Решение по делу № 33-19205/2016 от 06.10.2016

Судья А.М.Григоренко Дело № 33-19205/2016

Учет 063г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 ноября 2016 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи А.И.Муртазина,

судей А.Р.Гаянова, Г.А.Сахиповой,

при секретаре судебного заседания Ю.Н.Шигаповой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой апелляционную жалобу И.А.Новикова на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 14 июля 2016 года, которым иск И.А.Новикова удовлетворен частично и постановлено: признать решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан № 411715/15 от 23 мая 2016 года об отказе в назначении И.А.Новикову досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан включить И.А.Новикову в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды работы с 17 октября 1977 года по 31 мая 1979 года в должностях молотобойца и кочегара в совхозе «Урожайный» Ново-Мазинского сельсовета Мензелинского района Республики Татарстан, а также период нахождения на службе в Вооруженных Силах в период с 31 мая 1979 года по 28 мая 1981 года, и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 19 июля 2015 года. В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан в пользу И.А.Новикова расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения И.А.Новикова и его представителя Н.Г.Гимадеевой, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

И.А.Новиков обратился в суд с иском к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны о защите пенсионных прав.

В обоснование требований указывается, что решением ответчика от 23 мая 2016 года ему отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы 12 лет 6 месяцев.

При этом в специальный стаж периоды работы не включены:

- с 17 октября 1977 года по 20 февраля 1979 года в должности молотобойца, а с 21 февраля 1979 года по 31 мая 1979 года - кочегара в совхозе «Урожайный», с 07 декабря 1995 года по 10 ноября 1996 года - электрогазосварщика в ЭПК «Энергия», с 19 июня 1997 года по 22 марта 2000 года - электрогазосварщика в ООО ПФ «Кондиционер», с 01 декабря 2003 года по 31 августа 2004 года - газоэлектросварщика в ООО «Автопровод», с 01 сентября 2004 года по 30 сентября 2004 года - электрогазосварщика в ООО «Каналю», с 01 октября 2004 года по 06 мая 2005 года - электрогазосварщика в ООО «Автомастер», с 07 мая 2005 года по 30 июня 2007 года - электрогазосварщика в ООО «Автоконструкция», с 02 июля 2007 года по 28 ноября 2008 года - электрогазосварщика в ООО «Автомастер», с 15 сентября 2011 года по 01 мая 2012 года - электрогазосварщика в ООО «Экоресерс»,, а также период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 31 мая 1979 года по 28 мая 1981 года.

Не соглашаясь с таким решением, истец просил суд его признать незаконным, включить в специальный стаж вышеуказанные периоды.

Представитель ответчика с иском не согласился.

Судом принято решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Указано, что наименование профессии в трудовой книжке не соответствует наименованию профессии, предусмотренной льготными списками. Факт работы истца кочегаром производственных котельных и производственных печей документально не подтвержден. Также не доказан факт постоянной занятости истца на кузнечных работах.

В суде апелляционной инстанции истец и его представитель с доводами апелляционной жалобы не согласились.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно подпункта 2 части 1 и частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии;

периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Из материалов дела усматривается, что решением ответчика от 23 мая 2016 года истцу отказано в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия требуемого специального трудового стажа.

При этом, в специальный стаж ответчиком, в том числе, не включены периоды работы истца с 17 октября 1977 года по 20 февраля 1979 года в должности молотобойца в совхозе «Урожайный», с 21 февраля 1979 года по 31 мая 1979 года в должности кочегара в совхозе «Урожайный», период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 06 мая 1979 года по 28 мая 1981 года.

Разрешая спор, суд исходил из того, что в спорный период истец осуществлял работы, подлежащие зачету в льготный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Списком N 1, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, предусмотрено, что правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются кузнецы, штамповщики на штамповочных молотах, прессах и ковочных машинах и их подручные, кузнецы и молотобойцы на ручной ковке, кузнецы на свободной ковке металла на молотах и прессах и их подручные (раздел XI «Металлообработка» подраздел 2 «Кузнечно-прессовое производство»); литейщики, старшие литейщики (раздел XI «Металлообработка» подраздел 1 «Литейное производство»).

Из п. 3 разъяснений Госкомитета Совмина СССР по вопросам труда и заработной платы от 9 января 1957 года N 1 следует, что под кузнечно-прессовым производством следует понимать не только производства, в которых кузнечные и прессовые работы объединены, но и те, в которых такие работы производятся раздельно - только кузнечное или только горячепрессовое производство. К кузнечным производствам следует относить также кузнечно-штамповые, кузнечно-котельные и другие кузнечные производства. Кузнецы и молотобойцы, занятые в любом производстве, а также в МТС и совхозах, имеют право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах по Списку N 1, если они постоянно заняты на кузнечных работах.

Согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития от 15 ноября 1999 года N 45, характер работы кузнеца на молотах и прессах 5 разряда включает в себя, в том числе: ручную ковку сложных деталей по чертежам и образцам, гибку и сварку деталей в разных плоскостях, сварку деталей из стали различных марок и т.д.

Согласно разъяснению Госкомтруда СССР от 9 января 1957 года N 1 «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 списков NN 1 и 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» рабочие и инженерно-технические работники, профессии и должности которых включены в список N 1, раздела XI «Металлообработка», подраздела 1 «Литейное производство», имеют право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах независимо от того, где имеется литейное производство: на машиностроительном заводе, на текстильной фабрике, химическом заводе, угольной шахте или на другом предприятии; при применении подраздела 2 «Кузнечно-прессовое производство» раздела XI «Металлообработка» списка N 1 под кузнечно-прессовым производством следует понимать не только производства, в которых кузнечные и прессовые работы объединены, но и те, в которых такие работы производятся раздельно - только кузнечное или только горяче-прессовое производство. К кузнечным производствам следует относить также кузнечно-штамповые, кузнечно-котельные и другие кузнечные производства.

Кузнецы и молотобойцы, занятые в любом производстве, а также в МТС и совхозах, имеют право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах по Списку N 1, если они постоянно заняты на кузнечных работах.

Исследовав представленные по делу доказательства, районный суд обоснованно пришел к выводу о признании незаконным отказа Пенсионного фонда в назначении И.А.Новикову пенсии на льготных условиях, как лицу, осуществлявшему трудовую деятельность с особыми условиями труда в части периода работы с 17 октября 1977 года по 20 февраля 1979 года в должности молотобойца в совхозе «Урожайный».

Подпунктом «б» пункта первого Постановления Правительства Российской Федерации № 537 от 18 июля 2002 года установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 года.

В Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 года, в разделе «Общие профессии» предусмотрены пенсионные льготы кочегарам технологических печей, занятым в производствах, где основные рабочие пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение.

До 01 января 1992 года право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со Списками производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, разделом XXXII «Общие профессии» имели «кочегары производственных котельных и производственных печей».

Согласно разъяснению «О порядке применения Списков № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 № 10», утвержденному Постановлением Минтруда СССР № 1 от 16 апреля 1991 года, по Списку № 2 пенсии следует назначать кочегарам производственных печей, занятым в хлебопекарном производстве, – как кочегарам технологических печей, занятым в производствах, где основные рабочие пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение.

Из материалов дела следует, что с 21 февраля 1979 года по 31 мая 1979 года истец работал в должности кочегара в совхозе «Урожайный», о чем имеется запись в трудовой книжке, данная профессия не предусмотрена вышеперечисленным списком.

Ввиду изложенного вывод суда о возможности засчитать спорный период в льготный стаж не основан на материалах дела.

Действующее до 01 января 2002 года правовое регулирование, в частности, пункт "к" Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590, предусматривало возможность включения периодов службы в Вооруженных Силах СССР в специальный стаж, при этом период службы приравнивался к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Поскольку период работы истца с 21 февраля 1979 года по 31 мая 1979 года в должности кочегара в льготный стаж истца не может быть включен, основания для включения в специальный стаж следующего после него периода прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 31 мая 1979 года по 28 мая 1981 года также отсутствовали.

Учитывая, что специальный стаж истца превышает необходимые 10 лет, страховой стаж 20 лет, обоснованными являются требования истца о назначении ему пенсии. В связи с этим трудовая пенсия истцу назначается с уменьшением возраста с 19 июля 2016 года, то есть по достижении 56-летнего возраста.

Руководствуясь статьями 199, 328, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 14 июля 2016 года в части возложении обязанности на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан о включении И.А.Новикову в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы с 21 февраля 1979 года по 31 мая 1979 года в должности кочегара в совхозе «Урожайный» Ново-Мазинского сельсовета Мензелинского района Республики Татарстан, а также период нахождения на службе в Вооруженных Силах в период с 31 мая 1979 года по 28 мая 1981 года, и назначении ему досрочной трудовой пенсию по старости с 19 июля 2015 года отменить.

Постановить по делу новое решение в указанной части, которым обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан назначить И.А.Новикову досрочную трудовую пенсию по старости, с 19 июля 2016 года.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи

33-19205/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Новиков И.А.
Ответчики
УПФР в г. Набережные Челны РТ (межрайонное)
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Сахипова Г.А.
Дело на сайте суда
vs.tat.sudrf.ru
07.11.2016Судебное заседание
14.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2016Передано в экспедицию
07.11.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее