Дело № 2-2370/2024 (УИД 42RS0009-01-2024-002594-36)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 11 июня 2024 года
Центральный районный суд г. Кемерово в составе председательствующего судьи Шурхай Т.А., при помощнике судьи Яковлевой В.Д., с участием представителя истца помощника прокурора Кировского района г. Кемерово Лобановой В.Н., представителя ответчика Арышевой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района города Кемерово в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Кемерово о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района города Кемерово в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Кемерово о возложении обязанностей.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Кировского района г. Кемерово во исполнение поручения прокуратуры г. Кемерово о проведении проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, состоянием улично-дорожной сети и покрытия дорог на территории ... с привлечением специалиста ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения федерального законодательства.
Установлено, что на участке автомобильной дороги по ... имеется нарушение покрытия проезжей части, в виде выбоины длиной более 300 см., глубиной 9 см., шириной 300 см., площадью более 0,06 м2; на участке автомобильной дороги по ..., имеется нарушение покрытия проезжей части, в виде выбоины длиной более 300 см., глубиной 13 см., шириной 300 см., площадью более 9.06 м2; на участке автомобильной дороги по ..., имеется нарушение покрытия проезжей части, в виде выбоины длиной 160 см., глубиной 10,5 см., шириной 170 см., площадью более 0,06 м2; на участке автомобильной дороги по ..., имеется нарушение покрытия проезжей части, в виде нолей длиной более 10 м., глубиной 9 см.
Таким образом, установлены нарушения закона, связанные с непринятием уполномоченным лицом - администрацией г. Кемерово надлежащих мер по обеспечению безопасности дорожного движения, что влечет опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также создает реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, в том числе пешеходов.
Истец просит обязать администрацию города Кемерово обеспечить проведение работ по приведению проезжей части в соответствие с требованиями пункта 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 по адресам:
- ... - нарушение покрытия проезжей части, в виде выбоины длиной более 300 см., глубиной 9 см., шириной 300 см., площадью более 0,06 м2;
- ... - нарушение покрытия проезжей части, в виде выбоины длиной более 300 см., глубиной 13 см., шириной 300 см., площадью более 0,06 м2;
- ... - нарушение покрытия проезжей части, в виде выбоины длиной 160 см., глубиной 10,5 см., шириной 170 см., площадью более 0,06 м2;
- ... - нарушение покрытия проезжей части, в виде колеи длиной более 10 м., глубиной 9 см.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до **.**.****.
В ходе рассмотрения дела истец изменил предмет иска, просил обязать администрацию города Кемерово обеспечить проведение работ по приведению проезжей части в соответствие с требованиями пункта 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 по адресу:
- ... - нарушение покрытия проезжей части, в виде выбоины длиной более 300 см., глубиной 13 см., шириной 300 см., площадью более 0,06 м2, в срок до **.**.****.
Обеспечить проведение работ по приведению проезжей части в соответствие с требованиями пункта 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 по адресам:
- ... - нарушение покрытия проезжей части, в виде
выбоины длиной более 300 см., глубиной 9 см., шириной 300 см., площадью более 0,06 м2;
- ... - нарушение покрытия проезжей части, в виде выбоины длиной 160 см., глубиной 10,5 см., шириной 170 см., площадью более 0,06 м2;
- ... - нарушение покрытия проезжей части, в виде колеи длиной более 10 м., глубиной 9 см. в срок до **.**.****.
В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г. Кемерово Лобанова В.Н. поддержала измененные исковые требования.
Представитель ответчика администрации г. Кемерово Арышева А.И., действующая по доверенности, в судебном заседании не отрицала наличие выявленных проверкой нарушений, указала на принятие мер по устранению нарушений, просила продлить указанный прокурором срок для полного устранения недостатков дорожного покрытия.
Третье лицо - ОГИБДД Управления МВД России по г.Кемерово явку представителя не обеспечило, извещено надлежаще о слушании дела.
С учетом мнения представителей сторон суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав представителей сторон, изучив письменные доказательства, суд пришел к выводу о том, что измененные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме на основании следующего.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, согласно п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья.
Социальная политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе и охрану его здоровья. Здоровье - это высшее неотчуждаемое благо каждого человека. Никто не имеет права ставить другого человека в ситуацию, опасную для его здоровья.
Согласно п. п. 3, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131 - ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; порожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ).
Аналогичные требования закреплены в п. 5 ч. 1 ст. 8 Устава города Кемерово, принятого Кемеровским городским Советом народных депутатов (постановление от 24.06.2005 № 253).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Статьей 6 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится: осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов округа при осуществлении дорожной деятельности. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Обязанность по содержанию автомобильных дорог местного значения возложена на органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон ЛЬ 257-ФЗ).
В ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ дано понятие автомобильной дороги как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Так, согласно ч. 2 ст.12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
На основании ст. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 - должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии, в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 № 1245-ст, утвержден ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно пункту 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Судом установлено, что прокуратурой Кировского района г. Кемерово во исполнение поручения прокуратуры г. Кемерово о проведении проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, состоянием улично-дорожной сети и покрытия дорог на территории ... с привлечением специалиста ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения федерального законодательства.
Установлено, что на участке автомобильной дороги по ..., имеется нарушение покрытия проезжей части, в виде выбоины длиной более 300 см., глубиной 9 см., шириной 300 см., площадью более 0,06 м2; на участке автомобильной дороги по ..., имеется нарушение покрытия проезжей части, в виде выбоины длиной более 300 см., глубиной 13 см., шириной 300 см., площадью более 9.06 м2; на участке автомобильной дороги по ..., имеется нарушение покрытия проезжей части, в виде выбоины длиной 160 см., глубиной 10,5 см., шириной 170 см., площадью более 0,06 м2; на участке автомобильной дороги по ..., имеется нарушение покрытия проезжей части, в виде нолей длиной более 10 м., глубиной 9 см.
Таким образом, установлены нарушения закона, связанные с непринятием уполномоченным лицом - администрацией г. Кемерово надлежащих мер по обеспечению безопасности дорожного движения, что влечет опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также создает реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, в том числе пешеходов.
Ответчиком в материалы дела представлены муниципальные контракты, заключенные с ЛИЦО_6 ЛИЦО_7 для устранения выявленных нарушений.
На сегодняшний день заявленные в иске прокурором нарушения не устранены, в связи с чем суд полагает правильным исковые требования удовлетворить и обязать администрацию города Кемерово обеспечить проведение работ по приведению проезжей части в соответствие с требованиями пункта 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 по адресу:
- ... - нарушение покрытия проезжей части, в виде выбоины длиной более 300 см., глубиной 13 см., шириной 300 см., площадью более 0,06 м2, в срок до **.**.****.
Обеспечить проведение работ по приведению проезжей части в соответствие с требованиями пункта 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 по адресам:
- ... - нарушение покрытия проезжей части, в виде выбоины длиной более 300 см., глубиной 9 см., шириной 300 см., площадью более 0,06 м2;
- ... - нарушение покрытия проезжей части, в виде выбоины длиной 160 см., глубиной 10,5 см., шириной 170 см., площадью более 0,06 м2;
- ... - нарушение покрытия проезжей части, в виде колеи длиной более 10 м., глубиной 9 см. в срок до **.**.****.
При этом суд устанавливает ответчику срок для исполнения обязанностей по заявленным требованиям, полагая его разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 5.2.4. ░░░░ ░ 50597-2017 ░░ ░░░░░░:
- ... - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ 300 ░░., ░░░░░░░░ 13 ░░., ░░░░░░░ 300 ░░., ░░░░░░░░ ░░░░░ 0,06 ░2, ░ ░░░░ ░░ **.**.****.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 5.2.4. ░░░░ ░ 50597-2017 ░░ ░░░░░░░:
- ... «░» - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ 300 ░░., ░░░░░░░░ 9 ░░., ░░░░░░░ 300 ░░., ░░░░░░░░ ░░░░░ 0,06 ░2;
- ... - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 160 ░░., ░░░░░░░░ 10,5 ░░., ░░░░░░░ 170 ░░., ░░░░░░░░ ░░░░░ 0,06 ░2;
- ... - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ 10 ░., ░░░░░░░░ 9 ░░. ░ ░░░░ ░░ **.**.****.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.06.2024.
░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░