Дело № 2а- 353/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Гусмановой И.С.,
при секретаре Черняевой Ю.Н.,
с участием представителя административного истца заместителя прокурора Красночикойского района Ю.В. Налабордина,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Красный Чикой 26 октября 2017 г. административное дело по административному иску прокурора Красночикойского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Краевому государственному специализированному автономному учреждению «Забайкальское лесохозяйственное объединение», Министерству природных ресурсов Забайкальского края о возложении обязанности произвести ремонт пожарной техники,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Красночикойского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее.
Прокуратурой Красночикойского района в связи с предстоящим пожароопасным периодом 2017 года проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, требований законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Красночикойском филиале Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкаллесхоз» (далее КГСАУ «Забайкаллесхоз»).
В ходе проверки установлено, что основным подрядчиком на выполнение работ по тушению лесных пожаров в наземной зоне является КГСАУ «Забайкаллесхоз», созданное ДД.ММ.ГГГГ ИНН № ОГРН №
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся, в том числе ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно ч.1 ст. 101 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ) пожарная техника должна обеспечивать выполнение возложенных на неё функций в условиях пожара.
В силу п.68 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, руководитель организации обеспечивает исправное техническое состояние пожарных автомобилей и мотопомп, а также техники, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров.
В нарушение названных норм законодательства, имеющаяся в Красночикойском филиале КГСАУ «Забайкаллесхоз» техника находится в неисправном состоянии. Так, по состоянию на 27.02.2017 г. находится в неисправном состоянии и требует капитального ремонта следующая техника: автомашина марки УРАЛ 542362 - 0111-10 (трал), государственный номер №, лесопожарный трактор ЛХТ-100, автомашина марки ГАЗ-66 государственный номер №, УАЗ 469 государственный номер №
Исполнение требований пожарной безопасности в полном объеме обеспечивает защиту жизни и здоровья людей. Угрозу жизни и здоровью людей создает нарушение любого требования пожарной безопасности, предусмотренного Правилами пожарной безопасности или иными нормативными актами по пожарной безопасности, а также документами, содержащими требования пожарной безопасности.
Таким образом, как установлено в ходе проведенной проверки требования законодательства о пожарной безопасности Красночикойским филиалом КГСАУ «Забайкаллесхоз» выполняются не в полном объеме.
В силу п. 3.2 Положения о Красночикойском филиале КГСАУ «Забайкаллесхоз» филиал вправе выступать истцом и ответчиком в суде от имени Учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Просил обязать Красночикойский филиал КГСАУ «Забайкаллесхоз» в срок до 01.04.2017 года произвести ремонт пожарной техники: автомашины марки УРАЛ 542362 - 0111-10 (трал), государственный номер №, лесопожарного трактора ЛХТ-100, автомашины ГАЗ-66 государственный номер № автомашины УАЗ 469 государственный номер №.
Определением Красночикойского районного суда Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика Красночикойского филиала КГСАУ «Забайкаллесхоз» на надлежащего КГСАУ «Забайкаллесхоз», а также в качестве соответчика привлечена Государственная лесная служба Забайкальского края как учредитель КГСАУ «Забайкаллесхоз».
Кроме того, определением Красночикойского районного суда Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ в порядке процессуального правопреемства была произведена замена административного ответчика Государственной лесной службы Забайкальского края её правопреемником - Министерством природных ресурсов Забайкальского края (л.д.___).
В ходе рассмотрения дела административным истцом неоднократно уточнялись исковые требования (л.д.17,______), в окончательном виде прокурор просил обязать КГСАУ «Забайкаллесхоз» произвести ремонт пожарной техники Красночикойского филиала учреждения: автомашины УАЗ 31512 с государственным регистрационным знаком № в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края осуществить финансирование ремонта пожарной техники Красночикойского филиала КГСАУ «Забайкаллесхоз»: автомашины марки УАЗ 31512 с государственным регистрационным знаком № при недостаточности у КГСАУ «Забайкаллесхоз» собственных средств (л.д.____).
Административные ответчики КГСАУ «Забайкаллесхоз» и Министерство природных ресурсов Забайкальского края своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены, об отложении судебного заседания не просили, письменных возражений по заявленным требованиям не представили.
В силу положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей административных ответчиков.
Выслушав административного истца, изучив письменные материалы дела, допросив свидетеля ФИО8, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся, в том числе ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств.
На основании ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно п.68 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, руководитель организации обеспечивает исправное техническое состояние пожарных автомобилей и мотопомп, а также техники, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров.
Исходя из ч.1 ст. 101 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная техника должна обеспечивать выполнение возложенных на нее функций в условиях пожара.
В силу статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная техника относится к пожарно-технической продукции, предназначенной для обеспечения пожарной безопасности.
Понятие пожарной техники дано в подразделе 1.1 Наставления по технической службе государственной противопожарной службы МВД России, утвержденного приказом МВД России от 24 января 1996 года N 34.
Пожарная техника - это технические средства для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей от пожара.
В состав пожарной техники входят пожарные машины, пожарно-техническое вооружение (ПТВ), а также средства связи, освещения и другое пожарное оборудование. Основным видом пожарной техники являются пожарные автомобили (ПА) В зависимости от назначения пожарные автомобили подразделяются на основные, специальные и вспомогательные. Основные пожарные автомобили предназначены для подачи огнетушащих веществ в зону горения (пункт 1.3.2 Наставления).
Специальные пожарные автомобили предназначены для обеспечения выполнения специальных работ на пожаре.
К вспомогательным пожарным автомобилям относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, диагностические лаборатории, автобусы, легковые, оперативно-служебные, грузовые автомобили, а также другие специализированные транспортные средства.
Как установлено судом из письменных объяснений директора Красночикойского филиала КГСАУ «Забайкаллесхоз» В.В. Линейцева от ДД.ММ.ГГГГ, данных старшему помощнику прокурора Новиковой А.О., движимое имущество филиала принадлежит на праве собственности КГСАУ «Забайкаллесхоз». Транспортные средства, а именно, УАЗ-469 с государственным номером №, находятся в оперативном управлении Красночикойского филиала КГСАУ «Забайкаллесхоз». В настоящее время УАЗ-469 с государственным номером № стоит на территории филиала в неисправном состоянии, ему требуется полная замена кузова в связи с обширной коррозией металла. В таком техническом состоянии УАЗ-469 эксплуатации не подлежит. По названному автомобилю направлена заявка на закупку запасных частей, которая до настоящего времени не исполнена (л.д.___).
Данное обстоятельство также подтверждается сообщением врио директора КГСАУ «Забайкаллесхоз» ФИО6 от 13.04.2017г. № на имя первого заместителя министра природных ресурсов <адрес> ФИО7, из которого усматривается, что из имеющейся в Красночикойском филиале лесопожарной техники в неисправном состоянии находится УАЗ 469: требуется замена кузова (поврежден коррозией) (л.д._____).
Согласно заявкам от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № Красночикойский филиал КГСАУ «Забайкаллесхоз» обращался к директору автономного учреждения за выделением запасных частей, в том числе для ремонта спорного автомобиля УАЗ 31512 (469) с государственным регистрационным знаком № а именно кузова (л.д._____).
Из дефектной ведомости запасных частей на автомобиль УАЗ-31512 с государственным регистрационным знаком У559АЕ75RUS, составленной механиком Красночикойского филиала КГСАУ «Забайкаллесхоз», следует, что указанному транспортному средству требуется замена кузова, двух передних крыльев, капота двигателя, облицовки спереди, тента и утеплителя (л.д.____).
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля начальник пожарно-технического формирования Красночикойского филиала КГСАУ «Забайкаллесхоз» ФИО8 показал, что автомобиль УАЗ-31512 с государственным регистрационным знаком У559АЕ75RUS использовался в служебной деятельности, в том числе для перевозки людей к месту возникновения пожара. В настоящее время данный автомобиль неисправен и не может эксплуатироваться, так как его кузов полностью поврежден коррозией.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт ненадлежащего исполнения ответчиком КГСАУ «Забайкаллесхоз» требований законодательства о пожарной безопасности, касающихся содержания в исправном состоянии пожарной техники, а именно автомобиля УАЗ-31512 с государственным регистрационным знаком №.
Доказательств обратного ответчиком КГСАУ «Забайкаллесхоз» суду не представлено.
Неисправное состояние вышеуказанной пожарной техники не позволяет Красночикойскому филиалу КГСАУ «Забайкаллесхоз» обеспечить выполнение в полной мере возложенных на него функций по тушению пожаров в <адрес>, что в свою очередь создает угрозу жизни и здоровью людей.
Учитывая изложенное, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора о возложении на КГСАУ «Забайкаллесхоз» обязанности произвести ремонт неисправной пожарной техники Красночикойского филиала учреждения, а именно автомобиля УАЗ 31512 с государственным регистрационным знаком №.
Разрешая административный иск прокурора в части требований к Министерству природных ресурсов <адрес>, суд учитывает следующее.
Согласно ч. 6 ст.123.22 Гражданского кодекса РФ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.
По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.
В соответствии с п. 1.4 Устава КГСАУ «Забайкаллесхоз» (в ред. от 24.01.2017 г.) функции учредителя и собственника имущества Автономного учреждения от имени Забайкальского края осуществляют Министерство природных ресурсов Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Автономное учреждение является некоммерческой организацией и создано в целях обеспечения осуществления Министерством природных ресурсов Забайкальского края функций по оказанию государственных услуг в сфере лесных отношений. Автономное учреждение является краевым государственным специализированным автономным учреждением, выполняющим работы по тушению лесных пожаров и осуществляющим отдельные меры пожарной безопасности в лесах (п. 1.6 Устава).
Автономное учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства природных ресурсов Забайкальского края (п. 1.5 Устава).
Государственное задание для Учреждения в соответствии с предусмотренными его Уставом основными видами деятельности формирует и утверждает Министерство природных ресурсов Забайкальского края (п. 2.7 Устава).
Источником формирования имущества и финансовых ресурсов Автономного учреждения являются: субвенции из федерального бюджета; средства краевого бюджета; средства местных бюджетов, целевые средства юридических и физических лиц, получаемые автономным учреждением на основании договоров; имущество, переданное автономному учреждению в оперативное управление; доходы, полученные от собственной деятельности учреждения; кредитные ресурсы; добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе зарубежных; средства, поступающие по исполнительным листам; иные источники, разрешенные действующим законодательством РФ (п. 4.8 Устава).
Согласно п. 9.6 Перечня краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 06.10.2009 N 377 (ред. от 20.09.2017) координация и регулирование деятельности КГСАУ «Забайкаллесхоз» возложена на Министерство природных ресурсов Забайкальского края, которое является главным распорядителем бюджетных средств в отношении подведомственных ему учреждений.
Таким образом, на Министерство природных ресурсов Забайкальского края, как на учредителя и главного распорядителя бюджетных средств в отношении КГСАУ «Забайкаллесхоз», следует возложить обязанность профинансировать ремонт пожарной техники Красночикойского филиала учреждения, а именно автомобиля УАЗ 31512 с государственным регистрационным знаком №, при недостаточности у КГСАУ «Забайкаллесхоз» собственных средств на указанные цели.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 180 КАС РФ суд полагает разумным и достаточным установить ответчику КГСАУ «Забайкаллесхоз» срок для исполнения решения суда один месяц со дня его вступления в законную силу.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку административный ответчик Министерство природных ресурсов Забайкальского края в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождено от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с административного ответчика КГСАУ «Забайкаллесхоз» в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административные исковые требования прокурора Красночикойского района в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Краевое государственное специализированное автономное учреждение «Забайкальское лесохозяйственное объединение» произвести ремонт пожарной техники Красночикойского филиала учреждения автомашины марки УАЗ 31512 с государственным регистрационным знаком У559АЕ75RUS в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края осуществить финансирование ремонта пожарной техники Красночикойского филиала Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» - автомашины марки УАЗ 31512 с государственным регистрационным знаком № при недостаточности у Учреждения собственных средств.
Взыскать с Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано или опротестовано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Красночикойский районный суд Забайкальского края.
Судья: И.С. Гусманова
Решение суда принято в окончательной форме 03 ноября 2017 года.
Судья: И.С. Гусманова