Дело № 2-2559/2024
УИД 44RS0002-01-2024-002687-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2024 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Артимовской А.В.,
с участием представителя прокуратуры Костромской области Васина А. А., материального истца Трофимова В. Н., представителя ответчика Колобовой Ю. В.,
при секретаре Никановой К. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Костромской области, действующего в интересах Трофимова В. Н., к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области о признании решения незаконным и обязании назначить страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
первый заместитель прокурора Костромской области, действующий в интересах Трофимова В. Н., обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области в котором просил суд признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области от dd/mm/yy № об отказе в назначении страховой пенсии по старости; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области (№) Трофимову В. Н. (№) страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Федеральным законом от dd/mm/yy № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения Трофимова В.Н. за её назначением, то есть с dd/mm/yy.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Костромской области в связи с поступлением обращения Трофимова В. Н. проведена проверка исполнения пенсионного законодательства Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области. В ходе проверки установлено, что Трофимов В. Н., dd/mm/yy dd/mm/yy. Трудовую деятельность осуществлял на территории Республики Украина. dd/mm/yy года являлся получателем пенсии по старости на территории ... Республики Украина, имеет пенсионное удостоверение, выданное Пенсионным Ф. Украины от dd/mm/yy. Паспорт гражданина Российской Федерации выдан Трофимову В.Н. dd/mm/yy, по настоящее время Трофимов В.Н. является гражданином Российской Федерации. Решением от dd/mm/yy ОСФР по ... Трофимову В.Н. (обратился с заявлением dd/mm/yy) отказано в назначении страховой пенсии по старости. Основанием для отказа послужило отсутствие у Трофимова В.Н. требуемых законодательством продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК). В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от dd/mm/yy № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации. В силу ч. 2 ст. 11 названного Федерального закона периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Ф. пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от dd/mm/yy № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от dd/mm/yy предусмотрено, что при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (статья 7). Согласно правовой позиции, содержащейся в решении № Экономического Суда СНГ «О толковании применения статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от dd/mm/yy», при переезде пенсионера в пределах государств-участников Соглашения от dd/mm/yy имеет место правопреемство на основании международного договора, то есть смена субъекта пенсионного правоотношения - одного государства-участника Соглашения другим. Вместе с тем первичные основания назначения пенсии, такие, как возраст, трудовой стаж, в государстве нового места жительства пенсионера не изменяются. Таким образом, при переезде на постоянное место жительства из одного государства-участника Соглашения в другое государство-участник статус пенсионера не изменяется, в связи с чем переоценка пенсионных прав такого гражданина не предполагается, за исключением пересмотра размера ранее назначенной ему пенсии. Указанная позиция также отражена в определении Второго кассационного суда общей юрисдикции от dd/mm/yy по делу №, письме Министерства труда России от dd/mm/yy. Трофимов В.Н. вынуждено покинул ... и прибыл на территорию ... в 2022 году, то есть на момент прибытия на территорию Российской Федерации он являлся получателем пенсии по старости на территории Украины с 2009 года, соответственно правоотношения Трифонова В.Н. в области пенсионного обеспечения регулировались, в том числе Соглашением от dd/mm/yy, в связи с чем ОСФР по ... принял незаконное решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости на основании отсутствия требуемого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента. Кроме того, принимая во внимание высокую социальную значимость данной проблемы, в целях недопущения снижения уровня пенсионного обеспечения указанной категории граждан следует учитывать, что Трофимов В.Н. покидал ... в экстренном массовом порядке, каких-либо документов и сведений, кроме представленных в адрес ответчика, у него не имеется. В ОСФР по ... Трофимовым В.Н. сообщено о своем трудовом стаже на территории Украины за период с dd/mm/yy по dd/mm/yy, в том числе в особых условиях. По результатам направленных ответчиком запросов в уполномоченные органы Украины и Беларусь получены ответы о невозможности предоставления части документов, подтверждающих трудовой стаж Трофимова В.Н., по независящим обстоятельствам. Вместе с тем, ОСФР по ... получены сведения из Центрального архива Республики Беларусь о периоде прохождения военное службы Трофимовым В.Н. (с dd/mm/yy по dd/mm/yy) и Управления Пенсионного Ф. Донецкой Народной Республики в ... о периоде работы в <данные изъяты> (с dd/mm/yy по dd/mm/yy), которые совпадают с данными представленными Трофимовым В.Н., что свидетельствует об их достоверности, добросовестном поведении материального истца, позволяющим сделать вывод о том, что иные сообщенные сведения о его трудовой деятельности также не вызывают сомнений. Кроме того, Управлением Пенсионного Ф. Донецкой Народной Республики в ... не отрицается факт наличия организаций, в которых Трофимов В.Н. осуществлял трудовую деятельность, на территории ДНР. Полагал, что с учетом изложенных выше обстоятельств Трофимов В.Н. имеет право на назначение страховой пенсии по старости.
Представитель прокуратуры ... Васин А. А., а также материальный истец Трофимов В. Н. в судебном заседании иск поддержали по изложенным в нем основаниям.
Представитель Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области Колобова Ю. В. в судебном заседании полагала иск не подлежащим удовлетворению.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Федерального закона от dd/mm/yy № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от dd/mm/yy № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от dd/mm/yy №N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от dd/mm/yy № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов (часть 1). В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3).
dd/mm/yy государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Украиной, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от dd/mm/yy).
В соответствии со статьей 1 Соглашения от dd/mm/yy пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно статье 6 Соглашения от dd/mm/yy назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства (пункт 1). Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (пункт 2).
В соответствии со ст. 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств - участников соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Таким образом, ст. 7 Соглашения предусматривает сохранение выплаты назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник соглашения.
При этом при возобновлении выплаты пенсии может быть пересмотрен только ее размер, изменение таких оснований для назначения пенсии как возраст, трудовой стаж вышеуказанным Соглашением не предусмотрено.
Указанное следует и из разъяснений, данных в письме Минсоцзащиты РФ от dd/mm/yy N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР" в котором указано, что при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от dd/mm/yy, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от dd/mm/yy № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от dd/mm/yy N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от dd/mm/yy № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возраст (часть 1), страховой стаж (часть 2), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3).
Согласно статье 3 Федерального закона от dd/mm/yy № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный Ф. Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от dd/mm/yy № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный Ф. Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от dd/mm/yy № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от dd/mm/yy № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный Ф. Российской Федерации (часть 1). Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный Ф. Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от dd/mm/yy N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2).
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от dd/mm/yy N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с dd/mm/yy и действовал до dd/mm/yy - даты вступления в силу Федерального закона N 400-ФЗ.
Согласно письму Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от dd/mm/yy N 1-369-18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от dd/mm/yy, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до dd/mm/yy, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от dd/mm/yy.
Денонсирование Федеральным законом от dd/mm/yy № 75-ФЗ Соглашения от dd/mm/yy, и прекращение его действия в отношениях Российской Федерации с другими участниками не может явится основанием для невключения периодов работы гражданина на территории другого государства в страховой стаж, подтвержденных уполномоченным органом, поскольку данное Соглашение подлежит применению к спорным правоотношениям, имевшим место в период его действия.
Из системного толковании указанных норм права следует, что статус пенсионера при его переезде на постоянное место жительства из одного государства-участника Соглашения в другое государство-участник не изменяется; гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому месту жительства (например, пенсия по возрасту, инвалидности, за выслугу лет и т.д.); условия назначения пенсии не пересматриваются. На этом основании не предполагается переоценка пенсионных прав гражданина государства - участника Соглашения при его переезде на постоянное место жительства из одного государства в другое, за исключением пересмотра размера ранее назначенной ему пенсии.
Однако данные положения не были учтены ответчиком при рассмотрении заявления Трофимова В. Н.
Судом установлено, что истец Трофимов В. Н. dd/mm/yy года проживал и осуществлял трудовую деятельность на территории ... Украины.
Согласно сведений О. Ф. пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике в архивной базе получателей пенсии Пенсионного Ф. Украины в ... по состоянию на декабрь dd/mm/yy Трофимов В.Н., состоял как получатель пенсии по возрасту на льготных условиях за работу по Списку №. Пенсия Трофимову В.Н. была исчислена по нормам Закона Украины от dd/mm/yy №V «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее -- Закон №) при страховом стаже 23 года 8 месяцев 24 дня, в том числе стаж по Списку № лет 1 месяц.
До ноября 2022 года Трофимов В. Н. являлся получателем пенсии по старости на территории ..., Трофимов В. Н. имеет пенсионное удостоверение, выданное Пенсионным Ф. Украины dd/mm/yy года
Трофимов В.Н. вынуждено покинул ... и прибыл на территорию ... в dd/mm/yy, на момент прибытия на территорию Российской Федерации он являлся получателем пенсии по старости на территории ....
Паспорт гражданина Российской Федерации выдан Трофимову В.Н. dd/mm/yy, по настоящее время Трофимов В.Н. является гражданином Российской Федерации.
В настоящее время Трофимов В.Н. проживает по месту жительства в ....
dd/mm/yy Трофимов В.Н. обратился в О. Ф. пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от dd/mm/yy № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в котором указал, что пенсия на территории Украины ему назначена, но не выплачивается.
Решением О. Ф. пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... от dd/mm/yy Трофимову В.Н. было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что на дату обращения за назначением пенсии у Трофимова В.Н. отсутствовал требуемый стаж и ИПК.
По запросу суда О. Ф. пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике представлены сведения из базы данных автоматизированной системы обработки пенсионной документации о пенсионных правах Трофимова В. Н., которыми подтверждено, что в страховой стаж для назначения пенсии на территории ... Трофимову В. Н. были учтены периоды работы <данные изъяты>
По сведениям О. Ф. пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... в случае включения судом в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы и иной деятельности согласно приложению к указанному запросу: с <данные изъяты>. Величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) составит - 81,982 при требуемом - 13,8. Такая продолжительность страхового стажа и величина ИПК позволит заявителю реализовать право на назначение страховой пенсии на общих основаниях.
С учетом изложенного, отсутствие у Трофимова В. Н. на дату обращения за пенсией требуемой страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, правового значения не имеет, поскольку в силу приведенного выше нормативного регулирования Трофимов В. Н., которому по прежнему месту жительства в Украине как минимум с декабря 2014 года была назначена и выплачивалась страховая пенсия по старости, сохраняет право на пенсию этого же вида, предусмотренную законодательством Российской Федерации; условия назначения ему пенсии пересмотру не подлежат и переоценка пенсионных прав не производится. При этом, суд учитывает, что ответчиком в ходе рассмотрения дела на основании поступивших сведений из О. Ф. пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике, подтверждено право Трофимова В. Н. на назначение пенсии.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных чч. 5 и 6 ст. 22 Федерального закона от dd/mm/yy № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от dd/mm/yy № 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Исходя из ч. 2 ст. 22 Федерального закона от dd/mm/yy № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Согласно ч. 6 ст. 21 Федерального закона от dd/mm/yy № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от dd/mm/yy № "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (ст. 18 и 19 Федерального закона от dd/mm/yy № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Учитывая изложенное, принимая во внимание тот факт, что у ответчика при установлении факта назначения Трофимову В. Н. пенсии в соответствии с законодательством ... отсутствовали основания для отказа в назначении пенсии в соответствии с требованиями Федерального закона от dd/mm/yy № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд приводит к выводу о том что, решение О. Ф. пенсионного и социального страхования РФ по ... от dd/mm/yy № об отказе в назначении Трофимову В. Н., не соответствует требованиям закона.
Принимая во внимание, что Трофимов В. Н. первоначально обратился в О. Ф. пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... dd/mm/yy, на О. Ф. пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... подлежит возложению обязанность установить Трофимову В. Н. пенсию по старости с dd/mm/yy.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Трофимова В. Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области о признании решения незаконным и обязании назначить страховую пенсию по старости, удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Костромской области от dd/mm/yy № об отказе в назначении Трофимову В. Н., №, страховой пенсии по старости.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области (№) установить Трофимову В. Н., № пенсию по старости с dd/mm/yy.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А. В. Артимовская
Мотивированное решение изготовлено 12 ноября 2024 года
Судья А. В. Артимовская