Решение
именем Российской Федерации
Дело №2а-636/2020
УИД 53RS0015-01-2020-000855-37
23 ноября 2020 года г. Сольцы
Солецкий районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Навойчик М.Н.,
при секретаре Лаптевой С.Б.,
с участием административного истца -ст. помощника прокурора Солецкого района Новгородской области Лебедевой М.В.,
представителя административного ответчика администрации Солецкого муниципального района Шветовой Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солецкого муниципального района Новгородской области об обязании устранить на обочинах траву и древесно-кустарниковую растительность, просадки и иные повреждения автомобильной дороги «Рельбицы-Новые Дачи»,
установил:
Прокурор Солецкого района Новгородской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солецкого муниципального района Новгородской области об обязании устранить на обочинах траву и древесно-кустарниковую растительность, просадки и иные повреждения автомобильной дороги «Рельбицы-Новые Дачи». В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Солецкого района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в результате которой выявлены недостатки, а именно: на всем протяжении автомобильной дороги общего пользования «Рельбицы - Новые Дачи» на обочинах имеется трава и древесно-кустарниковая растительность, вплотную примыкающая к дорожному полотну, а также имеются просадки и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Полагает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией Солецкого муниципального района Новгородской области обязанностей по содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения, чем нарушаются права неопределённого круга лиц. Просит обязать администрацию Солецкого муниципального района Новгородской области в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения.
В судебном заседании прокурор Лебедева М.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении., дополнительно пояснив, что считает испрашиваемый срок разумным, позволяющим исполнить решение.
Представитель административного ответчика администрации Солецкого муниципального района Новгородской области Шветова Т.О. в судебном заседании согласилась с исковыми требованиями, однако, учитывая необходимость исполнения администрацией других решений суда по дорогам, соблюдения требований №44-ФЗ, а также возможность исполнения решения с учетом природно-климатических условий, просит увеличить срок исполнения решения до 01 августа 2021 года.
Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 5 указанного Закона одними из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения являются: координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Согласно п.3 ст.5 указанного Закона к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В силу данного Закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3).
В соответствии с ч.1 ст.6 Закона автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 ФЗ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пункт 1 ст. 17 ФЗ от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с подпунктом а пункта 13.2 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 827 (далее - ТР ТС 014/2011), автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать, в том числе, следующим требованиям безопасности: на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.
Как установлено п. 5.1.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (массивные предметы по 4.4 и т.п.), за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.
Как установлено в судебном заседании, в ходе проведенной прокуратурой Солецкого района совместно с должностными лицами ОГИБДД ОМВД России по Солецкому району проверки выявлены нарушения, а именно: на всем протяжении автомобильной дороги общего пользования «Рельбицы-Новые Дачи» на обочинах имеется трава и древесно-кустарниковая растительность, вплотную примыкающая к дорожному полотну, а также имеются просадки и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения РФ скоростью.
Данные нарушения подтверждаются актом проверки и приложенными к акту проверки от 30 сентября 2020 года, фотоснимками (л.д.10-14).
В соответствии с постановлением администрации Солецкого муниципального района Новгородской области от 21 октября 2014 года №1833 автомобильная дорога «Рельбицы - Новые Дачи», протяженностью 1,627 км включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Солецкого района (л.д.24).
Факт нарушения законодательства в области содержания автомобильных дорог в судебном заседании установлен и не оспаривается представителем административного ответчика.
Таким образом, автодорога «Рельбицы-Новые Дачи» находится в неудовлетворительном состоянии, чем нарушаются права граждан, проживающих на этой территории.
Учитывая изложенное, принимая во внимание постановление администрации Солецкого муниципального района Новгородской области от 21 октября 2014 года № 1833, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об обязании администрации Солецкого муниципального района Новгородской области об обязании устранить на обочинах траву и древесно-кустарниковую растительность, просадки и иные повреждения автомобильной дороги «Рельбицы-Новые Дачи», поскольку обязанность по обеспечению проведения необходимых работ в отношении автомобильных дорог местного значения, находящихся в границах Солецкого района, лежит на администрации Солецкого муниципального района Новгородской области, которая не должным образом исполняет возложенные на неё обязанности по содержанию и ремонту данной дороги, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства в области содержания автомобильных дорог, дорожных сооружений в защиту интересов неопределенного круга лиц, т.е. лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них. Суд полагает, что прокурор Солецкого района действовал в рамках представленных ему полномочий.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
При принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только административным ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию административного истца, финансовые возможности административного ответчика, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия в области содержания автомобильных дорог, дорожных сооружений и организации дорожного движения требуют значительных затрат времени и средств, погодные условия, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства в области содержания автомобильных дорог - до 01 июня 2021 года.
В соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи, с чем государственная пошлина с административного ответчика взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солецкого муниципального района Новгородской области об обязании устранить на обочинах траву и древесно-кустарниковую растительность, просадки и иные повреждения автомобильной дороги «Рельбицы-Новые Дачи» удовлетворить.
Обязать администрацию Солецкого муниципального района Новгородской области до 01 июня 2021 года
- устранить на всем протяжении автомобильной дороги общего пользования местного значения Солецкого муниципального района «Рельбицы-Новые Дачи» на обочинах траву и древесно-кустарниковую растительность, просадки и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правиласми дорожного движения РФ скоростью.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Солецкий районный суд Новгородской области в течение месяца.
Председательствующий М.Н. Навойчик