Дело № 2-602/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
20 ноября 2018 г. г. Пыть - Ях
Пыть - Яхский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в составе председательствующего Куприяновой Е.В., при секретаре Ефимовой С.А., с участием представителя истца Петрова Д.В., представителя ответчика Гареевой Ф.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бюджетного учреждения «Пыть - Яхская окружная клиническая больница к казенному учреждению Ханты- Мансийского автономного округа - Югры «Пыть - Яхский центр занятости населения» о признании незаконным решения;
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне ответчика Чурсанова Надежда Михайловна,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Рстец БУ «Пыть - Яхская окружная клиническая больница» обратилось СЃ РёСЃРєРѕРј РљРЈ «Пыть - РЇС…СЃРєРёР№ центр занятости населения» Рѕ признании незаконным Рё подлежащим отмене решения РѕС‚ Рѕ сохранении Чурсановой Рќ.Рњ. средней заработной платы Р·Р° четвертый месяц СЃРѕ РґРЅСЏ увольнения, РІ обоснование которого указало, что Рі. РљРЈ «Пыть - РЇС…СЃРєРёР№ центр занятости населения» было вынесено решение в„– Рѕ сохранении средней заработной платы Р·Р° четвертый месяц СЃРѕ РґРЅСЏ увольнения РІ отношении бывшего работника БУ «Пыть - Яхская окружная клиническая больница» Чурсановой Рќ. Рњ..
Основанием для данного решения послужило то, что Чурсанова Н.М. обратилась к ответчику в месячный срок после увольнения и не была им трудоустроена по 01.10. 2018 г.. Считает решение необоснованным и подлежащим отмене.
31.05. 2018 г. на основании приказа «О внесении изменений в штатное расписание», уведомления о сокращении от г. трудовой договор между истцом и Чурсановой Н.М. был расторгнут в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, согласно приказу № г..
При увольнении Чурсановой Н.М. было выплачено выходное пособие. В дальнейшем произведена выплата среднего месячного заработка в течение трех месяцев со дня увольнения.
В оспариваемом решении ответчик не указал, в чем заключается исключительность случая в отношении Чурсановой Н.М., поскольку последняя не приобрела статус безработной, имеет постоянный доход в виде пенсии и социально защищена государством.
Согласно письменным возражениям ответчика наличие исключительного случая в отношении Чурсановой Н.М. отражено в протоколе заседания комиссии по выдаче решения о сохранении среднего месячного заработка от .
Чурсанова Н. М. обратилась в КУ «Пыть - Яхский центр занятости населения» в течение одного месяца со дня увольнения, зарегистрирована в КУ «Пыть - Яхский центр занятости населения» с целью поиска подходящей работы с г.. Два раза в месяц она посещала службу занятости в целях поиска подходящей работы. За период с г. ей были выданы шесть направлений на работу. Во всех случаях результат рассмотрения ее кандидатуры - «не прошла собеседование».
Чурсанова Н.М. также самостоятельно занималась поиском работы, о чем свидетельствует план самостоятельного поиска работы от г., представленный ею в КУ «Пыть - Яхский центр занятости населения».
Брат Чурсановой Н.М. - К.А.М.. не проживает по месту регистрации в доме Чурсановой Н.М., финансовой помощи не оказывает, совместное хозяйство не ведут.
Пенсия Чурсановой Н.М. составляет рублей, больше доходов она не имеет, ее расходы состоят из квартплаты, оплаты в фонд капитального ремонта, расходов на приобретение лекарств, продуктов питания, одежды и содержание жилья.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· этого РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РљРЈ «Пыть - РЇС…СЃРєРёР№ центр занятости населения» вынесла положительное решения РїРѕ Чурсановой Рќ.Рњ. РїРѕ сохранению среднего месячного заработка Р·Р° 4-Р№ месяц СЃРѕ РґРЅСЏ ее увольнения.
Поскольку Чурсанова Н.М. имеет пенсионное удостоверение № г. ей не был присвоен статус безработного гражданина, она зарегистрирована в центре занятости населения, как ищущая работу.
Согласно протоколу заседания комиссии от в качестве исключительного случая для выплаты средней месячной заработной платы Чурсановой Н.М. установлено:
- своевременное обращение в КУ «Пыть - Яхский центр занятости населения» в целях поиска подходящей работы (в течение месяца), постоянный поиск работы, и самостоятельно, согласно плану поиска работы;
- низкий доход, острая нуждаемость в финансовых средствах.
Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований БУ « Пыть-Яхская окружная клиническая больница».
В судебном заседании представитель истца Петров Д.В. на исковых требованиях настаивает, в обоснование которых ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Гареева Ф.Т. настаивает на доводах, изложенных в возражениях на иск, настаивая на том, что имеющийся доход у Чурсановой Н.М. не позволяет ей приобретать овощи и фрукты, необходимые ей для поддержания диетического питания.
Третье лицо Чурсанова Н.М. поддержала позицию ответчика, пояснила, что до настоящего времени она не может найти работу. Подтвердила, что ее бывший работодатель предлагал ей работу уборщика помещений, но поскольку работа связана с хлоркой, она с учетом ее состояния здоровья отказалась. Проживает в частном доме, где кроме нее зарегистрирован и ее брат по месту жительства, который фактически в доме не проживает. У нее есть взрослые дети, которые оказывают ей небольшую помощь, так как у них свои семьи, имеют обязательства по выплате ипотечных кредитов. Ее пенсия составляет рублей, что недостаточно для покрытия ее материальных нужд: на ремонт дома, приобретение нового холодильника, новой зимней одежды.
Суд, выслушав представителей сторон, третье лицо, исследовав и оценив представленные доказательства, считает иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Чурсанова Н.М. работала в БУ «Пыть - Яхская окружная клиническая больница», расположенном в г. Пыть - Яхе - в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Приказом БУ «Пыть - Яхская окружная клиническая больница» от она была уволена с работы по профессии « » с г. по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с сокращением штата работников организации).
При увольнении Чурсановой Н.М. были выплачены причитающиеся при расчете суммы, включая выходное пособие, а в дальнейшем истец также произвел выплату среднего месячного заработка в течение трех месяцев со дня увольнения. Указанные обстоятельства не оспаривает ответчик.
г. Чурсанова Н.М. обратилась в КУ «Пыть - Яхский центр занятости населения» с заявлением о содействии в поиске подходящей работы, дважды в месяц она обращалась в орган службы занятости населения за сведениями о наличии вакансий, однако не была трудоустроена до г., в связи с отсутствием подходящей для нее работы.
г. она обратилась КУ «Пыть - Яхский центр занятости населения» с заявлением о выдаче разрешения о сохранении среднего месячного заработка на период ее трудоустройства.
г. было проведено заседание комиссии КУ « Пыть - Яхский центр занятости населения», где рассматривалось заявление Чурсановой Н.М..
Комиссией БУ « Пыть-Яхский центр занятости населения» принято решение о выдаче решения о сохранении среднего месячного заработка за Чурсановой Н.М. за четвертый месяц со дня ее увольнения ( за период с г.).
РР· пенсионного удостоверения Рё объяснений Чурсановой Рќ.Рњ. следует,что РѕРЅР° является получателем трудовой пенсии РїРѕ старости, РІ настоящее время ее пенсия составляет рублей; проживает РІ частном РґРѕРјРµ РѕРґРЅР°, зарегистрированный РїРѕ месту жительства ее брат СЃ нею РЅРµ проживает.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 313 - 327).
Согласно ч.1 ст.313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи).
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены ст. 318 Трудового кодекса РФ.
Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ).
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй названной выше статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 Трудового кодекса РФ).
РР· приведенных РЅРѕСЂРј закона следует, что РІ случае увольнения работника РёР· организации, расположенной РІ районах Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностях, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное РїРѕСЃРѕР±РёРµ РІ размере среднего месячного заработка Рё Р·Р° РЅРёРј сохраняется средний месячный заработок РЅР° период трудоустройства, РЅРѕ РЅРµ свыше трех месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч.2 ст. 318 Трудового кодекса РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения.
Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, поскольку не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.
Кроме того, на территории ХМАО - Югры распоряжением Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.02. 2014 г. N 17-р-39 в целях единообразного применения положений статей 178, 318 Трудового кодекса Российской Федерации, части 3.2 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79 - ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" утверждены Методические рекомендации по порядку выдачи решения органом службы занятости населения о сохранении среднего месячного заработка за работниками, уволенными из организации в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации (далее - Методические рекомендации).
В п. 7 Методических рекомендаций предусмотрено, что при рассмотрении комиссией вопроса о выдаче решения о сохранении среднего месячного заработка дополнительно учитываются представленные гражданами документы, в том числе подтверждающие самостоятельный поиск работы (скриншоты отправленных резюме в организации, отметка о приеме резюме организации, отметка об отказе работодателя от предлагаемой кандидатуры и т.д.), подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, в связи с которыми они могли бы претендовать на сохранение среднего месячного заработка в период трудоустройства (отсутствие средств к существованию, тяжелая болезнь, требующая дорогостоящего лечения, наличие нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, и т.п.).
Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, а также пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобным.
Однако ответчик при принятии решения о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц Чурсановой Н.М. в качестве исключительного случая указал: нетрудоустройство по направлению Центра занятости населения, не по ее вине; документы, подтверждающие самостоятельный поиск работы; нуждаемость в финансовых средствах.
Вместе с тем при вынесении решения КУ «Пыть-Яхский центр занятости населения» о сохранении за Чурсановой Н.М. среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения не принял во внимание данные методические рекомендации.
Согласно протоколу заседания комиссии от в качестве исключительного случая для выплаты средней месячной заработной платы Чурсановой Н.М. указано: « своевременное обращение в КУ «Пыть - Яхский центр занятости населения» в целях поиска подходящей работы (в течение месяца), постоянный поиск работы, и самостоятельно, согласно плану поиска работы; низкий доход, острая нуждаемость в финансовых средствах».
Как следует из объяснений Чурсановой Н.М. ее пенсии, в размере рублей недостаточно для покрытия всех необходимых расходов, в связи с чем ее совершеннолетние дети оказывают ей незначительную материальную помощь, что соответствует ст. 87 Семейного кодекса РФ, предусматривающей обязанность трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родителей и заботиться о них.
При таких обстоятельствах, при принятии решения у ответчика отсутствовали исключительные обстоятельства, в связи с чем решение центра занятости нельзя признать законным.
Суд не принимает иные доводы ответчика, поскольку эти обстоятельства не имеют юридического значения по делу.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета, исходя из размера удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШРР›:
исковые требования Бюджетного учреждения «Пыть - Яхская окружная клиническая больница» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Пыть - Яхский центр занятости населения» от в части сохранения средней заработной платы за четвертый месяц со дня увольнения Чурсановой Надежды Михайловны.
Взыскать с казенного учреждения Ханты - Мансийского автономного округа - Югры «Пыть - Яхский центр занятости населения» в пользу Бюджетного учреждения «Пыть - Яхская окружная клиническая больница» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты- Мансийского автономного округа- Югры в течение месяца после вынесения решения в окончательной форме через Пыть - Яхский городской суд.
Председательствующий