Дело № 2-6344/19 15 июля 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд города Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Карпенковой Н.Е., с участием прокурора Потехиной Е.Б., при секретаре Царикаевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Приморского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия,
У с т а н о в и л :
Прокурор Приморского района Санкт-Петербурга 11 марта 2019 г. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации Приморского района Санкт-Петербурга, и, ссылаясь на положения Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об охране окружающей среды», Постановления Правительства «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» просит обязать указанного ответчика в 120-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории земельного участка общего пользования.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признал, просил отказать в его удовлетворении. В отзыве на исковое заявление ответчик указал, что при осуществлении своей деятельности не нарушал норм природоохранного законодательства, организация работ по ликвидации несанкционированных свалок осуществляется администрацией в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30.11.2018 года № 711-144 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 года» в рамках целевой статьи «Расходы на обеспечение мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории района».
Адресная программа формируется исходя из объема денежных средств, выделенных администрации по указанной статье расходов и исполняются в течение года путем заключения соответствующих государственных контрактов (договоров) в системе закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд.
Реализация адресной программы ликвидации несанкционированных свалок на территории района осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным Законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» согласно которому, процедура государственной закупки строго регламентирована. Указанная истцом территория включена в адресную программу.
Таким образом, ответчик полагает, что нарушений действующего законодательства не имеется, меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов администрацией принимается в полном объеме в рамках ее полномочий и выделяемых бюджетных средств.
Выслушав прокурора и представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст.1 Федерального Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Частями 1 и 2 ст. 51 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
На основании ст. 3 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 года № 1098 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» утверждено Положение об администрациях районов Санкт-Петербурга, согласно п. 1.1 которого администрация района является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории Санкт-Петербурга.
На основании п. 2.1 Положения к задачам администрации относится, в том числе, проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории Санкт-Петербурга в сферах: здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; правопорядка; благоустройства и обращения с отходами.
Для реализации данных задач п.п. 3.10.4, 3.10.7 Положения администрации районов наделены полномочиями по организации благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся проведения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости – рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми администрацией, а также по контролю уборки территории района, в пределах компетенции.
На основании п.п.22 Приложения № 54 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 года № 961, на администрации районов возложены обязанности по контролю за уборкой территории района в пределах своей компетенции.
По правилам ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Часть 2 ст. 15 Конституции РФ провозглашает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона и в их интересах.
В результате исследования представленных доказательств установлены такие обстоятельства, что прокуратурой в период времени с 10 час. 30 мин. до 16 час. 00 мин. 25 февраля 2019 года проведен рейдовый осмотр, в результате чего установлено, что на территории земельного участка общего пользования с кадастровым номером № по адресу: Санкт-Петербург, улица <адрес> (юго-восточнее пересечения с Туристкой улицей) находится большое количество строительных отходов.
Данная территория объектом размещения, внесенным в реестр объектов размещения отходов, не является.
Таким образом, установлено, что на территории земельного участка общего пользования с кадастровым номером <адрес> расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> 14 (юго-восточнее пересечения с Туристкой улицей) находится большое количество строительных отходов, что может способствовать ухудшению санитарной и экологической обстановки в районе и оказать пагубное воздействие на здоровье граждан.
По правилам ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если определенные судом действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку при обращении в суд прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,55,59,60,67,103, 167,194-199, 204 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования прокурора Приморского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Обязать администрацию Приморского района Санкт-Петербурга адрес места нахождения: Санкт-Петербург, улица Савушкина, дом 83 организовать в течение 120 дней со дня вступления решения суда в законную силу работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории земельного участка общего пользования с кадастровым номером 78:34:0004158:11 по адресу: Санкт-Петербург, улица Оптиков, участок 14 (юго-восточнее пересечения с Туристкой улицей).
Взыскать с администрации Приморского района Санкт-Петербурга в доход бюджета государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через районный суд.
Судья
Мотивированное решение составлено: 02 сентября 2019 г.