Дело № 12-1-90/2024
УИД 64MS0032-01-2024-001746-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2024 года г.Вольск
Вольский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Козловой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Администрации Вольского муниципального района Саратовской области на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Вольского района Саратовской области от 03.07.2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ, в отношении Администрации Вольского муниципального района Саратовской области,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Вольского района Саратовской области от 03.07.2024 года Администрация Вольского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация ВМР) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Администрация Вольского муниципального района Саратовской области обратилась в суд с жалобой, в которой указывает, что 04.06.2024 года начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Саратовской области Плыниным Д.В. по результатам проведенной проверки составлен протокол об административном правонарушении в отношении Администрации ВМР за нарушение требований в области гражданской обороны, а именно, за то, что органом местного самоуправления не созданы и не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а так же при ситуациях чрезвычайного, природного и техногенного характера, чем нарушены требования абзаца 4 пункта 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
Согласно п. 6 акта выездной проверки от 29.05.2024 года проверка проводилась в период с 06.05.2024 года по 29.05.2024 года, однако, в протоколе об административном правонарушении от 04.06.2024 года указано, что проверка проводилась в период с 26.04.2024 года по 29.05.2024 года. В Распоряжении о назначении проверки указан также срок проведения проверки с 26.04.2024 года по 29.05.2024 года, в связи с чем заявитель полагает, что акт выездной проверки не соответствует протоколу об административном правонарушении.
В акте выездной проверки по каждому защитному сооружению сделан вывод о том, что органом местного самоуправления на соответствующей территории в мирное время созданы, сохранены существующие объекты гражданской обороны и поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию. В протоколе об административном правонарушении указано, что защитные сооружения не готовы к использованию, что указывает на событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.
Администрация ВМР привлечена к административной ответственности в нарушении положений ст. 24.1 и ст. 26.1 Кодекса об административных правонарушений РФ, так как не доказаны незаконные действия (бездействия) привлеченного лица. Протокол об административном правонарушении от 04.06.2024 года заявитель считает незаконным.
В собственности Вольского муниципального района находится ряд защитных сооружений, которые ранее были безосновательно поставлены на учет как защитные сооружения ГО. В 2020 году в адрес Главного управления МЧС России по Саратовской области были направлены необходимые документы для снятия их с учета. С целью получения информации о ходе рассмотрения материалов на объекты необоснованно поставленные на учет в качестве защитных сооружений гражданской обороны, в адрес ГУ МЧС России по Саратовской области были направлены соответствующие запросы (исх. № от 26.06.2023 и № от 07.02.2024) на которые поступили ответы (ИВ-№ от 03.07.2023 и ИВ-№ от 14.02.2024) о том, что документы до настоящего времени Департаментом гражданской обороны и защиты населения МЧС России не рассмотрены и решение о снятии защитных сооружений гражданской обороны с учета не принято.
Главным управлением МЧС России по Саратовской области составлена выписка из перечня защитных сооружений гражданской обороны, подлежащих восстановлению, изменению типа или снято с учета в 2024 году.
Кроме этого, в целях планирования ремонтно-восстановительных работ на объектах, являющихся защитными сооружениями ГО, расположенных на территории Вольского муниципального района, в адрес шести организаций было направлено письмо (исх. № № от 31.01.2024) с просьбой предоставить коммерческие предложения по созданию проектно-сметной документации для приведения объектов в техническое соответствие для поддержания готовности к эксплуатации. Ответы на указанный запрос не поступили.
С учетом изложенного, заявитель просит постановление мирового судьи судебного участка № 3 Вольского района от 03.07.2024 года в отношении Администрации ВМР признать незаконным и отменить.
В судебное заседание представитель Администрации Вольского муниципального района Саратовской области не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях следует осуществлять при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно части 1 статьи 20.7 КоАП РФ невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно пункту 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих в том числе, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Пунктом 2 статьи 8 названного федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Статьей 6 этого же федерального закона установлено, что порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок), в пункте 2 которого к объектам гражданской обороны отнесено противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.
В соответствии с пунктом 4 Порядка для укрытия населения используются имеющиеся защитные сооружения гражданской обороны и (или) приспосабливаются под защитные сооружения гражданской обороны в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства, включая метрополитены.
Пунктом 9 Порядка органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления на соответствующих территориях предписано в мирное время создавать, сохранять существующие объекты гражданской обороны и поддерживать их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Согласно пункту 2 Приказа МЧС России от 21 июля 2005 года N 575 "Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время" содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.
Из ст. 33 Устава Вольского муниципального района Саратовской области следует, что Администрация Вольского муниципального района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции (п.1).
Администрация Вольского муниципального района обладает правами юридического лица (п.3).
Администрация муниципального района осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами Саратовской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Вольского муниципального Собрания, постановлениями и распоряжениями администрации муниципального района (п.4).
В соответствии с п.п. 7 и 19 п.1 ст.3 Устава Вольского муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Исходя из положений абзаца 3 п. 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления на соответствующих территориях должны осуществлять контроль над созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), пунктом 2.1 которых установлено, что учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО.
С учетом изложенного мировой судья обоснованно пришел к выводу, что Администрация Вольского муниципального района Саратовской области является субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ, так как на ней лежит обязанность по созданию, сохранению существующих объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В судебном заседании установлено, что начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Вольскому району Саратовской области управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Саратовской области Плыниным Д.В. в период с 26.04.2024 года по 29.05.2024 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрации Вольского муниципального района Саратовской области в рамках федерального государственного надзора в области гражданской обороны, с целью надзора за соблюдением обязательных требований в области гражданской обороны, по результатам которой 29.05.2024 года составлен акт выездной внеплановой проверки №-В/АВП, в котором отражены выявленные факты не выполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны:
- органом местного самоуправления не созданы и не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, чем нарушен абзац четвертый пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28- ФЗ "О гражданской обороне";
- защитные сооружения ГО (Убежище):
инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>;
инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес>;
инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес>Б;
инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес>;
инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>;
инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес>А;
инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>А;
инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес>;
инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес>;
инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес>;
инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес>;
инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес>;
инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес>
инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>;
инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес>
инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>;
инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес>, не готовы к приему укрываемых, отсутствует необходимое оборудование и имущество в нарушение абзаца 3 пункта 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №; пункта 2.1. части 2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №.
При таких обстоятельствах мировой судья обоснованно пришел к выводу, что в действиях (бездействиях) Администрации ВМР имеется состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ.
Вина заявителя в совершении указанного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении № от 04.06.2024 года (л.д.4-6); распоряжением (решением) о согласовании проведения внеплановой документарной проверки № от 19.04.2024 года; актом выездной внеплановой проверки от 29.05.2024 года; перечнем защитных сооружений ГО МР.
При этом судья не принимает во внимание доводы заявителя о том, что протокол об административном правонарушении не соответствует акту, поскольку в обоих документах имеются указания на вышеперечисленные нарушения требований нормативных актов. Также судья критически оценивает замечание заявителя относительно периода проведения проверки, поскольку акт был составлен в период проведения проверки, указанный в Распоряжении от 19.04.2024 года №.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, установленные обстоятельства и выводы о виновности Администрации Вольского муниципального района Саратовской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не опровергают и не ставят под сомнение законность постановления об административном правонарушении от 03.07.2024 года.
Порядок и срок давности привлечения Администрации ВМР к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Администрации Вольского муниципального района Саратовской области в пределах санкции части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, судья не усматривает оснований для отмены обжалуемого постановления. Доводы жалобы суд признает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 3 Вольского района Саратовской области от 03.07.2024 года в отношении Администрации Вольского муниципального района Саратовской области в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Администрации Вольского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней через Вольский районный суд Саратовской области.
Судья С.В. Козлова