Дело № 2-775/2024
УИД-75RS0005-01-2024-000850-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2024 года г. Петровск-Забайкальский
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего Балабановой Н.В.,
при секретаре Белоусовой А.Ю.,
с участием помощника Петровск-Забайкальского прокурора Намсараевой А.В. (далее-прокурор), представителя ответчика Зарыпова И.И.-Филипповой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах городского округа «Город Петровск-Забайкальский» к Зарыпову И. И. о взыскании суммы неосновательного обогащения,
установил:
Петровск-Забайкальский межрайонный прокурор (далее также прокурор) обратился в суд в суд с вышеназванным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский».
В ходе проверки установлено, что Зарыпов И.И. на основании постановления избирательной комиссии городского округа «Город Петровск-Забайкальский» от ДД.ММ.ГГГГ № № избран на должность <данные изъяты>
Согласно Уставу городского округа «Город Петровск-Забайкальский» от 01.06.2012 № 28 (далее – Устав) глава городского округа является высшим должностным лицом городского округа и наделен Уставом в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, и с 02.ДД.ММ.ГГГГ Зарыпов И.И. в нарушение ст.ст. 166, 168 Трудового кодекса Российской Федерации (далее-ТК РФ), ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее-БК РФ), п.п. 3, 4, 5, 7 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, используя свои должностные полномочия, направлял себя в служебные командировки с ДД.ММ.ГГГГ, с 08ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, заведомо незаконно увеличивая их сроки, отклонялся от маршрута следования для решения личных вопросов, необусловленных его служебной деятельностью, в том числе встречи с дочерью, проживающей в г. Санкт-Петербург. При этом затраты на них возмещались из средств местного бюджета в нарушение принципов эффективности и целевой направленности бюджетных средств.
Кроме того, при фактическом неисполнении служебных обязанностей Зарыпову И.И. необоснованно начислена и выплачена заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 542,68 руб. (из расчета 4 271,34 руб. за 1 рабочий день); за ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 902,04 (из расчета 4451,02 рубля за 1 рабочий день); за ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 734,01 (из расчета 5244,67 рубля за 1 рабочий день). За ДД.ММ.ГГГГ заработная плата не выплачивалась в связи с выходными и праздничным днями.
Всего за указанный период времени из бюджета муниципального образования Зарыпову И.И. необоснованно выплачены денежные средства в размере 128 024,36 руб.
Зарыпов И.И., будучи ДД.ММ.ГГГГ, на основании самостоятельных распоряжений в отсутствие согласования с представителем нанимателя (работодателя) и отсутствие правовых оснований неоднократно осуществлял возмещение командировочных расходов в свой адрес на общую сумму ДД.ММ.ГГГГ руб., совершая указанные действия, фактически выступал от лица работодателя в отношении самого себя.
Незаконными выплатами в адрес Зарыпова И.И. нарушены интересы муниципального образования и неопределенного круга лиц в связи с тем, что денежные средства в размере 128 024,36 руб. могли быть использованы на решение вопросов местного значения.
Занимая должность руководителя органа местного самоуправления, Зарыпов И.И. не принял никаких мер по устранению нарушений, хотя должен был знать об отсутствии правовых оснований для получения компенсаций за командировки, что свидетельствует о его недобросовестности.
При этом полученные Зарыповым И.И. денежные средства в сумме 94 845,63 руб. по своей природе носят компенсационный характер и на них не распространяются нормативные предписания, указанные в ст. 1109 ГК РФ относительно возможности возвращать имущество и денежные выплаты, полученные в качестве неосновательного обогащения. Денежные средства в размере 33 178,73 начисленные и выплаченные в качестве заработной платы также подлежат в взысканию поскольку были сопряжены с неправомерными действиями Зарыпова И.И.
На основании изложенного, прокурор просит взыскать с ответчика в пользу муниципального образования в лице городского округа «Город Петровск-Забайкальский» неосновательное обогащение в размере 128 024,36 руб.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Ответчик Зарыпов И.И., представитель Администрации «Городского округа «Город Петровск-Забайкальский», третьи лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении дела их отсутствие; третьи лица представили также пояснения по заявленным требованиям.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
По смыслу указанной нормы обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: факт приобретения или сбережения имущества, приобретение или сбережение имущества за счет другого лица и отсутствие правовых оснований неосновательного обогащения (не основано ни на законе, ни на сделке).
В связи с этим юридическое значение для квалификации отношений, возникших из неосновательного обогащения, имеет не всякое обогащение за чужой счет, а лишь неосновательное обогащение одного лица за счет другого.
Правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2 ст. 1102 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1009 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: 1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; 2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; 3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; 4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 июня 2013 года N 15-П, выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм ст. 32 (ч.ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. ст. 3 (ч. 3) и 130. Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного ст. 37 (ч.ч. 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем.
Таким образом, отношения по осуществлению полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления отличается от трудовых отношений и регулируется специальными законами.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, данный Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава городского округа является выборным должностным лицом.
Согласно ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
До 21.06.2020 на территории Забайкальского края правовое регулирование гарантий оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления осуществлялось Законом Забайкальского края от 24.12.2010 N 455-ЗЗК "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" (далее Закон от 24.12.2010 N 455-ЗЗК).
После этого правовое регулирование гарантий оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления Забайкальского края осуществляется Законом Забайкальского края от 10.06.2020 N 1826-ЗЗК "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Забайкальском крае" (далее Закон от 10.06.2020 N 1826-ЗЗК).
Согласно ст. 1 Закона от 24.12.2010 N 455-ЗЗК лицам, замещающим муниципальные должности, помимо прочего гарантируются: денежное вознаграждение; транспортное обслуживание и возмещение расходов, связанных со служебными командировками при осуществлении ими своих полномочий.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона от 24.12.2010 N 455-ЗЗК лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, при осуществлении ими своих полномочий производится возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Порядок и размер возмещения расходов, связанных со служебными командировками, устанавливаются муниципальным правовым актом в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона от 24.12.2010 N 455-ЗЗК, финансирование расходов, связанных с предоставлением гарантий депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, установленных уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом края, осуществляется за счет средств местного бюджета с соблюдением требований бюджетного законодательства.
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 27 Закона от 10.06.2020 N 1826-ЗЗК гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами, настоящей главой. Лицам, замещающим муниципальные должности, помимо прочего гарантируются денежное вознаграждение, транспортное обслуживание и возмещение расходов, связанных со служебными командировками при осуществлении ими своих полномочий.
Согласно ч. 8 ст. 27 Закона от 10.06.2020 N 1826-ЗЗК финансирование расходов, связанных с предоставлением гарантий лицам, замещающим муниципальные должности, установленных в соответствии с федеральным законом и настоящей главой, осуществляется за счет средств местного бюджета с соблюдением требований бюджетного законодательства.
Согласно Уставу городского округа «Город Петровск-Забайкальский» глава городского округа «Город Петровск-Забайкальский» (далее – глава городского округа) является высшим должностным лицом городского округа «Город Петровск-Забайкальский» и в соответствии с федеральным законом наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава городского округа избирается на муниципальных выборах на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства на срок — 5 лет и осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
Глава городского округа, как глава администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» несет ответственность за деятельность структурных подразделений и органов администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский».
На главу городского округа «Город Петровск-Забайкальский» распространяются гарантии в соответствии с федеральными законами и законами Забайкальского края.
В ст. 31 Устава городского округа «Город Петровск-Забайкальский» установлены гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, к числу которых относятся: право на рабочее место, оборудованное мебелью, средствами связи, а также возможность использования копировально-множительной и другой организационной техники; возмещение расходов, связанных со служебными командировками при осуществлении ими своих полномочий.
В соответствии со ст. 168 Трудового кодекса РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
В соответствии со ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам государственных органов субъектов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений определяются соответственно нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Нормативно-правовой акт, определяющий порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам органов местного самоуправления городского округа «Город Петровск-Забайкальский» в спорные временные периоды отсутствовал. Иного не доказано. Следовательно, судом применяются и общие положения.
В соответствии с положениями ст. 166 ТК РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 утверждено Положение "Об особенностях направления работников в служебные командировки" (далее Положение, Положение о служебных командировках).
В соответствии с Положением местом постоянной работы следует считать место расположения организации (обособленного структурного подразделения организации), работа в которой обусловлена трудовым договором (далее - командирующая организация). Работники направляются в командировки на основании письменного решения работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (п.3).
Срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения. Днем выезда в командировку считается дата отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от места постоянной работы командированного, а днем приезда из командировки - дата прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки, а с 00 часов и позднее - последующие сутки. В случае если станция, пристань или аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани или аэропорта. Аналогично определяется день приезда работника в место постоянной работы. Вопрос о явке работника на работу в день выезда в командировку и в день приезда из командировки решается по договоренности с работодателем (п.4).
Фактический срок пребывания работника в командировке определяется по проездным документам, представляемым работником по возвращении из командировки (п.7).
Работникам возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных с командировками, определяются в соответствии с положениями статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации. Дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места жительства (суточные), возмещаются работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, с учетом положений, предусмотренных пунктом 18 настоящего Положения (п.11)
Работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю в течение 3 рабочих дней: авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в командировку денежному авансу на командировочные расходы. К авансовому отчету прилагаются документы о найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и об иных расходах, связанных с командировкой (п.26).
Из приведенных правовых норм следует, что работник направляется в командировку на основании письменного решения работодателя, также работодатель определяет срок командировки, с учетом расстояния до места, где работник должен выполнять порученные ему задания, а также условий транспортного сообщения.
В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные и понесенные работником.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты, при условии, что они произведены для осуществления трудовой деятельности по поручению работодателя.
В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Судом установлено, что Зарыпов И.И. на основании постановления избирательной комиссии городского округа «Город Петровск-Забайкальский» от ДД.ММ.ГГГГ № №О результатах выборов главы городского округа «Город Петровск-Забайкальский» избран на должность главы городского округа «Город Петровск-Забайкальский».
Собственным распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № № Зарыпов И.И. командирован в <данные изъяты> сроком на 9 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ для участия в образовательной программе «Системный подход в управлении регионом», проводимой в период с ДД.ММ.ГГГГ.
В подтверждение командировочных расходов Зарыповым И.И. предоставлены следующие документы:
- билет на железнодорожный транспорт сообщением «Петровский-Завод-Иркутск» стоимостью 2368,6 руб., приобретенный ДД.ММ.ГГГГ, на дату следования ДД.ММ.ГГГГ;
- билет на авиатранспорт сообщением «Иркутск-Москва» стоимостью 19 021,7 руб., приобретенный 13.06.2019, на дату следования ДД.ММ.ГГГГ;
- билет на авиатранспорт сообщением «Санкт-Петербург-Иркутск» стоимостью 22 235 руб., приобретенный ДД.ММ.ГГГГ на дату следования ДД.ММ.ГГГГ;
- билет на железнодорожный транспорт сообщением «Иркутск Петровский-Завод» стоимостью 3 060,8 руб., приобретенный ДД.ММ.ГГГГ, на дату следования 25.06.2019;
- договор об оказании гостиничных услуг в Гостинично-жилом комплексе РАНХиГС и счета на их оплату за период с 15ДД.ММ.ГГГГ из расчета 1 сутки за 2 183 руб. на общую сумму 14 189,5 руб.;
- суточные в размере 4 500 руб.
По результатам командировки на основании авансового отчета № от ДД.ММ.ГГГГ Зарыпову И.И. возмещено из средств администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» 67 525,60 руб., в том числе 4500 руб. (суточные из расчета 1 день командировки - 500 рублей), 41 606,70 руб. (затраты на авиабилеты), 15 989,50 руб. (проживание в гостинице), 5 429,40 руб. (затраты на железнодорожные билеты).
Также, собственным распоряжением от 01.11.2019 № 134-ОП Зарыпов И.И. командирован в г. Москву сроком на 11 календарных дней с 08.11.2019 по 18.11.2019 для участия в образовательной программе «Системный подход в управлении регионом», проводимой в период с 11.11.2019 по 15.11.2019.
В подтверждение расходов Зарыповым И.И. предоставлены следующие документы:
- билет на железнодорожный транспорт сообщением «Петровский-Завод-Иркутск» стоимостью 1493,5 руб., приобретенный ДД.ММ.ГГГГ, на дату следования ДД.ММ.ГГГГ;
- квитанция № 005820 Гостиница Привокзальная на оплату услуг гостиницы и чеки об их оплате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 1 сутки за 2400 руб. на общую сумму 2800 руб.;
- билет на авиатранспорт сообщением «Иркутск-Москва» стоимостью 19 021,7 руб., приобретенный ДД.ММ.ГГГГ на дату следования ДД.ММ.ГГГГ;
- билет на авиатранспорт сообщением «Санкт-Петербург-Иркутск» стоимостью 9 186,53 руб., приобретенный ДД.ММ.ГГГГ, на дату следования ДД.ММ.ГГГГ
- квитанция № 005857 Гостиница Привокзальная на оплату услуг гостиницы и чек об оплате за ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1700 руб.;
- билет на железнодорожный транспорт сообщением «Иркутск-Петровский-Завод» стоимостью 1493,5 руб., приобретенный ДД.ММ.ГГГГ на дату следования ДД.ММ.ГГГГ;
- счета на оплату гостиничных услуг в Гостинично-жилом комплексе РАНХиГС за период с ДД.ММ.ГГГГ из расчета 1 сутки за 2 183 руб. на общую сумму 14 189,5 руб.;
- суточные в размере 6500 руб. из расчета 13 дней нахождения в командировке.
По результатам командировки на основании авансового отчета № № от 25.11.2019 Зарыпову И.И. возмещено из средств администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» 48 605,57 руб., в том числе 6500 рублей (суточные из расчета 1 день командировки - 500 рублей), 21 009,27 руб. (затраты на авиабилеты), 18 689,50 руб. (проживание в гостинице), 2 406,80 руб. (затраты на железнодорожные билеты).
Также, собственным распоряжением от 24.04.2023 № 23-ОП Зарыпов И.И. командирован в г. Москву сроком на 10 календарных дней с 23.04.2023 по 02.05.2023 для принятия участия в информационных встречах в период с 24.04.2023 по 26.04.2023 с представителями Федеральных министерств по вопросам высоких цен на электроэнергию и теплоэнергию в Забайкальском крае, которые мешают развитию экономии региона.
В подтверждение расходов Зарыповым И.И. предоставлены следующие документы:
- билет на авиатранспорт сообщением «Чита-Москва» стоимостью 9 700 руб., приобретенный 10.03.2023, на дату следования ДД.ММ.ГГГГ;
- счета на оплату гостиничных услуг в отели Минима Китай-Город период с 23ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 20 100 руб.;
- билет на авиатранспорт сообщением «Москва-Улан-Удэ» стоимостью 9 590 руб., приобретенный ДД.ММ.ГГГГ на дату следования ДД.ММ.ГГГГ.
- счета на оплату гостиничных услуг в ООО Бюро путешествий «Ольга» за период с 01.ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 3200 руб.;
- билет на авиатранспорт сообщением «Москва-Улан-Удэ» стоимостью 17 920 руб., приобретенный ДД.ММ.ГГГГ, на дату следования ДД.ММ.ГГГГ
- суточные в размере 5000 руб. из расчета 10 дней нахождения в командировке.
По результатам командировки на основании авансового отчета № № от ДД.ММ.ГГГГ Зарыпову И.И. возмещено из средств администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» 65 510 руб., в том числе 5 000 руб. (суточные из расчета 1 день командировки - 500 руб.), 9 700 руб. (авиабилет ДД.ММ.ГГГГ из г. Читы в г. Москву), 20 100 руб. (проживание в отеле «Минима Китай-Город» с ДД.ММ.ГГГГ), 3 200 руб. (проживание в отделе аэропорта «Шереметьево» - ООО Бюро путешествий «Ольга» с 01.05.2023 по ДД.ММ.ГГГГ), 17 900 руб. (авиабилет ДД.ММ.ГГГГ из г. Москвы в г. Улан-Удэ), 9 000 руб. (приобретение авиабилета).
Зарыпов И.И., как <данные изъяты>», осуществлял свою служебную деятельность в здании администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский», расположенном по адресу: г<адрес>
Все три спорные периода Зарыпов И.И. направлялся в командировку в г. Москва.
Как следует из общедоступных источников время в пути железнодорожным транспортом от г. Петровск-Забайкальский до г. Москва в среднем составляет 4 суток, стоимость проезда в среднем составляет около 20 000 руб. Прямого авиасообщения с г. Москвой г. Петровск-Забайкальский не имеет. Ближайший населенный пункт, из которого осуществляются авиаперелеты в г. Москву является г. Улан-Удэ. Время следования в пути железнодорожным транспортом из г. Петровск-Забайкальский до г. Улан-Удэ в среднем составляет 2 часа. Также авиаперелеты в г. Москву осуществляются из г. Иркутска и г. Читы. Время следования в пути железнодорожным транспортом из г. Петровск-Забайкальский до г. Иркутска в среднем составляет 10 часов 30 минут, из г. Петровск-Забайкальский до г. Читы-7 часов 30 минут.
Время следования авиатранспортом из г. Улан-Удэ до г. Москвы составляет 6 часов, из г. Иркутска до г. Москвы-6 часов 20 минут, из г. Читы до г. Москвы-6 часов 40 минут.
Разница во времени между г. Петровск-Забайкальский, г. Чита и г. Москва составляет 6 часов, между г. Петровск-Забайкальский и г. Улан-Удэ, г. Иркутск-1 час, между г. Улан-Удэ, г. Иркутском и г. Москвой-5 часов.
По распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ № № Зарыпов И.И. командирован в г. Москву сроком на 9 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ для участия в образовательной программе «Системный подход в управлении регионом», проводимой в период с ДД.ММ.ГГГГ
Открытие программы в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ было запланировано на 17.06.2019 на 09:30 час. по московскому времени. Регистрация участников осуществлялась с 9 часов утра. Соответственно, ДД.ММ.ГГГГ участниками программы должна была быть обеспечена явка не позднее указанного времени.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ) в 17:23 час по времени Забайкальского края Зарыпов И.И. выехал железнодорожным транспортом в г. Иркутск, прибыл в 03:07 час. иркутского времени ДД.ММ.ГГГГ (выходной день). Далее авиатранспортом в 07:45 час. иркутского времени он вылетел в г. Москву, прибыл в 08:55 час. московского времени ДД.ММ.ГГГГ.
По распоряжению срок командировки с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с 00:01 час. данных суток.
Общеизвестным является тот факт, что проживание в гостинице оплачивается посуточно.
С ДД.ММ.ГГГГ Зарыпов И.И. проживал в Гостинично-жилом комплексе РАНХиГС.
Закрытие программы в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ планировалось ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов. После этого Зарыпов И.И. поехал в г. Санкт-Петербург к дочери и в период с ДД.ММ.ГГГГ (выходные дни-суббота и воскресенье) по московскому времени он находился в г. Санкт-Петербург.
ДД.ММ.ГГГГ в 10:10 час. по московскому времени он вылетел из г. Санкт-Петербург, в 23:20 по иркутскому времени прибыл в г. Иркутск. Далее в ДД.ММ.ГГГГ в 06:57 час. по иркутскому времени из г. Иркутск Зарыпов И.И. проследовал железнодорожным транспортом в г. Петровск-Забайкальский, прибыл 25.06.2019 в 20:40 час. по времени Забайкальского края.
Все расходы на проезд и проживание подтверждены документально.
Принимая во внимание дальность расстояния от места работы Зарыпова И.И. до места командировки, необходимость пересадок в пути, расписание и возможные изменения графиков движения железнодорожного и авиа-транспорта, возможные неблагоприятные климатические условия, суд находит, что заблаговременное убытие к месту командировки и прибытие ответчика к месту командирования 15.06.2019 является целесообразным и проживание его в гостинице 15.06.2019 экономически оправданным.
Распоряжением от № № № Зарыпов И.И. командирован в г. Москву сроком на 11 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ для участия в образовательной программе «Системный подход в управлении регионом», проводимой в период с ДД.ММ.ГГГГ
Открытие программы в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ было запланировано на ДД.ММ.ГГГГ на 09:30 час. по московскому времени. Регистрация участников осуществлялась с 9 часов утра. Соответственно, ДД.ММ.ГГГГ участниками программы должна была быть обеспечена явка не позднее указанного времени.
Из материалов дела следует, что 07.11.2019 (четверг) в 17:16 час по времени Забайкальского края Зарыпов И.И. выехал железнодорожным транспортом в г. Иркутск, прибыл в 03:07 час. иркутского времени ДД.ММ.ГГГГ (пятница). С ДД.ММ.ГГГГ Зарыпов И.И. проживал в гостинице «Привокзальная». Далее авиатранспортом ДД.ММ.ГГГГ в 09:35 час. иркутского времени он вылетел в г. Москву, прибыл в 10:55 час. московского времени ДД.ММ.ГГГГ.
По распоряжению срок командировки с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с 00:01 час. данных суток.
С ДД.ММ.ГГГГ Зарыпов И.И. проживал в Гостинично-жилом комплексе РАНХиГС.
Принимая во внимание дальность расстояния от места работы Зарыпова И.И. до места командировки, необходимость пересадок в пути, расписание и возможные изменения графиков движения железнодорожного и авиа-транспорта, возможные неблагоприятные климатические условия, суд находит, что заблаговременное убытие к месту командировки и прибытие ответчика к месту командирования 09.11.2019 является целесообразным и проживание его в гостинице ДД.ММ.ГГГГ экономически оправданным.
Закрытие программы в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ планировалось ДД.ММ.ГГГГ в 21 час. После этого Зарыпов И.И. выехал в г. Санкт-Петербург к дочери и в период с ДД.ММ.ГГГГ (выходные дни-суббота и воскресенье) по московскому времени он находился в г. Санкт-Петербург.
ДД.ММ.ГГГГ в 21:00 час. по московскому времени он вылетел из г. Санкт-Петербург, ДД.ММ.ГГГГ в 09:20 по иркутскому времени прибыл в г. Иркутск. ДД.ММ.ГГГГ Зарыпов И.И. проживал в гостинице «Привокзальная». Далее в ДД.ММ.ГГГГ в 21:06 час. по иркутскому времени из г. Иркутск Зарыпов И.И. проследовал железнодорожным транспортом в г. Петровск-Забайкальский, прибыл ДД.ММ.ГГГГ в 08:54 час. по времени Забайкальского края.
Данные расходы Зарыпову И.И. возмещены в полном объеме на основании авансового отчета, что ответчиком не оспаривалось.
Вместе с тем, суд считает нецелесообразным выезд Зарыпова И.И. в командировку столь заблаговременно-ДД.ММ.ГГГГ, то есть за двое суток до отправки самолета и проживание его в связи с этим в гостинице «Привокзальная». По мнению суда данные расходы в размере 2 800 руб. возмещению не подлежали.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № Зарыпов И.И. командирован в г. Москву сроком на 10 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ для принятия участия в информационных встречах в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с представителями Федеральных министерств по вопросам высоких цен на электроэнергию и теплоэнергию в Забайкальском крае, которые мешают развитию экономии региона.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 10:50 час. по времени Забайкальского края Зарыпов И.И. авиатранспортом вылетел из г. Читы в г. Москву.
Согласно приглашению информационные встречи с представителями Федеральных министерств проходили 24, 25, 26 апреля 2023 года.
С ДД.ММ.ГГГГ Зарыпов И.И. проживал в отеле Минима Китай-Город.
ДД.ММ.ГГГГ в 21:41 час. по московскому времени Зарыпов И.И. должен был вылететь самолетом в г. Улан-Удэ, однако, опоздал на рейс, в связи с чем им был приобретен другой билет. Также, в связи с опозданием на рейс он в период с ДД.ММ.ГГГГ проживал в гостинице ООО Бюро путешествий «Ольга».
Данные расходы Зарыпову И.И. возмещены в полном объеме на основании авансового отчета, что ответчиком не оспаривалось.
Вместе с тем, суд считает, что оснований для возмещения расходов на билет на рейс ДД.ММ.ГГГГ сообщение «Москва-Улан-Удэ», приобретенный взамен билета на рейс, на который Зарыпов И.И. опоздал, в размере 17 920 руб. не имелось, также, как и не имелось и оснований для возмещения расходов по проживанию в связи с опозданием на рейс в гостинице ООО Бюро путешествий «Ольга».
Законодательством ситуация, когда опоздавший работник (служащий) купил новый билет, не регулируется. Однако, по общему правилу, если работник (служащий) опоздал на поезд, самолет и т.д. не по своей вине, покупая новый билет, он разумно и добросовестно действует в интересах работодателя. Если же работник опоздал на поезд, самолет и т.д. без уважительной причины, это можно расценивать как нарушение трудовой дисциплины. Нести дополнительные расходы из-за такого нарушения и возмещать работнику второй билет работодатель не обязан.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 401 ГК РФ).
В данном случае Зарыпов И.И. опоздал на рейс в связи с транспортной загруженностью дорог в г. Москве. Однако, суд полагает данную причину опоздания неуважительной, поскольку доказательств того, что он не имел возможности выехать и прибыть на рейс заблаговременно ответчиком не представлено.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд полагает, что возмещение Зарыпову И.И. затрат на его проживание в гостинице «Привокзальная» с ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 800 руб., на билет на рейс ДД.ММ.ГГГГ сообщение «Москва-Улан-Удэ» в размере 17 920 руб. и на его проживание в гостинице ООО Бюро путешествий «Ольга» в период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 200 руб. не основано на законе.
Остальные вышеуказанные расходы на проезд и проживание подлежали возмещению ответчику за счет средств местного бюджета. Все расходы на проезд и проживание подтверждены документально. Сомневаться в достоверности документов у суда оснований не имеется. Доводы прокурора в данной части об обратном суд находит несостоятельными.
Действующее законодательство не содержит ограничений по возмещению стоимости проезда из командировки в случае несоответствия даты выезда, указанной в командировочном удостоверении, дате, указанной в проездом документе, и не устанавливает запрета на возмещение стоимости проезда при убытии в командировку в более ранние сроки и возвращении из командировки в более поздние сроки, чем указано в командировочном удостоверении.
Закон не содержит оговорок, из которых можно было бы заключить, что работодатель не обязан возмещать командированному работнику расходы на проезд, если тот по согласованию с работодателем выезжает в место командирования раньше или уезжает оттуда позже установленного срока командировки, также, как нет запрета и возмещение таких расходов, если работник возвращается не из пункта командировки. Данные расходы к месту командирования и обратно были бы понесены работодателем в любом случае вне зависимости от срока пребывания работника в месте назначения, в том числе и при изменении маршрута.
При этом, из письма Министерства финансов Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 03-04-06/46418 следует, что если работник остается в месте командирования, используя выходные или нерабочие праздничные дни, оплата организацией проезда от места проведения свободного от работы времени до места работы не приведет к возникновению у него экономической выгоды.
Тот факт, что часть каждой из командировок Зарыпова И.И. приходилась на выходные дни, с учетом установленных обстоятельств, не свидетельствует о том, что данные дни являлись свободным от работы временем, поскольку в срок командировки входят время не только пребывания в месте командирования но и время нахождения в пути работника.
Оформление документов о направлении в командировку без учета времени в пути, не может привести к лишению ответчика предусмотренных законом гарантий.
Разрешая требования прокурора относительно взыскания в ответчика оплаченных ему «суточных» суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует и не опровергалось ответчиком, что на основании решения Думы городского округа «Город Петровск-Забайкальский» от ДД.ММ.ГГГГ №№ Зарыпову И.И. были оплачены суточные из расчета 500 руб. в день: в размере 4500 руб. за командировку в июне 2019 года из расчета 13 дней нахождения в командировке; в размере 6500 руб. за командировку в ноябре 2019 года из расчета 13 дней нахождения в командировке; 5000 руб. за командировку в апреле-мае 2023 года из расчета 10 дней нахождения в командировке.
Прокурор полагает, что начислены необоснованно:
- суточные за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 1500 руб., поскольку ДД.ММ.ГГГГ (суббота), 23.06.2019 (воскресенье), ДД.ММ.ГГГГ (понедельник) Зарыпов И.И. фактически служебных обязанностей не исполнял, а ДД.ММ.ГГГГ убыл в г. Санкт-Петербург для встречи с дочерью, где находился до 25.09.2019;
- суточные за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 2000 руб., поскольку 16ДД.ММ.ГГГГ (воскресенье), ДД.ММ.ГГГГ (понедельник) и 19.11.2019 (вторник) Зарыпов И.И. фактически служебных обязанностей не исполнял, ДД.ММ.ГГГГ убыл в г. Санкт-Петербург для встречи с дочерью, где находился до 19.11.2019, кроме того суточные за ДД.ММ.ГГГГ были начислены за пределами распоряжения о командировании, с учетом транспортной доступности и даты начала мероприятия необходимости следования в дату ранее, чем указано в распоряжении о командировании не имелось, равно как и позднее отбытие было обусловлено исключительно решением личных вопросов;
- суточные за период с 28ДД.ММ.ГГГГ в размере 2500 руб. начислены необоснованно, поскольку 27 (четверг), 28 (пятница), 29 (суббота) и 30 (воскресенье) апреля 2023 года, 01 (понедельник, праздничный день) и 02 (вторник) мая 2023 года Зарыпов И.И. фактически служебных обязанностей не исполнял, находился в г. Москве с целью решения личных вопросов, что подтверждается сведениями об абонентских соединениях абонента.
Как уже указывалось выше, согласно п. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места жительства (суточные), возмещаются работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, с учетом положений, предусмотренных пунктом 18 настоящего Положения (п.11)
При этом, в действующем законодательстве не оговорено, какие конкретно расходы входят в понятие «суточные». Следовательно, это могут быть любые расходы, понесенные работником (служащим) в период командировки, которыми сотрудник вправе распоряжаться по своему усмотрению.
В период с 22ДД.ММ.ГГГГ Зарыпов И.И. находился в командировке, согласно распоряжению №№ от ДД.ММ.ГГГГ, которое никем не оспорено и не отменено. ДД.ММ.ГГГГ он находился в дороге, возвращаясь из командировки к месту службы.
В период с 16.ДД.ММ.ГГГГ Зарыпов И.И. находился в командировке, согласно распоряжению №№ от ДД.ММ.ГГГГ, которое никем не оспорено и не отменено. ДД.ММ.ГГГГ Зарыпов И.И. находился в дороге, направляясь из места службы к месту командировки, 19.11.2019 он находился в дороге, возвращаясь из командировки к месту службы.
В период с ДД.ММ.ГГГГ Зарыпов И.И. находился в командировке, согласно распоряжению №№ от ДД.ММ.ГГГГ, которое никем не оспорено и не отменено.
Таким образом, суточные Зарыпову И.И. оплачены правомерно. Доводы прокурора в данной части суд не принимает, его требования в данной части удовлетворению не подлежат.
Относительно доводов и требований прокурора о необоснованной выплате Зарыпову И.И. заработной платы суд приходит к следующему.
Прокурор полагает, что Зарыпову И.И. была неправомерно выплачена заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 542,68 руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 902,04 руб., за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 734,01 руб.
В соответствии с ч. ч. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих с соблюдением требований, установленных Кодексом, и исполняют данные обязательства за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Согласно ч. 4 ст. 86, ч. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ при несоблюдении основных условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатам, выборным должностным лицам, муниципальных служащих на основе установленных субъектом Российской Федерации нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц, муниципальных служащих.
На территории Забайкальского края такие нормативы не утверждены. Иного не представлено.
В соответствии со ст. 31 Устава городского округа «Город Петровск-Забайкальский» к числу гарантий осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления относятся денежное вознаграждение.
При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 166 ТК РФ).
В силу ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В соответствии с п. 9 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки средний заработок за период нахождения работника в командировке, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации.
Следовательно, время, проведенное в пути по заданию работодателя в выходной день, не является временем отдыха, поскольку не может быть использовано работником по своему усмотрению, и должно быть оплачено как время нахождения в командировке. Для времени нахождения в командировке и для времени пребывания в пути установлены единые правила оплаты.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 23 Федерального закона РФ "О муниципальной службе в РФ" муниципальному служащему гарантируется, в том числе: право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания; отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней.
Согласно п. 5. Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 749 оплата труда работника в случае привлечения его к работе в выходные или нерабочие праздничные дни производится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. При этом, по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Как следует из материалов дела, при направлении главы городского округа «Город Петровск-Забайкальский» в командировку начисление оплаты труда производилось в размере среднего заработка за рабочий день командировки, что не нарушает требований ст. 167 ТК РФ и Положения об особенностях направления работников в служебные командировки.
При этом, оплата дней командировки, приходящихся на выходные дни, произведена Зарыпову И.И. в одинарном размере, что не противоречит требованиям указанного выше Положения и ст. 153 ТК РФ. За 29.04.2023, ДД.ММ.ГГГГ заработная плата не выплачивалась в связи с выходными и праздничным днями.
Таким образом, довод прокурора о неправомерности выплаченного вознаграждения Зарыпову И.И. не основан на законе и фактических обстоятельствах дела.
Исходя из изложенного, следует, что неправомерно Зарыпову И.И. были возмещены расходы в сумме 23 920 руб. (проживание в гостинице «Привокзальная» с ДД.ММ.ГГГГ2 800 руб.+билет на рейс ДД.ММ.ГГГГ-17 920 руб.+проживание в гостинице ООО Бюро путешествий «Ольга» в период с ДД.ММ.ГГГГ-3 200 руб.).
При этом, Зарыпов И.И. будучи главой городского округа «Город Петровск-Забайкальский», исполняя свои полномочия и неся ответственность за них, не мог не знать о неправомерности произведённых ему указанных выплат.
Остальные расходы и заработная плата были выплачены Зарыпову И.И. законно.
Доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд со ссылкой на ч. 4 ст. 392 ТК РФ судом не принимаются по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2002 N 7-П поскольку выборное должностное лицо местного самоуправления - это лицо, замещающее муниципальную должность в порядке избрания на муниципальных выборах, посредством которых образующие местное сообщество граждане осуществляют местное самоуправление, предполагается, что характер и содержание деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления определяется взятыми ими непосредственно перед населением конкретного муниципального образования публично-правовыми обязательствами по решению вопросов обеспечения его жизнедеятельности, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти.
Следовательно, выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм статьи 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (часть 3) и 130. Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем.
С учетом приведенного, поскольку в рамках действующего законодательства трудовой договор с выборным должностным лицом местного самоуправления, которым являлся Зарыпов И.И., не заключался, глава городского округа не являлся наемным работником, на спорные отношения не распространяются нормы, регулирующие порядок возмещения материального ущерба. В данном случае подлежат применению нормы гражданского законодательства о неосновательном обогащении и применяются положения о сроке исковой давности.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 этого кодекса.
Пунктом 2 статьи 199 данного кодекса предусмотрено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу пункта 1 статьи 200 названного кодекса, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Из материалов дела следует, что о нарушении прав муниципального образования последнему стало известно после прокурорской проверки, проведенной в 2023 году. До этого момента действия Зарыпова И.И. не признавались противозаконными. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ Заместителем прокурора Забайкальского края материалы направлены в следственный орган. ДД.ММ.ГГГГ по фактам предполагаемых нарушений отбирались объяснения у должностных лиц администрации городского округа «Город Петровск-ЗабайкальскийДД.ММ.ГГГГ в отношении Зарыпова И.И. по фактам, изложенным в исковом заявлении, возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 285 УК РФ.
Никаких сведений о том, что лицу, в интересах которого прокурором подано исковое заявление, было известно о нарушении его прав ранее 2023 года в материалах дела не содержится.
Следовательно, оснований полагать, что истцом пропущен трехлетний срок исковой давности при подаче иска, у суда не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное, с Зарыпова И.И. подлежит взысканию неосновательное обогащение в сумме 23 920 руб.
Таким образом, требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в доход городского округа «Город Петровск-Забайкальский» в размере 917,60 руб. (23 920-20 000/100х3+800).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 23 920 ░░░. ░░░░░░
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 917,60 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░.░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2024 ░░░░.