Решение по делу № 2-650/2015 от 20.07.2015

дело № 2-650/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Карымское

Карымского р-на

Забайкальского края 29 июля 2015 года

Карымский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Кузнецовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Загребельной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карымского района Забайкальского края, в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования – городского поселения «Курорт-Дарасунское», неопределённого круга лиц, к администрации городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края (далее – администрация городского поселения «Курорт-Дарасунское») о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия,

установил:

прокурор Карымского района Забайкальского края обратился в Карымский районный суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой Карымского района Забайкальского края по заданию прокуратуры Забайкальского края проведена проверка исполнения законодательства о собственности в части выявления, постановки на учёт бесхозяйных объектов, зданий, строений и иных сооружений, в ходе которой выявлено бездействие администрации городского поселения «Курорт-Дарасунское» в части постановки на учёт и принятия в муниципальную собственность бесхозяйного имущества. Так, жилые дома, расположенные по улицам <данные изъяты> и <данные изъяты> в пгт. Курорт-Дарасун Карымского района Забайкальского края, имеют централизованное отопление. Тепловой ресурс в жилые дома поступает по теплотрассе от котельной, находящейся в муниципальной собственности с 2009 года, закреплённой за городским поселением «Курорт-Дарасунское». При этом теплотрасса является бесхозяйным имуществом, в то время как в соответствии с требованиями статей 15 и 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» должна находиться в муниципальной собственности. Однако администрация городского поселения «Курорт-Дарасунское» не принимает меры к постановке спорной теплотрассы на учёт в качестве бесхозяйного имущества, в связи с чем прокурор Карымского района Забайкальского края просит суд признать бездействие администрации городского поселения «Курорт-Дарасунское», выразившееся в непринятии мер по постановке теплосети, по которой поставляется тепловая энергия от котельной на четыре котла, расположенной по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Курорт-Дарасун, <данные изъяты>, до жилых домов по улицам <данные изъяты> и <данные изъяты> в пгт. Курорт-Дарасун Карымского р-на Забайкальского края, на учёт в качестве бесхозяйного имущества незаконным, возложить на администрацию городского поселения «Курорт-Дарасунское» обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке указанной теплотрассы на учёт в качестве бесхозяйного имущества с последующим принятием указанной теплотрассы в муниципальную собственность.

В судебном заседании прокурор Чернышева А.А. заявленные исковые требования по основаниям, указанным в иске, поддержала и просила об их удовлетворении.

Представитель ответчика: администрации городского поселения «Курорт-Дарасунское», - Задорожина Г.В. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, ссылаясь на то, что администрацией городского поселения «Курорт-Дарасунское» была надлежащим образом исполнена обязанность по принятию в муниципальную собственность котельной на четыре котла, расположенной по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Курорт-Дарасун, <данные изъяты>, однако о том, что теплотрасса является бесхозяйной, администрации городского поселения «Курорт-Дарасунское» не было и не могло быть известно.

Заслушав объяснения участников процесса, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), или подача искового заявления).

Учитывая данное разъяснение, а также характер правоотношений, из которых вытекают требования прокурора Карымского района Забайкальского края, обратившегося в суд за защитой прав, свобод и законных интересов муниципального образования – городского поселения «Курорт-Дарасунское» и неопределённого круга лиц, суд полагает необходимым рассмотреть заявленные требования в исковом производстве, несмотря на избранную прокурором Карымского района Забайкальского края форму обращения в суд путём подачи заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.

Как следует из пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относится, в том числе, принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей.

Единый для Российской Федерации порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, её территориальными органами утверждён Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.11.2013 № 701, в соответствии с которым принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (пункт 4); если принятие на учёт осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости, заявление о постановке на учёт также должно содержать данные о собственнике, отказавшемся от права собственности на объект недвижимости (пункт 6); к заявлению прилагаются: а) документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен); б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости (пункт 7).

Из приведённых положений следует, что полномочием на обращение в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, её территориальные органы с заявлением о постановке учёт объекта бесхозяйного недвижимого имущества наделены только органы местного самоуправления, на территории которых находятся такие объекты.

Таким органом применительно к спорному объекту – теплотрассе, подающей тепловую энергию от котельной на четыре котла, расположенной по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Курорт-Дарасун, <данные изъяты>, к жилым домам, расположенным на улицах <данные изъяты> и <данные изъяты> в пгт. Курорт-Дарасун Карымского района Забайкальского края, является администрация городского поселения «Курорт-Дарасунское».

В соответствии с частью 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

По смыслу приведённой нормы главным отличительным признаком объектов недвижимого имущества является неразрывная связь с землёй и невозможность перемещения объекта без нанесения несоразмерного ущерба их назначению; к физическим (природным) признакам относятся естественные свойства вещей, характерные только для недвижимого имущества, такие как прочность, долговечность, стационарность, фундаментальность, индивидуальная определенность, обусловленная, в том числе, и адресностью (местом нахождения) недвижимой вещи.

Кроме того, недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может быть признан единый имущественный комплекс - совокупность объединённых единым назначением зданий, сооружений и иных объектов, неразрывно связанных физически или технологически (включая линейные объекты: железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы, автомобильные и железные дороги и другое).

Исходя из того, что назначением тепловых сетей является передача тепла от конкретного источника тепловой энергии до теплопотребляющих установок, учитывая их технологически неразрывную связь с недвижимыми объектами, а также то, что при перемещении такой конструкции в другое место её функциональное назначение утрачивает смысл, тепловые сети следует относить к недвижимому имуществу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

При этом, как следует из статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в том числе, по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ определён порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети, согласно которому в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Из анализа приведённых норм следует, что действующим законодательством предусмотрены гарантии надежности теплоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципальных образований, в том числе учет объектов теплоснабжения, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права, выданного городскому поселению «Курорт-Дарасунское» ДД.ММ.ГГГГ, котельная на четыре котла, инвентарный номер , Литер: <данные изъяты>, расположенная по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Курорт-Дарасун, <данные изъяты>, находится в муниципальной собственности.

При этом в соответствии с техническим паспортом на котельную на четыре котла, инвентарный номер , Литер: <данные изъяты>, расположенную по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Курорт-Дарасун, <данные изъяты>, в состав указанной котельной не включены тепловые сети.

Следовательно, право муниципальной собственности зарегистрировано лишь на саму котельную, без теплоносителей.

Как следует из сообщения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае от 10.12.2014 № , в соответствии с Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области от 17.01.2000 № (с учётом изменений, внесённых Распоряжением ТУ Росимущества по Читинской области от 13.11.2006 № ) в хозяйственное ведение Государственного унитарного предприятия (дочернего предприятия) "Д." было передано имущество Российской Федерации – котельная на четыре котла, расположенная по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Курорт-Дарасун, <данные изъяты>.

В соответствии с Распоряжением ТУ Росимущества по Читинской области от 28.12.2006 № «Об условиях приватизации Государственного унитарного предприятия (дочернего предприятия) "Д."» указанный объект недвижимости был включён в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия и передан открытому акционерному обществу «Д.», созданному в процессе реорганизации в форме преобразования.

В соответствии с решением Арбитражного суда Читинской области от 27.11.2007 по делу № сделка приватизации в части включения в состав подлежащего приватизации имущества котельной на четыре котла признана недействительной.

На основании указанного решения Распоряжением ТУ Росимущества по Забайкальскому краю от 19.08.2008 № указанный объект недвижимого имущества исключён из состава подлежащего приватизации имущественного комплекса, а также из передаточного акта.

При этом в силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ) приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Как следует из статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению жилищного фонда и объектов его инфраструктуры. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.

Согласно пункту 1.1 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ указанное в пункте 1 настоящей статьи ограничение не распространяется на случаи, если объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и (или) отдельные объекты таких систем являются основными производственными фондами унитарного предприятия. Вместе с тем, указанный пункт введён Федеральным законом от 23.07.2013 № 244-ФЗ, то есть не действовал на момент приватизации Государственного унитарного предприятия (дочернего предприятия) "Д.".

При таких обстоятельствах при приватизации Государственного унитарного предприятия (дочернего предприятия) "Д." котельная на четыре котла, расположенная по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Курорт-Дарасун, <данные изъяты>, подлежала передаче в муниципальную собственность, что впоследствии и было осуществлено.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ тепловая сеть это совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Нахождение в муниципальной собственности самого узла теплоснабжения – котельной на четыре котла, расположенной по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Курорт-Дарасун, <данные изъяты>, спорным не является.

Поставка тепловой энергии потребителям обеспечивается путём её транспортировки через тепловые сети.

Соответственно, источник тепла (энергоустановка) и тепловые сети являются элементами единой системы теплоснабжения. Указанные элементы, исходя из их функционального и целевого назначения, соотносятся между собой как главная вещь и принадлежность к ней.

Согласно статье 135 ГПК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи.

При таких обстоятельствах, передаче в муниципальную собственность при приватизации Государственного унитарного предприятия (дочернего предприятия) "Д." подлежала не только котельная на четыре котла, но и теплотрасса, по которой осуществляется поставка тепловой энергии от данной котельной потребителям. Несовершение действий по передаче тепловых сетей в муниципальную собственность привело к приобретению тепловыми сетями статуса бесхозяйных.

При этом администрация городского поселения «Курорт-Дарасунское», оформив право муниципальной собственности на котельную на четыре котла, расположенную по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Курорт-Дарасун, <данные изъяты>, осуществляя полномочия по организации теплоснабжения на территории городского поселения «Курорт-Дарасунское», обязана была, выявив бесхозяйные тепловые сети, принять меры к признанию на них права собственности, однако такую обязанность не исполнила.

Согласно части 1 статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, доказательств обратного администрацией городского поселения «Курорт-Дарасунское» суду не представлено.

Учитывая характер допущенного администрацией городского поселения «Курорт-Дарасунское» нарушения, а также действия, которые следует совершить в целях устранения в полном объёме допущенного нарушения, суд полагает возможным согласиться с доводом прокурора Карымского района Забайкальского края об установлении срока для исполнения спорной обязанности – в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу, полагая такой срок разумным и достаточным.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Неопределенный круг лиц предполагает, что круг потенциальных лиц, права которых могут быть нарушены, не определён, данных лиц индивидуализировать невозможно.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, поводом для обращения прокурора Карымского района Забайкальского края в суд явилась сложившая неопределённость в определении правового режима теплотрассы, по которой поставляется тепловая энергия от котельной на четыре котла, расположенной по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Курорт-Дарасун, <данные изъяты>, до жилых домов по улицам <данные изъяты> и <данные изъяты> в указанном населённом пункте, отсутствие субъекта, ответственного за содержание и обслуживание указанного участка теплосети.

Отсутствие титульного владельца участка теплосети, а также режима бесхозяйного имущества связано с неисполнением муниципальным органом возложенных законом обязанностей. Кроме того, спорный участок теплотрассы расположен в жилом массиве, в связи с чем, круг потенциальных лиц, права которых могут быть нарушены аварийным состоянием теплотрассы, является неопределённым, поскольку число лиц, проживающих в границах теплосети, не является статичным и не может быть определено.

Учитывая изложенное, заявленные исковые требования судом находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в соответствии с подпунктом 9 указанного пункта освобождён, взысканию с администрации городского поселения «Курорт-Дарасунское» не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Карымского района Забайкальского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Курорт-Дарасунское», выразившееся в непринятии мер по постановке теплосети, по которой поставляется тепловая энергия от котельной на четыре котла, расположенной по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Курорт-Дарасун, <данные изъяты>, до жилых домов по улицам <данные изъяты> и <данные изъяты> в пгт. Курорт-Дарасун Карымского р-на Забайкальского края, на учёт в качестве бесхозяйного имущества.

Возложить на администрацию городского поселения «Курорт-Дарасунское» обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке теплосети, по которой поставляется тепловая энергия от котельной на четыре котла, расположенной по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Курорт-Дарасун, <данные изъяты>, до жилых домов по улицам <данные изъяты> и <данные изъяты> в пгт. Курорт-Дарасун Карымского р-на Забайкальского края, на учёт в качестве бесхозяйного имущества с последующим принятием теплосети, по которой поставляется тепловая энергия от котельной на четыре котла, расположенной по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Курорт-Дарасун, <данные изъяты>, до жилых домов по улицам <данные изъяты> и <данные изъяты> в пгт. Курорт-Дарасун Карымского р-на Забайкальского края в муниципальную собственность.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в Карымский районный суд Забайкальского края.

Судья О.В. Кузнецова

Решение суда в окончательной форме принято 29.07.2015.

2-650/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Никитина О.А.
Другие
администрация г/п "Карымское"
Суд
Карымский районный суд Забайкальский края
Дело на сайте суда
karymsk.cht.sudrf.ru
20.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2015Передача материалов судье
22.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.07.2015Судебное заседание
29.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее