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Удмуртской Республике, и истец отвечал установленным требованиям для назначения указанного пособия, суд приходит к выводу о необходимости признания права истцана получение ежемесячного пособия в связи с воспитанием ребенка - СМЮ, <дата> года рождения, и возложения на ответчика обязанности назначить СЮВ пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка в размере 100% величины прожиточного минимума для детей, установленного в Удмуртской Республике, начиная с 30 июля 2024 года.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, приведенные нормы права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования СЮВ (СНИЛС <номер>) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (ИНН <номер>) удовлетворить.

Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике <номер> от 05.08.2024 незаконным.

Признать право истца на получение ежемесячного пособия в связи с воспитанием ребенка -СМЮ, <дата> года рождения

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике обязанность

назначить СЮВ ежемесячное пособие в связи с воспитанием ребенка – СМЮ, <дата> года рождения, в размере 100% величины прожиточного минимума для детей, установленного в Удмуртской Республике, начиная с 30 июля 2024 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.

Председательствующий судья: А.Ф. Ахметзянова

Решение в окончательной форме изготовлено судьей 10 декабря 2024 года.

Судья: А.Ф. Ахметзянова

Дело <номер>

УИД 18RS0<номер>-56

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

Резолютивная часть

<дата> <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> Республики в составе:

председательствующего судьи Ахметзяновой А.Ф.,

при секретаре ФИО4,

с участием истца СЮВ,

представителя ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СЮВ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике о признании незаконным решения об отказе в назначении мер социальной поддержки, возложении обязанности назначить меры социальной поддержки,

руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования СЮВ (СНИЛС 071-062-006 06) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (ИНН 1833005196) удовлетворить.

Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике <номер>.001544/2024-0230649 от <дата> незаконным.

Признать право истца на получение ежемесячного пособия в связи с воспитанием ребенка -СМЮ, <дата> года рождения

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике обязанность

назначить СЮВ ежемесячное пособие в связи с воспитанием ребенка – СМЮ, <дата> года рождения, в размере 100% величины прожиточного минимума для детей, установленного в Удмуртской Республике, начиная с <дата>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес> Республики.

Председательствующий судья: А.Ф. Ахметзянова

Дело № 2-5372/2024

УИД 18RS0003-01-2024-009554-56

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2024 года город Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Ахметзяновой А.Ф.,

при секретаре Коркиной Е.К.,

с участием истца СЮВ,

представителя ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СЮВ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике о признании незаконным решения об отказе в назначении мер социальной поддержки, возложении обязанности назначить меры социальной поддержки,

установил:

СЮВ обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - ОСФР по Удмуртской Республике) о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить и выплатить пособие.

В обоснование исковых требований истец указал, что 30.07.2024 через портал Госуслуги в сети Интернет обратился в Социальный Фонд России с заявлением об установлении выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике <номер> от 05.08.2024 истцу было отказано в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки, а именно в установлении выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка по причине наличия в заявлении недостоверных или неполных данных. В комментариях к решению указано, что после получения заявления, отправленного на доработку, замечания не устранены. Данные о расторжении брака не подтвердились.

Данные утверждения являются несостоятельными и незаконными. 31.07.2024 в адрес ответчика направлялось заявление с приложением копий необходимых документов, в том числе копии выписки из решения Октябрьского районного суда г. Ижевска по делу № 2-2656/2021 от 29.10.2021, копии свидетельства о расторжении брака I-НИ <номер>, выдано 17.12.2021 Устиновским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Администрации <адрес> Республики и копии определения Октябрьского районного суда г. Ижевска от 14.03.2023 по делу № 2-505/2023, подтверждающих факт расторжения брака.

Истец считает, что решение ответчика является незаконным, грубо нарушает право истца на установление ему ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, поскольку к заявлению прилагались все необходимые документы.

Истец с учетом уточнения исковых требований просил суд:

1. Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике <номер> от 05.08.2024 незаконным и недействительным.

2. Признать право истца на установление ему выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка и обязать ответчика устранить допущенное нарушение прав истца посредством установления истцу выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, начиная с момента первоначального обращения с 30.07.2024 в размере 100% величины прожиточного минимума для детей.

Истец СЮВ в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании исковые требования истца не признала, считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Из письменных возражений представителя ответчика следует, что 30.07.2024 СЮВ подал в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) заявление об установлении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка – СМЮ, <дата> года рождения. 01.08.2024 СЮВ Отделение направило запрос на исправление заявления. Описание необходимого исправления: в течение 5 рабочих дней необходимо корректно заполнить сведения о расторжении брака и предоставить в клиентскую службу по месту жительства свидетельство о расторжении брака. 05.08.2024 СЮВ получил отказ в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки, в связи с наличием в заявлении недостоверных или неполных данных. На запрос Отделения из ЕГР ЗАГС поступили сведения о регистрации брака СЮВ и ФИО6 Отделение на проверку сведений о расторжении брака СЮВ 30.07.2024 и 01.08.2024 направило запросы, которые содержали его фамилию, имя, отчество и дату рождения. При этом в записи о расторжении брака содержатся неполные данные в отношении СЮВ, что не позволяет однозначно идентифицировать его как субъекта актовой записи. На момент принятия решения СЮВ документ о расторжении брака не предоставлен. Отделение полагает, что истец не регистрируя расторжение брака в органах ЗАГС на основании решения суда злоупотребляет своим правом, вытекающим из норм Федерального закона № 143-ФЗ, тем самым уклоняется от соблюдения установленной законом процедуры регистрации в органах ЗАГС сведений о расторжении брака.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации как социальном государстве устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом (часть 1 статьи 39).

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции РФ).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан, имеющих детей, на получение пособий в Российской Федерации регулируются Федеральным законом N 81-ФЗ от 19.05.1995 "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ).

Согласно ст. 9 Федерального закона РФ N 81-ФЗ право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации.

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, <адрес>, федеральной территории "Сириус".

Назначение и выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются: беременной женщине в случае, если срок ее беременности составляет шесть и более недель и она встала на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до двенадцати недель); одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации.

Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с частью шестой настоящей статьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.

Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка установлен постановлением Правительства РФ N 2330 от 16.12.2022 "О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка", которым утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (далее - Правила).

В соответствии с п. 19 Правил для назначения пособия заявителем подается заявление о назначении ежемесячного пособия в орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, по месту жительства (пребывания), в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Согласно п.23 Правил документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты ежемесячного пособия, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. N 2330 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка», запрашиваются органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, в рамках межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем в соответствии с перечнем (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации). Срок подготовки и направления ответа на межведомственный электронный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного электронного запроса в орган и (или) организацию.

Согласно п. 25 Правил орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, вправе проверять достоверность представленных заявителем документов, а также указанных в заявлении о назначении ежемесячного пособия сведений.

В силу п. 28 Правил заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность документов (сведений), указанных в заявлении о назначении ежемесячного пособия, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп. "в" п. 31 Правил основанием для отказа в назначении ежемесячного пособия является, в том числе, наличие в заявлении о назначении ежемесячного пособия недостоверных или неполных данных, за исключением случая, предусмотренного пунктом 35 настоящих Правил.

Решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия принимается органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячного пособия. Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия продлевается на 20 рабочих дней в случае непоступления документов (сведений), запрашиваемых в рамках межведомственного электронного взаимодействия, или недостающих документов (сведений), представленных позднее 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячного пособия. В случае принятия решения об отказе в назначении ежемесячного пособия органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня принятия такого решения, гражданину направляется уведомление с указанием аргументированного обоснования (п. 34 Правил).

Согласно п. 35 Правил в случае установления факта наличия в заявлении о назначении ежемесячного пособия и (или) документах (сведениях), представленных заявителем, недостоверной и (или) неполной информации, в том числе в случае установления факта наличия у заявителя места жительства (пребывания) на территории Российской Федерации при указании заявителем в заявлении о назначении ежемесячного пособия адреса места фактического проживания, орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, вправе вернуть такие заявления о назначении ежемесячного пособия и (или) документы (сведения) заявителю на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке.

В этом случае срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия приостанавливается до момента представления заявителем доработанного заявления о назначении ежемесячного пособия и (или) доработанных документов (сведений), но не более чем на 5 рабочих дней.

Заявитель представляет в орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, доработанное заявление о назначении ежемесячного пособия и (или) доработанные документы (сведения) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о назначении ежемесячного пособия от органа, осуществляющего назначение и выплату ежемесячного пособия.

Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия возобновляется со дня поступления в орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, доработанного заявления о назначении ежемесячного пособия и (или) доработанных документов (сведений).

Судом установлено, что СЮВ является отцом несовершеннолетней СМЮ, <дата> года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении I-НИ <номер>, выданным Отделом ЗАГС администрации муниципального образования «<адрес>» Удмуртской Республики.

Определением Октябрьского районного суда <адрес> от <дата> между родителями несовершеннолетней СМЮ утверждено мировое соглашение, по условиям которого место жительства ребенка определено по месту жительства ее отца СЮВ.

<дата> истец СЮВ подал в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) заявления об установлении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка на несовершеннолетнюю дочь СМЮ, <дата> года рождения.

<дата> СЮВ Отделение направило запрос на исправление заявления, в течение 5 рабочих дней необходимо корректно заполнить сведения о расторжении брака и представить в клиентскую службу по месту жительства свидетельство о расторжении брака.

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике <номер> от <дата> СЮВ отказано в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки, поскольку после получения заявления, отправленного на доработку, замечания не устранены, данные о расторжении брака не подтвердились.

<дата> СЮВ в Клиентскую службу в Индустриальном и Октябрьском районах представлены копии выписки из решения Октябрьского районного суда г. Ижевска по делу № 2-2656/2021 от <дата>, копия свидетельства о расторжении брака I-НИ <номер>, выдано <дата> Устиновским отделом Управления ЗАГС Администрации <адрес>, копия определения Октябрьского районного суда <адрес> от <дата> об утверждении мирового соглашения.

Анализ установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств свидетельствует о том, что оспариваемое истцом решение от <дата> не соответствует требованиям закона, поскольку после направления заявления о назначении пособия от <дата> заявителем нарочно в Клиентскую службу Индустриального и <адрес>х ОСФР по Удмуртской Республике представлены копия выписки из решения Октябрьского районного суда <адрес> по делу <номер> от <дата>, копия свидетельства о расторжении брака I-НИ <номер>, выдано <дата> Устиновским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Администрации <адрес> УР, копия определения Октябрьского районного суда <адрес> от <дата>, что согласуется с п. 23 Правил, предусматривающим возможность предоставления заявителем документов.

Доводы ответчика о том, что истец уклоняется от соблюдения установленной законом процедуры регистрации в органах ЗАГС сведений о расторжении брака, являются необоснованными.

Согласно ч.1, 2, 3 ст.25 Семейного кодекса Российской Федерации брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде - со дня вступления решения суда в законную силу. Расторжение брака в суде подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" основанием для государственной регистрации расторжения брака является:

совместное заявление о расторжении брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия;

заявление о расторжении брака, поданное одним из супругов, и вступившее в законную силу решение (приговор) суда в отношении другого супруга, если он признан судом безвестно отсутствующим, признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет;

решение суда о расторжении брака, вступившее в законную силу.

Таким образом, при вынесении оспариваемого решения ОСФР по Удмуртской Республике располагало необходимыми документами, свидетельствующими о расторжении брака заявителя.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности решения ОСФР по Удмуртской Республике <номер> от 05.08.2024 об отказе в назначении СЮВ ежемесячного пособия на детей, учитывая положения Правил о назначении пособия <номер>, а также произведенный ответчиком расчет среднедушевого дохода семьи истца за спорный период, сведения о котором представлены в материалы дела, а также тот факт, что среднедушевой доход семьи истца за спорный период не превышал величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Удмуртской Республике, и истец отвечал установленным требованиям для назначения указанного пособия, суд приходит к выводу о необходимости признания права истцана получение ежемесячного пособия в связи с воспитанием ребенка - СМЮ, <дата> года рождения, и возложения на ответчика обязанности назначить СЮВ пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка в размере 100% величины прожиточного минимума для детей, установленного в Удмуртской Республике, начиная с 30 июля 2024 года.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, приведенные нормы права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования СЮВ (СНИЛС <номер>) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (ИНН <номер>) удовлетворить.

Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике <номер> от 05.08.2024 незаконным.

Признать право истца на получение ежемесячного пособия в связи с воспитанием ребенка -СМЮ, <дата> года рождения

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике обязанность

назначить СЮВ ежемесячное пособие в связи с воспитанием ребенка – СМЮ, <дата> года рождения, в размере 100% величины прожиточного минимума для детей, установленного в Удмуртской Республике, начиная с 30 июля 2024 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.

Председательствующий судья: А.Ф. Ахметзянова

Решение в окончательной форме изготовлено судьей 10 декабря 2024 года.

Судья: А.Ф. Ахметзянова

Дело <номер>

УИД 18RS0<номер>-56

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

Резолютивная часть

<дата> <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> Республики в составе:

председательствующего судьи Ахметзяновой А.Ф.,

при секретаре ФИО4,

с участием истца СЮВ,

представителя ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СЮВ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике о признании незаконным решения об отказе в назначении мер социальной поддержки, возложении обязанности назначить меры социальной поддержки,

руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования СЮВ (СНИЛС 071-062-006 06) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (ИНН 1833005196) удовлетворить.

Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике <номер>.001544/2024-0230649 от <дата> незаконным.

Признать право истца на получение ежемесячного пособия в связи с воспитанием ребенка -СМЮ, <дата> года рождения

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике обязанность

назначить СЮВ ежемесячное пособие в связи с воспитанием ребенка – СМЮ, <дата> года рождения, в размере 100% величины прожиточного минимума для детей, установленного в Удмуртской Республике, начиная с <дата>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес> Республики.

Председательствующий судья: А.Ф. Ахметзянова

2-5372/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Сухоруков Юлий Викторович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по УР
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Ахметзянова Альбина Фаязовна
Дело на сайте суда
oktyabrskiy.udm.sudrf.ru
09.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2024Передача материалов судье
16.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.09.2024Предварительное судебное заседание
03.10.2024Предварительное судебное заседание
21.11.2024Судебное заседание
26.11.2024Судебное заседание
10.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее