Дело № 2а-1-462/2020
УИД: 33RS0017-01-2020-000996-08
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 августа 2020 года город Собинка
Владимирской области
Собинский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего Трефиловой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Нестеровой О.В.,
с участием
представителя административного истца старшего помощника Собинского межрайонного прокурора Косолапова Е.А.,
представителя административного ответчика Рыбкина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Собинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования Воршинское Собинского района Владимирской области к администрации муниципального образования Воршинское Собинского района Владимирской области об обязании создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, включении в реестр мест (площадок) накопления отходов, оборудовании контейнерных площадок,
у с т а н о в и л :
Собинский межрайонный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования Воршинское Собинского района Владимирской области обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Воршинское Собинского района об обязании создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, включении в реестр мест (площадок) накопления отходов, оборудовании контейнерных площадок.
В обоснование требований указано, что Собинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при организации на территории муниципального образования Воршинское Собинского района мест складирования отходов мусора. В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования Воршинское Собинского района Владимирской области к вопросам местного значения муниципального образования относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. В ходе проверки установлено, что постановлением главы администрации муниципального образования Воршинское № 77 от 08.07.2019 утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО, в указанном реестре место накопления отходов д. Афанасьево, д. Дубровка, д. Конино, д. Столбищи, д. Астафьево, д. Батюшково, д. Бузаково, д. Еросово, д. Кузнецово, д. Назарово, д. Новоселка, д. Тетерино, д. Чижово, д. Яковлево не предусмотрены, порядок вывоза мусора не определен. Таким образом, выявленные нарушения свидетельствуют о грубом нарушении действующего законодательства об отходах производства и потребления, а также не исполнении администрацией муниципального образования Воршинское Собинского района вопроса местного значения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, что недопустимо.
Собинский межрайонный прокурор, с учетом уточнения, просит суд обязать администрацию муниципального образования Воршинское Собинского района Владимирской области создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в д. Афанасьево, д. Дубровка, д. Столбищи, д. Астафьево, д. Батюшково, д. Бузаково, д. Еросово, д. Кузнецово, д. Назарово, д. Новоселка, д. Тетерино, д. Чижово, д. Яковлево в количестве, соответствующем требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации; обязать администрацию муниципального образования Воршинское Собинского района Владимирской области включить указанные места в реестр мест (площадок) накопления отходов на территории муниципального образования Воршинское Собинского района Владимирской области; обязать администрацию муниципального образования Воршинское Собинского района Владимирской области оборудовать на созданных местах накопления твердых коммунальных отходов контейнерные площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченные бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Собинского межрайонного прокурора Косолапов Е.А. административные исковые требования, с учетом уточнения, поддержал по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно Косолапов Е.А. пояснил, что в деревнях, поименованных в заявлении об уточнении административных исковых требований, до настоящего времени выявленные прокуратурой нарушения не устранены.
Представитель административного ответчика администрация муниципального образования Воршинское Собинского района Рыбкин А.В. административный иск признал, подтвердив обстоятельства, изложенные в административном иске. Просил суд установить срок для исполнения решения 2 года, в обоснование чего указал, что в 2020 году бюджет сельского поселения составил 22 млн. руб. Для обустройства контейнерных площадок в населенных пунктах, обозначенных в административном иске, согласно сметному расчету, необходимо 1 млн. 500 тыс. руб. Данная сумма для бюджета сельского поселения является значительной.
Заслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд признает административный иск обоснованным, подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест»).
Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
В пункте 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» указано, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского поселения.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Владимирской области от 14.11.2014 № 121-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Владимирской области отдельных вопросов местного значения» за сельскими поселениями Владимирской области закреплены, в том числе, вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», связанные с участием в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
На основании ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Судом установлено, что Собинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при организации на территории муниципального образования Воршинское Собинского района мест складирования отходов мусора (л.д. 11-16).
В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования Воршинское Собинского района Владимирской области к вопросам местного значения муниципального образования относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. В соответствии с п. 12 ст. 34 Устава, к полномочиям администрации муниципального образования относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (л.д. 33-50).
В ходе проверки 29.07.2019, установлено, что в д. Афанасьево, д. Дубровка, д. Столбищи, д. Астафьево, д. Батюшково, д. Бузаково, д. Еросово, д. Кузнецово, д. Назарово, д. Новоселка, д. Тетерино, д. Чижово, д. Яковлево Собинского района мусоросборники (контейнеры) не установлены и площадки для их размещения в соответствии с указанными выше санитарными нормами и правилами не оборудованы. Отсутствие специальных площадок, ограничивающих место сбора отходов и мусора от мест общего пользования, приводит к возникновению несанкционированных свалок и как следствие создает негативные условия для жизни и здоровья граждан, проживающих вблизи данной территории. Постановлением главы администрации муниципального образования Воршинское от 08.07.2019 № 77 утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО. В указанном реестре места накопления отходов д. Афанасьево, д. Дубровка, д. Столбищи, д. Астафьево, д. Батюшково, д. Бузаково, д. Еросово, д. Кузнецово, д. Назарово, д. Новоселка, д. Тетерино, д. Чижово, д. Яковлево не предусмотрены (л.д. 11-22).
Выявленные в ходе проверки нарушения федерального законодательства свидетельствуют о не принятии органом местного самоуправления достаточных мер, направленных на защиту окружающей среды и обеспечению санитарного благополучия населения - жителей д. Афанасьево, д. Дубровка, д. Столбищи, д. Астафьево, д. Батюшково, д. Бузаково, д. Еросово, д. Кузнецово, д. Назарово, д. Новоселка, д. Тетерино, д. Чижово, д. Яковлево Собинского района.
По результатам проведенной проверки 29.07.2019 на имя главы администрации муниципального образования Воршинское сельское поселение Собинским межрайонным прокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений (л.д. 11-16).
Однако, достаточных мер, направленных на устранение допущенных нарушений в рамках законных требований Собинского межрайонного прокурора по представлению от 29.07.2019, администрацией муниципального образования Воршинское Собинского района не принято.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
По правилам ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Организация и оборудование контейнерных площадок бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченных бордюром и зелеными насаждениями по периметру, предусматривает наличие в бюджете муниципального образования Воршинское средств на указанные цели, что требует внесения корректировок в бюджет 2020 года либо включение данных расходных обязательств в бюджет следующего года.
С учетом изложенного, суд признает необходимым установить администрации муниципального образования Воршинское срок для организации и оборудования контейнерных площадок бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченных новым бордюром и зелеными насаждениями по периметру, до 01.12.2021.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Собинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Воршинское Собинского района Владимирской области в срок до 01.12.2021 создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в д. Афанасьево, д. Дубовка, д. Столбищи, д. Астафьево, д. Батюшково, д. Бузаково, д. Еросово, д. Кузнецово, д. Назарово, д. Новоселка, д. Тетерино, д. Чижово, д. Яковлево Собинского района Владимирской области в количестве, соответствующем требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации; включить указанные места в реестр мест (площадок) накопления отходов на территории муниципального образования Воршинское Собинского района Владимирской области; оборудовать на созданных местах накопления твердых коммунальных отходов в д. Афанасьево, д. Дубовка, д. Столбищи, д. Астафьево, д. Батюшково, д. Бузаково, д. Еросово, д. Кузнецово, д. Назарово, д. Новоселка, д. Тетерино, д. Чижово, д. Яковлево Собинского района Владимирской области контейнерные площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченные бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру.
Об исполнении решения сообщить в Собинский городской суд и Собинскому межрайонному прокурору в срок до 01.12.2021.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Дата принятия решения в окончательной форме – 13 августа 2020 года.