Дело № 3а- 225- 2020
УИД21OS0000- 01- 2020- 000132- 43
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации9 октября 2020 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Нестеровой Л. В.,
при секретаре Андрияновой Т. А.,
с участием представителя административного истца Яковлева А. К.- Карымова П. А.,
представителя административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики- Васильева С. В.,
представителя административного ответчика бюджетного учреждения Чувашской Республики « Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики- Артемьевой А. В.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Яковлева А. К. к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, бюджетному учреждению Чувашской Республики « Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об определении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества и
у с т а н о в и л :
Яковлев А. К. обратился в суд с административным исковым заявлением к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, бюджетному учреждению Чувашской Республики « Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, в котором просил установить по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость объекта капитального строительства- двухэтажного нежилого здания магазина площадью 271 кв. метр с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., равной его рыночной стоимости в размере 2741200 рублей.
Требование мотивировал тем, что данный объект недвижимости принадлежит ему ( административному истцу) на праве собственности, и его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 4495331 рубля 37 коп.
Между тем в отношении него ( упомянутого здания) установлена рыночная стоимость, и в таких случаях его кадастровая стоимость определяется равной рыночной.
Поскольку кадастровая стоимость объекта значительно превышает его рыночную стоимость, то результаты определения кадастровой стоимости напрямую затрагивают его ( административного истца) права и обязанности, т. к. от этого зависит исчисление налога на имущество.
В судебном заседании представитель Яковлева А. К.- Карымов П. А. требование поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики- Васильев С. В., бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики- Артемьева А. В. разрешение вопроса об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости оставили на усмотрение суда, объяснив, что при проведении массовой кадастровой оценки учесть индивидуальные характеристики объекта недвижимости невозможно, в связи с чем возникает разница между кадастровой и рыночной стоимостью. По спорным правоотношениям указанная разница находится в пределах допустимых диапазонов, отчет оценщика, представленный суду, является допустимым доказательством, на основании которого возможно установление рыночной стоимости объекта недвижимости.
Яковлев А. К., представитель Кабинета Министров Чувашской Республики, представители заинтересованных лиц- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики в судебное заседание не явились.
При этом в письменных объяснениях представители Кабинета Министров Чувашской Республики, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике разрешение административного искового заявления оставили на усмотрение суда.
Кроме того, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике указало, что в случае установления кадастровой стоимости здания в размере его рыночной после вступления решения суда в законную силу соответствующие сведения будут внесены в Единый государственный реестр недвижимости. При этом кадастровая стоимость, установленная судом, будет действовать с 1 января года подачи заявления об оспаривании стоимости до момента вступления в силу результатов очередной кадастровой оценки, либо, если характеристики здания будут изменены до указанного момента,- до даты внесения соответствующих измененных характеристик в Единый государственный реестр недвижимости. В связи с этим указания в решении периода применения кадастровой стоимости, установленной судом, не требуется.
Выслушав объяснения указанных представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные объяснения остальных представителей лиц, участвующих в деле, а также иные письменные материалы дела, признав возможным рассмотрение дела при данной явке, суд приходит к следующим выводам.
По смыслу ч. 1 ст. 245,п. 2 ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее- КАС РФ), п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 3, ч. 1, 3, 4, 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237- ФЗ « О государственной кадастровой оценке» ( далее- Федеральный закон № 237- ФЗ) под кадастровой стоимостью объекта недвижимости понимается результат оценки объекта недвижимости, полученный на определенную дату, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с Федеральным законом № 237- ФЗ и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, в том числе физическими лицами, если эти результаты затрагивают их права или обязанности, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости обязательным не является.
При этом Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269- ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ( далее также- Федеральный закон № 269- ФЗ) соответствующие изменения внесены и в Федеральный закон № 237- ФЗ.
В частности ст. 22 Федерального закона № 237- ФЗ признается утратившей силу с 1 января 2023 года ( ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 269- ФЗ).
Федеральный закон № 237- ФЗ дополнен ст. 22. 1, из ч. 1 которой следует, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино- места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности ( за исключением случаев, установленных ст. 22. 1 Федерального закона № 237- ФЗ).
В связи с этими изменениями до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения ст. 22, 22. 1 Федерального закона № 237- ФЗ с учетом, в том числе следующих особенностей:
1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22. 1 Федерального закона № 237- ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости ( далее- решение);
2) в течение переходного периода до дня, указанного в решении ( в случае отсутствия принятого решения- до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения ст. 22. 1 Федерального закона № 237- ФЗ не применяются;
3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации применяются положения ст. 22. 1 Федерального закона № 237- ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
не применяются положения ст. 22 Федерального закона № 237- ФЗ;
рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24. 18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135- ФЗ « Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не осуществляется.
Рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со ст. 22 Федерального закона № 237- ФЗ ( п. 1, подп. « а» п. 2, подп. « а- в» п. 3 ч. 2, ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 269- ФЗ).
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения его кадастровой стоимости. При этом, поскольку высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики решение о дате перехода к применению положений ст. 22. 1 Федерального закона № 237- ФЗ не принято, то заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается судом.
Как видно из настоящего дела, нежилое здание магазина площадью 271 кв. метр с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: ..., по поводу кадастровой стоимости которого возник спор, принадлежит Яковлеву А. К. на праве собственности с 29 декабря 2003 года.
Согласно распоряжению Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 18 сентября 2017 года № 913- р, принятому исходя из положений ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 237- ФЗ, в 2018 году на территории Чувашской Республики с применением норм, содержащихся в Федеральном законе № 237- ФЗ, Методических указаниях о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года № 226, проведена государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства ( зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино- мест, единых недвижимых комплексов).
При этом полномочиями по определению кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2016 года № 391 наделено бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости объектов капитального строительства ( зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино- мест, единых недвижимых комплексов), расположенных в Чувашской Республике, подлежащие применению с 1 января 2019 года, в том числе утверждена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером ..., по состоянию на 1 января 2018 года составляющая 4495331 рубль 37 коп.
Сведения об этой кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 1 января 2019 года, а с вышеуказанным административным исковым заявлением Яковлев А. К. обратился в суд 10 августа 2020 года.
По смыслу ст. 400, подп. 6 п. 1 ст. 401, п. 1- 3 ст. 402, п. 1 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее- НК РФ) физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, к которому среди прочего относятся здания, признаются налогоплательщиками налога на имущество физических лиц.
Налоговая база в отношении каждого объекта налогообложения, за исключением объектов, указанных в НК РФ, определяется исходя из их кадастровой стоимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 403 НК РФ, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований ( законами городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный ( представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации ( за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Так, в силу ст. 1, 2 Закона Чувашской Республики от 30 сентября 2015 года № 42 « Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единая дата начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлена с 1 января 2016 года.
При этом данный Закон вступает в силу с 1 января 2016 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество физических лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 403, ст. 405, п. 1 ст. 409 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год, а сам налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
По общему правилу изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 403 НК РФ.
Вместе с тем в случае изменения кадастровой стоимостиобъекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению, в том числе суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной указанным решением, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Таким образом, из данных норм следует, что по общему правилу измененная кадастровая стоимость применяется при расчете налога на имущество физических лиц за будущие годы, но в некоторых случаях возможен пересчет внесенных платежей. В частности в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления его рыночной стоимости по решению суда, вступившему в силу после 1 января 2019 года, измененная кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц с даты начала применения оспариваемой кадастровой стоимости, в том числе в случае перехода прав на этот объект недвижимости к иному лицу.
Следовательно, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости затрагивают права и обязанности Яковлева А. К., т. к. от этого напрямую зависит размер налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате административным истцом.
В подтверждение того, что рыночная стоимость здания с кадастровым номером ... меньше его кадастровой, административный истец представил отчет № О- 0567/ 2020 от 28 июля 2020 года, составленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью « ...», из которого следует, что стоимость объекта оценки по состоянию на 1 января 2018 года составляет 2741200 рублей.
Но, поскольку к данному отчету приложены фотографии и документы, не относящиеся к объекту оценки, суд допросил оценщика К., составившего указанный документ, а также принял и исследовал отчет № О- 0567/ 2020- 1 от 28 июля 2020 года, составленный указанным оценщиком, из которого также видно, что стоимость объекта оценки по состоянию на 1 января 2018 года составляет 2741200 рублей.
Как показал К., на стадии распечатки, прошивки отчета № О- 0567/ 2020 от 28 июля 2020 года произошла техническая ошибка, в результате чего к отчету были приобщены фотографии и документы, не относящиеся к объекту оценки. При этом данная ошибка на результаты оценки не повлияла, т. к. было исследовано именно здание с кадастровым номером ..., расчеты в отчете также приведены в отношении данной недвижимости. В связи с обнаруженной технической ошибкой составлен новый отчет № О- 0567/ 2020- 1 от 28 июля 2020 года.
Оценив отчеты № О- 0567/ 2020 от 28 июля 2020 года, № О- 0567/ 2020- 1 от 28 июля 2020 года, показания оценщика в совокупности с другими доказательствами, в том числе с объяснениями лиц, участвующих в деле, которые выводы, изложенные в данных документах, не оспорили, в соответствии с правилами оценки доказательств, предусмотренными ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что рыночную стоимость зданияс кадастровым номером ... следует определить в размере, указанном в упомянутых отчетах, представленных административным истцом.
Данные документы соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135- ФЗ « Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки « Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» ( ФСО № 1), « Цель оценки и виды стоимости» ( ФСО № 2), « Требования к отчету об оценке ( ФСО № 3), утвержденных приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года соответственно № 297, № 298, № 299, а также Федерального стандарта оценки « Оценка недвижимости» ( ФСО № 7), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года № 611, иных нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
Так, указанные отчеты содержат подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости, оспариваемой Яковлевым А. К.
Определение рыночной стоимости исследуемого объекта осуществлено с применением доходного и сравнительного подходов, с допустимым и надлежащим выбором объектов- аналогов, с использованием необходимых корректировок по элементам сравнения, соответствующих характеру и степени отличий аналогов от оцениваемого здания и сглаживающие их отличия, выявленным различиям, в том числе, имущественным правам, площади объектов, скидке на продажу, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объекта оценки от объектов- аналогов.
В отчете представлена необходимая информация, идентифицирующая объект исследования, его количественные и качественные характеристики, анализ рынка объектов капитального строительства, а также информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость такой недвижимости.
Данная информация подтверждена и проверяема, имеются ссылки на используемые источники информации, к отчету приложены копии размещенных в сети « Интернет» объявлений в виде компьютерных снимков, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Содержащиеся в отчете сведения, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки, дают надлежащее представление о местоположении, категории, размере, стоимости объектов- аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости в рамках данного подхода.
Оценщик верно определил сегмент рынка исследования, исходя из вида разрешенного использования и фактического использования объекта оценки, подобранные экспертом аналоги сопоставимы по основным ценообразующим факторам.
При изложенных обстоятельствах требование Яковлева А. К. об определении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости суд удовлетворяет и принимает решение об определении его кадастровой стоимости в размере рыночной, составляющей 2741200 рублей.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 269- ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 22 Федерального закона № 237- ФЗ, применяются с 1 января года, в котором, в том числе в суд, подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом данные сведения применяются до момента вступления в силу результатов очередной кадастровой оценки, либо, если характеристики здания будут изменены до указанного момента,- до даты внесения соответствующих измененных характеристик в Единый государственный реестр недвижимости.
Поскольку датой подачи заявления об определении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости Яковлева А. К. является 10 августа 2020 года, то сведения о кадастровой стоимости нежилого здания магазина с кадастровым номером ..., установленные по настоящему делу, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2020 года до момента вступления в силу результатов очередной кадастровой оценки, либо, если характеристики здания будут изменены до указанного момента,- до даты внесения соответствующих измененных характеристик в Единый государственный реестр недвижимости.
Руководствуясь ст. 175- 180, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л :
определить по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость нежилого здания магазина площадью 271 кв. метр с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., в размере 2741200 рублей ( двух миллионов семисот сорока одной тысячи двухсот рублей).
Датой обращения Яковлева А. К. в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в размере, равной его рыночной, является 10 августа 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья Нестерова Л. В.
Мотивированное решение составлено 22 октября 2020 года.