Судья Тележкина О.Д. |
Дело № 33-756/2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«12» апреля 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Лепиной Л.Л., Колесова Р.Н.,
при секретаре Пыльной Е.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4437/2020 (УИД 44RS0001-01-2020-005566-63) по апелляционной жалобе представителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области Мартьяновой Екатерины Александровны на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 28 декабря 2020 года по делу по иску Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области к Федодеевой Людмиле Александровне о взыскании неосновательного обогащения.
Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., выслушав объяснения представителя СУ СК Российской Федерации Мартьяновой Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда
установила:
Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области (далее – СУ СК России Костромской области) обратилось в суд с иском к Федодеевой Л.А. о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 300 796,33 руб. для перечисления в федеральный бюджет. Требования мотивированы тем, что с 04 июня 2012 года ответчик принят на службу в СУ СК России по Костромской области. В соответствии с ч.ч. 13 и 14 ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» Федодеевой Л.А. управлением кадров Следственного комитета для назначения пенсии были рассчитаны выслуга лет для назначения пенсии и сумма пенсии за выслугу лет. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 05 марта 2014 года также в выслугу лет для назначения пенсии Федодеевой Л.А. были включены периоды ее работы в других учреждениях и организациях. Начиная с 19 февраля 2013 года, ежемесячно ответчику выплачивалось 50% суммы пенсии за выслугу лет. Сумма выплачиваемой ежемесячной надбавки регулярно пересматривалась истцом в сторону повышения при ежегодном увеличении выслуги лет и наступлении иных обстоятельств. По информации отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области с 17 мая 2018 года ответчик является получателем страховой пенсии по старости, при этом в ее стаж засчитаны периоды, зачтенные ранее следственным управлением в выслугу лет для назначения пенсии в Следственном комитете и, соответственно, установления ежемесячной надбавки в размере 50% пенсии за выслугу лет, что противоречит п. 4 ст. 13 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Страховая пенсия по старости по линии Пенсионного фонда Российской Федерации назначена Федодеевой Л.А. после установления ей ежемесячной надбавки в размере 50% пенсии за выслугу лет, о чем ответчик в СУ СК России по Костромской области не сообщил, какие-либо документы о назначении ей пенсии за выслугу лет в следственном управлении запрошены не были. В соответствии с нормами пенсионного законодательства не допускается одновременное включение в выслугу лет и в стаж для назначения страховой пенсии по старости хронологически совпадающих периодов. В период времени с 17 мая 2018 года по 31 декабря 2019 года ответчику выплачивались страховая пенсия по старости по линии Пенсионного фонда Российской Федерации и ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50% пенсии за выслугу лет по линии Следственного комитета, при назначении данных выплат учтены хронологически совпадающие периоды. При исключении из выслуги лет для назначения пенсии периодов, учтенных при назначении Федодеевой Л.А. страховой пенсии по старости, выслуга составит менее 20 лет. При таких обстоятельствах оснований для выплаты истцом ответчику спорной надбавки в указанный период не имеется. С 01 января 2020 года Федодеевой Л.А. прекращена выплата пенсии по старости в связи с отказом от нее. Денежные средства в размере 300 796,33 руб., полученные ответчиком в качестве ежемесячной надбавки в размере 50% пенсии за выслугу лет являются неосновательным обогащением за счет средств федерального бюджета и в соответствии со ст. 1102 ГК РФ подлежат возврату.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области.
Решением Свердловского районного суда г.Костромы от 28 декабря 2020 года исковые требования Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель СУ СК России по Костромской области Мартьянова Е.А., повторяя доводы искового заявления, просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Полагает, что выводы суда о том, что в действиях ответчика не усматривается недобросовестного поведения, в связи с чем выплаченная ей сумма не может быть признана неосновательным обогащением, не соответствуют обстоятельствам дела.
Федодеева Л.А., представитель ОПФ РФ по Костромской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что с 04 июня 2012 года Федодеева Л.А. принята на службу в СУ СК России по Костромской области на должность эксперта отдела криминалистики.
Федодеевой Л.А. произведен расчет выслуги лет для установления (пересмотра)
ежемесячной надбавки, согласно которому выслуга лет по состоянию на 19 февраля 2013 года составила в календарном исчислении 19 лет 08 мес. 04 дня, в льготном исчислении 20 лет 10 мес. 02 дня. В выслугу включены периоды обучения с 01 сентября 1978 года по 22 февраля 1982 года, периоды работы: с 01 июля 1985 года по 02 октября 1987 года, с 12 октября 1987 года по 10 марта 1989 года, с 11 марта 1989 года по 27 мая 1989 года, с 27 июня 1989 года по 25 ноября 1994 года, с 26 ноября 1994 года по 05 сентября 1995 года, с 01 ноября 1995 года по 25 июля 1997 года, с 28 июля 1997 года по 18 февраля 2000 года, с 28 февраля 2000 года по 05 марта 2001 года, с 05марта 2001 года по 30 июня 2003 ода, с 11 ноября 2003 года по 12 апреля 2004 года, а также служба в СУ СК РФ по Костромской области.
На основании приказа руководителя СУ СК РФ по Костромской области от
05 марта 2015 года №162 Федодеевой Л.А. установлена ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50% пенсии, которая могла быть назначена.
По информации СУ СК РФ по Костромской области от 11 ноября 2020 года, Федодеева Л.А. являлась получателем ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50% пенсии, которая могла быть назначена, в период с 17 мая 2018 года по 31 декабря 2019 года в следующем размере: 2018 год - май 7 750,81 руб., июнь 14 092,40 руб., июль 14 231,62 руб., август - декабрь 14 529,92 руб. ежемесячно; 2019 год – январь 14 529,92 руб., февраль 15 273,42 руб., март-июнь 15 678,02 руб. ежемесячно, июль 15 815,62 руб., август-сентябрь 16 130,13 руб. ежемесячно, октябрь - декабрь 17 160,20 руб. ежемесячно, всего за указанный период выплачено 300 796,33 рублей.
Кроме того, Федодеевой Л.А. с 17 мая 2018 года установлена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ. По состоянию на 19 декабря 2019 года размер страховой пенсии составляет 13 224,70 рубля.
Согласно справке УПФР в г.Костроме Костромской области от 02 октября 2020 года, для назначения страховой пенсии по старости Федодеевой Л.А. в страховой стаж включены следующие периоды работы: с 16 октября 1980 года по 22 ноября 1980 года, с 02 апреля 1982 года по 28 июня 1985 года, с 01 июля 1985 года по 02.10.1987 года, с 12 октября 1987 года по 10 марта 1989 года, с 11 марта 1989 года по 27 мая 1989 года, с 27 июня 1989 года по 05 сентября 1995 года; безработица с 07 сентября 1995 года по 31 октября 1995 года; работа с 01 ноября 1995 года по 18 февраля 2000 года; служба с 28 февраля 2000 года по 31 декабря 2001 года, с 01 января 2002 года по 30 июня 2003 года; работа с 12 августа 2003 года по 18 августа 2003 года, с 11 ноября 2003 года по 12 февраля 2004 года, с 16 февраля 2004 года по 16 февраля 2005 года, с 11 мая 2005 года по 31 декабря 2005 года, с 31августа 2007 года по 31 декабря 2007 года, с 24февраля 2009 года по 01 июня 2012 года.
На основании заявления Федодеевой Л.А. от 11 декабря 2019 года выплата страховой пенсии по старости прекращена с 01 января 2020 года.
СУ СК РФ 12 ноября 2012 года издан приказ №73 «Об организации выплаты сотрудникам СК РФ, имеющим специальные звания, ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50% пенсии, которая могла быть назначена», которым установлено выплачивать сотрудникам СУ СК РФ, имеющим специальные звания, выслугу для назначения пенсии не менее 20 лет и не получающим пенсию (кроме пенсий по случаю потери кормильца), ежемесячную надбавку к денежному содержанию в размере 50% пенсии, которая могла быть назначена, устанавливаемую со дня, следующего за днем возникновения права на пенсию за выслугу лет. В случае получения сотрудником какого-либо вида пенсии ежемесячная надбавка устанавливается не ранее дня прекращения выплаты пенсии.
С данным приказом Федодеева Л.А. ознакомлена, что подтверждается её подписью в листе ознакомления.
СУ СК РФ по Костромской области полагает, что выплаченная Федодеевой Л.А. надбавка в период получения ею страховой пенсии по старости в общей сумме 300 796,33
рублей является неосновательным обогащением, подлежащим возврату в бюджет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства, пришел к выводу о том, что надбавка в размере 50 % предполагаемой пенсии сама по себе пенсией не является и может выплачиваться лишь при наличии у сотрудника Следственного комитета права на пенсионное обеспечение, возникающее и регулируемое в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1. Суд указал, что получение ответчиком в спорный период времени пенсии по линии Пенсионного фонда Российской Федерации к исключениям, указанным в законе, не относится, а получение ответчиком одновременно ежемесячной надбавки к денежному содержанию и страховой пенсии по старости не имеет законных оснований. Однако при этом суд, не усмотрев недобросовестности поведения ответчика при получении спорной надбавки, отказал в удовлетворении требований о взыскании с ответчика неосновательного обогащения.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии с ч. 14 ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» проходящим службу сотрудникам Следственного комитета, имеющим выслугу не менее 20 лет и право на предусмотренное частью 13 настоящей статьи пенсионное обеспечение, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.
