Решение по делу № 2-162/2024 (2-2358/2023;) от 16.08.2023

    Дело № 2-162/2024

              УИД № 23RS0004-01-2023-002388-20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Анапа                                                                    22 октября 2024 года

Судья Анапского районного суда Краснодарского края Волошин В.А., при секретаре Зиминой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бурмистрова Л.Г., Ткаченко И.В. к ПАО «Россети Кубань», ФКУ Упрдор «Черноморье», Росавтодор о признании недействительным распоряжения Росавтодор в части установления публичного сервитута и возложении обязанностей на ПАО «Россети Кубань», ФКУ Упрдор «Черноморье», демонтировать опоры высоковольтных линий, взыскании судебной неустойки

У С Т А Н О В И Л:

Бурмистрова Л.Г., Ткаченко И.В. обратились в суд с иском к                             ПАО «Россети Кубань», ФКУ Упрдор «Черноморье», Росавтодор о признании недействительным распоряжения Росавтодор в части установления публичного сервитута и возложении обязанностей на ПАО «Россети Кубань», ФКУ Упрдор «Черноморье», демонтировать опоры высоковольтных линий, взыскании судебной неустойки.

В обосновании заявленных исковых требований указали, что на основании договора купли-продажи недвижимости от 00.00.0000 Ткаченко И.В. приобрела в собственность земельный участок категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки, площадь 927+/-11 кв.м., находящийся по адресу: (...), кадастровый 000. Право собственности на объект недвижимости зарегистрировано в ЕГРН запись государственной регистрации 000 от 00.00.0000. 00.00.0000 между ПАО «Юг-Инвестбанк» (продавец) и Бурмистровой Л.Г. (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 7568 кв.м, кадастровый 000, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства», почтовый адрес: (...), (...)», центральная часть полевых земель, отделения 000 - от трассы «Порт- Кавказ - Новороссийск». Право собственности подтверждается выпиской из ЕГРН по состоянию на 00.00.0000. Земельные участки сторон кадастровый 000 и кадастровый 000 являются смежными. Распоряжением Росавтодор от 00.00.0000 000-р, на основании ходатайства ФКУ Упрдор «Черноморье» от 00.00.0000, установлен публичный сервитут на срок 00.00.0000 для использования земельных участков и земель, указанных в приложении 000 к настоящему распоряжению, в интересах ФКУ Упрдор «Черноморье» (ОГРН 000 в целях реконструкции и эксплуатации инженерного сооружения, переносимого в связи с изъятием земельных участков, на которых оно располагалось, для обеспечения реализации проекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги        М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство, реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 47 - км 52 (обход (...)». Утверждены границы публичного сервитута площадью 25444 кв.м., согласно схеме, являющейся приложением 000 к настоящему распоряжению. Срок, в течение которого использование земельных участков (их частей), указанных в приложении 000 к настоящему распоряжению, и (или) расположенных на них объектов недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено при возникновении таких обстоятельств), составляет 3 месяца. После завершения реконструкции инженерного сооружения обладателем публичного сервитута становится ПАО «Россети Кубань» в соответствии со статьей 39.49 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно приложению 000 к распоряжению Федерального дорожного агентства от 00.00.0000 000-р в перечень земель, в отношении которых установлен публичный сервитут включены участок Бурмистровой Л.Г. кадастровый 000 (п.31) и участок Ткаченко И.В. кадастровый 000 (п.35). На основании указанного распоряжения на земельные участки истцов был установлен публичный сервитут в целях установки и дальнейшей эксплуатации ЛЭП, принадлежащей ПАО «Россети Кубань». В настоящее время на участках истцов располагается линейный объект, а именно столбы и линии электропередач. Также, Постановлением Администрации муниципального образования г-к Анапа от 00.00.0000 000 на основании ходатайства ПАО «Россети Кубань» в пользу ПАО «Россети Кубань» установлен публичный сервитут общей площадью 200 510 кв. м, в целях размещения объекта электросетевого хозяйства (ВЛ 6 кВ Дм7) и его неотъемлемых технологических частей, в отношении земельных участков и земель согласно приложению 1 к настоящему постановлению. Согласно приложению 000 (п.37) к постановлению администрации муниципального образования г-к Анапа от 00.00.0000 000 земельный участок кадастровый 000, принадлежащий на праве собственности Бурмистровой Л.Г. включен в перечень земельных участков, в отношении которых установлен публичный сервитут в целях размещения объекта электросетевого хозяйства (ВЛ 6 кВ Дм7). В отношении земельного участка кадастровый 000 в пользу ПАО «Россети Кубань» установлено два различных сервитута. В границах сервитута, установленного Постановлением администрации муниципального образования г-к Анапа от 00.00.0000 000 ответчиком возведено ряд опорных линий электропередач. При этом, высоковольтные провода указанной ВЛ 6 кВ Дм7 ни к чему не подключены, а значит не эксплуатируются. Из заключения                      ООО «Сигма», выполненного в результате обследования земельного участка с кадастровым номером 000, расположенного относительно ориентира: (...), площадью 926 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для жилищного строительства, принадлежащего на праве собственности Ткаченко И.В. следует, что вдоль западной границы участка проходит высоковольтная линия электропередач. Приложение 1. По сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 000 имеет обременение в виде публичного сервитута (зона с любыми условиями использования территории с учетным номером 000) для размещения ВЛ-10 кВ "Ар8". По предварительной оценке, порядка 68% земельного участка расположено в охранной зоне линий электропередач. По результатам обследования земельного участка с кадастровым номером 000 установлено, что вдоль западной, северной и восточной границ, проходит высоковольтная линия электропередач. Приложение 1. Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 000 с северной стороны земельный участка имеет обременение в виде публичного сервитута (зона с особыми условиями использования территории с учетным номером 000) для размещения ВЛ-6 - В Дм7, с западной стороны - обременение в виде публичного сервитута (зона с особыми условиями использования территории с учетным номером 000) для размещения ВЛ-10 кВ "Ар8". С восточной стороны публичный сервитут не установлен, однако согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 00.00.0000 N 00.00.0000 (с изменениями на 00.00.0000) «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении при напряжении 1- 20 кВ — 10 м (5 - для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов). По предварительной оценке, порядка 47% земельного участка расположено в охранных зонах линий электропередач. Таким образом, расположенные на вышеназванных земельных участках линии электропередач не позволяют в полной мере использовать данные участки по их прямому целевому использованию - для жилищного строительства. Из публичной кадастровой карты по состоянию на 00.00.0000 год видно, что земельный участок кадастровый 000 (принадлежит Бурмистровой Л.Г.) граничит с участком кадастровый 000, участок кадастровый 000 (принадлежит Ткаченко И.В.) граничит с участком кадастровый 000. Участок кадастровый 000 и участок кадастровый 000 находятся в государственной собственности и отнесены к территориям общего пользования. Тогда совсем неясны основания применения публичного сервитута установленного Распоряжением Росавтодор 00.00.0000 000-р, так как, высоковольтные линии размещены на границе указанных участков (вглубь      на 5 метров по отношению к участкам истцов), при этом, участки кадастровый 000 и кадастровый 000 не заняты никакими инженерными сетями по факту пустырь) и никаких препятствий для размещения на них спорного линейного объекта не имеется, а значит, при установлении указанного сервитута прямо нарушены требования законодательства исключающие возможность применения сервитута при наличии альтернативных способов достижения цели для которого он устанавливается. В свою очередь высоковольтная линия, возведенная в границах сервитута, установленного Постановлением Администрации муниципального образования Анапа от 00.00.0000 000 вообще не эксплуатируется, в связи с чем основания его применения также не основаны на законе. Просят суд признать недействительным Распоряжение Росавтодор от 00.00.0000 000-р в части установления публичного сервитута в границах участков кадастровый 000 и кадастровый 000. Признать недействительным Постановление Администрации муниципального образования г-к Анапа от 00.00.0000 000 в части установления публичного сервитута в границах участка кадастровый 000. Указать, что решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии аннулирования сведений о публичных сервитутах в отношении земельных участков кадастровый 000 и кадастровый 000, установленных на основании Распоряжения Росавтодор от 00.00.0000 000-р и Постановления Администрации муниципального образования г-к Анапа от 00.00.0000 000. Обязать ПАО «Россети Кубань» в течении месяца с момента вступления в законную силу решения демонтировать опоры высоковольтных линий, возведенных в границах земельных участков кадастровый 000 и кадастровый 000, в пределах сервитутов, установленных Распоряжением Росавтодор от 00.00.0000 000-р и Постановлением Администрации муниципального образования г-к Анапа от 00.00.0000 000. В случае неисполнения решения суда, в части демонтажа опор высоковольтных линий, в установленные сроки взыскать с ПАО «Россети Кубань» судебную неустойку в размере 2000 рублей за каждый день просрочки.

    Впоследствии истцы уточнили свои исковые требования и просили суд признать недействительным Распоряжение Росавтодор от 00.00.0000 000-р в части установления публичного сервитута в границах участков кадастровый 000 и кадастровый 000. Признать недействительным Постановление Администрации муниципального образования г-к Анапа от 00.00.0000 000 в части установления публичного сервитута в границах участка кадастровый 000. Указать, что решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии аннулирования сведений о публичных сервитутах в отношении земельных участков кадастровый 000 и кадастровый 000, установленных на основании Распоряжения Росавтодор от 00.00.0000 года 000-р и Постановления Администрации муниципального образования г-к Анапа от 00.00.0000 000. Обязать ПАО «Россети Кубань» в течении месяца с момента вступления в законную силу решения демонтировать опоры высоковольтных ВЛ 6кВ Дм7 возведенных в границах земельного участка кадастровый 000, обязать ПАО «Россети Кубань» и Федеральное казенное учреждение «Управление Федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» в течении месяца с момента вступления в законную силу решения демонтировать опоры высоковольтных линий ВЛ-10кВ Ар8 возведенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами 000 в случае неисполнения решения суда, в части демонтажа опор высоковольтных линий в установленные сроки, взыскать солидарно с ПАО «Россети Кубань» и Федерального казенного учреждения «Управление Федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» судебную неустойку в размере 5000 рублей за каждый день просрочки.

        Истец Бурмистрова Л.Г. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена, о причине неявки не сообщила.

             Истец Ткаченко И.В. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена, о причине неявки не сообщила.

         Представитель истцов по доверенностям Торлакьян С.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель отвечика ПАО «Россети Кубань» по доверенности Ратушная Е.И., в судебном заседании возражала против удовлетворения уточнённых исковых требований, просили в иске отказать, согласно письменным возражениям приобщенных к материалам дела.

Представитель ответчика ФКУ «Управление Федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» по доверенности Люберицкий А.В.., в судебном заседании возражал против удовлетворения уточнённых исковых требований, просил в иске отказать, согласно письменным возражениям приобщенных к материалам дела.

Представитель ответчика администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Яценко Л.С. в судебное заседание не явилась, согласно представленному в суд заявлению просила провести судебное заседание в ее отсутствие, в удовлетворении заявленных требований возражала, поскольку публичный сервитут установлен в рамках действующего законодательства.

Ответчик представитель Министерства транспорта Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) уведомлённый надлежащим образом в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщил.

    Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Положениями ст. 67 ГПК РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч. 2). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3). Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (ч.4).

Согласно ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе равноправия и состязательности сторон. В силу ст.ст. 55-56 ГПК РФ на участников процесса возложена обязанность доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, а также представить доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.

В соответствии со статьей 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются сервитуты. Вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.

В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Ввиду п. 4 ст. 48 ЗК РФ публичный сервитут, установленный в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, прекращается на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута.

Таким образом, установление (прекращение) публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах. Установление (прекращение) такого сервитута осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения.

Сервитут является вещным правом (п. 1 ст. 216 ГК РФ). Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения (п. 1 Закона о государственной регистрации прав).

Сервитут может быть срочным или постоянным (п. 4 ст. 23 ЗК РФ), частным или публичным.

В соответствии с пп. 1 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества ( земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

При этом часть 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ предусматривает открытый перечень оснований установления сервитута: обеспечение прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линии электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и др.

Публичный сервитут устанавливается в соответствии с ЗК РФ.                               К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения ГК РФ о сервитуте и положения главы V.3 ЗК РФ не применяются.

Согласно п. 8 ч. 4 ст. 23, п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п. 1, 3-5 ст. 39.39, 39.40 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.38 ЗК РФ на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

Лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута, определены положениями ст. 39.40 ЗК РФ. В частности, с ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции; иное лицо, уполномоченное в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями осуществлять деятельность, для обеспечения которой допускается установление публичного сервитута.

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости.

На основании договора купли-продажи недвижимости от 00.00.0000 Ткаченко И.В. приобрела в собственность земельный участок категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки, площадь 926+/-11 кв.м., находящийся по адресу: (...), кадастровый 000. Право собственности на объект недвижимости зарегистрировано в ЕГРН запись о государственной регистрации 000 от 00.00.0000.

00.00.0000 между ПАО «Юг-Инвестбанк» (продавец) и Бурмистровой Л.Г. (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 7568 кв.м. кадастровый 000, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства», почтовый адрес: (...), (...)», центральная часть полевых земель, отделения 000 - от трассы «Порт-Кавказ - Новороссийск». Право собственности подтверждается выпиской из ЕГРН.

Указанные земельные участки с кадастровым номером 000 являются смежными.

По сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 000 имеет обременение в виде публичного сервитута (зона с особыми условиями использования территории с учетным номером                                     000) для размещения ВЛ-10 кВ "Ар8" охранной зоне линий электропередач.

Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 000 с северной стороны земельный участка имеет обременение в виде публичного сервитута (зона с особыми условиями использования территории с учетным номером 000 и 000) для размещения ВЛ-6 кВ Дм7, с западной стороны - обременение в виде публичного сервитута (зона с особыми условиями использования территории с учетным номером 000) для размещения ВЛ-10 кВ "Арб", с восточной стороны публичный сервитут не установлен.

Постановлением администрации от 00.00.0000 000 «Об установлении публичного сервитута в целях размещения объекта электросетевого хозяйства (ВЛ 6 кВ Дм7) и его неотъемлемых технологических частей» в пользу ПАО «Россети Кубань» установлен публичный сервитут общей площадью 000 кв.м. в целях размещения объекта электросетевого хозяйства (ВЛ 6 кВ Дм7) и его неотъемлемых технологических частей, в отношении земельных участков и земель согласно приложению 1 на срок 00.00.0000) лет.

    Согласно перечню земельных участков и земель, в отношении которых установлен публичный сервитут в целях размещения объекта электросетевого хозяйства (ВЛ 6 кВ Дм7) и его неотъемлемых технологических частей, к данному Постановлению 000, публичный сервитут установлен на земельном участке с кадастровым номером 000 расположенный по адресу: (...), (...)», центральная часть полевых земель, отделения 000 от трассы «Порт - Кавказ - Новороссийск».

        В соответствии с частью 13 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней.

    Данное Постановление 000 было обнародовано в общественно- политической газете города-курорта Анапа «Анапское Черноморье» от                        00.00.0000 000 (000).

Согласно п. 8 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут, публичные сервитуты должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

На дату принятия указанного Постановления 000 земельный участок, согласно правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа (в редакции от 00.00.0000 000), расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы (Ж-1Б).

Вышеуказанный земельный участок находится:

    в границе шумовых ограничений от гражданского аэродрома;

    частично в границе санитарно-защитной зоны от линейных объектов инженерной инфраструктуры;

    в границе III зоны горно-санитарной охраны курорта.

В данной зоне к основным видам разрешенного использования указанного земельного участка включен вид - предоставление коммунальных услуг (код, числовое обозначение ВРИ 3.1.1), который допускает размещение зданий и сооружений, обеспечивающих поставку воды, тепла, электричества, газа, отвод канализационных стоков, очистку и уборку объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники, сооружений, необходимых для сбора и плавки снега).

В соответствии со ст. 56 ЗК РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном ЗК РФ для охранных зон.

Согласно пункту 10 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если размещение объекта, указанного в подпункте                                1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.

        Согласно статье 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации, публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной    власти или органа местного самоуправления, предусмотренных    статьей 39.38 настоящего Кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута (пункт 1). Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 настоящего Кодекса (пункт 2). Не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, личного подсобного хозяйства.

Согласно ст. 23 ЗК РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

С 00.00.0000 собственником данного земельного участка является Бурмистрова Л.Г.

Истец, Бурмистрова Л.Г. должна была знать об установлении публичного сервитута на земельном участке, который принадлежит ей на праве собственности, о чем имеется соответствующая запись в выписке из Единого государственного реестра недвижимости.

Постановление 000 принято уполномоченным органом местного самоуправления в виде соответствующего муниципального правового акта с соблюдением установленной процедуры принятия и опубликования.

В связи с изъятием земельных участков, на которых располагалось инженерное оборудование, для обеспечения реализации проекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск-Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск-Керчь на участке км 47- км 52 (обход (...)» между ПАО «Россети Кубань» и ФКУ Упрдор «Черноморье» заключено соглашение о компенсации (имущественная форма) от 00.00.0000 000. Данное соглашение заключено на основании технических условий на переустройство электрических сетей от 00.00.0000 000.

По условиям соглашения (п.1.2, п.1.4) ФКУ Упрдор «Черноморье» осуществляет деятельность по реконструкции (переустройству) объектов, принадлежащих ПАО «Россети Кубань», путем их частичного демонтажа с последующим восстановлением их демонтированных частей.

В зоне производства работ находится спорная ВЛ-10 кВ Ар-8, проходящая по земельным участкам с кадастровым номером 000 и кадастровым номером 000. Согласно инвентарной карточке учета объекта основного средства, данная ВЛ построена в 00.00.0000 году, введена в эксплуатацию 00.00.0000, что подтверждается справкой о балансовой принадлежности от 00.00.0000 000.

Согласно п. 1.6 соглашения, после окончания работ по переустройству объектов электросетевого оборудования по факту исполнения всех обязательств стороны обязаны подписать Акт об исполнении обязательств по Соглашению.

П. 2.1 дополнительного соглашения от 00.00.0000 000 ФКУ Упрдор «Черноморье» обязуется передать ПАО «Россети Кубань» результат выполненных работ по переустройству Объектов Собственника в срок до 00.00.0000 (Приложение 000).

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 00.00.0000 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав",                     в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Распоряжением от 00.00.0000 000-р установлен публичный сервитут для использования земельных участков и земель в интересах ФКУ Упрдор «Черноморье» в целях реконструкции и эксплуатации инженерного сооружения, переносимого в связи с изъятием земельных участков, на которых оно располагалась, для обеспечения реализации проекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск-Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск-Керчь на участке км 47- км 52 (обход г. Анапа) Краснодарский край».

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости.

В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Ввиду п. 4 ст. 48 ЗК РФ публичный сервитут, установленный в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, прекращается на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута.

Согласно п. 8 ч. 4 ст. 23, п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.

Ввиду п. 1 ст. 39.38 ЗК РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, устанавливается решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений федерального значения или их капитального ремонта, а также реконструкции, капитального ремонта участков (частей) таких инженерных сооружений, являющихся линейными объектами, размещения линий и сооружений связи на территориях двух и более субъектов Российской Федерации для оказания услуг связи и их капитального ремонта, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями, автомобильными дорогами федерального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам федерального значения, размещения автомобильных дорог федерального значения, железнодорожных путей в туннелях;

В соответствии с п. 1, 3-5 ст. 39.39, 39.40 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.38 ЗК РФ на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

Лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута, определены положениями ст. 39.40 ЗК РФ. В частности, с ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции; иное лицо, уполномоченное в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями осуществлять деятельность, для обеспечения которой допускается установление публичного сервитута.

Таким образом, установление (прекращение) публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах. Установление (прекращение) такого сервитута осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения.

ПАО «Россети Кубань» является публичным акционерным обществом и будучи сетевой организацией, осуществляет эффективное и надежное функционирование объектов распределительного электросетевого комплекса, устойчивое развитие распределительного электросетевого комплекса и обеспечивает надежное и качественное энергоснабжение потребителей (в части поставки и передачи электроэнергии).

Суд полагает, что факт нахождения воздушной линии электропередачи на земельных участках, принадлежащих истцам на праве собственности, не является достаточным основанием для вывода о том, что нарушены законные права истцов.

Из имеющихся в материалах дела схемы расположения охранной зоны воздушной линии электропередачи, а также фотоматериалов местности усматривается, что опоры с воздушной линией электропередачи проходят по самому краю спорных земельных участков, более того, ВЛ-10 кВ Ар-8 расположена вдоль автомобильной дороги в непосредственной близости к последней.

В соответствии с п. 2 ст. 260 ГК РФ пользование земельным участком, отнесенным, в том числе к землям сельскохозяйственного назначения, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Категория земель спорных земельных участков: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства.

Кроме того, с 1 сентября 2023 Постановлением Правительства РФ от                                    18 февраля 2023 г. N 270 "О некоторых вопросах использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства" внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - Постановление №160), которыми определяется порядок размещения зданий/сооружений в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства, при соблюдении установленных Постановлением №160 норм.

Распоряжение Росавтодора от 04.08.2021 №2821-р в части установления публичного сервитута в границах земельных участков, принадлежащих истцам, не нарушает прав последних на пользование земельными участками.

        Согласно статье 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

Из приведенных правовых норм следует, что составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу.

Заявляя требования о демонтаже спорной воздушной линией электропередачи истцы, как собственники земельных участков, отведенных для индивидуального жилищного строительства не учли, что перенос ВЛ за пределы земельных участков без утраты технических характеристик неразрывно связанного с ними электросетевого оборудования (КТП, ВЛ и др. обрудования) не возможен.

Демонтаж спорных ВЛ приведет к грубым нарушениям интересов неопределенного круга лиц, поскольку согласно служебной записке начальника управления реализации услуг филиала ПАР «Россети Кубань» Юго-Западные электрические сети Балицкой О.О. от 00.00.0000 000 кВ «Аэропорт» подкачено 1 557 потребителей физических лиц, а также 290 юридических лиц, в том числе с особым статусом 9 потребителей (Приложение 000).

Документацией по планировке территории и проектной документацией (Раздел 000) в границах указанного земельного участка предусмотрено переустройство опор линии ВЛ «Ар-8», принадлежащей ПАО «Россети Кубань».

В соответствии с частью 1 статьи 39.37 Земельного кодекса РФ, размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.

    На основании указанных норм законодательства, а также руководствуясь м 5.4(14) Постановления Правительства РФ от 00.00.0000 000 «Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве» принято распоряжение Федерального дорожного агентства от 00.00.0000 000-р об установлении публичного сервитута для целей размещения переустроенной линии ВЛ «Ар-8». Сведения о публичном сервитуте внесены в Единый государственный реестр недвижимости с реестровым номером 23:37-6.1099, в соответствии с пунктом 8 статьи Земельного кодекса РФ.

Указанный земельный участок расположен вдоль федеральной автомобильной дороги А-290 Новороссийск-Керчь на км 55+950 справа (относительно действующей дислокации технических средств организации дорожного движения относительно оси земельного участка). Выполнить устройство съезда-примыкания на 5+950 справа от федеральной автомобильной дороги 16 технической категории не представляется возможным по причине несоблюдения требований Постановления Правительства РФ от 00.00.0000 000 «О классификации автомобильных дорог Российской Федерации» в части соблюдения минимальных расстояний между примыканиями в одном уровне. Ближайшие санкционированные примыкания расположены на км 55+523 справа и на км 57+431 справа (на расстоянии 1 481 м по у движения и 427 м против хода движения).

В целях обеспечения безопасности дорожного движения на федеральной мобильной дороге А-290 Новороссийск - Керчь, выполнить устройство съезда- примыкания не представляется возможным по причине несоблюдения требований пункта 3.1.3 ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные метры и требования», в части соблюдения минимальных расстояний между примыканиями в одном уровне для дорог 1б технической категории - 5 000 м.

Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, положенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 00.00.0000 N 160, в охранных зонах запрещается -осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно- технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.

Положениями подпункта "а" пункта 10 указанных Правил предусмотрено, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

Порядок получения письменного решения о согласовании установлен пунктом 12 Правил.

Из вышеизложенного можно сделать ввод, что действующее законодательство предусматривает обязательное согласование строительства объекта недвижимости на земельном участке, расположенном в пределах зоны размещения линии электропередач, создающей особые вия использования земельного участка.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения», изменения в организации дорожного движения повышения пропускной способности дорог или других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного движения не допускается.

Определением суда от 00.00.0000 была назначена комплексная судебная экспертиза.

Согласно заключению судебного эксперта ООО «Центр экспертиз» 000-к от 00.00.0000. техническая возможность размещения линейного объекта ВЛ 10 кВ АР 8 за пределами границ земельных участков с кадастровыми номерами 000 а именно, в границах земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, отсутствует.

У суда нет оснований сомневаться в объективности сведений заключения, поскольку экспертиза назначалась судом в соответствии с требованиями ст.79 ГПК РФ, проводилась компетентным лицом, имеющим надлежащую квалификацию и опыт работы в необходимой области знаний, оформлена надлежащим образом, а эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ - за дачу заведомо ложного заключения.

Заключение составлено на основании определения суда, проведено экспертом, имеющим необходимую квалификацию и специальные познания в соответствующей области. В заключении подробно описаны произведенные исследования, указаны сделанные на их основании выводы, приведены обоснованные заключения. Экспертиза проведена с учетом всех имеющихся материалов дела, так как в распоряжение эксперта было направлено гражданское дело в полном объеме, вопросы перед экспертом были поставлены с учетом мнения участников данного судебного процесса.

Данное экспертное заключение соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и является относимым, допустимым, достоверным доказательством по делу, подтверждающимся в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Статьей 11 ГК РФ закреплено право судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Согласно ст. 12 ГК РФ выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.

В силу пункта 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Предъявляя негаторный иск, истец должен доказать, что его права, как собственника земельного участка, нарушены размещением элементов воздушных линий электропередачи, принадлежащих ответчику без согласия правообладателя земельного участка. Существенное значение имеет дата возведения таких линий и дата приобретения земельного участка.

При разрешении настоящего спора об устранении препятствий в пользовании земельным участком путем переноса воздушной линий электропередачи на другое место, суд полагает, юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством является наличие нарушенного права.

Так, ВЛ-10 кВ Ар8 построена и введена в эксплуатацию в 00.00.0000 году.

Согласно представленным в материалы дела доказательствам, технические условия 000 на переустройство 000 выданы заказчику Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального Дорожного Агентства» 00.00.0000.

В соответствии с данными техническими условиями и на основании                       п. 4.2 соглашения ФКУ Упрдор «Черноморье» выполнило проектную документацию в части переустройства ВЛ и получило положительное заключение государственной экспертизы.

Земельные участки истцов оформлены ими в собственность позже проведения работ по согласованию и выдаче технической проектно-сметной и рабочей документации на реконструкцию/переустройство 000

Из имеющихся в материалах дела схем расположения охранных зон опоры с воздушными линиями электропередачи проходят по самому краю спорных земельных участков, 000 расположена вдоль автомобильной дороги в непосредственной близости к последней. 000 введена в эксплуатацию 00.00.0000 году и передана в собственность производственного объединения энергетики и электрофикации «Краснодарэнерго» по Плану приватизации производственного объединения энергетики и электрофикации Краснодарэнерго», утвержденного фондом государственного имущества (...) 00.00.0000 за долго до приобретения истцом Бурмистровой Л.Г. земельного участка с кадастровым номером: 000

В соответствии с п. 2 ст. 260 ГК РФ пользование земельным участком, отнесенным, в том числе к землям сельскохозяйственного назначения, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Таким образом Бурмистрова Л.Г., приобретая земельный участок с кадастровым номером: 000 и Ткаченко И.В., приобретая земельный участок с кадастровым номером: 000 в собственность, знали (должны были знать) о характеристиках земельных участков, в том числе, о наличии на них спорных объектов возведенных (возводимых) в установленном порядке, являющихся частью электросетевого комплекса, находящегося в границах установленных охранных зон и служащих для снабжения электроэнергией потребителей.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования истцов являются необоснованными и противоречат действующему законодательству.

Оценив представленные доказательства с учетом норм материального права, проанализировав их в соответствии со ст. 67 ГПК РФ на предмет относимости, допустимости и достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, законные основания для удовлетворения требований истцов отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Бурмистрова Л.Г., Ткаченко И.В. к ПАО «Россети Кубань», ФКУ Упрдор «Черноморье», Росавтодор о признании недействительным распоряжения Росавтодор в части установления публичного сервитута в границах земельных участков истцов, возложении обязанностей на ПАО «Россети Кубань», ФКУ Упрдор «Черноморье» демонтировать опоры высоковольтных линий, взыскании судебной неустойки - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Анапский районный суд Краснодарского края.

        Судья        Анапского районного суда                             В.А. Волошин

         Мотивированное решение изготовлено 00.00.0000 года

2-162/2024 (2-2358/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Ткаченко Ирина Викторовна
Бурмистрова Лилия Георгиевна
Ответчики
ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства"
ПАО "РОССЕТИ КУБАНЬ"
Министерство транспорта Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)
Администрация муниципального образования город-курорт Анапа
Другие
Торлакьян Самвел Ашотович
Суд
Анапский районный суд Краснодарского края
Дело на сайте суда
anapa.krd.sudrf.ru
16.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.08.2023Передача материалов судье
17.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2023Судебное заседание
22.11.2023Судебное заседание
22.12.2023Судебное заседание
19.01.2024Судебное заседание
19.02.2024Судебное заседание
26.09.2024Производство по делу возобновлено
30.09.2024Судебное заседание
30.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2024Судебное заседание
14.10.2024Судебное заседание
22.10.2024Судебное заседание
27.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее