Решение по делу № 33а-1569/2021 от 17.05.2021

Дело № 33а-1569/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курган 16 июня 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:

председательствующего Арзина И.В.

судей Волосникова С.В., Дьяченко Ю.Л.

при секретаре Игнатовой К.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 2 марта 2021 г. по административному делу № 2а-2964/2021 по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области к Правительству Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Волосникова С.В., пояснения представителя Правительства Курганской области Березовского Я.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Курганской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором, просило признать незаконным бездействие Правительства Курганской области по непринятию мер к оформлению права собственности, проведению мероприятий по установлению санитарно-защитных зон действующих сибиреязвенных захоронений, расположенных в <...> и <...> Альменевского района Курганской области; возложить обязанность на Правительство Курганской области принять в государственную собственность Курганской области указанные действующие сибиреязвенные захоронения; возложить обязанность на Правительство Курганской области принять меры по устранению нарушений законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и провести мероприятия по установлению указанных санитарно-защитных зон действующих сибиреязвенных захоронений, расположенных на территории Альменевского района Курганской области.

В обоснование административного иска указано, что данные сибиреязвенные захоронения на балансе муниципальных образований не находятся, сведения о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. Решения об установлении санитарно-защитных зон на данные сибиреязвенные захоронения не получены, что нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, не обеспечивает соблюдение нормативов качества окружающей среды, а также может повлечь распространение болезней, общих для человека и животных, в случаях выделения земельных участков под строительство хозяйственных и жилых объектов при отсутствии установленных санитарно-защитных зон скотомогильников.

Определениями от 19 октября, 12 ноября 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление ветеринарии Курганской области, Администрация Альменевского района Курганской области, Администрации Ягоднинского и Пашковского сельсоветов Альменевского района Курганской области.

Судом постановлено решение об удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Полагает, что указанный иск подлежал разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявленные требования указывают на наличие спора о праве. Выражает несогласие с выводом суда о том, что спорные скотомогильники могут находиться только в собственности субъекта Российской Федерации, указывая, что данные скотомогильники могут также находиться и в собственности муниципального образования. Считает, что вопрос по оформлению в собственность, оборудованию и содержанию бесхозяйных скотомогильников относится к ведению администраций поселений, на которых они находятся. Указывает, что органом исполнительной власти Курганской области, уполномоченным в области ветеринарии, задачами которого являются защита населения от болезней, общих для человека и животных, охрана территории Курганской области от заноса заразных болезней животных, предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных, обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении является Управление ветеринарии по Курганской области. Полагает, что на Правительство Курганской области не может быть возложена обязанность по устранению нарушений законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и проведения мероприятий по установлению санитарно-защитных зон спорных скотомогильников. Считает, что судом не было установлено точное местонахождение скотомогильников, не было проверено, находятся ли они на земельных участках муниципальных образований, сведения о которых представлены в материалы дела. Обращает внимание, что <...> входит в состав Малышевского сельсовета Альменевского района Курганской области, а не Пашковского, как указано в решении. В составе Альменевского района Курганской области Пашковский сельсовет отсутствует. Считает, что Управлением Роспотребнадзора по Курганской области не представлено доказательств угрозы возникновения и распространения в настоящее время и в будущем заболеваний, общих для животных и человека.

В возражениях на апелляционную жалобу Администрация Альменевского района Курганской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседании судебной коллегии представитель Правительства Курганской области Березовский Я.В. апелляционную жалобу поддержал и просил ее удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещались надлежаще посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Курганского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что подтверждается скриншотом информации по делу.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не признана обязательной.

Заслушав пояснения представителя административного ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц, публичных интересов.

Обращение в суд Управления Роспотребнадзора по Курганской области в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации вызвано несоблюдением требований действующего законодательства и тем, что отсутствие собственника не обеспечивает надлежащее содержание скотомогильников, их состояние и оборудование, что влечет угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории Альменевского района Курганской области имеется два действующих сибиреязвенных захоронения, расположенные в <...>, площадью <...> кв. м; в <...>, площадью <...> кв. м.

Согласно сведениям Управления Роспотребнадзора по Курганской области, заявлений на выдачу разрешений об установлении санитарно-защитной зоны и заявлений на получение санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию об установлении санитарно-защитных зон для указанных сибиреязвенных захоронений не поступало.
В реестре Роспотребнадзора информация о выданных на данные объекты санитарно-эпидемиологических заключениях отсутствует.

В Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости – сибиреязвенные захоронения отсутствуют.

По информации Администрации Альменевского района Курганской области от 14 сентября 2020 г. указанные сибиреязвенные захоронения огорожены, находятся на расстоянии 1000 м от населенного пункта, на балансе не состоят, на кадастровый учет не поставлены, права на них не зарегистрированы.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что сведений о передаче указанных сибиреязвенных захоронений в ведение органов местного самоуправления уполномоченным органом по распоряжению федеральным или государственным имуществом материалы дела не содержат, они находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и, исходя из распределения расходных обязательств Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды, полномочному государственному органу Правительству Курганской области следует принять бесхозяйные сибиреязвенные захоронения в собственность субъекта Российской Федерации – Курганской области.

Суд пришел к выводу, что сибиреязвенные захоронения являются особыми объектами, собственниками которых могут являться только Российская Федерация и субъект Российской Федерации, указав, что суду не представлено доказательств тому, что полномочия по содержанию сибиреязвенных захоронений передавались муниципальному органу.

Суд также отметил, что сведений о передаче кому-либо полномочий по содержанию спорных сибиреязвенных захоронений в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами, суду не представлено.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, согласуются с представленными и имеющимися в деле доказательствами.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Пунктом 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее – санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В соответствии с пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 скотомогильники с захоронением в ямах отнесены к I классу санитарной классификации объектов и сооружений, для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны – 1000 м; скотомогильники с биологическими камерами отнесены ко II классу с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 500 м.

Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-III класса опасности является обязательной (пункт 3.1
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 222, правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (пункт 1 Правил).

К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны (пункт 14 Правил).

На основании указанных норм права на правообладателя скотомогильника возложена обязанность обращения в уполномоченный орган с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны скотомогильника с подготовленным проектом санитарно-защитной зоны и полученным экспертным заключением на него.

Сведений о том, что санитарно-защитная зона сибиреязвенных захоронений установлена в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства, в материалах дела не имеется.

Суд первой инстанции обоснованно посчитал разумным определить срок, в течение которого Правительство Курганской области обязано исполнить возложенную на него обязанность по принятию действующих сибиреязвенных захоронений в государственную собственность, – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а для принятия мер по устранению нарушений законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и проведения мероприятий по установлению санитарно-защитных зон действующих сибиреязвенных захоронений – 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции верно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и постановил законное и обоснованное решение при соблюдении требований процессуального законодательства.

В связи с указанным, доводы апелляционной жалобы о том, что Правительство Курганской области является ненадлежащим административным ответчиком, у которого отсутствует обязанность по установлению санитарно-защитной зоны сибиреязвенных захоронений, подлежат отклонению.

Доводы апелляционной жалобы о наличии спора о праве и необходимости его разрешения в порядке гражданского, а не административного судопроизводства, не принимаются во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на ошибочном понимании норм права, толкуемого заявителем в свою пользу.

В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организации, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

При рассмотрении заявления Управления Роспотребнадзора по Курганской области к Правительству Курганской области административный истец действовал как орган, наделенный публичными функциями в силу положений действующего законодательства, следовательно, его требования связаны с публичными правоотношениями и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.

Также подлежат отклонению доводы Правительства Курганской области о недоказанности нарушения прав неопределенного круга лиц, поскольку в данном случае речь идет об угрозе нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, которым Конституцией Российской Федерации гарантировано право на благоприятную окружающую среду.

Из материалов дела следует, что <...> входит в состав Малышевского сельсовета Альменевского района Курганской области.

При этом указание в решении на расположение сибиреязвенного захоронения в <...> на территории Пашковского сельсовета не является основанием для отмены либо изменения правильного по существу судебного акта.

Вместе с тем, данное ошибочное указание подлежит исключению из решения суда, так как указание сельсовета не является обязательным, для установления местонахождения сибиреязвенного захоронения достаточно указания лишь на название населенного пункта и муниципального района.

В целом поданная апелляционная жалоба не содержит каких-либо юридически значимых обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение правильность судебного акта, доводы жалобы направлены на иную оценку доказательств по делу, что само по себе не может свидетельствовать о незаконности принятого судом решения.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курганского городского суда Курганской области от 2 марта 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области – без удовлетворения.

Исключить из решения суда указание на расположение сибиреязвенного захоронения на территории Пашковского сельсовета.

Судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы, представления через Курганский городской суд Курганской области.

Апелляционное определение в полном объеме изготовлено 18 июня 2021 г.

Председательствующий

Судьи

33а-1569/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Курганской области
Ответчики
Правительство Курганской области
Другие
Управление ветеринарии Курганской области
Суд
Курганский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.krg.sudrf.ru
18.05.2021Передача дела судье
16.06.2021Судебное заседание
18.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2021Передано в экспедицию
16.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее