Дело №2-24/2021
УИД 61RS0009-01-2020-002667-54
Решение
Именем Российской Федерации
18 января 2021 года
Азовский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Яковлевой В.В.
при секретаре Чекалиной Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рахмановой Анжелики Геннадьевны, Рахмановой Марии Андреевны к Черкесову Александру Николаевичу о признании завещания недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Рахманова А.Г. и Рахманова М.А. обратились в суд с настоящими исковыми требованиями, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ умер Курочкин Геннадий Иванович. Истцы являются единственными наследниками первой очереди по закону.
ДД.ММ.ГГГГ Курочкиным Г.И. было составлено завещание, по которому все имущество: квартира расположенная по адресу: <адрес>; квартира расположенная по адресу: <адрес>; ? доли в праве общедолевой собственности на земельный участок и ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> а также денежные средства во вкладе, хранящемся в структурном подразделении <данные изъяты> ПАО Сбербанк России по Ростовской области, завещал Рахмановой А.Г. и Рахмановой М.А.
После смерти наследодателя истцы обратились к нотариусу за оформлением своих наследственных прав, и им стало известно, что ФИО7 было составлено завещание от ДД.ММ.ГГГГ, по которому все недвижимое имущество, а также возврат денежных средств по решению суда в размере <данные изъяты> было завещано Черкесову А.Н., а денежные средства находящиеся на вкладе ФИО10 <данные изъяты> от общей суммы, Рахмановой А.Г. и ФИО9 в равных долях.
Истцы указывают, что ФИО1 страдал рядом серьезных заболеваний, имел инвалидность <данные изъяты>, часто проходил стационарное лечение. В период составления последнего завещания чувствовал себя плохо, в связи с чем плохо понимал значение сказанного, все путал. Считают, что в момент совершения завещания от ДД.ММ.ГГГГ не способен был понимать значение своих действий и руководить ими в силу состояния своего здоровья.
В связи, с чем истцы просили суд признать недействительным завещание от ДД.ММ.ГГГГ, составленное ФИО1
Стороны в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени судебного заседания.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие сторон.
Согласно ч. 1 ст. 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и закону.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ).
В силу положений ч. 2, ч. 4 ст. 1118 ГК РФ завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства.
Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме. Завещание должно быть совершено лично. Совершение завещания через представителя не допускается. Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства.
Согласно п. 1 ст. 1119 ГК РФ завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, включить в завещание иные распоряжения.
На основании п. 1 ст. 1121 ГК РФ завещатель может совершить завещание в пользу одного или нескольких лиц (ст. 1116), как входящих, так и не входящих в круг наследников по закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 177 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
С учетом изложенного неспособность наследодателя в момент составления завещания понимать значение своих действий или руководить ими является основанием для признания завещания недействительным, поскольку соответствующее волеизъявление по распоряжению имуществом на случай смерти отсутствует.
Юридически значимыми обстоятельствами в таком случае являются наличие или отсутствие психического расстройства у наследодателя в момент составления завещания, степень его тяжести, степень имеющихся нарушений его интеллектуального и (или) волевого уровня.
Как установлено судом, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1.
ДД.ММ.ГГГГ специалистом администрации Самарского сельского поселения ФИО8 удостоверено завещание, которым ФИО1 имущество: ? доли земельного участка и ? доли дома, расположенный по адресу: <адрес>; квартира расположенная по адресу: <адрес>; квартира расположенная по адресу: <адрес>; было завещано Черкесову А.Н., а денежные средства находящиеся на вкладе ФИО10 <данные изъяты> от общей суммы, Рахмановой А.Г. и ФИО9 в равных долях.
Согласно представленному нотариусом наследственному делу № к нотариусу с заявлением о принятии наследства обратились: ДД.ММ.ГГГГ Черкесов А.Н., ДД.ММ.ГГГГ дочь умершего Рахманова А.Г., ДД.ММ.ГГГГ ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 действующая от имени Рахмановой М.А.
Оспаривая указанное выше завещание в рамках настоящего гражданского дела, истцы ссылались на то, что ФИО1 в момент его совершения в силу имевшихся у него заболеваний и преклонного возраста не осознавал характер своих действий и не мог ими руководить.
Так, в соответствии со ст. ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом обязанность представить в суд соответствующие доказательства законом возложена на стороны и лиц, участвующих в деле.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Между тем, судом по ходатайству представителя истцов истребованы медицинские карты ФИО1, однако ходатайств от истцов либо их представителя о назначении судебной посмертной психолого-психиатрической экспертизы не заявлялось. Кроме того материалы дела не содержат доказательств того, что ФИО1 не мог понимать значение своих действий и руководить ими на момент составления и подписания завещания от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом суд приходит к выводу о недоказанности того факта, что на момент составления и подписания завещания от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не мог понимать значение своих действий и руководить ими, и соответственно об отсутствии причин для признания завещания недействительным по основаниям ст. 177 ГК Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Рахмановой Анжелики Геннадьевны, Рахмановой Марии Андреевны к Черкесову Александру Николаевичу о признании завещания недействительным – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ростовский областной суд через Азовский городской суд с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 18.01.2021 года