Дело №***а-975/19 13 мая 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дзержинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Матусяк Т.П.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Пограничному управлению ФСБ России по городу Санкт-Петербургу и <адрес> о признании незаконным отказа
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском, указав следующее.
ФИО1 и ФИО4 являются родителями несовершеннолетней ФИО5, 2010 года рождения. Брак между ФИО1 и ФИО4 расторгнут **.**.****. Место жительство несовершеннолетней ФИО5 определено с матерью. В 2013 году административный истец подал в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес>, Пограничное управление ФСБ России по Санкт-Петербургу и <адрес> заявления о несогласии на выезд его дочери за пределы Российской Федерации. Был наложен запрет на выезд за пределы Российской Федерации в отношении несовершеннолетней ФИО5
В октябре 2017 года ФИО4 обращалась в Пограничную службу ФСБ России об уточнении факта ограничения на выезд из Российской Федерации. **.**.**** ею был получен ответ о наличии ограничения на выезд несовершеннолетней ФИО5 за пределы Российской Федерации.
В последующем у административного истца отпали основания для ограничения выезда дочери за пределы Российской Федерации.
Поскольку в настоящее время между ФИО1 и ФИО4 достигнуты соглашения по вопросам общения с дочерью, административный истец не возражает против временных выездов ребенка с матерью за пределы Российской Федерации, спора о выезде ребенка на отдых за пределы Российской Федерации между родителями нет.
**.**.**** административный истец обратился в Пограничное управление ФСБ России по Санкт-Петербургу и <адрес> с заявлением о снятии запрета на выезд несовершеннолетней дочери, однако ему было отказано в снятии ограничения.
В письме от **.**.**** Пограничного управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и <адрес> сообщалось, что для отмены наложенного ограничения на выезд, необходимо представить судебный акт об отмене такого ограничения у Пограничной службы отсутствуют полномочия предусмотренные законом.
Административный истец считает отказ административного ответчика нарушающим его права, а так же несовершеннолетнего ребенка.
Административный истец просит суд признать незаконным отказ Пограничного управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и <адрес> от **.**.**** №*** в снятии ограничения на выезд несовершеннолетнего ребенка ФИО5 за пределы Российской Федерации. Отменить ограничение на выезд за пределы Российской Федерации в отношении несовершеннолетней ФИО5, **.**.**** года рождения, исключив сведения о ФИО5, **.**.**** года рождения, из учета лиц, право на выезд которым, за пределы Российской Федерации ограничено.
Административный истец ФИО1, представитель административного истца по доверенности ФИО6 в судебное заседание явились, заявленные требования поддерживают.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Пограничного управления ФСБ России по <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав административного истца, представителя административного истца, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 поименованного кодекса суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений и действий органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
**.**.**** на обращение ФИО1 был дан ответ первым заместителем начальника Пограничного управления по <адрес> и <адрес>. В указанном ответе ФИО1 указано, что его заявление рассмотрено и в его реализации отказано, а также разъяснены положения действующего законодательства.
Суд полагает данный ответ не противоречащим положениям ст. 21 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и не нарушающим права и законные интересы административного истца и его несовершеннолетнего ребенка.
Согласно ст. 61, 63 СК РФ, родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей, несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
В силу ч. 1 ст. 65 СК РФ, родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
Согласно ст. 20 Федерального закона от **.**.**** № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, как правило, выезжает из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В случае, если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из Российской Федерации без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить.
Статьей 21 названного Федерального закона установлено, что в случае, если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке.
Из указанного следует, что установленное одним из родителей ограничение на выезд несовершеннолетнего из Российской Федерации, может быть отменено только в судебном порядке.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от **.**.**** №***-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М. на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 21 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и пунктом 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации» указано, что подобное регулирование, при котором достаточно возражения одного из родителей, чтобы выезд несовершеннолетнего гражданина был запрещен до судебного разрешения спора, представляет собой гарантию защиты прав граждан, как родителей, так и их детей, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы заявительницы.
Порядок подачи заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Указанный порядок регламентирован Правилами подачи заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** №***.
По смыслу упомянутых правовых норм запрет на выезд ребенка за пределы Российской Федерации накладывается по заявлению одного из родителей.
При таком положении, родитель, обратившись с заявлением о запрете выезда ребенка, сообщил о наличии спора, от разрешения которого, в том числе и во внесудебном порядке, зависит решение вопроса о снятии ограничения.
Вместе с тем, по смыслу действующего правового регулирования вопрос об отмене ограничительных мер на выезд из Российской Федерации должен разрешаться в судебном порядке непосредственно между родителями данного ребенка, как его законными представителями, действующими в интересах несовершеннолетнего.
Таким образом, законом определен круг участников, между которыми подлежит разрешению гражданско-правовой спор о возможности снятия ограничения на выезд из Российской Федерации.
Удовлетворение требований к органу исполнительной власти, обладающему публично-правовыми полномочиями на внесение и исключение сведений о наличии или об отмене ограничения права на выезд из Российской Федерации, в порядке административного судопроизводства возможно лишь при признании оспариваемого решения незаконным.
Однако какие-либо решения Пограничного управления ФСБ России по <адрес> и <адрес> административный истец не оспаривает, на их незаконность не ссылается. Все доводы административного истца сводятся к отсутствию спора между родителями несовершеннолетних, что при отсутствии у административного ответчика права на отмену ограничения на основании заявления родителя либо родителей, не имеет правового значения для оценки законности данного Управлением ответа.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что ФИО1 при обращении в суд с административным иском избран ненадлежащий способ защиты права, что является основанием к отказу в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 150, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░