УИД 39RS0011-01-2022-001807-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2023 года г. Зеленоградск
Зеленоградский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Ватралик Ю.В.
при помощнике судьи Петуховой У.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Азаровой Елены Валерьевны к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Калининградской области, ФСИН России, 3-и лица Управление Федерального казначейства по Калининградской области, УФСИН по Калининградской области, ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Калининградской области, Сизова Любовь Геннадиевна, о взыскании возмещения по социальным пособиям,
установил:
Азарова Е.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она была осуждена ДД.ММ.ГГГГ года, для отбывания наказания прибыла в ФКУ ИК-4 УФСИН по Калининградской области, где находилась с 03 мая 2018 года по 17 августа 2021 года; привлекалась к трудовой деятельности, засчитываемой в общий трудовой стаж с 23 октября 2018 года по 12 августа 2021 года.
В период отбывания наказания в ИК-4, 17 сентября 2018 года, Азарова (Ярмолич) Е.В. родила дочь <данные изъяты>. В ноябре 2018 года по инициативе Азаровой (Ярмолич) Е.В. над <данные изъяты> была оформлена предварительная опека, опекуном была назначена бабушка Дарьи - <данные изъяты>, мать отца ребёнка <данные изъяты> Под опекой <данные изъяты> находилась в период отбывания наказания Азаровой (Ярмолич) Е.В.
После освобождения из мест лишения свободы Азарова (Ярмолич Е.В.) обратилась в администрацию ГО «Город Калининград» с заявлением о передаче <данные изъяты> ей на воспитание. 24 ноября 2021 года данное заявление было удовлетворено, <данные изъяты> была освобождена от обязанностей опекуна.
После рождения <данные изъяты> ФКУ ИК-4 направило сведения об этом в органы ЗАГС, на основании которых выдано свидетельство о рождении ребёнка. Информация о рождении <данные изъяты>, а также о наличии у Азаровой (Ярмолич) Е.В. троих старших детей имелась в личном деле осужденной. Таким образом, администрация ФКУ ИК-4 была осведомлена о рождении четвёртого ребёнка заявительницы.
Достоверно зная о том, что осужденная Азарова (Ярмолич) Е.В. родила четвёртого ребёнка, администрация ФКУ ИК-4 была обязана в связи с этим предпринять возложенные законом на него действия, направленные на реализацию гарантированных государством мер социальной поддержки материнства и детства.
К числу таких мер относится выплата истице различных пособий: единовременного пособия при рождении ребёнка, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, регионального единовременного пособия при рождении ребёнка, выдача сертификата на областной материнский (семейный) капитал, предоставление дополнительного областного материнского (семейного капитала).
В период нахождения в ФКУ ИК-4 Азарова (Ярмолич) Е.В. неоднократно обращалась к администрации колонии с просьбами оформить документы, необходимые для получения указанных мер социальной поддержки, однако никакой реакции на эти просьбы не последовало. Документально такие обращения сотрудниками ИК-4 не оформлялись и письменные ответы на них не предоставлялись, мер по получению истицей таких пособий администрация ФКУ ИК-4 не предпринимала. Таким образом, на момент освобождения из мест лишения свободы Азарова (Ярмолич) Е.В. своё право на получение вышеуказанных пособий не реализовала, не имела возможности его реализовать самостоятельно.
Временный опекун <данные изъяты>, <данные изъяты>., а также отец, <данные изъяты>находивший в местах лишения свободы с 21 апреля 2018 года по 16 августа 2021 года), социальных выплат в связи с рождением данного ребёнка также не получали.
После освобождения Азарова (Ярмолич) Е.В. обратилась с соответствующими заявлениями в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» и ГУ - Отделение Пенсионного фонда России по Калининградской области, однако получила отказы по причине истечения сроков обращения за пособием: 6 месяцев со дня рождения ребёнка для получения единовременного пособия при рождении ребёнка; 6 месяцев со дня исполнения ребёнку 1,5 лет для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребёнком; 6 месяцев со дня рождения ребёнка для получения регионального единовременного пособия при рождении ребёнка; 1,5 года со дня рождения ребёнка для получения сертификата на областной материнский (семейный) капитал; от 1,5 до 2 лет с дня рождения ребёнка для получения дополнительного областного материнского (семейного) капитала.
Азаровой (Ярмолич) Е.В. также обращалась в ФКУ ИК-4 за получением сведений о назначении и выплате ей социальных пособий, на которые получила следующие ответы. Письмом от 16 мая 2022 года ей было сообщено, что социальные выплаты в период отбывания наказания в ФКУ ИК-4 она не получала.
По вине ответчиков истица не получила своевременно меры социальной поддержки, на которые имела право в силу государственных гарантий и в связи с рождением дочери, чем ей были причинены убытки.
Азарова Е.В. просит суд взыскать с ФСИН России за счёт средств казны Российской Федерации денежные средства в сумме 306377,62 в счёт возмещения социальных пособий по рождению ребёнка, неполученных в период отбывания наказания в ИК-4 УФСИН России по Калининградской области.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Калининградской области.
В судебное заседании Азарова (Ярмолич) Е.В. и ее представители Мелик-Пашаев Д.Е. и Урыков Г.Ю. свои требования поддержали, дали пояснения, аналогичные пояснениям иска, дополнительно добавили, что Азарова (Ярмолич) Е.В. в период отбывания наказания в ФКУ ИК-4 родила четвертого ребенка <данные изъяты> о чем администрации ИК было известно. На тот момент она не была трудоустроена. После рождения дочери, дочь некоторое время находилась на лечении в Перинатальном центре, а потом в ноябре 2019 года дочь отдали под опеку бабушки <данные изъяты>., под опекой которой она и пробыла до освобождения истицы. <данные изъяты> за оформлением пособий не обращалась, никаких пособий на внучку не получала, за исключением пособия по опеке. Поскольку истица фактически не ухаживала за дочерью, то на своих требованиях в части взыскания убытков в виде недополученного пособия по уходу за ребенком в размере 127491,30 рублей она не настаивает. В период нахождения в ФКУ ИК-4 истица пыталась у администрации узнать о возможности оформления пособий по случаю рождения ребенка, она была на приеме у соцработника, и у уполномоченного по делам детей, ей разъяснялось только право на получение сертификата на материнский капитал, право на иные пособия ей не разъяснялись. Заявления на получение пособий она никакие не писала, поскольку полагала, что администрация ФКУ ИК-4 обязана была ей не только разъяснить ее право на пособия, но и предложить написать заявление на их получение, чего сделано не было. Администрация ИК обязана была предпринять все меры к тому, чтобы ее информировать о наличии у нее прав на получение пособий по случаю рождения ребенка как федеральных, так и региональных, не сделала, чем были нарушены ее права. После освобождения она подала заявление на получение пособий, однако ей было отказано в связи с пропуском срока на подачу заявления.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ ИК – 4 УФСИН России по Калининградской области Рау Е.Д. иск не признала, пояснила, что в период отбывания наказания от Азаровой Е.В. никаких заявлений на выплату ей региональных и федеральных пособий по случаю рождения ребенка не поступало. При этом с ней проводилась беседа Уполномоченным по правам ребенка в Калининградской области и Уполномоченным по правам ребенка в УИС по вопросу оформления регионального материнского капитала и иных пособий, ей разъяснялась возможность их получения, однако она своим правом на подачу соответствующих заявлений не воспользовалась. При этом в самом учреждении ФКУ ИК-4 имеются различные стенды и информацией для женщин о том, какие пособия они могут получить в случае рождения у них детей. Истице соцработником также разъяснялись ее права на получение пособий, но своим правом она в период отбывания наказания не воспользовалась. Истица не могла не знать о пособиях, поскольку она была зарегистрирована как ИП и ее деятельностью указано – оказание услуг в области права. При этом истица уже имела несколько детей и знала о том, что имеет право на пособия. Получение пособий носит исключительно заявительный характер и без подачи заявления истице пособия не могли быть выплачены. Истицей не доказано причинение ей убытков ФКУ ИК-4 в виде недополученных пособий.
В судебном заседании представитель УФСИН России по Калининградской области и ФСИН России по доверенности Самченко В.Н. иск не признала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Азарова Е.В. прибыла в ФКУ ИК – 4 УФСИН России по Калининградской области для отбывания наказания, <данные изъяты> она родила дочь, которая <данные изъяты> года была переведена в ОПН ГАУ «Региональный перинатальный центр» для дальнейшего обследования и лечения. В ноябре 2018 года по инициативе Азаровой Е.В. над ее дочерью была оформлена опека, опекуном назначена <данные изъяты>., опека осуществлялась до ДД.ММ.ГГГГ года. Информация об основных социальных выплатах по случаю рождения ребенка имеется на стендах в ФКУ ИК – 4 УФСИН России по Калининградской области в каждом отряде, в связи с чем истица могла с ними ознакомиться. Обращение за получением пособий по случаю рождения ребенка носит заявительный характер и должно исходить от родителей ребенка, а не от сотрудников ФКУ ИК – 4 УФСИН России по Калининградской области. Азарова Е.В. фактически уход за своим ребенком после его рождения не осуществляла, ребенок был передан под опеку бабушки, а истица, имея уже 3-х детей, была осведомлена обо всех полагающихся ей выплатах, однако с заявлением о выплате ей таких пособий не обращалась и реализовала свое право на их получение. Просила в иске отказать.
В судебное заседание представители 3-х лиц Управления Федерального казначейства по Калининградской области, ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Калининградской области, Сизова Л.Г. не явились, извещены надлежащим образом.
Заслушав сторон, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ярмолич (Азарова) Е.В. приговором Центрального районного суда г. Калининграда от 2 февраля 2018 года осуждена по ч.2 ст. 228 УК РФ, ч. 5 ст. 74, ст. УК РФ к лишению свободы сроком на 4 года.
Из материалов дела видно, что Ярмолич (Азарова) Е.В. отбывала наказание в ФКУ ИК-4 с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ года она освобождена по постановлению Зеленоградского районного суда от 5 августа 2021 года условно-досрочно, убыла по адресу: <адрес> (л.д. 62).
Решением мирового судьи 2-го судебного участка Гурьевского района Калининградской области от 2 августа 2018 года с Ярмолич Е.В. взысканы алименты в размере ДД.ММ.ГГГГ на содержание несовершеннолетних детей: сына <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в период с 23 июля 2018 года по ДД.ММ.ГГГГ года и начиная ч ДД.ММ.ГГГГ год до ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> части всех видов заработка на содержание дочери <данные изъяты>, № рождения.
ДД.ММ.ГГГГ года Ярмолич (Азарова) Е.В. родила дочь <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 71), после чего 18 сентября 2018 года выдала доверенность на имя <данные изъяты> уполномочивающую последнюю зарегистрировать ее ребенка в Отделе регистрации рождений ЗАГС администрации МО «Город Калининград» (л.д. 67).
Также администрацией ФКУ ИК -4 в адрес главного врача ГБУЗ Калининградской области Родильный дом № 4 направлено заявление об оформлении медицинской справки о рождении ребенка истицы (л.д. 68).
Согласно справке ГБУЗ Калининградской области Родильный дом № <данные изъяты> ребенок истицы ДД.ММ.ГГГГ года переведен в ОПН ГАУ «Региональный перинатальный центр» для дальнейшего обследования и лечения (л.д. 72).
Приказом от 8 ноября 2018 года № 1014-О установлена предварительная опека над несовершеннолетней ФИО18 сроком на 6 месяцев, опекуном назначена ее бабушка ФИО19.
Приказом от 6 мая 2019 года № 488-О продлена предварительная опека над несовершеннолетней ФИО20 сроком на два месяца, опекуном назначена ее бабушка ФИО21
Приказом от 5 июля 2019 года № 750-О установлена опека над несовершеннолетней ФИО22, опекуном назначена ее бабушка ФИО23
Приказом от 24 ноября 2021 года № 1601-О ФИО24. освобождена от исполнения обязанностей опекуна, несовершеннолетняя ФИО25 передана на воспитание матери Ярмолич Е.В.
Как видно из журнала № 19 приема по личным вопросам начальника отделов (служб) ФКУ ИК-4 УФСИН России по Калининградской области за период с 14 сентября 2018 года истица Азарова (Ярмолич) Е.В. обращалась 18 сентября 2018 года по вопросу регистрации рождения ее дочери и выдаче ею доверенности в связи с этим (л.д. 83), 18 июня 2021 года по вопросу переписки с другим осужденным (л.д. 86), 15 июля 2021 года по вопросу алиментных обязательств (л.д. 88).
Как видно из журнала приема осужденных по социальным вопросам ФКУ ИК-4 УФСИН России по Калининградской области, истица Азарова (Ярмолич) Е.В. обращалась 28 сентября 2018 года по вопросу оформления ею документов для ребенка в опеку (л.д. 91), 8 октября 2019 года по назначению ей выплаты по случаю рождения 4-го ребенка (л.д. 90). Ей была дана устная консультация.
Согласно справке ФКУ ИК-4 Ярмолич (Азарова) Е.В. 7 октября 2019 года обращалась в адрес социального работника учреждения с вопросом подачи документов в отделение ПФ РФ в г. Зеленоградске для оформления материнского (семейного) капитала, необходимый пакет документов был направлен в соответствующий орган, после чего сотрудником ПФ РФ была доведена информация, что Азарова Е.В. уже получала материнский семейный капитал ДД.ММ.ГГГГ года. С вопросами по оформлению дополнительного областного материнского капитала, иных региональных выплаты и единовременных пособий Ярмолич (Азарова) Е.В. не обращалась (л.д. 61).
Как видно из журнала № 338 учета личного приема осужденных руководством учреждения ФКУ ИК-4 УФСИН России по Калининградской области 23 октября 2019 года производилась встреча осужденных, в т.ч. Азаровой Е.В. с Уполномоченным по правам ребенка в Калининградской области и Уполномоченным по правам ребенка в УИС, в т.ч. по вопросу оформления регионального материнского капитала (л.д. 93-94).
Также как видно из журнала № 338 учета личного приема осужденных руководством учреждения ФКУ ИК-4 УФСИН России по Калининградской области 29 октября 2019 года Ярмолич (Азарова) Е.В. обращалась по вопросу оформления ее свекровью регионального материнского капитала по случаю рождения 4-го ребенка (л.д. 95).
Каких-либо обращений и заявлений на имя начальника учреждения по вопросу получения единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, регионального единовременного пособия, сертификата на областной материнский (семейный) капитал, дополнительный областной материнский (семейный) капитал от Азаровой Е.В. не поступало, что подтверждается справкой от 1 декабря 2022 года (л.д. 62).
Согласно справке об отправленной корреспонденции осужденной Ярмолич Е.В. в период ее отбывания наказания в ФКУ ИК-4 от нее были приняты только заявления в Центральный районный суд г. Калининграда, в АНО «Становление», нотариусу Ионовой Н.Е., в Зеленоградский районный суд Калининградской области (л.д. 63).
Также из материалов дела видно, что в последующем, после освобождения истица 15 июня 2022 года подавала заявление на ГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» о предоставлении ей регионального единовременного пособия по случаю рождения ребёнка, материнского (семейного) капитала и дополнительного материнского (семейного) капитала, однако 24 июня 2022 года ей было в этом отказано в связи с пропуском срока на подачу такого заявления (л.д. 20-22).
Также истица 16 июня 2022 года подавала заявление на ГУ Отделение ПФ РФ по Калининградской области заявление о предоставлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком и единовременного пособия по случаю рождения ребенка, однако 24 июня 2022 года ей было в этом отказано в связи с пропуском срока на подачу такого заявления (л.д. 23-24).
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
К таким способам защиты гражданских прав относится возмещение убытков (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Понятие убытков раскрывается в пункте 2 статьи 15 ГК РФ: под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно части 2 статьи 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» определено, что одним из видов государственных пособий граждан, имеющих детей, является единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом.
Такой Порядок установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».
Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка (ст. 11 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).
Размер единовременного пособия при рождении ребенка составляет 8 000 рублей без учета индексации в силу положений ст. 12 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». С учетом Постановления Правительства РФ от 26 января 2018 года № 74 размер такого единовременного пособия в период с 01.02.2018 по 31.01.2019 составляет 16 759,09 рублей. С учетом Постановления Правительства РФ от 28 января 2021 года № 73 размер такого единовременного пособия в период с 01.02.2021 по 31.01.2022 составляет 18 886,32 рубля.
На момент рождения дочери <данные изъяты> года действовали Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 года № 1012н.
Согласно пункту 25 Порядка право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.
В силу п. 27 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 года № 1012н. в случае, если оба родителя либо лицо, их заменяющее, не работают (не служат) либо обучаются по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) одного из родителей, либо лица, его заменяющего.
Если брак между родителями ребенка расторгнут, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы (службы) родителя, с которым ребенок совместно проживает или органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) родителя, с которым ребенок совместно проживает, в случае если родитель не работает (не служит).
Согласно пп. "а" - "в" п. 28 вышеуказанного Порядка для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка представляются - заявление о назначении пособия; справка о рождении ребенка (детей), выданная органами записи актов гражданского состояния и иные документы.
Согласно ст. 17.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.
Пунктом 82 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 года № 1012н, установлено, что - срок обращения за выплатой единовременного пособия - не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.
Таким образом, для назначения и выплаты данного федерального пособия был предусмотрен заявительный порядок с предоставлением комплекта документов, пособие может быть выдано только при подаче истицей соответствующего заявления, подать такое заявление возможно было не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка, заявительный порядок обращения за предоставлением меры социальной поддержки обусловлен необходимостью проверки соблюдения условий для такого предоставления.
В силу ч. 1 ст. 6 Закона Калининградской области от 14 января 2005 года № 487 «О пособиях гражданам, имеющим детей» право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее, если среднедушевой доход семьи не превышает 200 процентов величины прожиточного минимума на душу населения, установленную в Калининградской области на дату подачи заявления о предоставлении единовременного пособия при рождении ребенка.
В силу ч. 1 ст. 7 Закона Калининградской области от 14 января 2005 года № 487 «О пособиях гражданам, имеющим детей» единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается при рождении третьего ребенка и последующих детей – 10 000 рублей.
В силу ч. 1 ст. 15 Закона Калининградской области от 14 января 2005 года № 487 «О пособиях гражданам, имеющим детей» единовременное пособие при рождении ребенка назначается, если обращение за ним со всеми необходимыми документами последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.
Согласно п. 14 Порядка назначения и выплаты пособий на детей, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 08 мая 2009 года № 282 (ред. от 20 апреля 2018 года на момент рождения дочери Дарьи) для назначения единовременного пособия при рождении ребенка заявитель представляет в уполномоченное государственное учреждение в сфере социальной поддержки населения по месту жительства следующие документы:
1) документ, подтверждающий личность заявителя и его проживание на территории Калининградской области;
2) свидетельство о рождении ребенка;
3) справки, подтверждающие доходы семьи;
4) если оба или один из родителей не работают - документы, подтверждающие уважительную причину, по которой не работает один из родителей или оба родителя (справка об инвалидности, справка об обучении на очной форме в образовательной организации);
5) документ, подтверждающий личность и место проживания второго родителя (за исключением одинокой матери);
6) при обращении за единовременным пособием при рождении (усыновлении) второго и последующих детей - свидетельства о рождении имеющихся детей (за исключением детей, в отношении которых родители лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах);
7) для лиц, у которых право на назначение единовременного пособия при рождении ребенка возникло в связи с усыновлением ребенка, - решение суда об усыновлении, вступившее в законную силу;
8) для лиц, заменяющих родителей (опекунов), - выписка из решения органов местного самоуправления об установлении опеки над ребенком.
Таким образом, для назначения и выплаты данного регионального пособия также предусмотрен заявительный порядок с предоставление комплекта документов, они могут быть назначены и выплачены только при подаче истицей соответствующих заявлений, подать такое заявление возможно не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.
Заявительный порядок обращения за предоставлением меры социальной поддержки обусловлен необходимостью проверки соблюдения условий для такого предоставления.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, в случае рождения дочери Дарьи 17 сентября 2018 года истица Ярмолич (Азарова) Е.В. имела право на получение как единовременного пособия при рождении ребенка, предусмотренного ст. 11 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», так и на получение единовременного пособия, предусмотренного ст. 6 Закона Калининградской области от 14 января 2005 года № 487 «О пособиях гражданам, имеющим детей».
Право на получение таких пособий она могла использовать не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка, т.е. до 17 мая 2019 года.
Вместе с тем, из материалов дела видно, что заявление на выплату указанных пособий по случаю рождения ребенка как федерального, так и регионального, истица не подавала, что она не отрицала в судебном заседании.
Учитывая, что законом предусмотрен заявительный порядок получения таких пособий, а истица заявление не подавала, суд полагает, что своим правом на получение вышеуказанных пособий истица в установленный срок не воспользовалась.
В судебном заседании истица также пояснила, что вопрос о восстановлении пропущенного срока на назначение и выплату ей пособий она не ставила, в связи с чем истица не реализовала свое право обращения за назначением и выплатой единовременного пособия. В настоящее время истицей пропущен срок для обращения с таким заявлением.
Что касается убытков в виде неполученного истицей регионального материнского (семейного) сертификата и дополнительного регионального материнского (семейного) сертификата, то суд полагает, что и такие требования истицы не подлежат удовлетворению.
На момент рождения <данные изъяты> года действовал Закон Калининградской области от 11 июля 2011 года № 17 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» (утратил силу с 1 января 2020 года в связи с принятием Закона Калининградской области от 07 октября 2019 года № 318).
В силу п. 3 ст. 1 Закона Калининградской области от 11 июля 2011 года № 17 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительную меру социальной поддержки за счет средств областного бюджета в виде семейного капитала имеют женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей, женщины, родившие одновременно троих и более детей, в случае, если среднедушевой доход семьи не превышает 3,5 величины прожиточного минимума, установленной Правительством Калининградской области на душу населения на дату обращения за предоставлением регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал.
Право на дополнительную меру социальной поддержки за счет средств областного бюджета в виде дополнительного семейного капитала имеют женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2017 года, в случае, если среднедушевой доход семьи не превышает 1,5 величины прожиточного минимума, установленной Правительством Калининградской области на душу населения на дату обращения за предоставлением дополнительного семейного капитала (п. 4 ст. 1 Закона Калининградской области от 11 июля 2011 года № 17 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей»)
Согласно ст. 5 Закона Калининградской области от 11 июля 2011 года № 17 семейный капитал предоставляется на основании регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), обращение за которым должно последовать не позднее полутора лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей. Форма и порядок выдачи сертификата, орган, уполномоченный на выдачу сертификата, определяются Правительством Калининградской области.
В силу ст. 6 Закона Калининградской области от 11 июля 2011 года № 17 семейный капитал устанавливается при рождении третьего или четвертого ребенка в размере 100000 рублей.
В соответствии с положениями ст. 9.1 Закона Калининградской области от 11 июля 2011 года № 17 дополнительный семейный капитал устанавливается в размере 50 тысяч рублей (п. 1).
Заявление о предоставлении дополнительного семейного капитала и назначении ежемесячной выплаты может быть подано в любое время в течение полутора лет со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение дополнительного семейного капитала (п. 3)
С 1 января 2020 года вступил в силу Социальный кодекс Калининградской области.
В соответствии со ст. 15 Социального кодекса Калининградской области право на областной материнский (семейный) капитал (далее - семейный капитал) имеют женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка и последующих детей, женщины, родившие одновременно троих и более детей (п.1).
Семейный капитал предоставляется на основании регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), обращение за которым должно последовать не позднее полутора лет со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение семейного капитала (п.4).
В соответствии со ст. 16 Социального кодекса Калининградской области право на предоставление дополнительного областного материнского (семейного) капитала (далее - дополнительный семейный капитал) имеют женщины, родившие (усыновившие в возрасте до полутора лет) третьего ребенка и последующих детей, начиная с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года.
Согласно п. 2 ст. 16 Социального кодекса Калининградской области распоряжение средствами дополнительного семейного капитала осуществляется путем получения одной из следующих выплат: 1) ежемесячная выплата; 2) разовая выплата.
Пунктом 3 ст. 5 Социального кодекса Калининградской области установлено, что меры социальной поддержки предоставляются на основании добровольного обращения граждан и (или) их законных представителей в органы государственной власти Калининградской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области или организации, уполномоченные на предоставление мер социальной поддержки
В силу изложенного суд полагает, что для получения вышеуказанных семейного капитала и дополнительного семейного капитала также предусмотрен заявительный порядок с предоставлением комплекта документов, они могут быть выданы только при подаче истицей соответствующих заявлений, подать такое заявление возможно не позднее полутора лет со дня рождения ребенка.
Заявительный порядок обращения за предоставлением меры социальной поддержки обусловлен необходимостью проверки соблюдения условий для такого предоставления.
Таким образом, в случае рождения ДД.ММ.ГГГГ года четвертого ребенка дочери <данные изъяты> истица Ярмолич (Азарова) Е.В. имела право на получение регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал, предусмотренного ст. 5 Закона Калининградской области от 11 июля 2011 года № 17, так и на получение дополнительного семейного капитала, предусмотренного 9.1 Закона Калининградской области от 11 июля 2011 года № 17.
Указанные сертификаты она могла получить не позднее полутора лет со дня рождения ребенка, т.е. до 17 мая 2020 года.
Вместе с тем, из материалов дела видно, что заявление на получение указанных сертификатов истица не подавала, что она не отрицала в судебном заседании.
Учитывая, что законом предусмотрен заявительный порядок получения таких пособий, а истица заявление не подавала, а вопрос о восстановлении пропущенного срока получение вышеуказанных семейного капитала и дополнительного семейного капитала она не ставила, суд полагает, что своим правом на получение вышеуказанных пособий истица в установленный срок не воспользовалась.
В настоящее время истицей пропущен срок для обращения с таким заявлением.
Кроме того, суд также учитывает, что в силу ст. 7 Закона Калининградской области от 11 июля 2011 года № 17 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, в заявительном порядке могут распоряжаться средствами семейного капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
улучшение жилищных условий на территории Калининградской области, в том числе ремонт жилого помещения;
приобретение предметов длительного пользования (автомобиля, мебели, бытовой техники);
оплата обследования, лечения ребенка, матери по рекомендации медицинской организации государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения в случае, если данный вид медицинской помощи не входит в Программу государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи;
предоставление единовременной денежной выплаты в размере, не превышающем 15000 рублей.
Аналогичная норма предусмотрена п. 5 ст. ст. 15 Социального кодекса Калининградской области.
Таким образом, истица не могла получить по семейному капиталу денежные средства в заявленном ею размере.
Что касается требований истцы о взыскании убытков в виде неполученного ею пособия по уходу за ребенком, то основания для удовлетворения в этой части иска также отсутствуют.
Согласно абз. 2 ст. 13 ФЗ № 81-ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
В соответствие со ст. 14 Закона лицам, указанным в абзаце седьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет.
В соответствии с абз. 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 81-ФЗ от 19 мая 1995 года, пп. д) п. 39 Порядка наряду с указанной выше категорией граждан, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком имеют другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и других аналогичных организаций.
В соответствие со ст. 14 Закона № 81-ФЗ от 19 мая 1995 года лицам, указанным в абзаце седьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет.
Согласно ч. 1 ст. 17.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет.
Таким образом, суд полагает, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, согласно статье 13 Закона, назначается лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Вместе с тем из материалов дела видно, что несовершеннолетняя ФИО26 со дня рождения - ДД.ММ.ГГГГ года находилась вначале Родильном доме № 4, в последующем с 22 сентября 2018 года переведена в ОПН ГАУ «Региональный перинатальный центр» для дальнейшего обследования и лечения на государственном обеспечении, а в дальнейшем с 8 ноября 2018 года находилась на фактическом попечении своего опекуна бабушки ФИО27 в связи с чем истец в данный период не являлась лицом, фактически осуществлявшим уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет, и, соответственно, у нее отсутствует право на получение пособия по уходу за ребенком.
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
На основании статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем возмещения убытков.
В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Из содержания указанной правовой нормы следует, что взыскание убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, и ее применение возможно лишь при наличии совокупности условий ответственности, предусмотренных законом: факт причинения убытков истцу, размер убытков, противоправность поведения причинителя ущерба, юридически значимую связь между поведением указанного лица и наступившим вредом. Недоказанность хотя бы одного из элементов состава правонарушения является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении убытков.
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что истица каких-либо заявления как на выплату ей социальных пособий, так и на предоставление ей семейных сертификатов, не подавала, учитывая отсутствие обязанности администрации по выплате ей вышеуказанных пособий, суд полагает, что основания для возложения ответственности за неполученные истицей пособия на ответчика не имеется, поскольку между действиями ответчика и отсутствием назначений и выплаты истице пособий прямая причинно-следственная связь отсутствует.
Доводы истицы о том, что на администрации ФКУ ИК-4 лежала обязанность не только разъяснить право истицы на пособия, но и предложить написать заявление на их получение, а в связи с невыполнением ответчиком такой обязанности истица понесла убытки в виде неполученных пособий, суд находит безосновательными.
В силу часть 1 статьи 98 УИК РФ, осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.
Постановление Правительства РФ от 15 октября 2001 года № 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труд» определяет в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Кодексом законов о труде Российской Федерации и Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» установлен порядок обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду (далее осужденных).
В соответствии с п. 2 названного Постановления осужденным выплачиваются следующие пособия по обязательному государственному социальному страхованию, в т.ч. единовременное пособие при рождении ребенка (кроме случаев, когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении); ежемесячное пособие по уходу за ребенком (в случае отбывания наказания в колониях-поселениях).
В силу положений пункта 5 Положения, пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности.
Согласно п. 18 Постановление Правительства РФ от 15 октября 2001 года № 727 основанием для назначения единовременного пособия при рождении ребенка является:
заявление о назначении пособия;
справка о рождении ребенка, выданная органом записи актов гражданского состояния.
Осужденным женщинам единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается администрациями организаций, где трудятся осужденные женщины. (п. 19 Постановления).
Согласно п. 30 Постановление Правительства РФ от 15 октября 2001 года № 727 жалобы по вопросам обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных направляются и рассматриваются в порядке, установленном статьей 15 УИК РФ.
Согласно п. 27 и п. 28 Постановления Правительства РФ от 15 октября 2001 года № 727 пособия назначаются и выплачиваются администрацией по месту работы осужденных. Единовременное пособие при рождении ребенка - не позднее 10 дней с даты представления всех необходимых документов.
Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности, установления инвалидности, окончания отпуска по беременности и родам, рождения ребенка, достижения ребенком возраста полутора лет. (п. 5 Положения).
Ответственность за назначение, исчисление и выплату пособий по обязательному государственному социальному страхованию несут руководитель и главный бухгалтер организации, где трудятся осужденные (п. 6 Положения).
Контроль за правильным назначением, исчислением и выплатой пособий по обязательному государственному социальному страхованию в организациях, где трудятся осужденные, осуществляется отделениями (филиалами) Фонда социального страхования Российской Федерации (п. 7 Положения).
Осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях иных видов (не в колонии-поселении), листки нетрудоспособности оформляются медицинскими частями исправительных учреждений, в которых они отбывают наказание, и передаются администрациям указанных исправительных учреждений, которые производят назначение и выплату пособий или направляют их в другие организации, где трудятся осужденные.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что положения ч. 1 ст. 98 УИК РФ, и Постановление Правительства РФ от 15 октября 2001 года № 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труд», применяются только в отношении лиц, осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду.
При этом из материалов дела видно, что в момент рождения дочери ФИО28 ДД.ММ.ГГГГ года истица не была привлечена к оплачиваемому труду в учреждении.
Истица была трудоустроена в должности обработчика янтаря только с 23 октября 2023 года.
В связи с этим у администрации исправительного учреждения отсутствовала обязанность по назначению, исчислению и выплату пособий по обязательному государственному социальному страхованию, в т.ч. и в отношении начисления и выплаты пособия по случаю рождения ребенка истице.
Доводы истицы о том, что она не была надлежащим образом информирована о ее праве на получение всех пособий и сертификатов, опровергаются материалами дела.
Пунктом 27 и п. 31 должностной инструкции старшего инспектора социальной защиты осужденных ФКУ ИК-4 УФСИН России по Калининградской области предусмотрено, что инспектор оказывает осужденным индивидуальную помощь, информирует их и консультирует их по вопросам пенсионного и иного социального обеспечения, осуществляет рассмотрение обращений, предложений и заявлений граждан по вопросам, касающимся деятельности учреждения, по поручению руководства ведет прием граждан.
Как видно из материалов дела, истице давались разъяснения и устные консультации социального работника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Калининградской области, Уполномоченным по правам ребенка в Калининградской области и Уполномоченным по правам ребенка в УИС по вопросам назначения ей выплаты по случаю рождения 4-го ребенка, по вопросу оформления регионального материнского капитала, однако своим право на получение таких пособий и сертификатов истица не воспользовалась, заявлений на их получение не подавала.
Согласно справке (пояснений) ФИО29 она в период отбывания наказания Ярмолич (Азаровой) Е.В. исполняла обязанности социального работника в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Калининградской области. С истицей сразу же по прибытии проводилась социальная диагностика, анкетирование для выявления социально значимых проблем. В августе 2018 года ей разъяснялся порядок оформления свидетельства о рождении ребенка, установления над ним опеки. В ноябре 2018 года при обращении Ярмолич (Азаровой) Е.В. ей был выдан список основных социальных выплат в Калининградской области, предоставляемых органами социальной защиты населения. Кроме того, данная информация также располагалась в каждом отряде учреждения на стендах «Социальная работа». При этом инициативных действий Ярмолич (Азарова) Е.В. по оформлению пособий в период отбывания наказания не проявляла, по вопросам оформления социальных выплат не обращалась, поясняла, что после рождения ребенка он будет устроен в семью мамы, над ним будет оформлена опека.
В судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля, <данные изъяты> суду пояснила, что она в один и тот же период отбывала наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Калининградской области совместно с Ярмолич (Азаровой) Е.В., она также находилась в состоянии беременности и также обращалась к социальному работника по вопросам оформления пособий в связи с рождением ребенка. Ей было разъяснено ее право на получение пособий, она такое заявление написала и ей пособие выплатили. При этом ей не выдали сертификат на материнский капитал, поскольку соцработник пояснила, что она ничем не может помочь. Также свидетель пояснила, что на территории ФКУ ИК-4 имелись стенды, на которых была информация о том, на какие пособия имеет право женщина, родившая ребенка.
Кроме того, суд также учитывает и тот фак, что Ярмолич (Азарова) Е.В. была зарегистрирована в качестве ИП в период с ДД.ММ.ГГГГ года, ее основным видом деятельности была указана деятельность в области права.
С учетом изложенного суд полагает, что в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Калининградской области предпринимались все возможные и достаточные меры для информирования истицы о полагавшихся ей пособиях и о ее праве на подачу соответствующих заявлений, однако реализация права на их получение лежит на истице, которая таким правом не воспользовалась.
Стороной ответчика также было заявлено о пропуске истицей срока исковой давности по заявленным требованиям.
В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 этого Кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как видно из материалов дела, ребенок у истицы родился 17 сентября 2018 года.
Настоящий иск был подан истицей только 10 октября 2022 года.
В связи с изложенным суд полагает, что истицей также был пропущен срок для подачи настоящего иска.
С учетом изложенного суд полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Азаровой Елены Валерьевны к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Калининградской области, ФСИН России о взыскании возмещения по социальным пособиям, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Зеленоградский районный суд Калининградской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 31 марта 2023 года.
Председательствующий
Судья Ватралик Ю.В.