Дело № 2-44/2024 (2-1098/2023) <данные изъяты>
УИД: 29RS0021-01-2023-001283-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Плесецк 29 января 2024 г.
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Алиева Н.М.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием представителя ответчиков ФСИН России, УФСИН России по <адрес>, третьего лица ФКУ ИК-29 УФСИН России по <адрес> по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о взыскании компенсации морального вреда, невыплаченной пенсии,
установил:
ФИО1 обратился в Плесецкий районный суд Архангельской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее – УФСИН) о взыскании компенсации морального вреда, невыплаченной пенсии.
Требования мотивирует тем, что является инвалидом II группы с детства бессрочно, и потому является получателем социальной пенсии в связи с инвалидностью. С ДД.ММ.ГГГГ отбывает назначенное приговором Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ наказание в федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» (далее – ИК-29). Указывает, что по прибытию в данное исправительное учреждение сотрудникам администрации он предоставил копии документов, подтверждающих наличие инвалидности и просил осуществлять начисление пенсии в ИК-29. Сотрудниками администрации исправительного учреждения ФИО1 был заверен в том, что каких-либо заявлений о начислении пенсии ему писать не нужно. В связи с тем, что пенсия длительное время ему не начислялась, истец многократно обращался в администрацию ИК-29 с просьбой организовать начисление его пенсии по месту нахождения, что фактически осуществлено спустя два месяца, и лишь после обращения в органы прокуратуры. Указанными действиями истцу причинены моральные страдания, вызванные отсутствием денежных средств для приобретения необходимых вещей. Считая свои права нарушенными, просит суд взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> <данные изъяты> руб., а также пенсию за <данные изъяты> месяца в размере <данные изъяты> руб.
В ходе рассмотрения дела к участию в качестве соответчиков привлечены Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации (далее – ФСИН), Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Ненецкому автономному округу, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и <адрес>, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ИК-29.
Представители ответчиков УФСИН, ФСИН, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Ненецкому автономному округу, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и <адрес>, третьего лица ИК-29, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Истец ФИО1, изначально участвовавший в рассмотрении дела посредством видеоконференц-связи, от участия в деле отказался, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В этой связи, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
Пунктом 2 ст. 2 ГК РФ установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ отбывает назначенное ему приговором Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ наказание в ИК-29, характеризуется исправительным учреждением удовлетворительно.
Из материалов дела следует, что истец является получателем социальной пенсии по инвалидности, установленной в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2021 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и получателем ежемесячной денежной выплаты, установленной в соответствии с ч. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по категории <данные изъяты>
Правоотношения по установлению, выплате и доставке страховых пенсий регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) и Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н (далее – Правила).
Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденный Постановлением Правления ПФР от 25 июля 2019 г. № 404п (далее – Регламент) определяет порядок предоставления государственной услуги.
В соответствии с п. 5 Регламента гражданин может воспользоваться государственной услугой через своего законного или уполномоченного представителя либо при наличии письменного согласия гражданина через своего работодателя, за исключением случаев подачи заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги. При этом личное участие гражданина в правоотношениях по получению государственной услуги не лишает его права иметь представителя, равно как и участие представителя не лишает гражданина права на личное участие в указанных правоотношениях.
Выплата и доставка пенсий пенсионерам, осужденным к лишению свободы, производится по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсии на лицевые счета осужденных (п. 41 Правил).
При этом, в соответствии с п. 57 Правил запрос выплатного дела пенсионера, пребывающего в исправительном учреждении, оформляется на основании представленных администрацией исправительного учреждения в территориальный орган СФР по месту нахождения исправительного учреждения справки о месте нахождения (пребывания) осужденного и списка пенсионеров, находящихся в исправительном учреждении.
Как следует из материалов дела, на основании запроса выплатного дела от ДД.ММ.ГГГГ пенсионное дело ФИО1 поставлено на учет в ОСФР по <адрес> и НАО только с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступлением справки из ИК-29 о месте пребывания (нахождения) осужденного ФИО1, датированной ДД.ММ.ГГГГ
До вышеуказанной даты вопросы назначения и выплаты пенсии находились в ведении Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и <адрес>, по месту жительства и регистрации ФИО1
Фактически сведения о пенсионном обеспечении, пенсионное дело ФИО1 направлены в ОСФР по <адрес> и НАО ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
Согласно п. 5 вышеуказанных Правил, граждане, осужденные к лишению свободы, обращаются за установлением пенсии в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения.
Заявления и документы, представленные гражданами, осужденными к лишению свободы, подлежат передаче администрацией исправительного учреждения в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации не позднее пяти рабочих дней со дня их представления в администрацию исправительного учреждения.
Взаимодействие территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и исправительных учреждений осуществляется с использованием бумажного документооборота. При наличии технической возможности такое взаимодействие может осуществляться в электронном виде на основании соглашения об электронном документообороте с использованием автоматизированных систем посредством направления электронной версии документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Пункты 1, 3 Письма Министерства внутренних дел Российской Федерации от 06 ноября 1997 года № 18/13-204 «О Порядке оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях» предусматривают, что оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, осуществляется администрацией соответствующего учреждения.
Приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 262 утверждено Положение о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы».
Согласно п. 3 указанного Положения социальная защита осужденных в исправительном учреждении представляет собой комплексную деятельность по оказанию им социальной помощи и поддержки, создающей предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения, оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы.
Социальная помощь оказывается всем осужденным, в первую очередь инвалидам, престарелым, пенсионерам, лицам, переведенным из воспитательных колоний, беременным женщинам, женщинам, имеющим при себе детей, несовершеннолетним, лицам, больным неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями, не имеющим определенного места жительства, утратившим родственные связи, страдающим алкогольной или наркотической зависимостью (п. 4).
В соответствии с п. 14 Положения основными задачами группы являются, в числе прочего содействие в восстановлении и укреплении социально полезных связей осужденных, их трудовом и бытовом устройстве после освобождения, решение вопросов, связанных с пенсионным обеспечением осужденных.
Согласно п. 18 Положения, сотрудники группы социальной защиты должны, в числе прочего, оказывать осужденным индивидуальную помощь, информировать и консультировать их по вопросам пенсионного, иного социального обеспечения; вести учет пенсионеров и лиц, имеющих право на получение пенсий и социальных пособий, с момента наступления у осужденного права на получение пенсии оформлять необходимые документы и направлять их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, об изменении состава пенсионеров в исправительном учреждении, осуществлять контроль за своевременным перечислением пенсий и социальных пособий органами социальной защиты населения и принимать необходимые меры по устранению недостатков; совместно с другими службами принимать меры по получению документов, подтверждающих право осужденных на социальное обеспечение.
Системное толкование указанных норм позволяет утверждать, что основанием для обращения исправительного учреждения в соответствующий территориальный орган пенсионного страхования для назначения пенсии в отношении лица, отбывающего наказание, является заявление лица, отбывающего наказание, о назначении пенсии, которое подлежит передаче в соответствующие органы пенсионного страхования. Все лица реализуют принадлежащие им права самостоятельно, в связи с чем, наличие у административного истца права на получение пенсии не может быть реализовано без его личного участия – обращения с соответствующим заявлением либо иным обращением к администрации колонии.
Как следует из журнала приема осужденных по личным вопросам, осужденный ФИО1 обращался на личном приеме по вопросу начисления ему пенсии по инвалидности 14 и 28 февраля, 21 марта, ДД.ММ.ГГГГ, по результатам приема ему давались разъяснения.
Вместе с тем, вопреки требованиям законодательства, действенных мер к организации начисления пенсии ФИО1 в ИК-29 сотрудниками данного исправительного учреждения не обеспечено.
Оценивая доказательства представителя ИК-29, в том числе справку старшего инспектора ГСЗ и УТСО ИК-29 об отсутствии в материалах личного дела осужденного сведений об инвалидности, суд относится к ним критически, поскольку истец неоднократно обращался с данным вопросом к руководству исправительного учреждения, и лишь спустя два месяца, после его прибытия в ИК-29, в органы пенсионного страхования исправительным учреждением направлены сведения о месте нахождения ФИО1
Доводы о нарушении пенсионных прав истца являлись также предметом прокурорской проверки.
Так, по обращению осужденного ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ Онежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях установлено нарушение требований ст. 12 УИК РФ, что выразилось в несвоевременном исполнении обязательства исправительным учреждением по направлению сведений о местонахождении осужденного в целях перечисления пенсии.
Выявив в действиях должностных лиц исправительного учреждения нарушения уголовно-исполнительного законодательства, прокурором ДД.ММ.ГГГГ внесено представление начальнику ИК-29, которое по результатам рассмотрения признано обоснованным, в ответе на представление прокурору от ДД.ММ.ГГГГ сообщено о принятии мер к недопущению подобных нарушений впредь.
Согласно ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд находит доводы искового заявления ФИО1 о нарушении его пенсионных прав, выразившимся в непринятии мер к информированию органов пенсионного страхования о месте нахождения истца, обоснованными, поскольку по вине исправительного учреждения существенно были затянуты сроки начисления ему пенсии по инвалидности.
Суд находит данное нарушение существенным, поскольку в данной ситуации нарушено право истца на получение пенсии, что произошло по вине ИК-29.
Разрешая требования истца о взыскании в его пользу компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
На основании ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
Суд отмечает, что факт нарушения прав ФИО1 на своевременное получение пенсии по вине ИК-29, установлен судом, и это само по себе является достаточным для того, чтобы причинить истцу страдания и переживания.
Компенсация морального вреда является частью установленного законом механизма восстановления нарушенного права гражданина. Установив фактические обстоятельства по делу, которые изложены в мотивировочной части решения суда, оценивая доводы истца о возмещении морального вреда, суд пришел к правильному и обоснованному выводу о наличии правовых оснований для возмещения истцу морального вреда.
За причинение вреда в сфере властно-административных отношений граждане вправе требовать, в том числе компенсацию морального вреда, которая осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда (п. 3 ст. 1099 ГК РФ), то есть как наряду с ним, так и самостоятельно.
В гражданско-правовых отношениях установлена презумпция вины в причинении вреда. Вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие вины в причинении истцу морального вреда.
Согласно пп. 1 п. 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314, ФСИН России осуществляет полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах.
В силу ст. 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению только к ФСИН, а не к другим ответчикам.
Пунктом 1 ст. 1099 ГК РФ установлено, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (ст.ст. 1064 - 1101 ГК РФ) и ст. 151 ГК РФ.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2 ст. 1101 ГК РФ).
С учетом изложенного, принимая во внимание характер причиненных ФИО1 нравственных страданий, а также степени вины ИК-29, суд полагает возможным взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца компенсацию морального в размере <данные изъяты> рублей.
Рассматривая заявленные требования о взыскании пенсии за три месяца, суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении по следующим основаниям.
Согласно информации ОСФР по <адрес> и НАО, пенсия по инвалидности за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, после направления Отделением пенсионного страхования по Ленинградской области и Санкт-Петербургу дополнительного аттестатов.
Как следует из справки заместителя главного бухгалтера ИК-29, начисление пенсии истцу в ИК-29 осужденному ФИО1 осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ г. и в последующем ежемесячно начисляются в размере <данные изъяты> коп., полном объеме. Дата доставки пенсии установлено 14 число каждого месяца.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
При таких обстоятельствах, доводы истца о наличии перед ним задолженности по пенсионным начислениям опровергаются материалами дела, а потому, не подлежат удовлетворению.
Истец при подаче иска освобождён от уплаты государственной пошлины, ответчики в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление ФИО1 к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить.
Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1 (СНИСЛ № моральный вред в размере <данные изъяты>) рублей.
Взыскание произвести по следующим реквизитам:
«Получатель: УФК по <адрес> и Ненецкому автономному округу (ФКУ ИК-29 УФСИН России по <адрес>), отделение Архангельск Банка России//УФК по <адрес> и Ненецкому автономному округу <адрес>, ИНН №, КПП №, БИК №, Счет 03№/счет входящий в состав ЕКС 40№, № лицевого счета №, КБК №, ОКАТО/ОКТМО №, в поле № обязательно указывается аналитический код «№», для ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения».
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда в большем размере, невыплаченной пенсии – отказать.
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Ненецкому автономному округу, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и <адрес> о взыскании компенсации морального вреда, невыплаченной пенсии – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Плесецкий районный суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: <данные изъяты> Н.М. Алиев
<данные изъяты> Судья Н.М. Алиев