Решение по делу № 2а-260/2020 от 18.02.2020

№ 2а-260/20

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п.Новосергиевка Оренбургской области 16 марта 2020 г.

Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Бредихиной И.В.,

при секретаре Емельяновой Н.А..

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области к администрации муниципального образования «Мустаевский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по разработке и утверждению программы охраны земель поселений,

установил:

прокурор Новосергиевского района Оренбургской области обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Мустаевский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по разработке и утверждению программы охраны земель поселений. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведен мониторинг соблюдения законодательства в сфере бюджетных и земельных правоотношений в деятельности органов местного самоуправления Новосергиевского района. В ходе мониторинга установлено, что в нарушение норм земельного законодательства, администрацией МО Мустаевский сельсовет не разработана и не принята муниципальная программа по охране земель.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений на основании п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

При этом правовое регулирование земельных отношений не является исключительной прерогативой органов государственной власти, поскольку согласно п. 4 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законом и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления сельских поселений возложено осуществление муниципального земельного контроля в границах поселении, органы местного самоуправления должны принимать местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.    I

Неисполнение требований земельного законодательства в части непринятия программы охраны земель может повлечь за собой ветровую, водную эрозию, загрязнение и другие процессы, ухудшающие состояние почв.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Мустаевский сельский совет», выразившееся в непринятии мер по не разработке и не утверждению программы охраны земель поселения, возложить на него обязанность устранить нарушение закона путем разработки и утверждения муниципальным нормативным правовым актом программу охраны земель поселения в течение двух месяцев с момента вступления в силу решения суда.

В судебное заседание прокурор, представитель административного ответчика, извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в рамках полномочий, закрепленных за ними в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельном кодексе Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

На основании ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В п. 1, п. 2. ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения: химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и f микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и \ другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений на основании п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

При этом правовое регулирование земельных отношений не является исключительной прерогативой органов государственной власти, поскольку согласно п. 4 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законом и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления сельских поселений возложено осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.

Исходя из системного анализа указанных норм права следует, что в целях охраны земель наряду с федеральными и региональными программами использования и охраны земель, разработка и реализация которых относится соответственно к полномочиям Российской Федерации и к полномочиям субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления должны принимать местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.    I

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования. Объем бюджетный ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.    

В нарушение приведенных норм земельного законодательства администрацией МО Мустаевский сельсовет не разработана и не принята муниципальная программа по охране земель, что подтверждается ответом на запрос прокуратуры района.

Статьей 39 КАС РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Неисполнение требований земельного законодательства в части непринятия программы охраны земель может повлечь за собой ветровую, водную эрозию, загрязнение и другие процессы, ухудшающие состояние почв, а, следовательно, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе на экологическую безопасность, благоприятную окружающую среду,

Таким образом, данное бездействие является незаконным, подлежит его признанию таковым с возложением обязанности по устранению имеющих место нарушений закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227,228 КАС РФ,суд

решил:

исковые требования прокурора Новосергиевского района Оренбургской области к администрации муниципального образования «Мустаевский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по разработке и утверждению программы охраны земель поселений удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Мустаевский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области», выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению программы охраны земель поселения.

Обязать администрацию муниципального образования «Мустаевский сельский совет» устранить нарушение закона путем разработки и утверждения муниципальным нормативным правовым актом программы охраны земель поселения в течение двух месяцев с момента вступления в силу решения суда.

Об исполнении решения сообщить суду в 10-ти дневный срок со дня такого исполнения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме в Оренбургский областной суд через суд, вынесший решение.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 16.03.2020

Председательствующий

2а-260/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Новосергиевского района
Ответчики
администрация МО Мустаевский сельсовет
Суд
Новосергиевский районный суд Оренбургской области
Судья
Бредихина И.В.
Дело на сайте суда
novosergievsky.orb.sudrf.ru
18.02.2020Регистрация административного искового заявления
18.02.2020Передача материалов судье
19.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2020Судебное заседание
18.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее