Судья Лабутина Н.А. № 2-5029/2022 |
№33-1401-2023 УИД 51RS0001-01-2022-006065-72 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
26 апреля 2023 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Морозовой И.Ю. |
судей |
Исаевой Ю.А. |
Власовой Л.И. |
|
при секретаре |
Малик А.Ю. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максименко Е.И. действующей в интересах несовершеннолетних М. Е.И., М.П. к ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» о перерасчете и выплате ЕДК с момента смерти,
по апелляционной жалобе федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Мурманской области» на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 10 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Исаевой Ю.А., выслушав возражения истца Максименко Е.И. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Максименко Е.И., действующая в интересах несовершеннолетних Максименко Е.И., Максименко П.И., обратилась в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Мурманской области» (далее - ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области») о перерасчете и выплате ЕДК с момента смерти.
В обоснование указала, что она является матерью несовершеннолетних М. Е.И., М. П.И., их отец К. И.А. с 15 октября 2013 г. проходил военную службу по контракту в воинской части * Мурманской области ЗАТО г.Заозерск, и умер * г.
Из справки об обстоятельствах гибели (смерти) военнослужащего от _ _ г. №63 следует, что имевшееся у него заболевание получено в период прохождения военной службы, связано с исполнением обязанностей военной службы.
М. Е.И. и М. П.И. получают пенсию по потере кормильца, однако при оформлении пенсии ей не было разъяснено о том, что ее детям положена ежемесячная выплата ЕДК, про данную выплату ей стало известно только в марте 2022 г. от работников Кольского военкомата.
16 марта 2022 г. она написала соответствующее заявление, выплата была ей назначена и произведена за последние три года, но не с момента смерти К. И.А.
Обратившись с заявлением о назначении выплаты с момента смерти Карпова И.А, она получила отказ.
Просила суд признать отказ от 23 августа 2022 г. №МД-* в выплате ежемесячной денежной компенсации несовершеннолетним М. Е.И., М. П.И. с момента смерти отца К. И.А. незаконным, обязать ответчика сделать перерасчет и выплатить денежную компенсацию с момента смерти.
Судом постановлено решение, которым исковые требования Максименко Е.И. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» - Алькина О.А., просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска.
Ссылаясь на положения части 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», указывает, что право на получение ежемесячной денежной компенсации возникает у членов семьи военнослужащего только при наличии причинно-следственной связи смерти военнослужащего с исполнением им обязанностей военной службы.
Обращает внимание, что согласно положениям Федерального закона №306-ФЗ и Федерального закона от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» юридическим фактом, порождающим правоотношения по выплате ЕДК членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы, является его гибель (смерть), произошедшая в момент исполнения им обязанностей военной службы.
Настаивает, что в соответствии с Федеральными законами от 7 ноября 2011 г. №306-ФЗ и от 4 июня 2011 г. №128-ФЗ, у М. Е.И. с 2015 г. отсутствует право на эту выплату. С заявлениями на назначение ЕДК М. Е.И. до 2022 г. не обращалась.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу М. Е.И. полагает постановленное решение суда обоснованным, оснований для отмены решения суда не имеется.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание лица, поскольку его неявка, в силу статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к судебному разбирательству.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения не находит.
В соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. №306-ФЗ) в случае гибели (смерти) военнослужащего, или гражданина, призванного на военные сборы, или гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
Из положений пункта 3 части 11 статьи 3 указанного Федерального закона следует, что членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются, в том числе дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Согласно подпункту «б» пункта 4 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, а также подпункту «б» пункта 4 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. №142, (далее - Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации), члены семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, для назначения ежемесячной денежной компенсации подают в уполномоченный орган по месту жительства в числе прочих документов копию документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, либо копию заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы.
Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации установлено, что ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с 1 января 2012 г. (пункт 10 и пункт 18 соответствующих Правил).
По смыслу законоположений части 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. №306-ФЗ и пункта «а» статьи 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» военной травмой признается ранение, контузия, увечье или заболевание, полученные военнослужащим при исполнении обязанностей военной службы.
Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определен перечень случаев, когда военнослужащий признается исполняющим обязанности военной службы.
В силу пунктов «б», «в», «е» и «з» части 1 статьи 37 вышеприведенного Федерального закона военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы в случае исполнения должностных обязанностей; несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда; нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; нахождения на лечении, следовании к месту лечения и обратно.
В пункте 2 названной статьи приводится исчерпывающий перечень случаев, когда военнослужащий не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей воинской службы, к которым отнесены случаи: а)самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «л», «м», «н», «о», «п» и «р» пункта 1 настоящей статьи (нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства); б) добровольного приведения себя в состояние опьянения; в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. №8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснено, что исходя из положений пунктов 8 и 9 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, членам его семьи выплачиваются установленные этим законом пособия и компенсации.
Разрешая споры, связанные с предоставлением членам семьи указанных лиц социальных гарантий и компенсаций, судам следует проверять, наступила ли гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, принимая во внимание то, что при обстоятельствах, перечисленных в пункте 2 статьи 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (например, совершение ими деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным), военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, не признаются погибшими (умершими), получившими увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в период с 3 сентября 2010 г. по 15 октября 2015 г. Максименко Е.И. и К. И.А. состояли в зарегистрированном браке.
В период брака у Максименко Е.И. родились дочери М. Е.И., _ _ г. рождения и М. П.И., _ _ г. рождения.
В период с _ _ г. по _ _ г. К. И.А. проходил военную службу в вооруженных силах Российской Федерации.
_ _ г. К. И.А. умер.
Согласно справке об обстоятельствах гибели (смерти) военнослужащего от _ _ г. №63 К. И.А. погиб (умер) вследствие заболевания: ***, ***, полученного в период прохождения военной службы, смерть связана с исполнением обязанностей военной службы.
16 марта 2022 г. Максименко Е.И., действующая в качестве законного представителя несовершеннолетних М. Е.И., М. П.И., обратилась в ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» с заявлением о назначении ежемесячной компенсации в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. №306-ФЗ, после того, как ей сотрудниками ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» (Кольское отделение) разъяснили о праве на получение указанной компенсации.
На основании заявления Максименко Е.И. с мая 2022 г. на дочерей М. Е.И. и М. П.И. была назначена ЕДК в размере 6 926 рублей 42 копейки и произведена доплата за три предыдущих года с момента подачи заявления, также на основании заявления истца от 21 марта 2022 г. с мая 2022 г. было назначено ежемесячное пособие детям согласно Федерального закона от 4 июня 2011 г. №128-ФЗ в размере 7 472 рубля и произведена доплата за три предыдущих года с момента подачи заявления.
19 июля 2022 г. Максименко Е.И. как законный представитель несовершеннолетних М. Е.И. и М. П.И. обратилась с заявление о выплате ЕДК с момента наступления права, то есть с момента смерти К. И.А.
23 августа 2022 г. ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» отказал в выплате, указав, что данная выплата носит заявительный характер и назначена с момента обращения Максименко Е.И. с заявлением.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, проанализировав вышеизложенные правовые нормы, из которых следует, что обязательным условием для возникновения права на выплату компенсационного характера, предусмотренную положением части 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. №306-ФЗ, является наступление гибели (смерти) военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы либо наступление смерти вследствие военной травмы, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив, что М. Е.И. и М. П.И. являются детьми умершего К. И.А. при исполнении обязанностей военной службы, их право на спорную меру социальной поддержки, ввиду ее выплаты с 1 мая 2022 г., ответчиком не оспаривалось, в связи с чем удовлетворил исковые требования в части признания за М. Е.И. и М. П.И. права на ежемесячную денежную компенсацию с _ _ г., то есть со дня смерти К. И.А.
С учетом вышеизложенных обстоятельств данный вывод суда является верным и основан на нормах материального права и исследованных судом доказательствах, которым дана правовая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, с 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Законодательное закрепление отдельных выплат военнослужащим, а также членам их семей в случае их смерти (гибели), нашло свое отражение в статье 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Частью 10 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» предусмотрено, что каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели) выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 данной статьи для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида).
В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» членами семьи инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 10 этой статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считаются в том числе: супруга, состоящая на день гибели (смерти) инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частью 10 данной статьи, имеет супруга, не вступившая в повторный брак, достигшая возраста 50 лет (пункт 1 части 11 статьи 3 этого федерального закона); дети, не достигшие возраста 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (пункт 3 части 11 статьи 3 данного Федерального закона).
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 17 июля 2014 г. №22-П по делу о проверке конституционности части 11 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в связи с жалобой гражданки К.Г. высказана правовая позиция о том, что по своему характеру и публично-правовому предназначению ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая членам семьи военнослужащего в случае его гибели (смерти), относится к мерам социальной поддержки лиц, потерявших кормильца, и право на ее получение не связано с наличием у них права на другие выплаты в рамках публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного им гибелью (смертью) военнослужащего, в том числе на пенсию по случаю потери кормильца, и на иные меры социальной защиты (пункт 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. №22-П).
Порядок финансирования и осуществления выплат, установленных частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», определяется Правительством Российской Федерации (часть 17 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. №142 (далее также - Постановление) утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей (далее также - Правила). Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г. (пункт 5 Постановления).
Подпунктом «б» пункта 2 Правил определено, что ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы (далее также - члены семьи).
Назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется, в частности, пенсионными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 3 Правил).
Согласно пункту 4 Правил для назначения ежемесячной денежной компенсации заявитель подает в уполномоченный орган по месту жительства заявление с указанием места жительства либо реквизитов счета, открытого в организации (филиале, структурном подразделении) Сберегательного банка Российской Федерации, с приложением перечисленных в этом пункте Правил документов.
Ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с 1 января 2012 г. и выплачивается в размерах, действовавших на соответствующий год. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации считается день подачи заявления с документами, указанными в пункте 4 Правил. Членам семьи умершего (погибшего) инвалида ежемесячная денежная компенсация назначается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем его смерти (гибели) (абзацы первый, второй и четвертый пункта 10 Правил).
Из приведенного правового регулирования отношений, связанных с порядком назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации на основании Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что ежемесячная денежная компенсация членам семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели) представляет собой меру социальной поддержки, обеспечивающую полноту социальной защиты названной категории граждан. За супругой инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели) признается право на получение такой компенсации при достижении ею возраста 50 лет и невступлении в повторный брак. За детьми - не достигшими возраста 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также обучающимися в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет. При этом право на получение ежемесячной денежной компенсации в предусмотренном законом размере реализуется указанными членами семьи умершего (погибшего) инвалида вследствие военной травмы независимо от нахождения на его иждивении или от состояния их трудоспособности, а также от наличия у них права на иные меры социальной защиты.
По общему правилу в целях реализации права на ежемесячную денежную компенсацию член семьи погибшего (умершего) инвалида вследствие военной травмы обращается в уполномоченный орган с заявлением о назначении такой выплаты. В данном случае таким уполномоченным органом являлся ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области».
Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. №1069 утверждено Положение о военных комиссариатах.
Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. №1609 (далее - Положение о военных комиссариатах), определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными задачами военных комиссариатов в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты являются осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 39 пункта 17 Положения о военных комиссариатах), реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (подпункт 40 пункта 17 Положения о военных комиссариатах).
Таким образом, предоставление права членам семьи военнослужащего (умершего инвалида I группы вследствие военной травмы) на получение ежемесячной денежной компенсации означает признание со стороны государства необходимости оказания им особой социальной поддержки, призвано гарантировать восполнение материальных потерь, причиненных в результате его смерти, и направлено на обеспечение их достойного существования.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области пенсионного обеспечения военнослужащих и членов семьи военнослужащего возложены на военный комиссариат, который обеспечивает разъяснительную работу среди военнослужащих и членов их семей по вопросам предоставления им мер социальной поддержки.
Следовательно, при обращении гражданина (члена семьи умершего инвалида вследствие военной травмы) в уполномоченный пенсионный орган по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления мер социальной поддержки такой гражданин имеет право на получение от этого органа в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений его прав, в том числе о возможности получения мер социальной поддержки, возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в уполномоченный пенсионный орган в частности, смерть военнослужащего, и условиях их реализации, и этому праву корреспондирует обязанность уполномоченного пенсионного органа дать гражданину соответству░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 58 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░ 1993 ░. №4468-1 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░» (░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░░░░ 2021 ░. №5-░░21-96-░2.
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░ ░. ░.░. ░ ░. ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░.░., ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ 1 ░░░ 2022 ░., ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 9 ░░░░░░ 3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 7 ░░░░░░ 2011 ░. №306-░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░» ░░░░░░░ 4 ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2012 ░. №142 ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ _ _ ░. №63, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░: ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 4 ░░░░░░ 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 327, 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░ 2022 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░