Дело № 2-418/2022
УИД 33RS0001-01-2022-001330-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2022 года город Судогда
Судогодский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего Куприянова А.В.,
при секретаре Фокиной В.В.;
с участием представителя истца Государственного казенного учреждения Владимирской области «Центр занятости населения города Владимира» на основании доверенности Скуридина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Владимирской области «Центр занятости населения города Владимира» к Быковой Оксане Николаевне о взыскании незаконно полученного пособия по безработице,
у с т а н о в и л:
03.03.2022 Государственное казенное учреждение Владимирской области "Центр занятости населения" (далее также - ГКУ "Центр занятости населения") обратилось в суд с иском к Быковой О.Н. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице в размере 74996.66 рублей.
Мотивируя свои требования, руководитель ГКУ "Центр занятости населения" Лапшин К.А. указал, что 13.05.2020 в ГКУ "Центр занятости населения" с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы обратилась Быкова О.Н.
Приказом ГКУ "Центр занятости населения" занятости от 20.05.2020 № 141Д148/2002 Быкова О.Н. была признана безработной и ей назначено пособие по безработице с периодом выплаты 6 месяцев: с 13.05.2020 по 12.11.2020 - в размере 15130 рублей в месяц; которое было изменено приказом ГКУ "Центр занятости населения" от 20.05.2020 № 141П150/2002: с 13.05.2020 по 30.06.2020 - в размере 15130 рублей в месяц; с 01.07.2020 по 12.08.2020 - в размере 75% средней зарплаты гражданина (6835,67 рублей) - 5126,75 рублей в месяц; с 13.08.2020 по 12.11.2020 - в размере 60% средней зарплаты гражданина (6835,67 рублей) – 4101.40 рублей в месяц.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2020 № 844 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», приказом Центра занятости от 22.07.2020 № 204П90/2002 Быковой О.Н изменен размер выплаты с учетом несовершеннолетних детей и сроки выплаты пособия по безработице: с 13.05.2020 по 31.08.2020 - в размере 15130 рублей в месяц; с 01.09.2020 по12.11.2020 - в размере 60% средней зарплаты гражданина (12037.11 рублей) – 7222.27 рублей в месяц.
При обращении 13.05.2020 в ГКУ "Центр занятости населения" Быкова О.Н. указала адрес своего места жительства: ...А, ....
Однако, 07.12.2020 инспектором ГКУ "Центр занятости населения" было установлено, что Быкова О.Н. имеет иную регистрацию: ....
Поскольку при обращении в ГКУ "Центр занятости населения" Быкова О.Н. скрыла сведения о своей фактической регистрации, имеющие существенное значение для признания её безработной и назначения пособия по безработице, 25.12.2020 были изданы соответствующие приказы о снятии Быковой О.Н. с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы в качестве безработного и прекращении с 12.11.2020 выплаты пособия безработице.
Приказом ГКУ "Центр занятости населения" от 25.12.2020 № 360П81/2002 период с 13.05.2020 по 12.11.2020 исключен из начислений пособия по безработице.
25.12.2020 Центром занятости в адрес Быковой О.Н. направлено уведомление о необходимости возврата сумм незаконно полученного пособия безработице за период с 13.05.20220 по 12.11.2020 в размере 74996 рублей в течение месяца; от исполнения которого ответчик уклонился.
Указанные обстоятельства явились основанием обращения ГКУ "Центр занятости населения" за судебной защитой прав и законных интересов.
В судебном заседании представитель истца ГКУ "Центр занятости населения" Скуридин В.А. поддержал исковые требования и настаивал на их удовлетворении, дополнительно указав, что при регистрации на территории Судогодского района Владимирской области Быкова О.Н. в отсутствии доказательств проживания на территории города Владимира была не вправе обращаться в ГКУ "Центр занятости населения города Владимира" с заявлением признании её безработной с выплатой соответствующего пособия, в связи чем неосновательно получила пособие по безработице за период с 13.05.20220 по 12.11.2020 в размере 74996 рублей.
Обращает внимание, что в сформированном и полученном ГКУ "Центр занятости населения" 13.05.2020 заявлении Быковой О.Н. отсутствовали сведения о её фактическом месте регистрации в поселке Головино Судогодского района; в связи с чем полагает, что действия Быковой О.Н. носили недобросовестный характер, что является основанием для взыскания с неё неосновательного обогащения.
Ответчик Быкова О.Н. для участия в судебном заседании не явилась, о месте и времени его проведения была извещена судом надлежащим образом.
В письменном отзыве от 20.06.2022 Быкова О.Н. указала, что 13.05.2020 ей было отправлено заявление о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы в Центр занятости населения ..., поскольку фактически проживала по адресу: .... При этом в заявление было указано два адреса: адрес регистрации - 601395, ..., и адрес фактического места жительства - 600037, ...А, ....
... в личный кабинет ответчика с портала государственных услуг пришло уведомление о том, что заявление принято Центром занятости населения города Владимира, а также уведомление о том, что данные паспорта, СНИЛС, ИНН прошли проверку; в связи с чем была поставлена на учет в качестве безработной с выплатой ежемесячного пособия.
Обращает внимание, что в связи с пандемией Covid19 и в соответствии с п.2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460, регистрации в целях поиска подходящей работы подлежали граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении ими государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации.
Указывает, что умысла на сокрытие своих персональных данных, в том числе адреса регистрации по месту жительства и адреса фактического проживания; у неё не имелось, все данные достоверно были указаны в заявлении и отражены в личном кабинете портала государственных услуг.
Суд, выслушав объяснение представителя истца, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п.3 ст.1109 ГК РФ).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений п.3 ст.1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
При этом закон устанавливает исключения из этого правила, согласно которому излишне выплаченные суммы должны быть возвращены получателем, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Поскольку добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации мер социальной поддержки, в том числе в связи с потерей работы.
Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения).
В силу п.1 ст.5 указанного Закона государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст.3 Закона о занятости населения.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.1).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Пунктом 3 ст.3 Закона о занятости населения предусмотрено, что безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная п.2 ст.32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в ст.2 данного Закона (занятые граждане).
Главой III Закона о занятости населения установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п.1 ст.28 Закона о занятости населения).
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п.1 ст.31 Закона о занятости населения).
В соответствии с абз.6 п.2 ст.35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее - Временные правила), в соответствии с п.1 которых в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно п.2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (п.3 Временных правил).
Пунктом 4 (1) Временных правил предусмотрено, что центры занятости населения с 01.06.2020 запрашивают в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы сведения о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.
В случае выявления противоречия между сведениями, указанными гражданами в заявлении в электронной форме, и сведениями, полученными в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, центры занятости населения с 01.06.2020 осуществляют перерасчет ранее назначенного пособия по безработице на основании данных Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (п.9 Временных правил).
Исходя из п.19 Временных правил в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В силу подп.«д» п.20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N 891, снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае попытки получения либо получение пособия по безработице обманным путем.
Судом установлено, что ответчик Быкова Оксана Николаевна, 17.11.1988 года рождения, постоянно с 2017 года зарегистрирована по месту жительства по адресу: ....
13.05.2020 Быкова О.Н. обратилась с Единого портала государственных услуг с заявлением в ГКУ "Центр занятости населения города Владимира", в котором указала адрес своего места жительства: Владимирская область, город Владимир, улица Нижняя Дуброва, дом 17А, квартира 29; что явилось основанием для признания Быковой О.Н. безработной (приказ № 141Д148/2002 от 20.05.2020) с начислением пособия по безработице (приказ № 141П150/2002 от 20.05.2020).
Анализ представленного Быковой О.Н. заявления № 1 171 358 от 13.05.2020 объективно свидетельствует о том, что сведения о месте постоянной регистрации в поселке Головино Судогодского района в указанном заявлении не отражены.
Вместе с тем, из представленных Быковой О.Н. сведений, отраженных при её регистрации на Едином портале государственных услуг, следует, что в разделе данных её паспорта прикреплен скриншот её паспортных данных.
Лишь 07.12.2020 инспектором ГКУ "Центр занятости населения" установлено, что Быкова О.Н. имеет иную регистрацию: ...; что явилось основанием для издания приказа от 25.12.2020 № 360П81/2002 об исключении из начислений ответчику пособия по безработице периода с 13.05.2020 по 12.11.2020 и направления ей 25.12.2020 уведомления о необходимости возврата сумм незаконно полученного пособия безработице за период с 13.05.20220 по 12.11.2020 в размере 74996 рублей.
Разрешая заявленный спор, суд исходит из того, что заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поисках работы было сформировано автоматически через Единый портал государственных услуг, на котором ответчик разместил свое обращение и актуальные сведения о месте своей постоянной регистрации.
Недостатки в межведомственной взаимодействии по формированию в электронном виде заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поисках работы через Единый портал государственных услуг без предоставления ГКУ "Центр занятости населения города Владимира" сведений о паспортных данных заявителя не свидетельствуют об умысле Быковой О.Н. скрыть сведения о своем месте регистрации.
С учетом изложенного и направления 13.05.2020 Быковой О.Н. заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поисках работы через Единый портал государственных услуг; суд признает, что намерение о сокрытии сведений о фактическом месте регистрации у Быковой О.Н. отсутствовало; бесспорных доказательств обратного стороной истца суду не представлено.
Одновременно суд принимает во внимание положения п.2 ст.3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", которые не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания.
Толкование указанной нормы материального права в совокупности с положениями ч.1 ст.27 Конституции Российской Федерации и ст.20 ГК РФ место жительства либо пребывания гражданина не связывается с местом его регистрации.
При этом, согласно ст.3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие у ответчика Быковой О.Н. регистрации по месту фактического жительства на территории города Владимира само по себе не может являться формально непреодолимым препятствием для получения мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации её права на защиту от безработицы, при том условии, что в действиях такого гражданина не содержится признаков злоупотребления правом.
Сведений о том, что наряду с обращением к истцу с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы ответчик также обращался, либо имел намерение обратиться за предоставлением указанных мер социальной поддержки в какое-либо иное государственное учреждение службы занятости населения, расположенное вне места своего фактического проживания, материалы дела не содержат. Доказательств наличия в действиях ответчика злоупотребления правом иного рода истцом не представлено; как не представлено доказательств проведения в отношении Быковой О.Н. проверки в порядке статей 144-145 УПК РФ с привлечение её к уголовной ответственности за хищение чужого имущество путем мошенничества.
С учетом изложенного, суд признает исковое требование ГКУ «Центр занятости населения города Владимира» к Быковой О.Н. о взыскании неосновательного обогащения в виде полученного пособия по безработице в размере 74996 рублей необоснованным и отказывает в его удовлетворении.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 13.05.2020 ░░ 12.11.2020 ░ ░░░░░░░ 74996 ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02.09.2022.