УИД 18RS0003-01-2024-009554-56
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2024 года город Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Ахметзяновой А.Ф.,
при секретаре Коркиной Е.К.,
с участием истца СЮВ,
представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СЮВ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике о признании незаконным решения об отказе в назначении мер социальной поддержки, возложении обязанности назначить меры социальной поддержки,
установил:
СЮВ обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - ОСФР по Удмуртской Республике) о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить и выплатить пособие.
В обоснование исковых требований истец указал, что 30.07.2024 через портал Госуслуги в сети Интернет обратился в Социальный Фонд России с заявлением об установлении выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике <номер> от 05.08.2024 истцу было отказано в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки, а именно в установлении выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка по причине наличия в заявлении недостоверных или неполных данных. В комментариях к решению указано, что после получения заявления, отправленного на доработку, замечания не устранены. Данные о расторжении брака не подтвердились.
Данные утверждения являются несостоятельными и незаконными. 31.07.2024 в адрес ответчика направлялось заявление с приложением копий необходимых документов, в том числе копии выписки из решения Октябрьского районного суда г. Ижевска по делу № 2-2656/2021 от 29.10.2021, копии свидетельства о расторжении брака I-НИ <номер>, выдано 17.12.2021 Устиновским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Администрации <адрес> Республики и копии определения Октябрьского районного суда г. Ижевска от 14.03.2023 по делу № 2-505/2023, подтверждающих факт расторжения брака.
Истец считает, что решение ответчика является незаконным, грубо нарушает право истца на установление ему ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, поскольку к заявлению прилагались все необходимые документы.
Истец с учетом уточнения исковых требований просил суд:
1. Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике <номер> от 05.08.2024 незаконным и недействительным.
2. Признать право истца на установление ему выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка и обязать ответчика устранить допущенное нарушение прав истца посредством установления истцу выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, начиная с момента первоначального обращения с 30.07.2024 в размере 100% величины прожиточного минимума для детей.
Истец СЮВ в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании исковые требования истца не признала, считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Из письменных возражений представителя ответчика следует, что 30.07.2024 СЮВ подал в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) заявление об установлении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка – СМЮ, <дата> года рождения. 01.08.2024 СЮВ Отделение направило запрос на исправление заявления. Описание необходимого исправления: в течение 5 рабочих дней необходимо корректно заполнить сведения о расторжении брака и предоставить в клиентскую службу по месту жительства свидетельство о расторжении брака. 05.08.2024 СЮВ получил отказ в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки, в связи с наличием в заявлении недостоверных или неполных данных. На запрос Отделения из ЕГР ЗАГС поступили сведения о регистрации брака СЮВ и ФИО6 Отделение на проверку сведений о расторжении брака СЮВ 30.07.2024 и 01.08.2024 направило запросы, которые содержали его фамилию, имя, отчество и дату рождения. При этом в записи о расторжении брака содержатся неполные данные в отношении СЮВ, что не позволяет однозначно идентифицировать его как субъекта актовой записи. На момент принятия решения СЮВ документ о расторжении брака не предоставлен. Отделение полагает, что истец не регистрируя расторжение брака в органах ЗАГС на основании решения суда злоупотребляет своим правом, вытекающим из норм Федерального закона № 143-ФЗ, тем самым уклоняется от соблюдения установленной законом процедуры регистрации в органах ЗАГС сведений о расторжении брака.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации как социальном государстве устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом (часть 1 статьи 39).
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции РФ).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан, имеющих детей, на получение пособий в Российской Федерации регулируются Федеральным законом N 81-ФЗ от 19.05.1995 "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ).
Согласно ст. 9 Федерального закона РФ N 81-ФЗ право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации.
Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, <адрес>, федеральной территории "Сириус".
Назначение и выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются: беременной женщине в случае, если срок ее беременности составляет шесть и более недель и она встала на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до двенадцати недель); одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации.
Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с частью шестой настоящей статьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка установлен постановлением Правительства РФ N 2330 от 16.12.2022 "О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка", которым утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (далее - Правила).
В соответствии с п. 19 Правил для назначения пособия заявителем подается заявление о назначении ежемесячного пособия в орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, по месту жительства (пребывания), в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Согласно п.23 Правил документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты ежемесячного пособия, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. N 2330 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка», запрашиваются органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, в рамках межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем в соответствии с перечнем (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации). Срок подготовки и направления ответа на межведомственный электронный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного электронного запроса в орган и (или) организацию.
Согласно п. 25 Правил орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, вправе проверять достоверность представленных заявителем документов, а также указанных в заявлении о назначении ежемесячного пособия сведений.
В силу п. 28 Правил заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность документов (сведений), указанных в заявлении о назначении ежемесячного пособия, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. "в" п. 31 Правил основанием для отказа в назначении ежемесячного пособия является, в том числе, наличие в заявлении о назначении ежемесячного пособия недостоверных или неполных данных, за исключением случая, предусмотренного пунктом 35 настоящих Правил.
Решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия принимается органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячного пособия. Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия продлевается на 20 рабочих дней в случае непоступления документов (сведений), запрашиваемых в рамках межведомственного электронного взаимодействия, или недостающих документов (сведений), представленных позднее 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячного пособия. В случае принятия решения об отказе в назначении ежемесячного пособия органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня принятия такого решения, гражданину направляется уведомление с указанием аргументированного обоснования (п. 34 Правил).
Согласно п. 35 Правил в случае установления факта наличия в заявлении о назначении ежемесячного пособия и (или) документах (сведениях), представленных заявителем, недостоверной и (или) неполной информации, в том числе в случае установления факта наличия у заявителя места жительства (пребывания) на территории Российской Федерации при указании заявителем в заявлении о назначении ежемесячного пособия адреса места фактического проживания, орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, вправе вернуть такие заявления о назначении ежемесячного пособия и (или) документы (сведения) заявителю на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке.
В этом случае срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия приостанавливается до момента представления заявителем доработанного заявления о назначении ежемесячного пособия и (или) доработанных документов (сведений), но не более чем на 5 рабочих дней.
Заявитель представляет в орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, доработанное заявление о назначении ежемесячного пособия и (или) доработанные документы (сведения) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о назначении ежемесячного пособия от органа, осуществляющего назначение и выплату ежемесячного пособия.
Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия возобновляется со дня поступления в орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, доработанного заявления о назначении ежемесячного пособия и (или) доработанных документов (сведений).
Судом установлено, что СЮВ является отцом несовершеннолетней СМЮ, <дата> года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении I-НИ <номер>, выданным Отделом ЗАГС администрации муниципального образования «<адрес>» Удмуртской Республики.
Определением Октябрьского районного суда <адрес> от <дата> между родителями несовершеннолетней СМЮ утверждено мировое соглашение, по условиям которого место жительства ребенка определено по месту жительства ее отца СЮВ.
<дата> истец СЮВ подал в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) заявления об установлении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка на несовершеннолетнюю дочь СМЮ, <дата> года рождения.
<дата> СЮВ Отделение направило запрос на исправление заявления, в течение 5 рабочих дней необходимо корректно заполнить сведения о расторжении брака и представить в клиентскую службу по месту жительства свидетельство о расторжении брака.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике <номер> от <дата> СЮВ отказано в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки, поскольку после получения заявления, отправленного на доработку, замечания не устранены, данные о расторжении брака не подтвердились.
<дата> СЮВ в Клиентскую службу в Индустриальном и Октябрьском районах представлены копии выписки из решения Октябрьского районного суда г. Ижевска по делу № 2-2656/2021 от <дата>, копия свидетельства о расторжении брака I-НИ <номер>, выдано <дата> Устиновским отделом Управления ЗАГС Администрации <адрес>, копия определения Октябрьского районного суда <адрес> от <дата> об утверждении мирового соглашения.
Анализ установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств свидетельствует о том, что оспариваемое истцом решение от <дата> не соответствует требованиям закона, поскольку после направления заявления о назначении пособия от <дата> заявителем нарочно в Клиентскую службу Индустриального и <адрес>х ОСФР по Удмуртской Республике представлены копия выписки из решения Октябрьского районного суда <адрес> по делу <номер> от <дата>, копия свидетельства о расторжении брака I-НИ <номер>, выдано <дата> Устиновским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Администрации <адрес> УР, копия определения Октябрьского районного суда <адрес> от <дата>, что согласуется с п. 23 Правил, предусматривающим возможность предоставления заявителем документов.
Доводы ответчика о том, что истец уклоняется от соблюдения установленной законом процедуры регистрации в органах ЗАГС сведений о расторжении брака, являются необоснованными.
Согласно ч.1, 2, 3 ст.25 Семейного кодекса Российской Федерации брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде - со дня вступления решения суда в законную силу. Расторжение брака в суде подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" основанием для государственной регистрации расторжения брака является:
совместное заявление о расторжении брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия;
заявление о расторжении брака, поданное одним из супругов, и вступившее в законную силу решение (приговор) суда в отношении другого супруга, если он признан судом безвестно отсутствующим, признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет;
решение суда о расторжении брака, вступившее в законную силу.
Таким образом, при вынесении оспариваемого решения ОСФР по Удмуртской Республике располагало необходимыми документами, свидетельствующими о расторжении брака заявителя.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности решения ОСФР по Удмуртской Республике <номер> от 05.08.2024 об отказе в назначении СЮВ ежемесячного пособия на детей, учитывая положения Правил о назначении пособия <номер>, а также произведенный ответчиком расчет среднедушевого дохода семьи истца за спорный период, сведения о котором представлены в материалы дела, а также тот факт, что среднедушевой доход семьи истца за спорный период не превышал величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Удмуртской Республике, и истец отвечал установленным требованиям для назначения указанного пособия, суд приходит к выводу о необходимости признания права истцана получение ежемесячного пособия в связи с воспитанием ребенка - СМЮ, <дата> года рождения, и возложения на ответчика обязанности назначить СЮВ пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка в размере 100% величины прожиточного минимума для детей, установленного в Удмуртской Республике, начиная с 30 июля 2024 года.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, приведенные нормы права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования СЮВ (СНИЛС <номер>) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (ИНН <номер>) удовлетворить.
Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике <номер> от 05.08.2024 незаконным.
Признать право истца на получение ежемесячного пособия в связи с воспитанием ребенка -СМЮ, <дата> года рождения
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике обязанность
назначить СЮВ ежемесячное пособие в связи с воспитанием ребенка – СМЮ, <дата> года рождения, в размере 100% величины прожиточного минимума для детей, установленного в Удмуртской Республике, начиная с 30 июля 2024 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.
Председательствующий судья: А.Ф. Ахметзянова
Решение в окончательной форме изготовлено судьей 10 декабря 2024 года.
Судья: А.Ф. Ахметзянова
Дело <номер>
УИД 18RS0<номер>-56
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
Резолютивная часть
<дата> <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Ахметзяновой А.Ф.,
при секретаре ФИО4,
с участием истца СЮВ,
представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СЮВ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике о признании незаконным решения об отказе в назначении мер социальной поддержки, возложении обязанности назначить меры социальной поддержки,
руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования СЮВ (СНИЛС 071-062-006 06) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (ИНН 1833005196) удовлетворить.
Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике <номер>.001544/2024-0230649 от <дата> незаконным.
Признать право истца на получение ежемесячного пособия в связи с воспитанием ребенка -СМЮ, <дата> года рождения
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике обязанность
назначить СЮВ ежемесячное пособие в связи с воспитанием ребенка – СМЮ, <дата> года рождения, в размере 100% величины прожиточного минимума для детей, установленного в Удмуртской Республике, начиная с <дата>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес> Республики.
Председательствующий судья: А.Ф. Ахметзянова