Дело № 2а- 2005/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2020 г. г. Иваново
Ленинский районный суд города Иваново в составе председательствующего судьи Уенковой О. Г., единолично, при ведении протокола секретарем Скворцовой М.А.,
с участием представителя административного ответчика Смирнова Александра Евгеньевича,
представителя заинтересованного лица Суконкина Виктора Васильевича,
помощника прокурора Ленинского района г. Иваново Камбур Юлии Николаевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново
административное дело по иску Морозова Александра Евгеньевича к Территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Иваново, Избирательной комиссии города Иваново о признании итогов голосования недействительными, решения незаконным и обязании совершить определенные действия,
установил:
истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском к ответчикам по тем основаниям, что 13 сентября 2020 года прошли выборы депутатов Ивановской городской думы седьмого созыва. Данные выборы признаны состоявшимися.
Голосование на указанных выборах проходило в 3 этапа: со 2 по 10 сентября 2020 г. включительно - классическое (штатное) досрочное голосование по правилам пунктов 2-13 ст.65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в помещении участковой избирательной комиссии;
11 и 12 сентября 2020 г. инновационное досрочное голосование, проводимое участковыми избирательным комиссиями с применением трех дополнительных форм организации досрочного голосования на основании пункта 16 ст.65, пункта 18 ст.66 ФЗ-67 и в соответствии с Порядком досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденным Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 24 июля 2020 г. № 260/1916-7 «О порядке досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года»;
13 сентября 2020 г. классическое голосование в основной день выборов в помещении УИКов и вне помещений УИКов по правилам ст.64 и пунктов 1-7 ст.66 ФЗ-67.
Административный истец настаивает, что результаты голосования округе № 1 являются недействительными, поскольку на участке была нарушена процедура хранения бюллетеней и подсчета голосов, указывая, что в досрочном голосовании, проведенном со 2 по 10 сентября 2020 г. включительно приняли участие более 1% избирателей и в соответствии с законом бюллетени таких избирателей на оборотной стороне были наглядно помечены в УИКах перед началом голосования утром 13 сентября 2020 г. оттиском печати.
Однако, сами индивидуальные конверты с бюллетенями избирателей имели следы вскрытия и нарушения опечатывания, что являлось бесспорной и нормативно предписанной причиной для признания недействительными всех бюллетеней избирателей в таких конвертах.
В нарушение п. 18 ст. 39 Закона Ивановской области от 26.11.2009 N 130-ОЗ «О муниципальных выборах», все бюллетени, выданные для досрочного голосования, были ненадлежащим образом оформлены, то есть не содержали подписи двух членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса и печать ТИК. Вопреки законодательству стояли печати УИК.
Кроме этого, в каждом конверте находилось по два бюллетеня, однако необходимо было хранить в каждом конверте по одному бюллетеню.
Административный истец настаивает, что указанные обстоятельства нарушают его право быть избранным в качестве депутата Ивановской городской думы седьмого созыва, поскольку не позволяют с полной достоверностью определить результаты голосования по одномандатному избирательному округу № 1.
С учетом изложенного, истец просит суд признать итоги досрочного голосования депутатов Ивановской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 недействительными;
признать итоги голосования депутатов Ивановской городской Думы седьмого созыва, по одномандатному избирательному округу № 1 недействительными
обязать ТИК Ленинского района города Иваново провести повторный подсчет голосов избирателей на выборах депутатов Ивановской Городской Думы седьмого созыва учитывая как недействительные бюллетени извлеченные из конвертов со следа вскрытия, постороннего вмешательства, на данных бюллетенях с оборотной стороны имеется оттиск печати;
признать незаконными и внести изменения (по результатам повторного подсчета) в сводную таблицу и протокол о результатах выборов, решение о результатах выборов Территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Иваново на прошедших 13.09.2020 года выборах депутатов.
Административный истец Морозов А.Е. уведомленный о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, представителя не направил.
Представитель административного ответчика ТИК Лениского района г. Иваново Смирнов А.Е., возражал против удовлетворения исковых требований, полагая, что ни одно из нарушений, на которые ссылается истец в исковом заявлении не нашло подтверждения в судебном заседании, поскольку не имело место при процедуре досрочного голосования. Полагал ошибочной позицию истца о ненадлежащем заверении избирательных бюллетеней, основанной на неправильном токовании положений п. 18 ст. 39 Закона Ивановской области от 26.11.2009 N 130-03 «О муниципальных выборах», исходя из уровня избирательней комиссии, на территории которой происходит досрочное голосование. Настаивал на пропуске административным истцом срока обращения в суд для оспаривания результатов выборов.
Представитель избирательной комиссии города Иваново Короткова И.В., участвуя ранее в судебном заседании, так же возражала против удовлетворения исковых требований по тем же основаниям.
Представитель заинтересованного лица депутата Ивановской Городской Думы седьмого созыва от одномандатного округа № 1 Румянцева Е.В. – Суконкин В.В. также возражал против удовлетворения исковых требований, полагая изложенные в административном иске нарушения не установленными, обращали внимание на пропуск истцом срока для обращения в суд.
Председатель заинтересованного лица Избирательной комиссии города Иванова Соловьева А.А., уведомленного о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, в суд не явилась, направила возражения на иск, в которых полагала заявленные требования безосновательными и просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Помощник прокурора Ленинского района г. Иваново Камбур Ю.Н. дала заключение о том, что иск не подлежит удовлетворению ввиду недоказанности наличия обозначенных нарушений, а также пропуска пресекательного срока для обращения в суд с подобным иском.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, часть 2), граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2). Данные конституционные положения согласуются со статьей 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пунктом «b» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что решением Ивановской городской Думы Ивановской области от 24.06.2020 № 915 в городе Иванове на 13 сентября 2020 г. назначены выборы депутатов Ивановской городской Думы седьмого созыва.
ТИК сформирован постановлением Избирательной комиссии Ивановской области от 12.10.2015 №172/1249-5 «О территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Иваново» в количестве 10 членов с правом решающего голоса на пятилетний срок полномочий.
Постановлением Избирательной комиссии города Иванова 29.06.2020 № 32/114-6 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Ивановской городской Думы седьмого созыва по одномандатным избирательным округам на территориальные избирательные комиссии города Иваново и Избирательную комиссию города Иванова» на ТИК возложены полномочия окружных избирательных комиссий по одномандатным избирательным округам №№ 1-7.
Решением ТИК от 05.08.2020 № 21/1-5 «О регистрации кандидата в депутаты Ивановской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Морозова А.Е., выдвинутого Ивановским региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» 5 августа 2020 года в 17 часов, 12 минут Морозов Александр Евгеньевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; проживающий в г. Иваново, выдвинутый Ивановским региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, зарегистрирован кандидатом в депутаты Ивановской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 1.
На территории одномандатного избирательного округа № 1 действуют участковые избирательные комиссии избирательных участков №№ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 (далее - УИК).
13 сентября 2020 года в городе Иванове проведены выборы депутатов Ивановской городской Думы седьмого созыва.
На основании протоколов УИК, переданных в ТИК после завершения голосования, составлен протокол №1 окружной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу № 1, к которому приобщены сводные таблицы.
Решением ТИК от 14.09.2020 № 33/1-5 «Об определении результатов выборов депутата Ивановской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 1» выборы депутатов Ивановской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 признаны состоявшимися и результаты указанных выборов действительными. Установлено, что в состав Ивановской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 избран Румянцев Евгений Владимирович.
Судом установлено также, что Морозов А.Е. обращался с жалобой об аннулировании результатов досрочного голосования по причине отсутствия подписей двух членов ТИК на бюллетенях, выданных УИКами для проведения досрочного голосования.
Решением ТИК от 13.09.2020 № 33/2-5 «О рассмотрении жалобы кандидата в депутаты Ивановской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Морозова А.Е.» жалоба признана необоснованной.
Установлено, что согласно протоколу №1 окружной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу №1 за кандидата Морозова А.Е. было подано 192 голоса избирателей, что было недостаточно для избрания в состав Ивановской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 1.
Свидетели Морскова Ю.Н., Зеленин О.Ю., Орехова Н.В., Федорова Е.Э., Коржавина И.А., Сибрина И.И., Вольф М.В., Чекуров Д.А., являющиеся председателями участковых комиссий №№1,2,4,5,6,7,9,10 одномандатного избирательного округа № 1 соответственно, отрицали факты наличия следов вскрытия индивидуальных конвертов с бюллетенями избирателей и нарушения опечатывания на участковых избирательных участках, дали показания о том, что в соответствии с установленным законом порядком, на лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в том числе, для досрочного голосования, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов и печать именно участковой комиссии, избирателям было выдано по два бюллетеня, поскольку предлагалось голосовать за кандидата в депутаты отдельно и отдельно за политическую партию.
Судом установлено, что количество полученных для проведения голосования по одномандатному округу № 1 бюллетеней и переложенных в сейф-пакеты и опечатанных в установленном порядке зафиксировано актами о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф пакета, удостоверенных членами участковых комиссий участков, актами о проведении досрочного голосования, актами передачи избирательных бюллетеней для досрочного голосования на выборах депутатов Ивановской городской Думы седьмого созыва участковых избирательных комиссий.
Установлено, что при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола УИК об итогах голосования в день голосования на выборах депутатов в Ивановскую городскую Думу 7 созыва на всех избирательных участках по одномандатному избирательному округу № 2 присутствовали наблюдатели, члены территориальных избирательных комиссий, в том числе с правом совещательного голоса, члены политических партий, кандидаты в депутаты, что обеспечивало прозрачность избирательной процедуры и исключало наличие каких-либо нарушений, могущих привести впоследствии к признанию итогов голосования и решения о результатах выборов недействительными.
В соответствии с пунктом 1.2. статьи 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Настаивая на удовлетворении требований об отмене итогов голосования, административный истец ссылается на подпункт «б» пункта 1.2 статьи 77 Федерального закона, т.е. наличие нарушения порядка голосования и установления итогов голосования на избирательных участках, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Между тем, доводы административного истца о том, что на избирательных участках был нарушен порядок голосования и установления итогов голосования в связи с выдачей избирателям при досрочном голосовании избирательных бюллетеней, оформленных ненадлежащим образом, основано на неверном толковании и применении норм федерального и областного законодательства.
Пункт 18 статьи 39 Закона Ивановской области от 26.11.2009 № 130-03 «О муниципальных выборах» устанавливает, что на лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии, либо при проведении досрочного голосования - подписи двух членов вышестоящей избирательной комиссии, которые заверяются ее печатью.
Аналогичный пункт 16 статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что на лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии.
Оговорка в пункте 18 статьи 39 Закона Ивановской области «либо при проведении досрочного голосования - подписи двух членов вышестоящей избирательной комиссии, которые заверяются ее печатью» относится к проведению досрочного голосования в помещении территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с пунктом 7 статьи 65 Федерального закона, согласно которому если избиратель голосует в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, то на лицевой стороне выдаваемого ему бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов соответствующей комиссии, которые заверяются ее печатью.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 41 Закона Ивановской области досрочное голосование на муниципальных выборах в Ивановской области проводится только в помещении участковой избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии.
Тот же порядок предусмотрен Постановление ЦИК России от 04.06.2014 N 233/1480-6 «О Порядке и сроках представления информации о числе избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно, и Методических рекомендациях о порядке проведения досрочного голосования в помещениях комиссий на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме», Постановлением ЦИК России от 24.07.2020 N 260/1916-7 «О Порядке досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года».
Избирательные бюллетени, выданные участковыми избирательными комиссиями избирателям при досрочном голосовании, были надлежащим образом оформлены, поскольку содержали подписи двух членов соответствующей участковой комиссии, заверенные печатью данной участковой комиссии.
Таким образом, оснований для признания избирательных бюллетеней, выданных при досрочном голосовании, бюллетенями неустановленной формы в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 68 Федерального закона, у участковых комиссий не было, соответственно порядок голосования и установления итогов голосования комиссиями не был нарушен, а значит оснований для отмены итогов голосования, предусмотренных подпунктом «б» пункта 1.2 статьи 77 Федерального закона, не имеется.
Доводы истца о нарушение процедуры хранения бюллетеней, выразившееся в наличии следов вскрытия и нарушения опечатывания на конвертах с бюллетенями избирателей, досрочно проголосовавших в период со 2 по 10 сентября 2020 года, что, по мнению административного истца, является основанием для признания таких бюллетеней недействительными в соответствии с пунктом 15 статьи 65 Федерального закона также являются безосновательными.
Пунктом 15 статьи 65 Федерального закона, пунктом 8 статьи 41 Закона Ивановской области предусмотрен исчерпывающий перечень оснований признания избирательных бюллетеней досрочно проголосовавших избирателей недействительными, а именно:
1) при отсутствии на использованном при досрочном голосовании избирателя конверте установленных пунктом 8 статьи 65 Федерального закона, пунктом 4 статьи 41 Закона Ивановской области реквизитов: подписей двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (если они изъявляли желание поставить свои подписи) и оттиска печати участковой комиссии;
2) в случае извлечения из конверта более одного избирательного бюллетеня установленной формы для голосования по соответствующему избирательному округу.
Таким образом, оснований для признания избирательных бюллетеней досрочно проголосовавших избирателей недействительными в порядке, предусмотренном пунктом 15 статьи 65 Федерального закона, пунктом 8 статьи 41 Закона Ивановской области, у участковых избирательных комиссий не было.
Доказательств наличия следов вскрытия и нарушения опечатывания на конвертах с бюллетенями административным истцом не представлено, а судом не установлено. Более того, данные доводы истца были с достоверностью опровергнуты в ходе судебного разбирательства.
Следовательно, нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей, предусмотренных подпунктом «д» пункта 1.2 статьи 77 Федерального закона, не имеется, а значит правовых оснований для отмены итогов голосования и результатов выборов, не установлено.
В обоснование своих требований об отмене результатов выборов административный истец ссылается на наличие обстоятельства, предусмотренного подпунктом «д» пункта 2 статьи 77 Федерального закона, а именно признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Между тем, Морозов А.Е. был зарегистрирован в установленном порядке и участвовал в выборах в качестве кандидата в депутаты Ивановской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 1.
При указанных обстоятельствах, ни одного из приведенных в административном иске Морозова А.Е. оснований к отмене итогов голосования на выборах депутатов Ивановской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 1, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей, не имеется.
Пункты 1.2 и 2 статьи 77 Федерального закона предусматривают основания для отмены решений комиссий об итогах голосования, результатах выборов. Согласно данным нормам любое из предусмотренных обстоятельств, относящихся к нарушениям законодательства Российской Федерации о выборах, может являться основанием для отмены решения об итогах голосования, результатах выборов лишь при условии, что установленное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей. При этом вызванные нарушениями последствия должны существенно отражаться на избирательной кампании и ее итоговых результатах, не соответствовать принципам проведения выборов, в том числе не обеспечивать установленные законом гарантии избирательных прав, включая право на свободное и добровольное участие граждан Российской Федерации в выборах.
Из правовой позиции, отраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года № 8-П следует, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Как следует из пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г», «д», «е» (в действующей редакции Федерального закона) пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте «а» и «а.1» (в действующей редакции Федерального закона) пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.
Таким образом, в качестве правовых оснований для отмены итогов голосования федеральный закон устанавливает не любое нарушение законодательно установленных требований к проведению выборов, а лишь такое нарушение, которое не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Сами по себе результаты голосования, без предоставления допустимых и достоверных доказательств совершения действий по искажению волеизъявления избирателей, не могут свидетельствовать о наличии оснований для признания итогов голосования недействительными.
Таких доказательств административным истцом не представлено.
В части требований о повторном пересчёте, основания для повторного подсчета голосов избирателей определены Законом Ивановской области № 130-ОЗ (п. 25, 26 ст. 44, п. 12, 13 ст. 45), доказательств наступления перечисленных выше обстоятельств в административном иске не приведено.
При указанных обстоятельствах, решение ТИК от 14.09.2020 № 33/1-5 «Об определении результатов выборов депутата Ивановской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 1» принято в пределах компетенции и в установленном порядке.
С административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор (ч. 15 ст. 239 КАС РФ).
Административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования (ч. 2 ст. 240 КАС РФ).
После опубликования результатов выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума (ч. 3 ст. 240 КАС РФ).
Сроки, указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска (ч. 7 ст. 240 КАС РФ).
Заявление об отмене решения комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Заявление об отмене решения комиссии о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума. Указанные процессуальные сроки восстановлению не подлежат (п. 3 ст. 78 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Суд соглашается с заявлением представителя ответчика Смирнова А.Е. о пропуске истцом срока для обращения в суд с требованиями о признании итогов голосования депутатов Ивановской Городской Думы седьмого созыва на одномандатном округе № 1 недействительными.
Установлено, что на территории одномандатного избирательного округа № 1 г. Иваново участковые избирательные комиссии №№ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 оформили протоколы об итогах голосования 13.09.2020.
Административный иск был направлен в суд 24 сентября 2020 г., между тем, последним днём для подачи искрового заявления для предъявления вышеуказанных требований являлось 22 сентября 2020 г. (с учетом течения сроков по избирательному законодательству ст. 11.1 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Вместе с тем, требования истца о признании незаконным решения о результатах выборов могут быть заявлены истцом согласно ч. 3 ст. 240 КАС РФ течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.
Согласно официальным сведениям решение о результатах выборов было опубликовано 16 сентября 2020 г.
Между тем, оснований для признания незаконным решения о результатах выборов у суда не имеется по вышеизложенным основаниям.
С учетом всего вышеизложенного, правовых оснований для удовлетворения административного иска Морозова А.Е. суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174, 175 – 180, 243, 244, 298 КАС Российской Федерации,
Решил :
исковые требования Морозова Александра Евгеньевича к Территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Иваново, Избирательной комиссии города Иваново о признании итогов голосования недействительными, решения незаконным и обязании совершить определенные действия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в течение пяти дней со дня его вынесения.
Судья Уенкова О. Г.
В окончательной форме решение изготовлено 30 октября 2020 г.