№ 12-82/2021
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Ломановская Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 апреля 2021 года в г.Рыбинске жалобу ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области на постановление государственного инспектора общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Спасской С.Е. от 11.01.2021 № о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области, №, расположенном по адресу: <адрес>
установил:
Постановлением государственного инспектора общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Спасской С.Е. от 11.01.2021 № о назначении административного наказания ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей за эксплуатацию опасных производственных объектов III класса опасности с нарушением обязательных требований в области промышленной безопасности.
ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области обратилось с жалобой, в которой просит вышеуказанное Постановление отменить, производство по делу прекратить, мотивируя следующими доводами.
Техническое обслуживание внутреннего газопровода котельной производится персоналом котельной из числа спецконтингента и сотрудников учреждения, прошедших обучение, имеющих допуск к эксплуатации систем газораспределения и газопотребления. На момент выездной проверки, а также в настоящее время такое обслуживание производит осужденный ФИО обучены к произведению такого обслуживания сотрудники учреждения ФИО1., ФИО2 а также главный инженер ФКУ ИК-12 ФИО3.. Ранее при проведении проверок специалистами Ростехнадзора нарушений в указанной части не выявлялось.
Соглашение на проведение аварийно-спасательных работ на ОПО «Сеть газопотребления ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области» с <данные изъяты> перерезаключается ежегодно, ранее замечаний по указанному факту от специалистов также не поступало. При заключении соглашения о наличии допуска к проведению газоспасательных работ данной организацией полагали, что оно имеется.
Относительно выдачи осужденным ФИО4 и ФИО5 инструкций поясняем, что данные документы были выданы указанным лицам, они предъявили их в ходе проверки. Отсутствовали только подписи в соответствующем журнале. При проверке недостаток был устранен.
Нарушение теплоизоляции наружной поверхности одного из резервуаров ОПО «Площадка хранения мазутного топлива» произошло из-за неблагоприятных погодных условий (сильный ветер) накануне проверки, фактически было оторвано несколько металлических листов площадью не более 2 кв. м. В связи с тем, что мазутное топливо учреждением длительное время не используется, в хранилище не содержится, полагают, что указанные обстоятельства не образуют нарушения требований нормативных актов в рассматриваемой сфере. Целостность обшивки была восстановлена в течение нескольких дней после проверки.
По иным нарушениям поясняют, что технологические трубопроводы и насосные агрегаты указанного выше ОПО не используются по назначению с 2013 года, находятся на стадии консервации и дальнейшего списания. Порядок остановки на длительный период ОПО, его консервации и расконсервации, а также соответствующие инструкции для работников разрабатываются в настоящее время. В связи с тем, что указанный объект не используется по назначению, считают, что указанные в справке факты в указанной части также не образуют нарушений федерального законодательства, влекущих привлечение к административной ответственности.
Представитель ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области Разумова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы жадобы в полном объеме, заявила ходатайство о применении срока давности привлечения к административной ответственности.
Представитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В статье 4 Закона N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее Закон) определено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно статье 3 названного закона, требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе N 116-ФЗ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.
Исходя из приведенных норм, объектом правонарушения, по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности, возникающие в ходе обеспечения защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах. Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности.
Согласно постановлению государственного инспектора общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Спасской С.Е. от 11.01.2021 № о назначении ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области административного наказания за эксплуатацию опасных производственных объектов III класса опасности с нарушением обязательных требований в области промышленной безопасности, расположенных по адресу: <адрес>:
- «Площадка хранения мазутного топлива», рег. №,
- «Сеть газопотребления ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области», рег. №.
Так, на опасном производственном объекте - «Сеть газопотребления ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области», выявлены следующие нарушения:
- в нарушение части 1 статьи 9 Закона, пункта 9 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 №, на опасном производственном объекте не производится техническое обслуживание внутреннего газопровода котельной (от ГРПШ-З-2Н до горелок котлов ДКВР);
- в нарушение части 1 статьи 10 Закона, статьи 5 Федерального закона «Об аварийно-спасательных формированиях и статусе спасателей» от 22.08.1995 № 151-ФЗ, ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области заключено соглашение от 04.06.2019 на проведение аварийно-спасательных работ на опасном производственном объекте и согласован план мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций с <данные изъяты> не допущенной к проведению газоспасательных работ организацией (Свидетельство об аттестации на право
проведения аварийно-спасательных работ серия № от 12.04.2017);
- в нарушение частей 1,2 статьи 9 Закона, пункта 218 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116, операторам котельной ФИО4 и ФИО5 перед допуском к самостоятельной работе не выданы на руки под расписку производственные инструкции, определяющие их обязанности, порядок безопасного производства работ.
На опасном производственном объекте - «Площадка хранения мазутного топлива» выявлены следующие нарушения:
- в нарушение части 1 статьи 9 Закона, пункта 2.5.38 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461, не обеспечена безопасная эксплуатация технических устройств, расположенных на опасном производственном объекте в части осмотра технического состояния, технического обслуживания и ремонта, а именно: нарушена теплоизоляция наружной поверхности резервуара ст. № №;
- в нарушение части 2 статьи 2 Закона, пунктов 2,5 Правил регистрации объекте государственном реестре опасны производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371, пунктов 7,8 приказа Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495, при идентификации и регистрации опасного производственного объекта в ведомственном разделе государственного реестра опасных производственных объектов в состав объекта не включены геологические трубопроводы подачи мазута общей протяженностью 580 м, насосные агрегаты;
- в нарушение части 1 статьи 9 Закона, Типового положения о порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период и/или консервации химически опасных промышленных объектов (РД-09-3 90-00), не определен порядок остановки на длительный период, консервации и расконсервации опасного производственного объекта, отсутствуют положение о порядке остановки на длительный период, консервации и расконсервации объекта, утвержденное руководителем Учреждения, инструкции для работников на время длительной остановки объекта, детализирующие требования применительно к данному объекту.
В качестве смягчающих обстоятельств учтено совершение административного правонарушении впервые, трудное финансовое положение, лица, совершившего административное правонарушение.
Вина ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области, как юридического лица, в совершении административного правонарушения подтверждается представленными материалами дела. Именно ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов III класса опасности, расположенных на его территории, и является ответственным лицом, обязанным осуществлять контроль за соблюдением обязательных требований в области промышленной безопасности.
С учетом изложенного имеются основания для привлечения ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.
ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области не представило суду необходимых и достаточных доказательств отсутствия у него объективной и реальной возможности для надлежащего исполнения соответствующей обязанности.
Таким образом, в действиях ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области следует считать установленным вменяемый ему состав правонарушения, предусмотренный ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, основано на материалах дела, мотивировано. Вывод должностного лица о виновности ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области в административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на доказательствах, подробно изложенных в постановлении.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса.
Установлено, что вменяемое учреждению административное правонарушение совершено впервые, что отмечено в постановлении государственного инспектора Ростехнадзора в качестве смягчающего обстоятельства наряду с тяжелым финансовым положением. В настоящее время на территории ФКУ ИК-12 УФСИН России по ЯО котельное топливо в виде мазута отсутствует в виду ненадобности, поскольку в 2013 году произошла газификация котельного учреждения, остановка и консервация «Площадки для хранения мазутного топлива», что подтверждено соответствующими документами. Нарушение теплоизоляции наружной поверхности резервуара ст. №, произошедшей в связи с сильными порывами ветра накануне проверки, было устранено в достаточно короткие сроки и не повлекло каких-либо последствий. Указанные обстоятельства подтверждены ФИО3 исполняющим обязанности <данные изъяты> ФКУ ИК-12 УФСИН России по ЯО, допрошенным в судебном заседании в качестве свидетеля.
Тем самым, суд приходит к выводу, что совершенное административное правонарушение фактически не несет опасность охраняемым ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ общественным отношениям.
Таким образом, учитывая, что учреждение ранее не привлекалось к административной ответственности, администрацией учреждения были приняты меры, направленные на устранение выявленного нарушения, допущенные нарушения носят организационный характер, что, по мнению суда не создает угрозу безопасности, в связи с чем, в рассматриваемой ситуации имеются в совокупности обстоятельства, позволяющие заменить меру ответственности в виде штрафа на предупреждение.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Изменить назначенное ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области, №, (юридический и фактический адрес: <адрес>) постановлением государственного инспектора общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Спасской С.Е. от 11.01.2021 № наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей на предупреждение.
Предупредить ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области о недопустимости нарушения действующих правил и норм при эксплуатации опасного производственного объекта.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья