Решение по делу № 2-2085/2024 от 18.04.2024

                                Дело № 2-2085/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июля 2024 года                                                           город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Тесля Ю.В.,

при секретаре судебного заседания – Косовой О.В.,

с участием истца – Русанова В.В., представителя истца Веремчук М.Н., представителя ответчика Дыбовой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота», о признании решения незаконным, признании права на перерасчет страховой пенсии и понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Ленинский районный суд <адрес> с иском к ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, в котором, с учетом уточнений, просит:

- признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости ФИО2;

- признать за ФИО2 право на назначении страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> выплатить недополученную страховую пенсию по старости ФИО2 с даты возникновения права на назначение страховой пенсии по старости – с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического назначения пенсии ДД.ММ.ГГГГ, с учетов всех индексаций страховой пенсии по старости;

- признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в проведении перерасчета страховой пенсии по старости ФИО2;

- признать за ФИО2 право на перерасчет страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом работы в войсковых частях Черноморского Флота Российской Федерации, дислоцированных на территории Украины в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации;                                 - обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> произвести перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости ФИО2, с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включенных в страховой стаж, с учетом страховых взносов – как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателем (страхователями) (Черноморским флотом Российской Федерации) в Пенсионный фонда Российской Федерации за указанный период времени и с учетом обязательной индексации расчетного пенсионного капитала в соответствии с п.2 ст.29.1 и в порядке, предусмотренном п.6 ст.17 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке учета страховых взносов в расчетном пенсионном капитале», и обязать произвести выплату денежной суммы в объеме полагавшихся ему пенсионных выплат с даты возникновения права – с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указано, что решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов. Истец ссылается на то, что является гражданином Российской Федерации, в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполняла работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала Вооруженных силах Российской Федерации. При обращении с заявлением о назначении пенсии ответчиком в расчет размера страховой пенсии при определении величины ИПК незаконно не были засчитаны периоды работы в должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Вооруженных сил Российской Федерации, дислоцированных на территории Украины, что повлекло нарушение его прав и принятие неправомерного решения об отказе в назначении страховой пенсии. Страховая пенсия была назначена ему с ДД.ММ.ГГГГ, размер которой был определён без учёта страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период его работы в войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации. Истец подал заявление в пенсионный орган о перерасчете страховой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете пенсии ему было отказано, так как отсутствуют сведения об уплате страховых взносов по ДД.ММ.ГГГГ в Пенсионный фонд Российской Федерации. Истец полагает, что неуплата страхователем за него страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не может повлечь нарушение его пенсионных прав. По мнению истца, для определения размера страховых взносов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ могут быть использованы сведения о его заработке в этот период. Данные обстоятельствами явились основаниями для обращения в суд с настоящим иском.

Истец и его представитель в судебном заседании на удовлетворении исковых требований, с учетом уточнений, настаивали по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указав, что обжалуемые решения являются законными.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представил.            С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд заключил о следующем.

Из материалов дела следует, что истец ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ, является гражданином Российской Федерации, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в организациях (учреждениях) Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных на территории <адрес>, о чем свидетельствуют сведения о трудовой деятельности истца, содержащиеся в трудовой книжке на его имя, архивных справках.

ФИО2 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.

Согласно Договору между Российской ФИО1 и Республикой Крым о принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и ратифицирован Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 36-ФЗ) с даты его подписания <адрес> стала считаться принятой в ФИО1 (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации были образованы новые субъекты – <адрес> и город федерального значения Севастополь (статья 2).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в территориальный пенсионный орган по месту регистрации с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ органом пенсионного обеспечения было принято решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов.

С ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем пенсии по старости, размер которой был определён без учёта страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды его работы, имевшие место с ДД.ММ.ГГГГ в организациях (учреждениях) Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированных на территории иностранного государства Украины и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ОПФР по <адрес> с заявлением о произведении перерасчета страховой пенсии с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Украины и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>, включенных в страховой стаж, с даты возникновения права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги, с приложением архивных справок о заработной плате за спорные периоды.

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в произведении перерасчета назначенной страховой пенсии по старости в части увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до ДД.ММ.ГГГГ, ввиду отсутствия сведений уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работавших по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования.

Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ).

В статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ определены основные понятия, используемые в этом федеральном законе, в частности, предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счёт средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 указанного федерального закона).

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ, относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ).

Страхователи обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учёт, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ, при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (здесь и далее нормы Федерального закона «О страховых пенсиях» приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения у истца права на установление (назначение) страховой пенсии по старости.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ (часть 2 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Размер страховой пенсии по старости в силу части 1 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» определяется путём умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях», индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учётом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для её финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определённый период от получения страховой пенсии.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ, определяется в том числе исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (часть 10 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учётом суммы расчётного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путём сложения части расчётного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьёй 30 данного федерального закона, суммы валоризации (статья 301 этого федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с ДД.ММ.ГГГГ

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 этого федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включались в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьёй 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Так, согласно статье 14, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, Соглашения между Российской ФИО1 и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, подписанного в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (прекратило свое действие в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О прекращении действий соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины»), предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации производили налоговые отчисления в соответствии с законодательством Украины.

ДД.ММ.ГГГГ Правительством Российской Федерации было издано Постановление "Об особенностях постановки на учет в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ), которым было установлено, что организации, имеющие такие дислоцированные за пределами Российской Федерации обособленные подразделения, как объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинские формирования), учитываются в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении граждан Российской Федерации из числа гражданского персонала воинских формирований в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов) по месту нахождения организаций (абзац второй пункта 1 названного Постановления. Данное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

Обязанности организаций, связанные с постановкой их на учет в качестве плательщиков страховых взносов, исполняются воинскими формированиями, военными судами, военными прокуратурами и военными следственными органами (абзац второй пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ постановку на учет организаций в качестве плательщиков страховых взносов необходимо было производить органам контроля за уплатой страховых взносов одновременно с их учетом (регистрацией) в качестве страхователей, осуществляемом в порядке, установленном для учета (регистрации) организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.

На федеральные органы исполнительной власти, имеющие воинские формирования, были возложены обязанности по доведению до Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации сведений об организациях, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков страховых взносов, и воинских формированиях; обеспечению подачи до ДД.ММ.ГГГГ воинскими формированиями заявлений о постановке организаций на учет в качестве плательщиков страховых взносов с приложением необходимых документов (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

Исходя из приведенного правового регулирования граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе дислоцированных на территории иностранных государств, обладают статусом работников, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ и, как следствие, имеют право на получение страховой пенсии по старости своевременно и в полном объеме.

При этом, истец, будучи гражданином Российской Федерации, включая период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, добросовестно выполнял работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в организациях (учреждениях) Черноморского флота Российской Федерации, постоянно дислоцированных в <адрес>, и являлся лицом, на которое распространялось обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В случае надлежащего исполнения работодателями своих обязательств по уплате за ФИО2 страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд Российской Федерации, он бы являлся получателем страховой пенсии по старости в большем размере, чем ему назначено в настоящее время пенсионным органом.

В частности Конституционный Суд РФ указал Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О-П «По запросу 5-го Гарнизонного военного суда о проверке конституционности пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ (п. 3 указанного Определения), что в отношениях по обязательному пенсионному страхованию лиц, работающих по трудовому договору, обязанность по своевременному и полному перечислению страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации возлагается, по общему правилу, на работодателей, которые выступают в этих отношениях в качестве страхователей, к каковым подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит всех работодателей (организации, индивидуальных предпринимателей, физических лиц), фактически производящих выплату заработной платы физическим лицам - работникам. Обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное (в том числе пенсионное) страхование работников в порядке, установленном федеральными законами, предусмотрена также частью второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

При этом объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" являются предназначенные для оплаты труда работников денежные средства, которые представляют собой объект налогообложения и налоговую базу по единому социальному налогу, как это предусмотрено главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации, составляющего в силу статьи 2 названного Федерального закона неотъемлемую часть законодательства об обязательном пенсионном страховании.

По смыслу части первой статьи 349 ТК РФ, ФИО1 граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании, а особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Поскольку такие федеральные законы на сегодняшний день отсутствуют, на войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц, в том числе дислоцированные за пределами границ Российской Федерации войсковые части независимо от места их расположения, должно возлагаться исполнение всех обязанностей работодателя, предусмотренных ФИО1 законодательством, включая обязанность по уплате единого социального налога и страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следовательно, в силу предписаний ТК РФ (статьи 22 и 349), Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 235) и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подпункт 1 пункта 1 статьи 6) ФИО1 войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, фактически будучи работодателями для ФИО1 граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны осуществлять обязательное пенсионное страхование и уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан, причем независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами либо не являются.

Так же Конституционный Суд Российской Федерации указал в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан ФИО6, ФИО7 и ФИО8", Конституция Российской Федерации, провозглашая ФИО1 правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (статья 1, часть 1; статья 7; статья 37, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В частности, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию (абзац 2 п. 4.3. Постановления КС РФ -П).

Как следует из статей 7, 39, 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации конституционного права на получение пенсии относится к компетенции федерального законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения в определении видов пенсий, правовых оснований и порядка их предоставления, правил назначения и перерасчета, а также формирования финансовой основы их выплаты. Вместе с тем осуществляемое им правовое регулирование должно базироваться на конституционно значимых принципах пенсионного обеспечения, учитывать социальную ценность в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой трудовой и иной общественно полезной деятельности, особое значение пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров.

Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающая установление такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод (статья 2; статья 17; статья 18; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации), в сфере пенсионного обеспечения лиц, работавших по трудовому договору, означает необходимость такого правового регулирования соответствующих отношений, которое бы предусматривало эффективные гарантии права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, исключало возможность блокирования реализации приобретенных этими лицами пенсионных прав и позволяло им на основе доступных процедур своевременно и в полном объеме получить полагающуюся пенсию.

Невыполнение работодателем истца действий по уплате за него страховых взносов, не может быть поставлено ему в вину и не опровергает факт работы в Вооруженных силах Российской Федерации. Истец является застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ. С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, следовательно, ему гарантировано право на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования, в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам его труда. Неуплата страхователем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой пенсии ФИО2 не может препятствовать реализации его конституционного права своевременно и в полном объёме получать страховую пенсию по старости.

Относительно даты возникновения права – ДД.ММ.ГГГГ, с которой истец просит суд назначить страховую пенсию и обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости, суд полагает необходимым указать следующее.

Определяя в своих исковых требованиях на дату возникновения права, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указывал, что ДД.ММ.ГГГГ впервые обратился к органу пенсионного обеспечения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ в назначении такой пенсии ему было отказано. Истец полагал данное решение незаконным и немотивированным, однако с соответствующими исковыми требования к суду не обращался.

Согласно положениям ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (часть 2 статьи 26 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно представленных в материалы дела сведений, с учетом страховых взносов за период работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, право на страховую пенсию по старости (без фиксированной выплаты) у ФИО2 на ДД.ММ.ГГГГ имеется. Страховой стаж составит 14 лет 10 месяцев 16 дней, ИПК 26,628.

Принимая во внимание отсутствие доказательств обоснованности отказа пенсионным органом в зачете спорных периодов при расчете страховой пенсии по старости, а так же отказа ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии ФИО2, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требования в части признания незаконным отказа пенсионного органа в произведении перерасчета назначенной страховой пенсии по старости, признания за ним права на перерасчет размера страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом его работы в организациях (учреждениях) Черноморского флота Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Украины и с ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>, обязания ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) ФИО2, за периоды его работы до ДД.ММ.ГГГГ в организациях (учреждениях) Черноморского флота Российской Федерации и обязать произвести выплату ФИО2 денежной суммы в объеме пенсионных выплат с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости с даты возникновения права – с ДД.ММ.ГГГГ.

При указанных обстоятельствах решение пенсионного органа об отказе в проведении перерасчета страховой пенсии по старости на том основании, что в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы за периоды работы истца не поступали, является незаконным, а требования искового заявления – законными, обоснованными, а соответственно подлежащими удовлетворению.

Поскольку пенсионным органом расчет размера страховой пенсии истца необоснованно осуществлен без учета страховых взносов, подлежавших к уплате работодателями (страхователями) истца, именно с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, то и право на перерасчет размера страховой пенсии истец имеет также с приведенной даты.

Что касается исковых требований об индексации расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию из страховых взносов за период до ДД.ММ.ГГГГ, на величину коэффициентов индексации, определенных постановлениями Правительства Российской Федерации, при осуществлении перерасчета назначенной истцу страховой пенсии по старости, суд отмечает следующее.

В силу норм действующего законодательства в расчет баллов индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) включается в том числе определенный размер расчетного пенсионного капитала (РПК) по периодам работы, имевшим место до ДД.ММ.ГГГГ (п. 9, 10 ст. 15 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), исчисленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно статье 29.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле:

ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где:

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона;

СВ - сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона);

ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Индексация расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), осуществляется в порядке, установленном пунктом 6 статьи 17 настоящего Федерального закона для индексации трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости).

Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал».

Согласно пункту 6 статьи 17 ФЗ № 173-ФЗ размер страховой части трудовой пенсии по старости и размеры трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца) индексируются в указанном порядке, при этом коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период (п.п. 4 п. 6. ст. 17).

Согласно ч. 7 ст. 35 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» индексация определенного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, которым страховая пенсия устанавливается, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом положений части 6 настоящей статьи.

В этой связи требование об индексации расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию из страховых взносов за период до ДД.ММ.ГГГГ, на величину коэффициентов индексации, определенных постановлениями Правительства Российской Федерации, также подлежит удовлетворению.

Поскольку и истец (пп. 5 п. 2 ст. 333.36 НК РФ), и ответчик (пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ) освобождены от уплаты государственной пошлины (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4-КГ19-14, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 16-КГ20-11-К4), государственная пошлина в силу ч. 4 ст. 103 ГПК РФ уплате сторонами или распределению в соответствии со ст. 98 ГПК РФ не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконными решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости ФИО2.

Признать за ФИО2 право на назначении страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> () выплатить недополученную страховую пенсию по старости ФИО2 (СНИЛС с даты возникновения права на назначение страховой пенсии по старости – с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического назначения пенсии ДД.ММ.ГГГГ, с учетов всех индексаций страховой пенсии по старости.

Признать незаконными решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в проведении перерасчета страховой пенсии по старости ФИО2.

Признать за ФИО2 право на перерасчет страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом работы в войсковых частях Черноморского Флота Российской Федерации, дислоцированных на территории Украины в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации.                 Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> произвести перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости ФИО2 (СНИЛС ), с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом его работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) ФИО2 за периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с произведением индексации расчетного пенсионного капитала, на величину коэффициентов индексации, определенных постановлениями Правительства Российской Федерации, и обязать произвести выплату ФИО2 денежной суммы в объеме полагавшихся ему пенсионных выплат с ДД.ММ.ГГГГ – даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости по настоящее время с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости.

Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.07.2024.

Председательствующий                                                    Ю.В. Тесля

2-2085/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Русанов Василий Валентинович
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю
Другие
Веремчук Марина Николаевна
ФКУ "Управление Черноморского Флота"
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Тесля Юлия Владимировна
Дело на сайте суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
18.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2024Передача материалов судье
25.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2024Подготовка дела (собеседование)
29.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.06.2024Судебное заседание
27.06.2024Судебное заседание
04.07.2024Судебное заседание
11.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
21.10.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
19.11.2024Судебное заседание
05.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
04.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее