Решение от 10.12.2024 по делу № 33-2943/2024 от 25.11.2024

Судья Плешков С.Ю. Дело № 2-21/2024

№ 33-2943/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Ушаковой И.Г.,

судей Антонова А.С., Душечкиной Н.С.,

при секретаре судебного заседания Лагуновой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 10 декабря 2024 г. гражданское дело по исковому заявлению Курганского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 7 марта 2024 г.

Заслушав доклад судьи Душечкиной Н.С., пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Курганский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковыми заявлениями к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») о возложении обязанности оборудовать пассажирские платформы по адресу Курганская область, ОП 2315 км (четная и нечетная платформа), направление Курган-Челябинск и в обратном направлении, Южно-Уральская железная дорога (далее – ЮУЖД), в соответствии с нормами освещенности.

Определением Юргамышского районного суда Курганской области от 26.09.2023 гражданские дела по вышеуказанным искам прокурора объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В обоснование заявленных требований с учетом их изменения указывал, что в ходе проверки исполнения законодательства о защите прав потребителей при содержании и благоустройстве пассажирских платформ ЮУЖД выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. В соответствии с пунктом 4.7.2 санитарных правил СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 30 (далее также – СП 2.5.3650-20), уровень искусственного освещения на поверхности пассажирских платформ должен быть не менее 5 люкс (далее – лк). Аналогичные требования содержит ГОСТ Р 54984-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.09.2012 № 302-ст (далее – ГОСТ Р 54984-2012). Согласно пункту 5.12 указанного ГОСТа нормы освещенности на пассажирских платформах и остановочных пунктах установлены не менее 5 лк. Прокуратурой совместно со специалистами Федерального бюджетного учреждения здравоохранения (далее – ФБУЗ) «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области», с участием представителя Шумихинской дистанции электроснабжения, 22.05.2023 проведено обследование пассажирских платформ ОП 2315 км (четная и нечетная платформа), направление Курган-Челябинск и в обратном направлении, ЮУЖД, на предмет соответствия уровня освещенности установленным требованиям.

Согласно протоколам лабораторных испытаний от 31.05.2023 на указанных пассажирских платформах показатели освещенности в ряде контрольных точек не соответствуют установленным требованиям. Искусственное освещение в пределах данных пассажирских платформ обеспечивается Шумихинской дистанцией электроснабжения – структурным подразделением Южно-уральской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения «Трансэнерго» – филиала ОАО «РЖД».

Невыполнение требований по обеспечению необходимого уровня освещенности на пассажирских платформах влечет нарушение прав пассажиров в части их безопасности при нахождении на объектах транспортной инфраструктуры. Выявленные нарушения не позволяют пассажирам безопасно пользоваться услугами железнодорожного транспорта и противоречат санитарным правилам по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.

Просил суд возложить на ОАО «РЖД» обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пассажирские платформы по адресу: Курганская область, ОП 2315 км (четная и нечетная платформы), направление Челябинск-Курган и Курган-Челябинск, ЮУЖД, освещенностью не менее 5 лк на всем протяжении платформы.

В судебном заседании заместитель Курганского транспортного прокурора Перепечин С.А. представил заявление об отказе от исковых требований в части, в оставшейся части исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» Киселев М.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Представитель третьего лица ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области», привлеченного к участию в деле определением суда, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Определением Юргамышского районного суда Курганской области от 07.03.2024 прекращено производство по делу в части возложения на ОАО «РЖД» обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пассажирскую платформу по адресу: Курганская область, пассажирская платформа Курганская область, ОП 2315 (нечетная), направление Курган-Челябинск, ЮУЖД, освещенностью не менее 5 лк на всем протяжении платформы.

Решением Юргамышского районного суда Курганской области от 07.03.2024 исковые требования Курганского транспортного прокурора удовлетворены.

На ОАО «РЖД» возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать освещенностью не менее 5 лк на всем протяжении пассажирскую платформу по адресу Курганская область, ОП 2315 км (четная) направление Челябинск – Курган, ЮУЖД.

Этим же решением с ОАО «РЖД» взыскана государственная пошлина в доход муниципального образования Юргамышский муниципальный округ Курганской области в размере 300 руб.

С таким решением не согласился ответчик ОАО «РЖД», его представителем подана апелляционная жалоба.

В обоснование доводов жалобы, выражая несогласие с постановленным решением, указывает, что при рассмотрении дела судом допущены существенные нарушения норм процессуального и материального права в части надлежащего исследования и оценки доказательств с учетом документов регламентирующих нормирование средней освещенности на спорном объекте, методики измерения освещенности, обработку и оценку результатов измерений. Полагает, что при разрешении спора суд не оценил доказательства с учетом ГОСТа 34935-2023 Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля, введенного в действие приказом Росстандарта от 24.01.2023 № 28-ст с 01.09.2024, с правом досрочного применения.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что средняя освещенность на объекте не должна учитываться, поскольку в отношении пассажирских платформ станций и остановочных пунктов с малым размером пассажиропотока (до 100 тыс. человек год) подлежит нормированию именно средняя освещенность, а также допускается норма освещенности 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции. Отмечает, что пассажиропоток на пассажирской платформе ОП 2315 км составляет 3285 человек в год, реконструкция систем освещения не проводилась и не запанирована до 2025 г.

Обращает внимание, что судом необоснованно расширено толкование пункта 4.7.2 Санитарных правил СП 2.5.3650-20, которые не содержат требований к уровню освещенности для каждой точки освещенности на объекте. Отмечает, что данный нормативный акт не содержит методику измерений освещенности и требований к обработке и оценке результатов измерений. Методика измерений содержится в пункте 6.2.1 и пункте 6.2.5 Национального стандарта Российской Федерации «Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта нормы и методы контроля» ГОСТ Р 54984-2012. По мнению апеллянта, обработка и оценка результатов измерений независимо от документа, содержащего нормативы освещенности (СП 2.5.3650-20, ГОСТ Р 54984-2012, ГОСТ 34935-2023), осуществляется по ГОСТу 24940-2016 (пункт 7.1.3), где за основу берётся средняя освещенность. Настаивает на том, что судом первой инстанции не исследованы положения пункта 7.1.3 ГОСТа 24940-2016, пункта 6.2.1 ГОСТа Р 54984-2012, пункта 6.2.1 ГОСТа 34935-2023, примечания 12 и 13, пункта 9 таблицы 12, пункта 5.13 ГОСТа 34935-2023, пункта 5.13 ГОСТа 34935-2023, ввиду чего суд пришел к ошибочным выводам, которые привели к принятию незаконного решения.

Кроме этого, считает, что судом при разрешении спора также было допущено нарушение норм материального права – применен документ, не подлежащий применению, а именно Санитарные правила СП 2.5.3650-20, поскольку они не устанавливают норматив освещенности для спорных пассажирских платформ, которые не являются помещениями вокзалов. Считает, что в подпункте 4.7.1 пункта 4.7 Санитарных правил, согласно которому уровень искусственного освещения на поверхности пассажирских платформ должен быть не менее 5 лк, изложены требования к помещениям.

Просит решение Юргамышского районного суда Курганской области от 07.03.2024 изменить, возложив на ОАО «РЖД» обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пассажирскую платформу Курганская область, ОП 2315 км (четная) направление Челябинск-Курган, ЮУЖД, средней освещенностью не ниже 2 лк.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения, дополнительно указав, что норматив освещенности в 5 лк на поверхности пассажирских платформ и методика измерения освещенности в порядке ГОСТ Р 54984-2012 на пассажирских платформах регламентированы также внутренним распоряжением ОАО «РЖД» от 28.06.2022 №1692/р.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 01.08.2024 вышеуказанное решение Юргамышского районного суда Курганской области от 07.03.2024 оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.11.2024 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 01.08.2024 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении в суде апелляционной инстанции представитель ответчика – Киселев М.С. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель процессуального истца – прокурор Алферова Л.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав пояснения явившихся участников процесса, проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы и возражений на нее (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что собственником пассажирской платформы ОП 2315 км (четная сторона) по направлению Челябинск-Курган ЮУЖД, расположенной на территории Юргамышского района Курганской области, является ОАО «РЖД».

По информации ОАО «РЖД», пассажиропоток на платформе ОП 2315 км (четная сторона) составляет 3285 человек в год.

Курганской транспортной прокуратурой совместно со специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства на указанной платформе.

Согласно протоколу лабораторных испытаний и экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» № П2588 от 31.05.2023 были произведены замеры освещенности на пассажирской платформе ОП 2315 км (четная сторона), направление Челябинск-Курган, длина платформы 24 м, ширина 3,4 м, расстояние между контрольными точками - 5 м в контрольных точках № 80, 81, 82, 83, 84 и установлены показатели освещенности, не соответствующие требованиям СП 2.5.3650-20, а именно при нормативе 5 лк во всех контрольных точках показатели освещенности - менее 5 лк.

В качестве нормативного документа, в соответствии с которым производились измерения, указан ГОСТ Р 54984-2012 «Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля».

Согласно протоколу испытаний (измерений) № Ф-09 от 23.01.2024 лаборатории экологического контроля Центра охраны окружающей среды Южно-Уральская железная дорога - филиал ОАО «РЖД» на ОП 2315 км ЮУЖД, пассажирская платформа береговая четная, направление Челябинск-Курган в точках Т. 1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 3/1, 3/2 имеет уровень освещенности менее 5 лк, средняя освещенность по платформе 0,8 лк. Измерения проводились через 15 м.

Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 11, 24, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 30, ГОСТ Р 54984-2012 Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля, ГОСТ 34935-2023 пришел к выводу об удовлетворении иска, установив, что уровень освещенности в контрольных точках на пассажирской платформе ОП 2315 (четная сторона), направление Челябинск-Курган, ЮУЖД, не достигает требуемых 5 лк.

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) санитарно-эпидемиологические требования – это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее – санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

В силу статьи 11 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 24 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39 названного Закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 31 главы V Технического регламента Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 710, объекты и помещения на железнодорожных станциях должны освещаться в соответствии с установленными нормами для обеспечения безопасного движения железнодорожного подвижного состава, автотранспортных средств на железнодорожных переездах, маневрового передвижения, безопасности пассажиров при посадке в вагоны и высадке из вагонов, безопасности работников, для охраны грузов, почтовых отправлений, багажа и грузобагажа. Наружное освещение не должно влиять на отчетливую видимость сигнальных огней.

Для соблюдения требований технических регламентов ТР ТС 003/2011 «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» может быть применен на добровольной основе ГОСТ Р 54984-2012 «Национальный стандарт российской федерации. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля», утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.09.2012 № 302-ст, дата введения в действие - 01.01.2013.

Таким образом, выполнение требований ГОСТ Р 54984-2012 обеспечивает соблюдение требований технических регламентов ТР ТС 003/2011.

В соответствии с пунктом 5.12 ГОСТ Р 54984-2012 нормы освещенности искусственных и инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 11.

Согласно пункту 12 указанной таблицы 11 пассажирские платформы станций и остановочных пунктов с малым размером пассажиропотока (до 100 тыс. человек в год) должны соответствовать освещенность не менее 5 лк (уровень нормируемой поверхности - на поверхности платформы). Согласно примечанию 7 к пункту 12 таблицы 11 допускается норма освещенности 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции.

Кроме того, в настоящее время действуют Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры», утвержденные постановлением Главного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 30 (далее - СП 2.5.3650-20).

Пункт 4.7 данных Санитарных правил устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений железнодорожных вокзалов.

В силу положений пункта 4.7.2 СП 2.5.3650-20 показатели искусственного освещения наземных и подземных помещений вокзала представлены в таблице 52 приложения 1 к настоящим санитарным правилам. Уровень искусственного освещения на поверхности пассажирских платформ должен быть не менее 5 лк.

Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено, что абзац 2 пункта 4.7.2 СП 2.5.3650-20 регламентирует уровень искусственного освещения наземных и подземных помещений вокзала, которые представлены в таблице 52 приложения 1 к настоящим Санитарным правилам, в том числе, исходя из того, что пункт 4.7.2 является подразделом пункта 4.7 СП 2.5.3650-20, который, в свою очередь, регламентирует требования эксплуатации помещений железнодорожных вокзалов.

Таким образом, поскольку требования заявлены в отношении пассажирской платформы, которая не находится на вокзале, следовательно, необходимо установить соответствие данной платформы требованиям пункта 5.12 ГОСТ Р 54984-2012, действовавшего на момент принятия решения судом первой инстанции.

В свою очередь, примечанием 7 к пункту 12 таблицы 11 допускается норма освещенности 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции, соответственно, в ходе судебного разбирательства подлежало установлению такое обстоятельство, как начало эксплуатации действующей системы освещения на платформе, исходя из того, что данное примечание подлежит применению только к тем платформам, система освещения которых уже находилась в эксплуатации на 01.01.2013, то есть на момент ввода в действие ГОСТ Р 54984-2012.

При этом из содержания приведенных норм следует, что если система освещения на платформе была введена в эксплуатацию уже после начала действия ГОСТ Р 54984-2012 (то есть после 01.01.2013) или была реконструирована после 01.01.2013, то указанное примечание не подлежит применению.

В случае же, если система освещения платформы была введена в эксплуатацию до 01.01.2013 или не была реконструирована после этой даты, соответственно, возложение на ответчика обязанности обеспечить уровень освещенности не менее 5 лк, является возложением обязанности провести реконструкцию уже эксплуатируемой системы освещения платформы, тогда как решение вопроса о необходимости реконструкции таких систем освещения относится к компетенции собственника.

Кроме того, при принятии решения суд первой инстанции, ссылаясь на произведенные в соответствии с пунктом 6.2.5 ГОСТ Р 54984-2012 измерения, не учел, что данный пункт является одним из разделов пункта 6.2 этого же ГОСТа, которым регламентируется измерение освещенности.

Так, в соответствии с пунктом 6.2.1 ГОСТ Р 54984-2012 измерение освещенности (таблицы 2 - 14), обработку результатов измерений и оценку результатов измерений проводят по ГОСТ Р 54944-2012 (подразделы 6.1, 7.1, 8.1).

Освещенность улиц, дорог, площадей ГОСТ Р 54944-2012 определялась как среднеарифметическое значение измеренной освещенности в контрольных точках (пункт 7.1.3). Указанный ГОСТ Р 54944-2012 отменен с 01.04.2017 в связи с введением в действие ГОСТ 24940-2016 (приказ Росстандарта № 1442-ст от 20.10.2016).

В пункте 7.1.3 действующего ГОСТ 24940-2016 освещенность улиц, дорог, площадей определяется как среднеарифметическое значение измеренной освещенности в контрольных точках.

Вводимый с 01.09.2024 с правом досрочного применения ГОСТ 34935-2023 «Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля» с учетом примечания № 12 к пункту 9 таблицы 12 содержит аналогичные положения, допускающие норму освещенности 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции.

Согласно информации, предоставленной ответчиком в суд апелляционной инстанции, железнодорожная пассажирская платформа по адресу: ОП 2315 км (четная сторона) по направлению Челябинск-Курган ЮУЖД, расположенная на территории Юргамышского района Курганской области, и действующая система ее освещения введены в эксплуатацию в 1980 г., то есть до 01.01.2013, реконструкция системы освещения пассажирской платформы с даты ввода ее в эксплуатацию (1980 г.) до настоящего времени не проводилась и на период 2025 г. собственником платформы не запланирована.

По результатам проведенных в январе 2024 г. исследований среднее значение освещенности на пассажирской платформе ОП 2315 км, береговая четная, направление Челябинск-Курган, ЮУЖД, составляет 0,8 лк.

С учетом изложенного, требование прокурора о том, чтобы на всем протяжении пассажирской платформы, то есть в любой ее точке должен быть обеспечен уровень освещенности не менее 5 лк, не основано на положениях действующего законодательства.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции изменить, возложить на ОАО «РЖД» обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с ГОСТ 34935-2023 оборудовать пассажирскую платформу поадресу: Курганская область, Юргамышский район, пассажирская платформа ОП 2315 км (четная сторона), направление Челябинск - Курган, ЮУЖД, освещенностью не менее 2 лк на всем протяжении платформы.

Руководствуясь статьями 199, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Юргамышского районного суда Курганской области от 7 марта 2024 г. изменить, возложить на открытое акционерное общество ««Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пассажирскую платформу поадресу: Курганская область, Юргамышский район, пассажирская платформа ОП 2315 км (четная), направление Челябинск - Курган, Южно-Уральской железной дороги, освещенностью не менее 2 лк, на всем протяжении платформы.

В остальной части решение Юргамышского районного суда Курганской области от 7 марта 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 декабря 2024 г.

Судья Плешков С.Ю. Дело № 2-21/2024

№ 33-2943/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Ушаковой И.Г.,

судей Антонова А.С., Душечкиной Н.С.,

при секретаре судебного заседания Лагуновой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 10 декабря 2024 г. гражданское дело по исковому заявлению Курганского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 7 марта 2024 г.

Заслушав доклад судьи Душечкиной Н.С., пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Курганский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковыми заявлениями к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») о возложении обязанности оборудовать пассажирские платформы по адресу Курганская область, ОП 2315 км (четная и нечетная платформа), направление Курган-Челябинск и в обратном направлении, Южно-Уральская железная дорога (далее – ЮУЖД), в соответствии с нормами освещенности.

Определением Юргамышского районного суда Курганской области от 26.09.2023 гражданские дела по вышеуказанным искам прокурора объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В обоснование заявленных требований с учетом их изменения указывал, что в ходе проверки исполнения законодательства о защите прав потребителей при содержании и благоустройстве пассажирских платформ ЮУЖД выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. В соответствии с пунктом 4.7.2 санитарных правил СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 30 (далее также – СП 2.5.3650-20), уровень искусственного освещения на поверхности пассажирских платформ должен быть не менее 5 люкс (далее – лк). Аналогичные требования содержит ГОСТ Р 54984-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.09.2012 № 302-ст (далее – ГОСТ Р 54984-2012). Согласно пункту 5.12 указанного ГОСТа нормы освещенности на пассажирских платформах и остановочных пунктах установлены не менее 5 лк. Прокуратурой совместно со специалистами Федерального бюджетного учреждения здравоохранения (далее – ФБУЗ) «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области», с участием представителя Шумихинской дистанции электроснабжения, 22.05.2023 проведено обследование пассажирских платформ ОП 2315 км (четная и нечетная платформа), направление Курган-Челябинск и в обратном направлении, ЮУЖД, на предмет соответствия уровня освещенности установленным требованиям.

Согласно протоколам лабораторных испытаний от 31.05.2023 на указанных пассажирских платформах показатели освещенности в ряде контрольных точек не соответствуют установленным требованиям. Искусственное освещение в пределах данных пассажирских платформ обеспечивается Шумихинской дистанцией электроснабжения – структурным подразделением Южно-уральской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения «Трансэнерго» – филиала ОАО «РЖД».

Невыполнение требований по обеспечению необходимого уровня освещенности на пассажирских платформах влечет нарушение прав пассажиров в части их безопасности при нахождении на объектах транспортной инфраструктуры. Выявленные нарушения не позволяют пассажирам безопасно пользоваться услугами железнодорожного транспорта и противоречат санитарным правилам по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.

Просил суд возложить на ОАО «РЖД» обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пассажирские платформы по адресу: Курганская область, ОП 2315 км (четная и нечетная платформы), направление Челябинск-Курган и Курган-Челябинск, ЮУЖД, освещенностью не менее 5 лк на всем протяжении платформы.

В судебном заседании заместитель Курганского транспортного прокурора Перепечин С.А. представил заявление об отказе от исковых требований в части, в оставшейся части исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» Киселев М.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Представитель третьего лица ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области», привлеченного к участию в деле определением суда, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Определением Юргамышского районного суда Курганской области от 07.03.2024 прекращено производство по делу в части возложения на ОАО «РЖД» обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пассажирскую платформу по адресу: Курганская область, пассажирская платформа Курганская область, ОП 2315 (нечетная), направление Курган-Челябинск, ЮУЖД, освещенностью не менее 5 лк на всем протяжении платформы.

Решением Юргамышского районного суда Курганской области от 07.03.2024 исковые требования Курганского транспортного прокурора удовлетворены.

На ОАО «РЖД» возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать освещенностью не менее 5 лк на всем протяжении пассажирскую платформу по адресу Курганская область, ОП 2315 км (четная) направление Челябинск – Курган, ЮУЖД.

Этим же решением с ОАО «РЖД» взыскана государственная пошлина в доход муниципального образования Юргамышский муниципальный округ Курганской области в размере 300 руб.

С таким решением не согласился ответчик ОАО «РЖД», его представителем подана апелляционная жалоба.

В обоснование доводов жалобы, выражая несогласие с постановленным решением, указывает, что при рассмотрении дела судом допущены существенные нарушения норм процессуального и материального права в части надлежащего исследования и оценки доказательств с учетом документов регламентирующих нормирование средней освещенности на спорном объекте, методики измерения освещенности, обработку и оценку результатов измерений. Полагает, что при разрешении спора суд не оценил доказательства с учетом ГОСТа 34935-2023 Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля, введенного в действие приказом Росстандарта от 24.01.2023 № 28-ст с 01.09.2024, с правом досрочного применения.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что средняя освещенность на объекте не должна учитываться, поскольку в отношении пассажирских платформ станций и остановочных пунктов с малым размером пассажиропотока (до 100 тыс. человек год) подлежит нормированию именно средняя освещенность, а также допускается норма освещенности 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции. Отмечает, что пассажиропоток на пассажирской платформе ОП 2315 км составляет 3285 человек в год, реконструкция систем освещения не проводилась и не запанирована до 2025 г.

Обращает внимание, что судом необоснованно расширено толкование пункта 4.7.2 Санитарных правил СП 2.5.3650-20, которые не содержат требований к уровню освещенности для каждой точки освещенности на объекте. Отмечает, что данный нормативный акт не содержит методику измерений освещенности и требований к обработке и оценке результатов измерений. Методика измерений содержится в пункте 6.2.1 и пункте 6.2.5 Национального стандарта Российской Федерации «Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта нормы и методы контроля» ГОСТ Р 54984-2012. По мнению апеллянта, обработка и оценка результатов измерений независимо от документа, содержащего нормативы освещенности (СП 2.5.3650-20, ГОСТ Р 54984-2012, ГОСТ 34935-2023), осуществляется по ГОСТу 24940-2016 (пункт 7.1.3), где за основу берётся средняя освещенность. Настаивает на том, что судом первой инстанции не исследованы положения пункта 7.1.3 ГОСТа 24940-2016, пункта 6.2.1 ГОСТа Р 54984-2012, пункта 6.2.1 ГОСТа 34935-2023, примечания 12 и 13, пункта 9 таблицы 12, пункта 5.13 ГОСТа 34935-2023, пункта 5.13 ГОСТа 34935-2023, ввиду чего суд пришел к ошибочным выводам, которые привели к принятию незаконного решения.

Кроме этого, считает, что судом при разрешении спора также было допущено нарушение норм материального права – применен документ, не подлежащий применению, а именно Санитарные правила СП 2.5.3650-20, поскольку они не устанавливают норматив освещенности для спорных пассажирских платформ, которые не являются помещениями вокзалов. Считает, что в подпункте 4.7.1 пункта 4.7 Санитарных правил, согласно которому уровень искусственного освещения на поверхности пассажирских платформ должен быть не менее 5 лк, изложены требования к помещениям.

Просит решение Юргамышского районного суда Курганской области от 07.03.2024 изменить, возложив на ОАО «РЖД» обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пассажирскую платформу Курганская область, ОП 2315 км (четная) направление Челябинск-Курган, ЮУЖД, средней освещенностью не ниже 2 лк.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения, дополнительно указав, что норматив освещенности в 5 лк на поверхности пассажирских платформ и методика измерения освещенности в порядке ГОСТ Р 54984-2012 на пассажирских платформах регламентированы также внутренним распоряжением ОАО «РЖД» от 28.06.2022 №1692/р.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 01.08.2024 вышеуказанное решение Юргамышского районного суда Курганской области от 07.03.2024 оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.11.2024 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 01.08.2024 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении в суде апелляционной инстанции представитель ответчика – Киселев М.С. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель процессуального истца – прокурор Алферова Л.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав пояснения явившихся участников процесса, проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы и возражений на нее (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что собственником пассажирской платформы ОП 2315 км (четная сторона) по направлению Челябинск-Курган ЮУЖД, расположенной на территории Юргамышского района Курганской области, является ОАО «РЖД».

По информации ОАО «РЖД», пассажиропоток на платформе ОП 2315 км (четная сторона) составляет 3285 человек в год.

Курганской транспортной прокуратурой совместно со специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства на указанной платформе.

Согласно протоколу лабораторных испытаний и экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» № П2588 от 31.05.2023 были произведены замеры освещенности на пассажирской платформе ОП 2315 км (четная сторона), направление Челябинск-Курган, длина платформы 24 м, ширина 3,4 м, расстояние между контрольными точками - 5 м в контрольных точках № 80, 81, 82, 83, 84 и установлены показатели освещенности, не соответствующие требованиям СП 2.5.3650-20, а именно при нормативе 5 лк во всех контрольных точках показатели освещенности - менее 5 лк.

В качестве нормативного документа, в соответствии с которым производились измерения, указан ГОСТ Р 54984-2012 «Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля».

Согласно протоколу испытаний (измерений) № Ф-09 от 23.01.2024 лаборатории экологического контроля Центра охраны окружающей среды Южно-Уральская железная дорога - филиал ОАО «РЖД» на ОП 2315 км ЮУЖД, пассажирская платформа береговая четная, направление Челябинск-Курган в точках Т. 1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 3/1, 3/2 имеет уровень освещенности менее 5 лк, средняя освещенность по платформе 0,8 лк. Измерения проводились через 15 м.

Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 11, 24, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 30, ГОСТ Р 54984-2012 Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля, ГОСТ 34935-2023 пришел к выводу об удовлетворении иска, установив, что уровень освещенности в контрольных точках на пассажирской платформе ОП 2315 (четная сторона), направление Челябинск-Курган, ЮУЖД, не достигает требуемых 5 лк.

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) санитарно-эпидемиологические требования – это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее – санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

В силу статьи 11 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 24 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39 названного Закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 31 главы V Технического регламента Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 710, объекты и помещения на железнодорожных станциях должны освещаться в соответствии с установленными нормами для обеспечения безопасного движения железнодорожного подвижного состава, автотранспортных средств на железнодорожных переездах, маневрового передвижения, безопасности пассажиров при посадке в вагоны и высадке из вагонов, безопасности работников, для охраны грузов, почтовых отправлений, багажа и грузобагажа. Наружное освещение не должно влиять на отчетливую видимость сигнальных огней.

Для соблюдения требований технических регламентов ТР ТС 003/2011 «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» может быть применен на добровольной основе ГОСТ Р 54984-2012 «Национальный стандарт российской федерации. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля», утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.09.2012 № 302-ст, дата введения в действие - 01.01.2013.

Таким образом, выполнение требований ГОСТ Р 54984-2012 обеспечивает соблюдение требований технических регламентов ТР ТС 003/2011.

В соответствии с пунктом 5.12 ГОСТ Р 54984-2012 нормы освещенности искусственных и инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 11.

Согласно пункту 12 указанной таблицы 11 пассажирские платформы станций и остановочных пунктов с малым размером пассажиропотока (до 100 тыс. человек в год) должны соответствовать освещенность не менее 5 лк (уровень нормируемой поверхности - на поверхности платформы). Согласно примечанию 7 к пункту 12 таблицы 11 допускается норма освещенности 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции.

Кроме того, в настоящее время действуют Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры», утвержденные постановлением Главного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 30 (далее - СП 2.5.3650-20).

Пункт 4.7 данных Санитарных правил устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений железнодорожных вокзалов.

В силу положений пункта 4.7.2 СП 2.5.3650-20 показатели искусственного освещения наземных и подземных помещений вокзала представлены в таблице 52 приложения 1 к настоящим санитарным правилам. Уровень искусственного освещения на поверхности пассажирских платформ должен быть не менее 5 лк.

Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено, что абзац 2 пункта 4.7.2 СП 2.5.3650-20 регламентирует уровень искусственного освещения наземных и подземных помещений вокзала, которые представлены в таблице 52 приложения 1 к настоящим Санитарным правилам, в том числе, исходя из того, что пункт 4.7.2 является подразделом пункта 4.7 СП 2.5.3650-20, который, в свою очередь, регламентирует требования эксплуатации помещений железнодорожных вокзалов.

Таким образом, поскольку требования заявлены в отношении пассажирской платформы, которая не находится на вокзале, следовательно, необходимо установить соответствие данной платформы требованиям пункта 5.12 ГОСТ Р 54984-2012, действовавшего на момент принятия решения судом первой инстанции.

В свою очередь, примечанием 7 к пункту 12 таблицы 11 допускается норма освещенности 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции, соответственно, в ходе судебного разбирательства подлежало установлению такое обстоятельство, как начало эксплуатации действующей системы освещения на платформе, исходя из того, что данное примечание подл░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2013, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ 54984-2012.

░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ 54984-2012 (░░ ░░░░ ░░░░░ 01.01.2013) ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 01.01.2013, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░ ░░, ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2013 ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 5 ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6.2.5 ░░░░ ░ 54984-2012 ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 6.2 ░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6.2.1 ░░░░ ░ 54984-2012 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ 2 - 14), ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ 54944-2012 (░░░░░░░░░░ 6.1, 7.1, 8.1).

░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░ 54944-2012 ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░ 7.1.3). ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 54944-2012 ░░░░░░░ ░ 01.04.2017 ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 24940-2016 (░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 1442-░░ ░░ 20.10.2016).

░ ░░░░░░ 7.1.3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 24940-2016 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ 01.09.2024 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ 34935-2023 «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 12 ░ ░░░░░░ 9 ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 2 ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░ 2315 ░░ (░░░░░░ ░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 1980 ░., ░░ ░░░░ ░░ 01.01.2013, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ (1980 ░.) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ 2025 ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 2024 ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2315 ░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░░ 0,8 ░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 5 ░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ 34935-2023 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2315 ░░ (░░░░░░ ░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 2 ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 199, 328-330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 7 ░░░░░ 2024 ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ««░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» (░░░░ 1037739877295, ░░░ 7708503727) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2315 ░░ (░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░, ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 2 ░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 7 ░░░░░ 2024 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2024 ░.

33-2943/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Курганский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО РЖД
Другие
ФБУЗ Центр гигиены и эпидимиологии в Курганской области
Суд
Курганский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.krg.sudrf.ru
25.11.2024Передача дела судье
10.12.2024Судебное заседание
23.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.12.2024Передано в экспедицию
10.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее