Дело № 2-7/2020
44RS0023-01-2019-000480-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2020 года г. Макарьев
Макарьевский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Фадеева А.Ю., при секретаре Боровковой Н.А., с участием помощника прокурора Макарьевского района Костромской области Медведева В.А., соистцов: ФИО4, ФИО2, ФИО6, представителя ответчика – областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Макарьевская районная больница» – Забродина С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Макарьевского района Костромской области в интересах ФИО4, ФИО2, ФИО6, к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Макарьевская районная больница» о возложении обязанности в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить средствами диагностики для измерения уровня глюкозы в крови (тест-полосками) ФИО1, использующую глюкометр «Сателлит-плюс», ФИО2, использующую глюкометр «One touch select», ФИО3, использующую глюкометр «Сателлит экспресс», к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда произвести финансирование мероприятий по бесплатному обеспечению ФИО4, ФИО2, ФИО3, страдающих сахарным диабетом, и состоящих в федеральном и региональном регистрах на территории Макарьевского муниципального района Костромской области, средствами диагностики (тест-полосками),
установил:
Прокурор Макарьевского района Костромской области, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ, в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Макарьевская районная больница» (далее – ОБГУЗ «Макарьевская районная больница»), к Департаменту здравоохранения Костромской области с исковым заявлением о возложении обязанности обеспечить бесплатно лиц, страдающих сахарным диабетом, и состоящих в федеральном и региональном регистрах на территории Макарьевского района Костромской области, средствами диагностики (тест-полосками). Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Макарьевского района Костромской области проведена проверка исполнения законодательства о бесплатном обеспечении отдельных категорий граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями в деятельности ОГБУЗ «Макарьевская районная больница». Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890, лица, страдающие диабетом, имеют право на получение бесплатно по рецепту врача средства диагностики. В соответствии с перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 №3053-р, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови относятся к медицинским изделиям, отпускаемым по рецептам лицам, имеющим право на получение набора социальных услуг. Проверкой установлено, что на территории Макарьевского муниципального района Костромской области проживает 247 человек, страдающих сахарным диабетом, включенных в региональный сегмент федерального регистра лиц, имеющих право на получение социальных услуг. Вместе с тем, ОГБУЗ «Макарьевская районная больница» заявка на выделение лимитов бюджетных средств для обеспечения вышеуказанных лиц, страдающих диабетом, за исключением одного несовершеннолетнего, средствами диагностики (тест-полосками) на 2019 год своевременно не сформирована, рецепты на получение бесплатных тест-полосок врачами не выдавались. По указанным фактам нарушений прокурором Макарьевского района Костромской области 01.08.2019 главному врачу ОГБУЗ «Макарьевская районная больница» внесено представление об устранении указанных нарушений законодательства о бесплатном обеспечении отдельных категорий граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями. В ответе на представление от 19.08.2019 ОГБУЗ «Макарьевская районная больница» указывает, что заявка на выделение денежных средств для обеспечения лиц, включенных в региональный сегмент федерального регистра лиц, страдающих сахарным диабетом, средствами диагностики (тест-полосками) направлена в Департамент здравоохранения Костромской области только 19.08.2019. Таким образом, требования прокурора, содержащиеся в представлении от 01.08.2019, ОГБУЗ «Макарьевская районная больница» не исполнены. Лица, страдающие сахарным диабетом, средствами диагностики (тест-полосками) не обеспечены. В соответствии с уставом ОГБУЗ «Макарьевская районная больница», учредителем указанной медицинской организации является Департамент здравоохранения Костромской области. Согласно п. 4.3 устава ОГБУЗ «Макарьевская районная больница», источниками формирования имущества бюджетного учреждения, в том числе финансовых средств, являются: имущество, закрепленное собственником или уполномоченным им органом в установленном порядке на праве оперативного управления; имущество, приобретенное за счет доходов, получаемых от приносящей доход деятельности; субсидии на иные цели; бюджетные инвестиции; средства, полученные в виде безвозмездных поступлений и добровольных пожертвований; средства, поступающие в счёт оплаты медицинских услуг по договорам добровольного и медицинского страхования; средства федеральных, областных и региональных программ; иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 27.12.2007 №546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области. В силу п. 59 указанного положения, Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций. Прокурор Макарьевского района Костромской области просил суд обязать ОГБУЗ «Макарьевская районная больница» в течение месяца со дня вынесения решения суда обеспечить бесплатно лиц, страдающих сахарным диабетом, и состоящих в федеральном и региональном регистрах на территории Макарьевского муниципального района, средствами диагностики (тест-полосками); обязать Департамент здравоохранения Костромской области в течение месяца со дня вынесения решения суда произвести финансирование мероприятий по бесплатному обеспечению лиц, страдающих сахарным диабетом, и состоящих в федеральном и региональном регистрах на территории Макарьевского муниципального района Костромской области, средствами диагностики (тест-полосками).
