Дело № 2-8261/2024 УИД 53RS0022-01-2024-014135-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2024 года г. Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Юркевич М.А.,
при секретаре Ивановой В.А.,
с участием помощника прокурора Коломейцева В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Великий Новгород к Ерофееву Аркадию Владиленовичу о взыскании государственной социальной помощи на основании социального контракта,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора г. Великого Новгород обратился в суд иском к Ерофееву А.В. о взыскании в пользу ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» (далее - Учреждение) государственной социальной помощи в размере 59 476 руб., указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ между Учреждением и Ерофеевым А.В. заключен социальный контракт, в соответствии с которым Учреждением Ерофееву А.В. предоставляется социальная помощь в размере 59 476 руб., а последний обязался выполнять мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации и социальным контрактом. Договорные обязательства ответчиком не выполнены, в связи с чем Учреждение направило в его адрес уведомление о возврате суммы социальной помощи, однако денежные средства не возращены.
Лица, участвующие в деле, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Выслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Обязательства вследствие неосновательного обогащения регулируются главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Согласно ч. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определен порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 178-ФЗ орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
На основании ст. 11 данного Федерального закона размер государственной социальной помощи, оказываемой в соответствии с настоящей главой, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная социальная помощь предоставляется на территории Новгородской области в соответствии с областным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной социальной помощи на основании социального контракта в Новгородской области» и Порядком назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракт, размером и условиями её назначения, утвержденным постановлением Правительства Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок).
Согласно п. 2 Порядка государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Для получения государственной социальной помощи на основании социального контракта на реализацию мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации (далее - ПСА), по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности необходимо предоставить составленное и подписанное заявителем финансово-экономическое обоснование избранного вида деятельности (далее бизнес-план).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Ерофеев А.В. обратился в ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» с заявлением об оказании государственной социальной помощи по преодолению трудной жизненной ситуации, направленные на поиск работы.
ДД.ММ.ГГГГ Учреждением принято решение о назначении Ерофееву А.В. государственную социальную помощь на реализацию мероприятий по поиску работы, предусмотренных программой социальной адаптации, в форме ежемесячной денежной выплаты в размере 13 517 руб. в течение месяца с даты заключения социального контракта и в течение 3 месяцев со дня подтверждения факту трудоустройства Ерофеева А.В.
ДД.ММ.ГГГГ Учреждением в адрес Ерофеева А.В. направлено уведомление о назначении выплаты по услуге Государственный ежемесячная социальная помощь.
ДД.ММ.ГГГГ между Учреждением и Ерофеевым А.В. заключен социальный контракт №, в соответствии с которым последний обязался: выполнять мероприятия, предусмотренные ПСА и социальным контрактом (п.п. 2.4.1); информировать Уполномоченный орган ежемесячно об осуществлении трудовой деятельности в период действия социального контракт ( 2.4.5).
ДД.ММ.ГГГГ между Учреждением и Ерофеевым А.В. заключено дополнительное соглашение к социальному контракту, в соответствии с которым внесены изменения в п. 3.2., заменив «13517 руб.» на «14869 руб.».
Как усматривается из материалов дела, Учреждение произвело выплату ответчику государственной помощи в ДД.ММ.ГГГГ по 14 869 руб. ежемесячно.
В нарушение договорных обязательств ответчиком не представлены документы, подтверждающие выполнение мероприятий, предусмотренных ПСА и социальным контрактом, не информировал ежемесячно учреждение об осуществлении поиска работы, не предоставлял информацию о работодателях, с которым проводил собеседование со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ.
По окончанию действия социального контракта Учреждением вынесено заключение о невыполнении ответчиком ПСА, т.к. со стороны последнего не представлена информация и документы о целевом расходовании денежных средств.
ДД.ММ.ГГГГ Учреждением в адрес ответчика направлено требование № о возврате выплаченной суммы социальной помощи, которое оставлено без исполнения.
В силу пункта 7.3 социального контракта в случае невыполнения обязательств, предусмотренных ПСА, денежные средства, предоставленные заявителю Учреждением, подлежат возмещению.
С учетом обстоятельств дела и приведенного правового регулирования, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не выполнены условия социального контракта, в связи с чем исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, с ответчика в пользу Учреждения подлежат взысканию денежные средства в сумме 59 476 руб.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в сумме 4000 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя прокурора Великого Новгорода удовлетворить.
Взыскать с Ерофеева А.В. (паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Новгородской области ) в пользу ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» (ИНН №) денежные средства в сумме 59 476 руб.
Взыскать с Ерофеева А.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 000 руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий М.А.Юркевич
Мотивированное решение составлено: 05 декабря 2024 года.