<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело № 2а-3325/2020
55RS0007-01-2020-005476-31
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2020 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сафронова М.М., при секретаре судебного заседания Рогожкиной В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Центрального административного округа города Омска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Омска, Департаменту строительства Администрации г. Омска, Департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
в судебном заседании приняли участие:
от административного истца прокурора Центрального АО г. Омска – Попова О.С. (по удостоверению),
от административного ответчика Администрации г. Омска - Рыжков Н.Е. (по доверенности),
от административного ответчика Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска – Трегубенко А.И. (по доверенности),
от заинтересованного лица БУ г.Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" - Кригер О.А. (по доверенности),
иные лица не явились, извещены,
У С Т А Н О В И Л:
28.09.2020 Прокурор Центрального АО г. Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным административным иском к Администрации г. Омска, Департаменту строительства Администрации г. Омска, Департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
В обоснование указал, что прокуратурой Центрального АО г. Омска проведена проверка в части соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в результате чего было выявлено, что на участке автомобильной дороги по ул. 26 Северная на участке от ул. Вавилова до Красноярского тракта в г. Омске отсутствует освещение.
На участках дорог по ул. 26 Северная в г. Омске в районе зданий 13а, 13а/3, 13а/11, по ул. Средняя в районе зданий 161, 163а, 163б, по ул. Сазонова на участке от ул. 25 Северная до 26 Северная имеются выбоины.
Таким образом, органами местного самоуправления не предпринято должных мер, направленных на обеспечение охраны жизни, здоровья, прав и законных интересов неопределенного круга лиц для целей предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий на территории округа.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор в первоначальной заявленном административном иске просил признать бездействие Администрации города Омска, Департамента строительства Администрации г. Омска, Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска по неустранению выявленных нарушений незаконным.
Обязать Администрацию города Омска, Департамент строительства Администрации г. Омска организовать наружное освещение на участке автомобильной дороги по ул. 26 Северная на участке от ул. Вавилова до Красноярского тракта в г. Омске
Обязать Администрацию города Омска, Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска устранить выбоины в асфальтобетонном покрытии дорожного полотна на указанных выше участках.
В ходе рассмотрения дела прокурор от требований по устранению выбоин в асфальтобетонном покрытии отказался, сославшись на удовлетворение заявленных им требований административными ответчиками добровольно.
В остальной части требования поддержал.
В судебном заседании представитель прокурора Центрального АО г. Омска Попова О.С. уточненные требования поддержала.
Представитель административного ответчика Администрации г. Омска Рыжко Н.Е. требования не признал, поддержал доводы письменных возражений.
Представители административного ответчика Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска Трегубенко А.И., заинтересованного лица БУ г.Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" - Кригер О.А. против принятия судом отказа от иска в части требований об устранении выбоин не возражали.
Иные лица в суд не явились.
В направленном в суд письменном отзыве Департамент строительства Администрации г. Омска указывает на то обстоятельство, что обустройство линии наружного освещения на спорном участке дороги возможно до 31.12.2023 года.
РИзучив материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Как указано в п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно Письму Минстроя России от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения» в соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).
Данным Письмом Минстрой России разъясняет, что организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 9 Устава города Омска к вопросам местного значения муниципального образования города Омска относится утверждение правил благоустройства территории города Омска, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории города Омска в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города Омска.
Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года № 45 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска (далее по тексту - Правила).
Согласно п. 1 ст. 1 Правил благоустройство территории города - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории города мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории
К элементам благоустройства территории относятся, в том числе, освещение и осветительное оборудование (п. 1.1 ст. 1 Правил)
Согласно п. 9 ст. 1 Правил устройства наружного освещения - технические сооружения и приборы, предназначенные для освещения улиц, площадей, дворов, тоннелей, пешеходных переходов, подъездов зданий, номерных знаков домов.
В соответствии со ст. 153 указанных Правил, сети уличного освещения и контактные сети должны содержаться в исправном состоянии, не допускается их эксплуатация при наличии обрывов проводов, повреждений опор, изоляторов.
Согласно п. 9-4 ч. 1 ст. 22 Устава города Омска Администрация г. Омска организует освещение улиц и установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
То есть, организация освещения отнесена к полномочиям Администрация г. Омска.
Согласно ч. 3 ст. 22 Устава города Омска, полномочия должностных лиц местного самоуправления, являющихся должностными лицами Администрации города Омска (первый заместитель Мэра города Омска, заместитель Мэра города Омска, руководители отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений Администрации города Омска), осуществляются по вопросам местного значения, указанным в настоящей статье, в соответствии с распределением обязанностей, установленным Мэром города Омска, положениями о соответствующих структурных подразделениях.
В соответствии с пп. 20.6 п. 18 Положения «О департаменте строительства Администрации города Омска», утвержденного Решением Омского городского Совета 29 июня 2011 года №416, Департамент строительства организует работу по проектированию, строительству и реконструкции муниципальных объектов наружного освещения, расположенных на территории города Омска.
Таким образом, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог и улиц при содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам является обязанностью Департамента строительства Администрации города Омска.
Согласно пп.6 п. 18 Положения о департаменте городского хозяйства Администрации г. Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 28.09.2011 N 443 (ред. от 25.10.2017) "О департаменте городского хозяйства Администрации города Омска". Департамент, в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет функции в сфере дорожного хозяйства, благоустройства и озеленения:
- разрабатывает текущие планы по ремонту автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения в границах города Омска, по благоустройству и озеленению территории города Омска в соответствии с компетенцией департамента;
- организует проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения в границах города Омска;
- обеспечивает функционирование парковок (парковочных мест) на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах города Омска;
- осуществляет в пределах своей компетенции контроль за содержанием и ремонтом автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения в границах города Омска, объектов озеленения и благоустройства;
- организует проведение работ по устройству и демонтажу искусственных неровностей на автомобильных дорогах местного значения на территории города Омска
Таким образом, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог и тротуаров является обязанностью департамента городского хозяйства Администрации города Омска.
Судебным разбирательством установлено, что прокуратурой Центрального административного округа города Омска проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В ходе проверки было выявлено, что на автомобильной дороге по ул. 26 Северная на участке от ул. Вавилова до Красноярского тракта в г. Омске отсутствует линия наружного освещения, кроме того, на участках дорог по ул. 26 Северная в г. Омске в районе зданий 13а, 13а/3, 13а/11, по ул. Средняя в районе зданий 161, 163а, 163б, по ул. Сазонова на участке от ул. 25 Северная до 26 Северная имеются выбоины.
Данные обстоятельства отражены, в частности, акте от 13.08.2020, составленными сотрудниками ГИБДД (л.д. 13), письме Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска от 24.08.2020 (л.д. 14-15) и сторонами по делу не оспариваются.
При таком положении, соединив приведенные выше нормы закона и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований и возложения на органы местного самоуправления, уполномоченные в сфере организации наружного освещения и содержания дорог, обязанности по организации такого освещения и обустройству.
В то же время, как следует из письма БУ г. Омска «УДХБ» от 18.09.2020, учреждение провело работы и устранило недостатки дорожного полотна.
Изложенное явилось основанием для обращения в суд прокурора округа с заявлением об отказе от требований к административным ответчикам в части требований об устранении выбоин в асфальтобетонном покрытии дорожного полотна.
Согласно ч. 4 ст. 39 КАС РФ прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.
В силу ч. 2, 5 ст. 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В силу ч. 5 ст. 39 КАС РФ в случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается.
В случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу, в случае если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
Согласно ч. 1 ст. 195 КАС РФ производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В соответствии с ч. 3 ст. 157 КАС РФ в случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого соглашения о примирении сторон.
Прокурор в представленном заявлении, просит прекратить производство по делу в указанной выше части. Опрошенные судом явившиеся участники судебного разбирательства возражений против удовлетворения заявления не выдвинули.
По данной категории споров принятие судом отказа от исковых требований возможно.
По мнению суда, применительно к правилу ч. 5 ст. 46 КАС РФ отказ административного истца от административного иска в названной части не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности принять отказ прокурора Центрального административного округа города Омска в интересах неопределенного круга лиц от требований к Администрации г. Омска, Департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска о возложении обязанности устранить выбоины в асфальтобетонном покрытии дорожного полотна. Производство по делу в этой части прекратить.
В части требований о необходимости организации наружного освещения, оценивая доводы Департамента строительства Администрации г. Омска о необходимости предоставления определенного срока для исполнения судебного решения суд отмечает следующее.
Из объяснений сторон, в частности, Департамента строительства Администрации г. Омска, данных в письменном отзыве на заявление следует, что он правомочен выполнить требования прокурора только после исполнения своих функций структурными подразделениями Администрации города Омска, а именно: департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска должен утвердить проект межевания территории; затем департамент городской экономической политики Администрации города Омска должен включить мероприятия по строительству объектов в адресную инвестиционную программу города Омска. Кроме того, департамент финансов и контроля Администрации города Омска должен обеспечить финансирование на данные цели.
После этого департамент вправе проводить мероприятия по организации закупок на выполнение проектно-изыскательских работ, разработке проектной документации объектов, обеспечению государственной экспертизы проектной документации, проведению торгов на выполнение строительно-монтажных работ, организации строительства объектов.
Возможность организовать работу по строительству муниципальных объектов наружного освещения появится не ранее осуществления указанных выше мероприятий, проведение которых зависит не только от ответчиков по спору.
При проведении работ по строительству также необходимо соблюдение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также ГрК РФ (в части проведения государственной экспертизы проектной документации).
С учетом изложенного суд частично соглашается с доводами возражений Департамента возлагает обязанность на Департамент строительства Администрации г. Омска организовать наружное освещение на автомобильной дороге по ул. 26 Северная на участке от ул. Вавилова до Красноярского тракта в г. Омске до 31 декабря 2022 года.
Срок для исполнения решения, предложенный Департаментом строительства Администрации г. Омска (до конца 2023 года) суд находит на дату вынесения настоящего решения чрезмерно длительным и необоснованным.
В удовлетворении требований к Администрации г. Омска суд прокурору отказывает, находя данный орган в силу изложенных выше норм закона ненадлежащим ответчиком.
Судебные расходы суд не распределяет, поскольку лица, участвующие в деле, от их уплаты в силу закона освобождены.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора ЦАО г. Омска удовлетворить частично.
Обязать Департамент строительства Администрации г. Омска организовать наружное освещение на автомобильной дороге по ул. Новаторов в г. Омске на участке, протяженностью 150 метров от дома 7 в сторону дома 2А в г. Омске до 31 декабря 2022 года.
Обязать Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска принять меры к обустройству тротуара по ул. Завертяева в г. Омске на участке от ООТ «Станция Успешная» до путепровода по ул. 21 Амурская в г. Омске по нечетной стороне до 31 декабря 2022 года.
В остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.М. Сафронов
Решение в окончательной форме принято 28 октября 2020 года