Из ч. 13 той же статьи Закона следует, что пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Лицам, проходившим службу в Следственном комитете, в выслугу лет для назначения пенсии, исчисленную в соответствии с законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, также засчитывается срок их службы в федеральных органах исполнительной власти или федеральных государственных органах в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете определяется Правительством Российской Федерации.
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, на которых он распространятся.
Так, пунктом «а» статьи 13 Закона установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более.
Таким образом, исходя из названных правовых норм, право сотрудника Следственного комитета, проходящего службу, на получение ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть ему назначена, возникает по достижении таким сотрудником выслуги 20 лет на службе в органах Следственного комитета, то есть с даты возникновения его права на пенсионное обеспечение, вне зависимости от получения им денежного содержания, в состав которого может включаться указанная надбавка.
Тем самым, несмотря на то, что спорная надбавка сама по себе пенсией не является, однако может выплачиваться лишь при наличии у сотрудника Следственного комитета права на пенсионное обеспечение, возникающее и регулируемое Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1.
Согласно ст. 7 этого Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Получение ответчиком в спорный период времени пенсии по линии Пенсионного фонда Российской Федерации к исключениям, указанным в законе, не относится.
Указанное означает, что у ответчика возникло неосновательное обогащение в заявленные истцом период времени и размере, которые не оспариваются стороной Федодеевой Л.А.
Вместе с тем в силу п. 1 ст. 1104 ГК РФ имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре.
В п.3 ст.1109 ГК РФ указано, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2020 № 5-КГ20-13).
На это же указывается и в п. 13 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 декабря 2019 года.
В этой связи истец должен доказать недобросовестность ответчика при получении одновременно спорной надбавки и пенсии в Пенсионном фонде (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
Между тем судебная коллегия полагает, что СУ СК России Костромской области не представило неоспоримых доказательств, с убедительностью подтверждающих недобросовестность Федодеевой Л.А.
Как следует из материалов дела, Федодеева Л.А. обращалась в СУ СК РФ о выдаче
справки о периодах службы (работы) включенных в выслугу лет, для предъявления в УПФР в г.Костроме Костромской области, ей выдана справка от 17 мая 2018 года №18-22-18, которая представлена в материалах пенсионного дела.
Данное обстоятельство также подтверждается показаниями свидетеля
ФИО7 - бывшего заместителя руководителя СУ СК РФ по Костромской области, который на момент выдачи справки временно исполнял обязанности руководителя управления, знал об обращении Федодеевой Л.А. в ПФ РФ за получением страховой пенсии по старости, подписывал справку о стаже в этих целях.
Кроме того, Федодеевой Л.А. отражались сведения о получении страховой пенсии по старости в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018, 2019 год, которые предъявлялись в СУ СК РФ по Костромской области.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности факта недобросовестного поведения ответчика при получении спорной надбавки в период одновременного получения страховой пенсии по старости, что исключает возможность взыскания с ответчика неосновательного обогащения.
Как правильно указал суд первой инстанции, ознакомление Федодеевой Л.А. с приказом СУ СК РФ 12 ноября 2012 года №73 «Об организации выплаты сотрудникам СК РФ, имеющим специальные звания, ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50 % пенсии, которая могла быть назначена» само по себе не свидетельствует о том, что действия ответчика в данном случае были недобросовестными, поскольку данным приказом регламентировано назначение надбавки. Обязательства сотрудника по отказу от назначенной надбавки в случае последующего назначения какого-либо вида пенсии приказом прямо не предусмотрены.
СУ СК РФ в свою очередь, располагая информацией об одновременном получении Федодеевой Л.А. надбавки и страховой пенсии по старости из выданной ей справки о стаже и представленных ответчиком сведений о доходах, вопрос о прекращении выплаты надбавки не ставило до обращения Федодеевой Л.А. в пенсионный орган о прекращении выплаты страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает недобросовестности в поведении ответчика при получении спорной надбавки в период одновременного получения страховой пенсии по старости, что исключает возможность взыскания с него неосновательного обогащения.
О счетной ошибке сторона истца также не заявляет.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 28 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области Мартьяновой Екатерины Александровны – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: