Дело №2-5345/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 декабря 2018 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Пашкиной О.А.,
при секретаре Смирновой К.М.,
с участием прокурора Шепелевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черемных С.Н. к Администрации г. Ижевска, Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, возложении обязанности внести соответствующую запись в трудовую книжку, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
установил:
истец Черемных С.Н. (далее по тексту – истец, работник, Черемных С.Н.) обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г. Ижевска (далее – ответчик, работодатель) о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, возложении обязанности внести соответствующую запись в трудовую книжку, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. Исковые требования мотивированы тем, что Черемных С.Н. работал в Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска с 30 марта 2015 года в должности <данные изъяты> (трудовой договор <номер> от 30 марта 2015 года, приказ о приеме на работе <номер> от 30 марта 2015 года). У Черемных С.Н. имеется среднее специальное образование (квалификация «Техник»), высшее образование (квалификация «Инженер» по специальности «Промышленное и гражданское строительство»), а также повышение квалификации по программе «Технологии общестроительных работ при возведении зданий и сооружений (2009 год) и по программе «Муниципальное управление. Противодействие коррупционным проявлениям в сфере муниципального управления» (2013 год). Приказом от 14 июня 2018 года <номер> истец уволен в связи с сокращением численности работников организации по пункту 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). Согласно структуре Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска по состоянию на 03 апреля 2018 года (утверждена распоряжением Администрации г. Ижевска от 27.09.2017 №216-к) в штате числится 4 должности заместителя начальника Управления. Между тем, работодателем не рассматривался вопрос о преимущественном праве оставления на работе. В нарушение ч. 3 ст. 81 ТК РФ работодателем не предложена истцу другая работа. Незаконными действиями работодателя истцу причинен моральный вред, который выразился в стрессе, депрессии, бессоннице, ухудшении состояния здоровья. Ссылаясь на положения ст.ст. 81, 179, 180, 193, 237, 382, 391, 392, 393 ТК РФ, истец просит признать незаконным приказ и.о. заместителя Главы Администрации г. Ижевска – Руководителя аппарата Ш.Е.Ю. <номер> от 14 июня 2018 года об увольнении Черемных С.Н., восстановить Черемных С.Н. в должности заместителя <данные изъяты> с 15 июня 2018 года, возложить на ответчика обязанность внести соответствующую запись в трудовую книжку, взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула в размере среднего заработка за период с 15.06.2018 по дату восстановления на работе, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000,00 руб.
В ходе судебного разбирательства представителем истца Документовой И.С., действующей в соответствии с доверенностью, в порядке ст. 39 ГПК РФ основания иска уточнены. Исковые требования мотивированы тем, что должностные обязанности Черемных С.Н. в полном объеме были переданы другим заместителям. Приказом от 23.03.2018 <номер> Черемных С.Н. был полностью освобожден от исполнения всех своих обязанностей до получения уведомления о предстоящем сокращении. С 23.03.2018 заместителем начальника Управления, курирующим вопросы выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, являлся В.Д.И. Распоряжением Администрации г. Ижевска от 04.04.2018 <номер> в Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска с 04.04.2018 сокращена должность муниципальной службы «заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства» (курирующего вопросы выдачи разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов). Таким образом, сокращению подлежал не Черемных С.Н., а В.Д.И. – заместитель начальника Управления, курирующий вопросы получения разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию. Работодателем истцу не была предложена другая работа. В структуре ГУАиГ Администрации г. Ижевска по состоянию на 03.04.2018 числится 4 должности «заместитель начальника Управления», однако работодателем не рассматривался вопрос о преимущественном праве оставления на работе. Кроме того, фактического сокращения должности, занимаемой истцом, не производилось (мнимость сокращения), поскольку при сокращении численности или штата работников организации исчезает сама потребность в работе определенного рода, тогда как в данном случае потребность в ранее выполняемой истцом работе у ответчика сохранилась. Должностные обязанности Черемных С.Н. были сохранены и просто перераспределены между другими заместителями приказами ГУАиГ Администрации г. Ижевска от 23.03.2018 <номер>, от 26.03.2018 <номер>.
В окончательной редакции исковых требований от 05 декабря 2018 года истец просит признать незаконным приказ и.о. заместителя Главы Администрации г. Ижевска – Руководителя аппарата Ш.Е.Ю. <номер> от 14 июня 2018 года об увольнении Черемных С.Н., обязать Администрацию г. Ижевска восстановить Черемных С.Н. в должности <данные изъяты> с 15 июня 2018 года, обязать Администрацию г. Ижевска внести соответствующую запись в трудовую книжку, взыскать с Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска заработную плату за время вынужденного прогула в размере среднего заработка за период с 15.06.2018 по 05 декабря 2018 года в размере 142 156,68 руб., взыскать с Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска заработную плату за время вынужденного прогула в размере среднего заработка за период с 06 декабря 2018 года по дату восстановления на работе, взыскать с Администрации г. Ижевска компенсацию морального вреда в размере 10 000,00 руб.
На основании ч. 3 ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) определением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 10 октября 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска (далее – соответчик, управление, ГУАиГ).
Истец Черемных С.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца Черемных С.Н.
Представители истца Черемных С.Н. – Шемякина И.М., Документова И.С., действующие на основании доверенности, а также Жещук С.Ю., действующая на основании ордера адвоката, исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске с учетом его уточнения, просили удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика Администрации г. Ижевска Кулябина М.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительном отзыве, приобщенных к материалам дела.
Представитель соответчика ГУАиГ Казакова Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях, приобщенных к материалам дела, просила отказать в их удовлетворении.
Прокурор Шепелева Т.А. в заключении считала исковые требования Черемных С.Н. не подлежащими удовлетворению.
Выслушав представителей истца Черемных С.Н., представителя ответчика Администрации г. Ижевска, представителя соответчика ГУАиГ, заключение прокурора, изучив и проанализировав материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение по делу, и приходит к следующим выводам.
Как следует из положений ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Исходя из ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Проанализировав и исследовав доказательства, представленные сторонами по настоящему делу, оснований для признания оспариваемого приказа об увольнении незаконным и восстановления Черемных С.Н. на работе судом не установлено и истцом не доказано исходя из следующего.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регламентированы Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №25-ФЗ). Вопросы организации муниципальной службы в Удмуртской Республике, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции Удмуртской Республики, урегулированы Законом УР от 20.03.2008 №10-РЗ «О муниципальной службе в Удмуртской Республике» (далее – Закон УР №10-РЗ).
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона №25-ФЗ муниципальная служба определяется как профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (п. 1 ст. 6 Федерального закона №25-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 16 Федерального закона №25-ФЗ поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Исходя из п. 1 ст. 19 Федерального закона №25-ФЗ, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут, в том числе, по основаниям для расторжения трудового договора, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации.
При расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации (п. 2 ст. 23 Федерального закона №25-ФЗ).
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Как следует из ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 180 ТК РФ, увольнение по указанному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статьей 82 ТК РФ предусмотрено, что при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 настоящего Кодекса.
Исходя из ч. 2 ст. 180 ТК РФ, о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией (ч. 1 ст. 179 ТК РФ).
Таким образом, из ст.ст. 19, 23 Федерального закона №25-ФЗ, ст.ст. 81, 82, 179, 180, 373 ТК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее – ППВС РФ №2), следует, что сокращение численности или штата работников организации является правомерным основанием для расторжения трудового договора с работником, в том числе муниципальным служащим, при совокупном наличии следующих обстоятельств:
- сокращение численности работников или штата в организации является реальным и действительно имело место;
- работник не обладает преимущественным правом остаться на работе (ст. 179 ТК РФ);
- работник отказался от предложенной ему работодателем работы (как вакантной должности или работы, соответствующей квалификации работника, так и вакантной нижестоящей должности или нижеоплачиваемой работы) или в организации отсутствовали соответствующие вакансии и работодатель не имел возможности перевести работника с его согласия на другую работу в той же организации, соответствующую его квалификации (ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 180 ТК РФ);
- работник персонально и под расписку предупрежден о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ);
- увольнение работника, являющегося членом профсоюза, произведено с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 2 ст. 82, ст. 373 ТК РФ);
- увольнение работника произведено не в период его временной нетрудоспособности и не в период пребывания в отпуске (ч. 6 ст. 81 ТК РФ);
- приказ об увольнении работника подписан уполномоченным на то должностным лицом.
Исходя из того, что расторжение трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ производится по инициативе работодателя, именно он в силу правовой позиции, изложенной в п. 23 ППВС РФ №2, обязан доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения. Проанализировав материалы дела и исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчиками по настоящему делу доказано наличие законного основания увольнения Черемных С.Н. и соблюдение установленного порядка его увольнения. Доказательств обратного истцом не представлено.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска учреждено на основании решения Городской думы г. Ижевска от 06 июня 2006 года №121. Этим решением утверждено Положение о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска, в соответствии с п. 1.1 которого ГУАиГ является функциональным органом – структурным подразделением Администрации г. Ижевска, осуществляющим функции управления в области регулирования градостроительной деятельности, архитектуры и строительства на территории муниципального образования «Город Ижевск» в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Положением. В силу п. 1.3 указанного Положения ГУАиГ наделяется правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, имеет печать с изображением герба города Ижевска и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступает истцом, ответчиком и третьим лицом в суде (том №1 л.д. 92).
На основании приказа заместителя Главы Администрации г. Ижевска – руководителя аппарата Г.О.В. от 30 марта 2015 года <номер> истец Черемных С.Н. принят на муниципальную службу на должность <данные изъяты> с 30 марта 2015 года (том №1 л.д. 69).
30 марта 2015 года между Муниципальным образованием «Город Ижевск» в лице заместителя Главы Администрации г. Ижевска – руководителя аппарата Г.О.В. (представитель нанимателя) и Черемных С.Н. (муниципальный служащий) заключен трудовой договор <номер> на неопределенный срок с установлением испытания на срок 3 месяца, в соответствии с которым муниципальный служащий Черемных С.Н. назначен на должность муниципальной службы <данные изъяты> (том №1 л.д. 70-72).
В соответствии Реестром должностей муниципальной службы в Удмуртской Республике, являющимся Приложением №1 к Закону УР №10-РЗ, занимаемая истцом должность (<данные изъяты>, наделенного правами юридического лица), относится к главной группе должностей муниципальной службы.
Истец Черемных С.Н. приступил к выполнению своих трудовых обязанностей по должности муниципальной службы с 30 марта 2015 года.
Исходя из п.п. 3.1.2, 3.1.4 трудового договора от 30 марта 2015 года <номер>, муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией и соблюдать должностную инструкцию (том №1 л.д. 70).
Согласно п.п. 3.2.10, 3.2.11 должностной инструкции заместителя начальника ГУАиГ Администрации г. Ижевска, являющейся приложением к трудовому договору от 30 марта 2015 года <номер>, заключенному с Черемных С.Н., в его должностные обязанности входит руководство работой по подготовке и выдаче разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования «Город Ижевск», а также руководство работой по подготовке и выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию после выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования «Город Ижевск» (том №3 л.д. 50-51).
Законом УР от 26.12.2017 №79-РЗ внесены изменения в статью 2 Закона УР от 28 ноября 2014 года №69-РЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, и органами государственной власти Удмуртской Республики». К полномочиям исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики отнесены следующие полномочия органов местного самоуправления муниципального образования «Город Ижевск» в области градостроительной деятельности, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации:
1) принятие решений о выдаче разрешений на строительство или об отказе в выдаче разрешений на строительство, а также решений о продлении срока действия разрешений на строительство или об отказе в продлении срока действия разрешений на строительство, решений о внесении изменений в разрешения на строительство или об отказе во внесении изменений в разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением линейных объектов);
2) принятие решений о выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию или об отказе в выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию в случае строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением линейных объектов).
Названный закон вступил в силу с 01 января 2018 года.
В связи с передачей полномочий по выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства исполнительным органам государственной власти Удмуртской Республики, а также в целях оптимизации и уменьшения расходов на содержание аппарата управления ГУАиГ Администрации г. Ижевска 23 марта 2018 года начальник ГУАиГ Н.В.В. обратился к и.о. главы Администрации г. Ижевска с предложением о сокращении должности заместителя начальника управления (по рассмотрению заявлений на выдачу разрешений на строительство и выдачу разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства) и введении должности консультанта юридического отдела ГУАиГ (том №1 л.д. 80).
Распоряжением Главы муниципального образования «Город Ижевск» Т.Ю.А. от 04 апреля 2018 года <номер> с 04 апреля 2018 года в Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска сокращена должность муниципальной службы «заместитель начальника Главного управления архитектуры и градостроительства» (курирующего вопросы выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства) – 1 шт. ед. С 04 апреля 2018 года в Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска введена должность муниципальной службы «консультант юридического отдела» - 1 шт. ед. Утверждена новая структура Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска со штатной численностью муниципальных служащих 46 единиц. Начальнику ГУАиГ Администрации г. Ижевска поручено утвердить 04 апреля 2018 года штатное расписание ГУАиГ Администрации г. Ижевска, вводимое в действие с 04 апреля 2018 года. В качестве основания для утверждения новой структуры ГУАиГ указана вышеназванная служебная записка начальника ГУАиГ Н.В.В. от 23 марта 2018 года <номер> (том №1 л.д. 78).
02 октября 2017 года начальником ГУАиГ Н.В.В. утверждено штатное расписание ГУАиГ, в соответствии с которым на 02 октября 2017 года штат ГУАиГ в количестве 58 единиц, в том числе 4 должности заместителя начальника Управления. Юридический отдел состоит из 7 штатных единиц, в том числе включает должности начальника отдела, заместителя начальника отдела, 2 должности главного специалиста-эксперта, должности ведущего специалиста-эксперта, специалиста-эксперта, юрисконсульта 1 категории (том №3 л.д. 31-32).
На основании распоряжения Главы муниципального образования «Город Ижевск» Т.Ю.А. от 04 апреля 2018 года <номер> начальником ГУАиГ Н.В.В. утверждено штатное расписание ГУАиГ, в соответствии с которым на 04 апреля 2018 года штат ГУАиГ в количестве 58 единиц, в том числе 3 должности заместителя начальника Управления. Юридический отдел состоит из 8 штатных единиц, в том числе включает должности начальника отдела, консультанта, заместителя начальника отдела, 2 должности главного специалиста-эксперта, должности ведущего специалиста-эксперта, специалиста-эксперта, юрисконсульта 1 категории. Таким образом, с 04 апреля 2018 года в ГУАиГ сокращена должность заместителя начальника Управления и введена должность консультанта юридического отдела (том №1 л.д. 89-90).
04 апреля 2018 года истцу вручено предупреждение о предстоящем увольнении в связи с сокращением с 04 апреля 2018 года в Администрации г. Ижевска должности муниципальной службы <данные изъяты> (курирующего вопросы выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства). В соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ Черемных С.Н. сообщено об отсутствии по состоянию на 04 апреля 2018 года вакантных должностей в Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска. Указанное предупреждение подписано заместителем Главы Администрации г. Ижевска – руководителем аппарата Т.А.Л. Предупреждение о предстоящем увольнении получено Черемных С.Н. 04 апреля 2018 года персонально и под роспись (том №1 л.д. 73).
Приказом и.о. заместителя Главы Администрации г. Ижевска – руководителя аппарата Ш.Е.Ю. от 14 июня 2018 года <номер> истец уволен 14 июня 2018 года в связи с сокращением численности работников организации на основании пункта 2 части первой статьи 81 ТК РФ с расторжением трудового договора от 30 марта 2015 года <номер>. Последним рабочим днем для Черемных С.Н. является 14 июня 2018 года. В качестве основания указаны распоряжение Администрации г. Ижевска от 04 апреля 2018 года <номер> «Об утверждении новой структуры Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска», штатное расписание Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска по состоянию на 04 апреля 2018 года, утвержденное приказом ГУАиГ Администрации г. Ижевска от 04 апреля 2018 года <номер>, предупреждение о предстоящем увольнении от 04 апреля 2018 года, статьи 178, 180 ТК РФ (том №1 л.д. 76).
Указанные обстоятельства установлены представленными и исследованными в суде доказательствами, сторонами по делу не оспариваются.
Основанием для увольнения работника по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ является сокращение численности или штата работников организации. В данном случае работодатель обязан доказать действительность (реальность) сокращения, что подтверждается совокупностью двух обстоятельств – изданием приказа о сокращении и новым штатным расписанием, в котором на дату увольнения работника (или ранее) отсутствует должность увольняемого работника или уменьшено количество штатных единиц по должности.
Право определять численность работников и штата в организации принадлежит работодателю. Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 34, часть 2 статьи 35) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации при условии соблюдения установленного порядка увольнения и гарантий при сокращении численности или штата работников организации.
Указанная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от 15.07.2008 №413-О-О. Поскольку определение численности работников и штата в организации находится в исключительном ведении работодателя и является его правом, суд не входит в обсуждение вопросов обоснованности и целесообразности сокращения должности муниципальной службы, занимаемой Черемных С.Н., в связи с чем отклоняет доводы представителей истца в указанной части.
Анализируя штатные расписания ГУАиГ, утвержденные его начальником Н.В.В. на 02 октября 2017 года (до сокращения имелись 4 штатные должности заместителя начальника управления) и на 04 апреля 2018 года (после сокращения остались 3 штатные должности заместителя начальника управления), суд приходит к выводу, что сокращение одной штатной должности заместителя начальника управления в ГУАиГ является реальным и в действительности имело место. На дату увольнения Черемных С.Н. (14 июня 2018 года) в штатном расписании ГУАиГ количество штатных единиц по должности заместителя начальника управления действительно было уменьшенным. Кроме того, на дату рассмотрения дела в суде в ГУАИГ действует штатное расписание, утвержденное на 13 июля 2018 года (том №3 л.д. 64-65), в котором количество штатных единиц по должности заместителя начальника управления (3) остается прежним, как на дату сокращения, так и на дату увольнения истца.
Вопреки доводам представителей истца, тот факт, что ГУАиГ продолжает исполнять часть полномочий в области градостроительной деятельности по выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию с распределением этих обязанностей на других заместителей начальника ГУАиГ, не может свидетельствовать о том, что сокращение штатной должности заместителя начальника управления, курирующего исполнение этих обязанностей, являлось не реальным. Законом УР от 26.12.2017 №79-РЗ полномочия органов местного самоуправления муниципального образования «Город Ижевск» в области градостроительной деятельности перераспределены в части, и именно передача полномочий в этой части органам государственной власти Удмуртской Республики явилась обоснованием для сокращения штатной должности, занимаемой Черемных С.Н., в чьи должностные обязанности входили эти функции на дату внесения начальником ГУАиГ на утверждение главы Администрации г. Ижевска новой структуры и штатной численности Управления.
Доказательств исполнения ГУАиГ полномочий в области градостроительной деятельности в той части, в которой они переданы органам государственной власти республики, материалы дела не содержат и истцом не представлены. При этом долевое соотношение объема сохранившихся и переданных Управлением полномочий в указанной сфере, а также принятых в рамках их реализации решений до и после такого перераспределения на реальность сокращения штатной должности и законность увольнения Черемных С.Н. не влияет, поскольку вмешательство суда в оценку этого вопроса будет свидетельствовать о вхождении суда в обсуждение целесообразности и необходимости принятия работодателем тех или иных кадровых решений, что недопустимо в силу закона.
Подлежат отклонению доводы представителей истца о необходимости увольнения заместителя начальника управления В.Д.И., которому с 23 марта 2018 года приказом начальника ГУАиГ Некрасова В.В. от 23 марта 2018 года <номер> перераспределены обязанности Черемных С.Н. по руководству работой по подготовке и выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. Проанализировав содержание названного приказа (том №1 л.д. 24), суд отмечает, что указанные обязанности заместителю начальника управления В.Д.И. не распределялись. Кроме того, вопреки доводам представителей истца издание начальником ГУАиГ Н.В.В. такого приказа не влияет на законность увольнения Черемных С.Н., поскольку в соответствии с п. 3.5 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска (утв. решением Городской думы г. Ижевска от 06 июня 2006 года <номер>), начальник ГУАиГ вносит на утверждение Главы муниципального образования «Город Ижевск» структуру и штатную численность ГУАиГ. Письмом от 23 марта 2018 года <номер>, которое явилось основанием для издания главой муниципального образования «Город Ижевск» распоряжения от 04 апреля 2018 года <номер>, начальник ГУАиГ Н.В.В. внес уполномоченному должностному лицу на утверждение новую структуру Управления, реализовав тем самым предоставленные ему полномочия. На дату внесения этих предложений именно истец, будучи <данные изъяты>, курировал вопросы выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, в связи с чем суд приходит к выводу, что к сокращению предложена штатная должность, занимаемая Черемных С.Н.
С даты внесения на утверждение новой структуры ГУАиГ начальник управления имел право в пределах тех же полномочий, которые обозначены в пункте 3.5 вышеприведенного Положения, в рамках оперативной деятельности перераспределять обязанности между своими заместителями с учетом сокращения штатной должности заместителя начальника, курирующего вопросы выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства. Поскольку такое перераспределение обязанностей имело место быть после внесения начальником управления на утверждение новой структуры ГУАиГ, изложенное не свидетельствует, что на дату утверждения такой структуры сокращению подлежал работник, которому распределены обязанности по сокращенной штатной должности.
Как на дату внесения начальником ГУАиГ Н.В.В. на утверждение Главы муниципального образования «Город Ижевск» новой структуры и штатной численности ГУАиГ, так и на дату утверждения такой структуры ГУАиГ с сокращением должности заместителя начальника управления, а в последующем и на дату увольнения истца, именно штатная должность, занимаемая Черемных С.Н., имела функционал с вопросами выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, что подтверждается его должностной инструкцией, являющейся приложением к трудовому договору от 30 марта 2015 года <номер> (том №3 л.д. 50-51).
Проанализировав должностные инструкции заместителей начальника управления В.Д.И. (том №3 л.д. 48-49), К.Т.В. (том №3 л.д. 52-53), Л.С.В. (том №3 л.д. 54-56), суд отмечает, что по состоянию на вышеуказанные даты названные муниципальные служащие по своим штатным должностям вопросы выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства не курировали, в их должностные обязанности это не входило.
Учитывая, что 04 апреля 2018 года Черемных С.Н., уволенный с муниципальной службы 14 июня 2018 года, персонально и под роспись предупрежден о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата работников (том №1 л.д. 73), суд приходит к выводу, что установленный частью 2 статьи 180 ТК РФ срок предупреждения о предстоящем увольнении работодателем соблюден. Указанное обстоятельство сторонам по делу не оспаривалось.
В судебном заседании установлено, что профсоюзная организация в ГУАиГ и Администрации г. Ижевска не создана, и истец членом профессионального союза не является, в связи с чем соблюдение работодателем требований ч. 2 ст. 82, ст. 373 ТК РФ в рассматриваемом случае не требовалось. Указанное обстоятельство сторонам по делу не оспаривалось.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с момента предупреждения Черемных С.Н. о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата работников (04 апреля 2018 года) до его увольнения по названному основанию (14 июня 2018 года) другая работа в ГУАиГ (как вакантная должность или работа, соответствующая квалификации работника, так и вакантная нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа), которую работник мог выполнять с учетом его состояния здоровья, отсутствовала.
Вопреки доводам представителя истца вакансии главного специалиста-эксперта отдела регулирования застройки Индустриального района и консультанта юридического отдела ГУАиГ не могли быть предложены Черемных С.Н., в связи с чем у работодателя не было такой обязанности.
В частности, как следует из материалов дела, штатная должность главного специалиста-эксперта отдела регулирования застройки Индустриального района ГУАиГ занята Л.А.И., что подтверждается ее трудовой книжкой, приказом о приеме на работу от 02 апреля 2012 года <номер>, приказом о переводе работника от 24 февраля 2014 года <номер> (том №4 150-152). С 26 октября 2017 года на основании приказа от 13 октября 2017 года <номер> Л.А.И. находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (том №4 л.д. 154). На период декретного отпуска Л.А.И. указанная ставка была занята Г.Е.А. на основании приказа о переводе работника от 05 мая 2016 года <номер> (том №4 л.д. 156). Приказом от 14 июня 2018 года <номер> Г.Е.А. уволена (том №4 л.д. 157). Как и у истца Черемных С.Н., последним рабочим днем Г.Е.А. являлось 14 июня 2018 года, в связи с чем на дату увольнения Черемных С.Н. вакансия главного специалиста-эксперта отдела регулирования застройки Индустриального района была занята и не могла быть предложена истцу.
Из системного анализа положений ст.ст. 81, 256 ТК РФ следует, что под вакантной должностью необходимо понимать свободную должность, не занятую никем из работников, состоящим с работодателем в трудовых отношениях. В силу ст. 256 ТК РФ на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность). Следовательно, должность, занятая работником, временно отсутствующим в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком, не является вакантной, а потому работодатель не обязан предлагать работнику, увольняемому по сокращению численности или штата, должность, занятую другим временно отсутствующим работником.
Поскольку такая ставка не является вакантной, решение о принятии на период отсутствия постоянного работника другого работника может быть принято исключительно самим работодателем и является его правом.
В анализируемый период штатная должность консультанта юридического отдела ГУАиГ была вакантной, в то же время в соответствии с ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 180 ТК РФ указанная должность правомерно не предложена работодателем истцу, поскольку она не соответствовала квалификации Черемных С.Н. Согласно должностной инструкции консультанта юридического отдела (том №1 л.д. 81-85) одним из квалификационных требований для замещения указанной должности является наличие высшего образования по специальности «юриспруденция», которое у Черемных С.Н. отсутствует. Ссылки представителя истца на имеющиеся у Черемных С.Н. квалификацию, практический опыт и стаж трудовой деятельности не свидетельствуют о соответствии истца квалификационным требованиям должности консультанта юридического отдела ГУАиГ. Таким образом, доказательств того, что квалификация истца позволяет выполнять работу по должности консультанта юридического отдела, материалы дела не содержат. Наличие диплома истца по квалификации инженера не может подтвердить указанный факт.
Вопреки доводам представителей истца суд приходит к выводу, что предложению Черемных С.Н. не подлежали свободные вакансии во всех органах муниципального образования «Город Ижевск».
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 2 Федерального закона №25-ФЗ нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Согласно п.п. 8, 9 ст. 16 Федерального закона №25-ФЗ поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы. Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.
Как следует из материалов дела, трудовой договор от 30 марта 2015 года <номер> с Черемных С.Н. заключен муниципальным образованием «Город Ижевск» в лице заместителя главы Администрации – руководителя аппарата Администрации г. Ижевска, действующего на основании распоряжения Администрации г. Ижевска от 09 января 2014 года <номер> «О распределении обязанностей и наделении полномочиями руководителей Администрации города». Таким образом, исходя из положений п.п. 2, 3 ст. 2 Федерального закона №25-ФЗ, нанимателем Черемных С.Н. является муниципальное образование «Город Ижевск», а не Администрация г. Ижевска, равно как и представителем нанимателя выступает не названный исполнительный орган местного самоуправления, а заместитель главы Администрации – руководитель аппарата Администрации г. Ижевска, уполномоченный исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) от имени муниципального образования.
В соответствии с п. 1.3 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска (утв. решением Городской думы г. Ижевска от 06 июня 2006 года №121) ГУАиГ учреждено в качестве юридического лица и является муниципальным казенным учреждением в силу ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». До сокращения штатной должности заместителя начальника управления, Черемных С.Н. состоял именно в штате ГУАиГ, что подтверждается штатным расписанием управления от 02 октября 2017 года, в связи с чем предложению истцу подлежали только вакантные должности, имеющиеся в указанном управлении.
В штатных расписаниях Администрации г. Ижевска от 09 февраля 2018 года, 08 мая 2018 года (том №3 л.д. 34-47) штатная должность заместителя начальника ГУАиГ отсутствует, поэтому суд считает, что вакантные должности в Администрации г. Ижевска, не являющейся представителем нанимателя (работодателя) Черемных С.Н., и ее структурных подразделениях не должны были предлагаться истцу. Исходя из ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», понятия муниципального образования и органа местного самоуправления не являются равнозначными, поскольку применительно к муниципальному образованию «Город Ижевск» муниципальным образованием является городской округ, а Администрация г. Ижевска является его исполнительно-распорядительным органом (ст. 38 Устава муниципального образования «Город Ижевск», принятого решением Городской думы г. Ижевска от 16.06.2005 №333). При этом глава муниципального образования «Город Ижевск», возглавляющий Администрацию города и исполняющий полномочия Главы Администрации города (п. 2 ст. 35 Устава города), в отношениях с Черемных С.Н. является лицом, уполномочившим своего заместителя – руководителя аппарата Администрации г. Ижевска исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) от имени муниципального образования, а не от имени Администрации г. Ижевска.
Приказ об увольнении Черемных С.Н. от 14 июня 2018 года <номер> подписан уполномоченным лицом – исполняющей обязанности заместителя главы Администрации – руководителя аппарата Ш.Е.Ю. Согласно п. 8.7 распоряжения главы муниципального образования «Город Ижевск» от 10 марта 2016 года <номер> «О распределении обязанностей и наделении полномочиями руководителей Администрации города» (том №1 л.д. 68) заместитель главы Администрации – руководитель аппарата Администрации города выполняет обязанности представителя нанимателя (работодателя) в отношении заместителей руководителей структурных подразделений Администрации г. Ижевска, в том числе увольняет. Распоряжением врио главы муниципального образования «Город Ижевск» от 13 июня 2018 года <номер> исполнение обязанностей заместителя главы Администрации – руководителя аппарата Администрации г. Ижевска по работе с кадрами, предусмотренных разделом 8 распоряжения от 10 марта 2016 года <номер>, с 13 июня 2018 года возложено на начальника Управления кадровой политики Администрации г. Ижевска Шаркину Е.Ю. (том №1 л.д. 77).
В судебном заседании установлено, что на момент увольнения (14 июня 2018 года) истец не пребывал в отпуске или в состоянии временной нетрудоспособности. Указанное обстоятельство сторонами по делу не оспаривалось и подтверждается табелем учета рабочего времени Черемных С.Н. за июнь 2018 года (том №2 л.д. 98).
Поскольку работодателем сокращена должность заместителя начальника управления, курирующего вопросы выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, то есть штатная должность, занимаемая Черемных С.Н., суд признает доводы о наличии у истца преимущественного права на оставление на работе несостоятельными и опровергающимися материалами дела.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в сравнении с В.Д.И., Л.С.В. и К.Т.В., занимающими аналогичные должности в ГУАиГ, Черемных С.Н. не имел преимущественного права на оставление на работе. На дату сокращения и увольнения истца по должностям заместителя начальника управления, занимаемым Л.С.В. и К.Т.В., в соответствии с представленными должностными инструкциями установлены квалификационные требования к уровню образования: по должности, занимаемой К.Т.В. – высшее образование по специальности «Архитектура», по должности, занимаемой Л.С.В. – высшее образование по специальности «Проектирование зданий», а также к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки. Поскольку Черемных С.Н., имея высшее образование по специальности «Промышленное и гражданское строительство» в отсутствие необходимого стажа работы по определенным специальностям, не соответствовал квалификационным требованиям по указанным должностям, преимущественное право истца на оставление на работе в сравнении с К.Т.В. и Л.С.В. не подлежало рассмотрению. Исполнение обязанностей по должности, занимаемой В.Д.И., предполагает наличие допуска к государственной тайне, который у истца отсутствует, что не предполагает наличие у истца преимущественного права на оставление на работе в сравнении с В.Д.И.
Кроме того, суд учитывает, что, несмотря на идентичное наименование штатных должностей, функциональные обязанности у В.Д.И., Л.С.В., К.Т.В. и Черемных С.Н. были разными, в связи с чем каждый из заместителей выполнял должностные обязанности в соответствии с уровнем своей квалификации. Поэтому на дату сокращения штатной должности, занимаемой Черемных С.Н., уровень квалификации В.Д.И., Л.С.В., К.Т.В. по занимаемым ими должностям с определенным функционалом с учетом опыта работы был выше в сравнении с Черемных С.Н., который по указанным должностям обязанности не исполнял.
С учетом изложенного, указанные обстоятельства не предполагают наличия у истца преимущественного права на оставление на работе.
Таким образом, исходя из того, что сокращение штата работников, в частности истца, являлось реальным и в действительности имело место, у работодателя отсутствовали вакантные должности, которые могли быть предложены Черемных С.Н., истец не имел права преимущественного оставления на работе, был предупрежден об увольнении персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения, приказ об увольнении подписан уполномоченным лицом, суд приходит к выводу, что расторжение трудового договора с истцом произведено ответчиком правомерно. Порядок увольнения Черемных С.Н., предусмотренный ст.ст. 81, 82, 179, 180, 373 ТК РФ, работодателем соблюден. При указанных обстоятельствах исковые требования Черемных С.Н. о признании приказа об увольнении незаконным и восстановлении на работе не основаны на законе, а потому удовлетворению не подлежат.
Соответственно не подлежат удовлетворению и производные требования истца о внесении соответствующей записи в трудовую книжку, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда ввиду того, что указанные требования основаны на требовании истца о признании приказа об увольнении незаконным и восстановлении на работе, в удовлетворении которых истцу отказано. Кроме того, нарушений трудовых прав истца при рассмотрении настоящего дела судом не установлено.
Правовых оснований для взыскания государственной пошлины по делу не имеется, поскольку истец на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, и судебные расходы в связи с оставлением иска без удовлетворения не подлежат возмещению за счет ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Черемных С.Н. к Администрации г. Ижевска, Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, возложении обязанности внести соответствующую запись в трудовую книжку, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере 11 декабря 2018 года.
Председательствующий судья О.А. Пашкина