УИД 86RS0014-01-2024-000726-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 октября 2024 г. г. Урай ХМАО – Югры
Урайский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Бегининой О.А.,
при секретаре Гайнетдиновой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-702/2024 по иску Цильке Вячеслава Фёдоровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре о возложении обязанности включить период работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначить досрочную страховую пенсию по старости,
установил:
Цильке В.Ф. обратился в суд с указанным иском. Требования мотивированы тем, что в 2023 им было подано ответчику заявление о подсчете трудового стажа с особыми условиями труда, выработанного на речном флоте для оформления льготной пенсии по старости. Из ответа главного специалиста от ДД.ММ.ГГГГ следует, что его трудовой стаж на речном флоте с особыми условиями труда не составил 12,6 календарных лет, а период с 2001 по 2015 не может включен в стаж работы для назначения льготной пенсии по старости на основании ч. 9 п. 1 ст. 30 № 400-ФЗ, ПО «Нахрачи», как организация имеющая льготную категорию работников, не уплачивала страховые взносы в полном объеме, в связи с чем подтвердить его льготный стаж работы в плавсоставе речных судов не представляется возможным. С указанным уведомлением не согласен, поскольку для подсчета стажа ответчику были предоставлены уточняющие справки с предприятий, в которых работал истец по специальности с особыми условиями труда. Последние 14 лет, отработанных истцом у работодателя, ответчик не включил в специальный стаж. Таким образом, при наступлении события даты назначения пенсии возникла неопределенность в вопросах о подсчете стажа.
Просит обязать ответчика засчитать в его трудовой стаж с особыми условиями труда, период работы в некоммерческой организации ПО «Нахрачи» в течение 14-ти календарных лет, по специальности капитан-механик, моторист-рулевой, включенные в подраздел 3 «Морской и речной флот», раздела XXVIII «Транспорт» Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, входящие в перечень профессий с особыми условиями труда, дающие права на досрочное назначение пенсии по старости; обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию из расчета 22 календарных года с особыми условиями труда.
До начала рассмотрения дела по существу от ответчика поступили возражения на иск, в которых представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре выражает несогласие с заявленными требованиями, поскольку Цильке В.Ф. обратился в ОСФР по ХМАО-Югре для проведения предварительной правовой оценки документов, необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 и п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». По результатам проверки установлено, что справка ПО «Нахрачи» от ДД.ММ.ГГГГ № не подтверждает льготный стаж работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), так как данная организация не состояла на учете как организация, имеющая льготную категорию работников. Перечни льготных профессий и Списки работников, имеющих право выхода льготную пенсию не предоставляла. По результатам заблаговременной работы Цильке В.Ф. направлено уведомление от 13.06.2023 № 1175, где разъяснено, что требуемый льготный стаж в (плавсоставе) на дату обращения не доработан, рекомендовали повторно обратиться в 2032 в территориальный орган СФР для определения более точной даты выхода на пенсию. А также указано, что данное уведомление носит информационный характер и не является документом, подтверждающим обращение за назначением пенсии. Заявление о назначении пенсии Цильке В.Ф. не подавал, услуга по установлению страховой пенсии ОСФР по ХМАО-Югре истцу не оказывалась, решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости не принималось.
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивал.
В судебном заседании представитель ответчика Комарова М.В. просила в иске отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений ст.46 Конституции Российской Федерации и требований ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения. При этом бремя доказывания нарушения прав согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лежит на самом истце, который при обращении в суд должен доказать, какие права и охраняемые законом интересы нарушены ответчиком и подлежат восстановлению в случае удовлетворения искового заявления. Возможность лица обратиться за судебной защитой своих прав не подменяет предусмотренный законом порядок реализации гражданами своих прав и законных интересов.
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», до 01.01.2015 Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
На основании ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, что свидетельствует о том, что назначение страховой пенсии по старости носит заявительный характер.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведении проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с п. 4 указанных Правил, граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
Пунктом 23 Правил установлено, что на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принимаются решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе.
Согласно ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Как следует из ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, ст. 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч.7 ст.21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 2).
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст.21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (п.3).
Заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч.7 ст.21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений ч.8 ст.21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с ч.3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях (п.7).
В случае отказа в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, заявления о переводе на страховую пенсию или заявления о переводе с одного вида страховой пенсии на другой орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней после дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы (п.9).
Согласно ч.20 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела, что 08.06.2023 Цильке В.Ф. обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре с заявлением на проведение заблаговременной работы по правовой оценке документов и определению права на страховую пенсию по старости.
По результатам рассмотрения данного заявления Цильке В.Ф. было направлено уведомление № 1175 от 13.06.2023, в котором сообщалось о том, что льготный стаж (в плавсоставе) на дату обращения не доработан, рекомендовано обратиться повторно в 2032 для определения более точной даты выхода на пенсию.
Таким образом, при обращении к ответчику с заявлением от 08.06.2023 по вопросам пенсионного обеспечения истец получил в полном объеме информацию о его правах, о порядке определения размера пенсии, юридических решений по результатам правовой оценки пенсионных прав истца ответчиком не принималось, в том числе и об отказе в зачете спорных периодов.
В силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, при этом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав или защиту законного интереса, не может осуществляться заявителем произвольно.
Из материалов дела следует, что 06.09.2024 в установленном порядке истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
11.09.2024 ОСФР по ХМАО – Югре принято решение о приостановлении срока рассмотрения заявления об установлении пенсии на основании п. 8 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не более чем до 11.12.2024.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что уведомлением по результатам проверки документов застрахованного лица, уходящего на страховую пенсию № 1175 от 13.06.2023 права и законные интересы истца действиями ответчика нарушены не были, в настоящее время истец в установленном порядке обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом, суд учитывает, что в случае несогласия с принятым ответчиком решением, по итогам рассмотрения заявления о назначении страховой пенсии от 06.09.2024, истец не лишен возможности его обжалования в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Цильке Вячеслава Фёдоровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре о возложении обязанности включить период работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначить досрочную страховую пенсию по старости – отказать
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Урайский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры.
Председательствующий судья О.А. Бегинина
Решение суда в окончательной форме принято 14.10.2024.