Дело № 2-246/2023
УИД 58RS0008-01-2022-005681-96
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 февраля 2023 года г. Пенза
Железнодорожный районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Федулаевой Н.К.,
при секретаре Космынине М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Социального управления г.Пензы к Фролову Максиму Александровичу о взыскании выплаченной на основании социального контракта суммы государственной социальной помощи,
у с т а н о в и л:
Социальное управление г.Пензы обратилось в суд с иском к Фролову М.А. о взыскании выплаченной на основании социального контракта суммы государственной социальной помощи, в обоснование исковых требований указав, что 16 сентября 2021 г. между сторонами был заключен социальный контракт № 672 с утвержденной программой социальной адаптации по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности». В рамках данного контракта ответчику оказана мера социальной поддержки в виде денежной выплаты в размере 250000 руб. Указывает, что Социальное управление г.Пензы осуществляет сопровождение социального контракта и ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
Ответчик Фролов М.А. представил бизнес-план для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности по оказанию услуг по ремонту автомобилей, однако отчетные документы, подтверждающие факт расходования единовременной выплаты, полученной в рамках социального контракта в размере 225000 руб., представлены без кассового чека (товарный чек от 15 ноября 2021 г.), в связи с чем данные документы не могут быть приняты как отчетные, также не представлены сведения о выполнении других мероприятий программы. Таким образом, план мероприятий по социальной адаптации не выполнен.
Просит взыскать с ответчика Фролова М.А. в пользу Социального управления г.Пензы полученные денежные средства в размере 250000 руб.
Представитель истца Социального управления г.Пензы Василькова Н.А., действующая на основании доверенности от 27 июня 2022 г. №12-04/12-47, в судебном заседании исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные содержанию искового заявления.
Ответчик Фролов М.А. в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что в соответствии с условиями социального контракта от 16 сентября 2021 г. №672 ему были предоставлены денежные средства в размере 250000 руб., с использованием которых был заключен с ИП Н договор аренды нежилого помещения по ул.Галетная, 6 в г.Пензы, а также приобретено у него оборудование для автосервиса на общую сумму 210000 руб. Расчеты с арендодателем и продавцом оборудования производились наличными денежными средствами в связи с отсутствием у ИП Н кассового аппарата, доказательств оплаты арендной платы и оплаты оборудования помимо товарного чека от 15 ноября 2021 г. представить не может. В связи с пандемией деятельность автосервиса не приносила доход, в связи с чем 1 июля 2022 г. он продал оборудование ИП Н за 210000 руб., доказательств передачи денежных средств представить не может. Также суду пояснил, что план мероприятий по социальной адаптации выполнен только за сентябрь 2021 г., за период с октября 2021 г. по август 2022 г. мероприятия по социальной адаптации не исполнены, документы, подтверждающие доход от предпринимательской деятельности, в Социальное управление г.Пензы не представлены, в налоговую инспекцию была подана декларация с нулевым показателем. Просил в иске отказать.
Суд, заслушав пояснения сторон, показания свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ) установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В целях реализации Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» руководствуясь Законом Пензенской области от 22 декабря 2005 г. № 906-ЗПО «О Правительстве Пензенской области» утверждены Правила оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021 - 2024 годах (далее - Правила).
Пунктом 4 раздела I Правил установлено, что получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта могут быть проживающие на территории Пензенской области малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане (далее - заявители), которые по не зависящим от них причинам, предусмотренным пунктом 5 раздела I настоящих Правил, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, установленного в Пензенской области на текущий финансовый год в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и Законом Пензенской области от 23 мая 2002 г. № 365-ЗПО «О прожиточном минимуме в Пензенской области».
Государственная социальная помощь на основании социального контракта в соответствии с настоящими Правилами предоставляется малоимущим семьям (малоимущим одиноко проживающим гражданам) на реализацию, мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, в том числе осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (пункт 6.2 Правил).
Согласно пункту 7.2 Правил государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в форме денежной выплаты гражданам, заключившим социальный контракт на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Программа социальной адаптации разрабатывается уполномоченным органом совместно с гражданином и при необходимости со следующими органами по мероприятию по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности - с органами государственной власти Пензенской области, уполномоченными в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства, в сфере сельского хозяйства, государственными казенными учреждениями центрами занятости населения Пензенской области, органами местного самоуправления и организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (Пункт 10.2 Правил).
Согласно пункту 24 Правил государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается уполномоченным органом при наличии заключенного с заявителем социального контракта
В силу пунктов 27, 29-30, 32 Правил (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) уполномоченный орган осуществляет сопровождение социального контракта и ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
В программе социальной адаптации указываются сроки представления заявителем отчетности по намеченным мероприятиям.
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.
В рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт по мероприятию по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, обязан:
встать на учет в налоговом органе по Пензенской области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в уполномоченный орган подтверждающие документы.
При этом до 5% суммы, выплаченной гражданину, может быть направлено на компенсацию расходов, связанных с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, до 15% - на аренду помещения (включая коммунальные платежи), необходимого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, оставшаяся часть выплаты может быть направлена на приобретение основных средств и материально-производственных запасов (сырье, материалы, комплектующие, готовая продукция и другие материальные ценности, участвующие в процессе производства);
Заявитель обязан своевременно (в соответствии со сроками установленными программой социальной адаптации) предоставлять в уполномоченный орган сведения, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, самозанятого и целевое расходование предоставленной на эти цели денежной выплаты;
Заявитель в течение срока действия социального контракта, предоставляет в уполномоченный орган документы, подтверждающие фактические расходы, предназначенные для потребностей ведения предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, самозанятого, произведенные в соответствии с программой социальной адаптации по факту произведенных расходов (договоры с поставщиками, покупателями, арендаторами, платежные документы, свидетельствующие о получении доходов от осуществляемого вида деятельности).
Судом установлено и следует из материалов дела, что 6 сентября 2021 г. Фролов М.А. обратился в Социальное управление г.Пензы с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде денежной выплаты для открытия СТО (самозанятый).
16 сентября 2021 г. между Социальным управлением г.Пензы и Фроловым М.А. заключен социальный контракт № 672, предметом которого является оказание Фролову М.А. государственной социальной помощи в порядке и на условиях социального контракта, а Фролов М.А., в свою очередь, обязуется реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
28 октября 2021 г. Государственным учреждением принято решение о выплате Фролову М.А. государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 250000 руб. единовременно.
Программой социальной адаптации № 672 предусмотрены мероприятия: осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе:
- на сентябрь 2021 г. – разработка заявителем бизнес-плана на осуществление предпринимательской деятельности; составление заявителем бизнес-плана; постановка на учет в налоговый орган в качестве самозанятого; информирование заявителем Социальное управление г.Пензы о ходе исполнения социального контракта с приложением документов, подтверждающих исполнение программы социальной адаптации;
- на октябрь – ноябрь 2021. – приобретение заявителем основных средств, материально-производственных запасов в соответствии с представленным бизнес-планом; представление заявителем документов, подтверждающих факт расходования денежных средств;
На декабрь 2021 г.- август 2022 г. – осуществление заявителем предпринимательской деятельности; предоставление заявителем документов, подтверждающих доход от предпринимательской деятельности.
В соответствии с условиями указанного социального контракта государственное учреждение перечислило Фролову М.А. социальную помощь в размере 250000 рублей 2 ноября 2021 г., что подтверждается платежными поручениями №№ 433581 и 433582.
Согласно пункту 2.2.2 социального контракта Фролов М.А. взял на себя обязательства: выполнять программу социальной адаптации в полном объеме. Предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации, повышению денежных доходов и выходу на самообеспечение; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, оборудование, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в Уполномоченный орган подтверждающие документы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ответчиком Фроловым М.А. не выполнены условия социального контракта, не приобретены основные средства, материально-производственные запасы в соответствии с представленным бизнес-планом, не представлены документы, подтверждающие факт расходования денежных средств; предпринимательская деятельность вплоть до августа 2022 г. не осуществлялась; документы, подтверждающие доход от предпринимательской деятельности не представлены в Социальное управление г.Пензы.
Довод ответчика о том, что им был заключен договор аренды автосервиса, приобретено оборудование, что подтверждается товарным чеком от 15 ноября 2021 г., не свидетельствует о выполнении Фроловым М.А. в полном объеме плана мероприятий по социальной адаптации.
Так, согласно пункту 3.1 договора аренды автосервиса от 15 ноября 2021 г. между ИП Н и Фроловым М.А. арендная плата устанавливается в размере 15000 руб. за один месяц. Платежи, предусмотренные пунктом 3.1 договора арендатор, осуществляет до 10 числа месяца (квартала) на расчетный счет арендодателя.
Однако доказательств того, что Фроловым М.А. производилась арендная плата за нежилое помещение по ул.Галетная, 6 в г.Пензе не представлено. Как пояснил, Фролов М.А. в судебном заседании расчет производился наличными денежными средствами, при этом каких-либо доказательств в подтверждении данному факту (расписки, акты приема-передачи денежных средств) не представлено.
Кроме того, как следует из договора купли-продажи оборудования от 15 ноября 2021 г. Фроловым М.А. приобретено у ИП Н оборудование на общую сумму 210000 руб.
Согласно пункт 2.6 данного договора в качестве подтверждения передачи денежных средств между сторонами подписывается акт приема-передачи денежных средств (Приложение №2 к договору). Вместе с тем, как следует из пояснений Фролова М.А. и подтверждается материалами дела акт приема-передачи денежных средств ИП Н и Фроловым М.А. не подписывался.
В подтверждении приобретения оборудования на сумму 210000 руб. Фрололовым М.А. представлен товарный чек от 15 ноября 2021 г. Однако товарный чек является документом, удостоверяющим факт покупки товара, то есть совершения определенной хозяйственной операции, а не платежным документом. Штамп «Оплачено» на представленном ответчиком в государственное учреждение товарном чеке отсутствует, а потому указанный документ не подтверждает факт оплаты указанного в нем товара.
Более того, согласно договору купли-продажи от 1 июля 2022 г., то есть до окончания срока действия социального контракта – по 15 сентября 2022 г., Фролов М.А. продал ранее приобретенное у ИП Н оборудование за 210000 руб.
В силу положений пункта 4.1 социального контракта в случае невыполнения обязательств, предусмотренных социальным контрактом, заявитель обязан возвратить полученные денежные средства в бюджет Пензенской области в порядке, установленном Правилами оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021-2023 годах, утвержденных постановлением Правительства Пензенской области.
Пунктом 3.2 установлено, что социальный контракт может быть расторгнут досрочно в случаях, предусмотренных пунктом 40 Правил оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021-2023 годах, утвержденных постановлением Правительства Пензенской области.
В силу пункта 40.11 Правил Уполномоченный орган прекращает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта и социальный контракт с получателем государственной социальной помощи расторгается досрочно в следующих случаях использования полученной государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме денежной выплаты на иные мероприятия, чем это предусмотрено программой социальной адаптации, - для граждан, заключивших социальный контракт, программой социальной адаптации к которому предусмотрена реализация мероприятия, указанного в подпунктах 6.2. - 6.4. пункта 6 раздела I настоящих Правил
2 августа 2022 г. Социальным управлением г.Пензы направлена претензия о необходимости исполнения условий социального контракта и в случае непредоставления отчетных документов, социальный контракт будет расторгнут.
26 августа 2022 г. Социальным управлением г.Пензы в адрес ответчика Фролова М.А. направлено уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и предложено возвратить денежные средства в размере 250000 рублей, так как целевого расходования данных денежных средств не осуществлено.
В добровольном порядке ответчик денежные средства не возвратил, в связи с чем Социальное управление г.Пензы обратилось в суд.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
При расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 453 ГК РФ)
Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
В случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства (пункт 4 статьи 453 ГК РФ)
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из анализа указанных правовых норм следует, что денежная сумма, полученная Фроловым М.А. по социальному контракту и не использованная по целевому назначению, является неосновательным обогащением и подлежит взысканию в пользу истца.
В связи с изложенным, требования Социального управления г.Пензы о взыскании с Фролова М.А. выплаченной суммы государственной социальной помощи на основании социального контракта от 16 сентября 2021 г. подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина по делу в доход бюджета муниципального образования «г.Пенза» в размере 5700 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Социального управления г.Пензы к Фролову Максиму Александровичу о взыскании выплаченной на основании социального контракта суммы государственной социальной помощи удовлетворить.
Взыскать с Фролова Максима Александровича (<данные изъяты>) в пользу Социального управления г.Пензы выплаченную на основании социального контракта от 16 сентября 2021 г. №672 сумму государственной социальной помощи в размере 250000 (двести пятьдесят тысяч) руб. 00 коп.
Взыскать с Фролова Максима Александровича (<данные изъяты>) государственную пошлину в бюджет муниципального образования г.Пензы в размере 5700 (пять тысяч семьсот) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 8 февраля 2023 г.
Судья: Н.К. Федулаева