В ходе рассмотрения дела прокурор Макарьевского района Костромской области исковые требования уточнил, просил суд обязать ОГБУЗ «Макарьевская районная больница» в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить средствами диагностики для измерения уровня глюкозы в крови (тест-полосками) ФИО1, использующую глюкометр «Сателлит-плюс», ФИО2, использующую глюкометр «One touch select», ФИО6, использующую глюкометр «Сателлит экспресс»; обязать Департамент здравоохранения Костромской области в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда произвести финансирование мероприятий по бесплатному обеспечению ФИО4, ФИО2, ФИО6, страдающих <...>, и состоящих в федеральном и региональном регистрах на территории Макарьевского муниципального района Костромской области, средствами диагностики (тест-полосками).
В судебном заседании помощник прокурора Макарьевского района Костромской области Медведев В.А. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.
Соистцы: ФИО1, ФИО2, ФИО6, также просили суд удовлетворить исковые требования прокурора Макарьевского района Костромской области.
В судебном заседании представитель ОГБУЗ «Макарьевская районная больница» Забродин С.В. с исковыми требованиями не согласился и пояснил, что рецепты на тест-полоски не выписываются, но инсулин и таблетки выдаются бесплатно. Учреждение является посредником между федеральным и региональным бюджетами, и если Департаментом здравоохранения Костромской области будут закуплены тест-полоски, то не будет вопросов при их выписке. Рецепты не выписываются в связи с отсутствием финансирования.
Департамент здравоохранения Костромской области, извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителей не направил, о причинах неявки представителей не сообщил, не ходатайствовал об отложении судебного заседания (л.д. 61).
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Департамента здравоохранения Костромской области.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», под государственной социальной помощью понимается редоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
В соответствии с пунктами 8, 9 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды, дети-инвалиды.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Частью 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
В силу ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890, лица, страдающие диабетом, имеют право на получение бесплатно по рецепту врача средства диагностики.
В соответствии с перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови относятся к медицинским изделиям, отпускаемым по рецептам, лицам, имеющим право на получение набора социальных услуг.
В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи Правительство РФ Постановлением от 10.12.2018 года №1506 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020-2021 г., которая в третьем разделе предусматривает обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами при оказании медицинской помощи и медицинскими изделиями. В разделе 5 названной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно предоставляются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что прокурором Макарьевского района Костромской области 01.08.2019 в адрес главного врача ОГБУЗ «Макарьевская районная больница» внесено представление об устранении нарушений законодательства о бесплатном обеспечении отдельных категорий граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями (л.д. 9).
В ответе на представление от 20.08.2019 ОГБУЗ «Макарьевская районная больница» сообщает, что определена потребность лиц, страдающих сахарным диабетом бесплатными тест-полосками. Сформировано ходатайство на выделение лимитов бюджетных средств для обеспечения лиц, страдающих сахарным диабетом, бесплатными средствами диагностики. Главным врачом ОГБУЗ «Макарьевская районная больница» направлено ходатайство директору Департамента здравоохранения Костромской области о выделении дополнительных лимитов финансовых средств для обеспечения лиц, страдающих сахарным диабетом, бесплатными средствами диагностики (тест-полосками к глюкометру Сателлит) по региональной льготе в размере 2 667 600 рублей (л.д. 10-12).
В силу п. 1.5 Устава ОГБУЗ «Макарьевская районная больница» (далее – Устав), функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Департамент здравоохранения Костромской области.
Согласно п. 4.3 Устава, источниками формирования имущества бюджетного учреждения, в том числе финансовых средств, являются: имущество, закрепленное собственником или уполномоченным им органом в установленном порядке на праве оперативного управления; имущество, приобретенное за счет доходов, получаемых от приносящей доход деятельности; субсидии на иные цели; бюджетные инвестиции; средства, полученные в виде безвозмездных поступлений и добровольных пожертвований; средства, поступающие в счет оплаты медицинских услуг по договора добровольного и медицинского страхования; средства федеральных, областных и региональных программ; иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Разделом V Федеральной программы определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется: обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
В соответствии с п. 2 ч. 1, ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи.
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 года №748, определено обеспечение детей и взрослых больным инсулинонезависимым сахарным диабетом, тестами для определения глюкозы в крови к глюкометру в размере 180 штук 1 раз в 365 дней.
Материалами дела подтверждено, что ФИО1, ФИО2, ФИО6 имеют диагноз <...>, а, следовательно, должны быть обеспечены средствами диагностики для измерения уровня глюкозы в крови – тест-полосками (л.д. 63, 64).
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Макарьевского района Костромской области в интересах ФИО4, ФИО2, ФИО6 обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Макарьевского района Костромской области в интересах ФИО4, ФИО2, ФИО3, удовлетворить.
Обязать областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Макарьевская районная больница» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить средствами диагностики для измерения уровня глюкозы в крови (тест-полосками) ФИО1, использующую глюкометр «Сателлит-плюс», ФИО2, использующую глюкометр «One touch select», ФИО3, использующую глюкометр «Сателлит экспресс»
Обязать Департамент здравоохранения Костромской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование мероприятий по бесплатному обеспечению ФИО4, ФИО2, ФИО3, страдающих сахарным диабетом, и состоящих в федеральном и региональном регистрах на территории Макарьевского муниципального района Костромской области, средствами диагностики (тест-полосками).
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: А.Ю. Фадеев
Решение в окончательной форме принято 24 января 2020 года.