Председательствующий по делусудья Туранова К.С.      Дело № 33-1725/20241 инстанция № 2-17/2024УИД 75RS0008-01-2023-001238-18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего         Казакевич Ю.А.,

судей                     Епифанцевой С.Ю., Комковой С.В.,

при секретаре                 Мокиной М.А.,

с участием прокурора             Чадовой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 30 мая 2024 г. гражданское дело по иску Борзинского межрайонного прокурора в интересах Бутусиной Н. В. к администрации городского поселения «Борзинское», Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Управлению Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю, Главному Управлению Министерства чрезвычайных ситуаций по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания, признания права на получение единовременной материальной помощи, об обязании включить в список граждан нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края – Живаевой Т.А.

на решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 24 января 2024 г., которым постановлено:

«Исковое заявление Борзинского межрайонного прокурора в интересах Бутусиной Н. В. удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания Бутусиной Н. В. в жилом помещении, расположенном по адресу: пер. Новосельский, <адрес> края в целях предоставления меры социальной поддержки в виде финансовой помощи в размере 100 тыс. рублей в связи с полной утратой имущества первой необходимости, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных последствий природных пожаров.

Признать за Бутусиной Н. В. право на получение финансовой помощи в размере 100 тыс. рублей на человека за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных последствий природных пожаров.

Обязать администрацию городского поселения «Борзинское» включить Бутусину Н. В. в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в размере 100 тыс. рублей на человека в результате чрезвычайной ситуации, вызванной природными пожарами.

Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края выплатить Бутусиной Н. В. финансовую помощь в размере 100 тыс. рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных последствий природных пожаров.

Решение суда обратить к немедленному исполнению».

Заслушав доклад судьи Комковой С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель Борзинского межрайонного прокурора обратился с исковым заявлением в интересах Бутусиной Н.В., в обоснование которого указал следующее. В связи со стихийным бедствием, вызванным сильными степными возгораниями и шквалистым ветром на территории Забайкальского края, произошедшими на территории городского поселения «Борзинское», причинен ущерб имуществу и жилым помещениям граждан, проживающих в населенных пунктах, в том числе Борзинского района. Бутусина Н.В. постоянно проживала со своим сожителем Белоруковым В.В. в сгоревшем домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, осуществляли фактическое владение, пользование жилым помещением и земельным участком и их содержанием. В результате пожара был уничтожен жилой дом, вся мебель, гараж, техника, документы, одежда, растительность на земельном участке, домашние животные Бутусиной Н.В. В силу действующего законодательства она имеет право на возмещение причиненного природными пожарами ущерба и получение материальной помощи в установленном размере. Бутусиной Н.В. отказано в предоставлении мер поддержки в связи с отсутствием регистрации в пострадавшем от стихийного бедствия жилом помещении. 17.10.2023 года Борзинским межрайонным прокурором уточнены требования в части привлечения в качестве надлежащего ответчика администрации ГП «Борзинское» вместо ответчика администрации МР «Борзинский район» и возложении обязанности о включении Бутусиной Н.В. в список граждан нуждающихся в материальной помощи. С учетом уточнений исковых требований просил установить факт постоянного проживания Бутусиной Н.В. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> в целях предоставления меры социальной поддержки в виде финансовой помощи в размере 100 тыс. рублей в связи с полной утратой имущества первой необходимости; признать за Бутусиной Н.В. право на получение финансовой помощи в размере 100 тыс. рублей на человека за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных последствий природных пожаров; обязать администрацию городского поселения «Борзинское» включить Бутусину Н.В. в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в размере 100 тыс. рублей на человека в результате чрезвычайной ситуации, вызванной природными пожарами; обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края выплатить Бутусиной Н.В. финансовую помощь в размере 100 тыс. рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных последствий природных пожаров, решение суда обратить к немедленному исполнению (т. 1, л.д. 4-8).

Определением суда от 17.10.2023 г. к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлечена администрация городского поселения «Борзинское», администрация муниципального района «Борзинский район» освобождена от участия в деле в качестве ответчика (т. 1, л.д. 72-73).

Определением суда от 05.12.2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация муниципального района «Борзинский район», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Белоруков В.В. (т. 1, л.д. 211-212).

Судом постановлено приведенное выше решение (т. 2, л.д. 8-13).

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края Живаева Т.А. просила решение суда отменить, указывая на его незаконность. В обоснование доводов жалобы, руководствуясь положениями Федеральных законов 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», 414-ФЗ от 21.12.2021 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Правительства Забайкальского края от 21.06.2022 № 246, указала, что Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края, являясь уполномоченным органом по оказанию финансовой помощи гражданам, осуществляет финансовое обеспечение только в случае чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера, при этом финансовая помощь не оказывается, если чрезвычайная ситуация возникла вследствие пожара. Поскольку чрезвычайная ситуация на территории городского поселения «Борзинское» введена главой городского поселения «Борзинское», отнесена к местному уровню реагирования, выплаты должны быть произведены из бюджета муниципального образования. Выразила несогласие с решением в части обращения к немедленному исполнению решения суда, поскольку данная категория дел не входит в перечень, установленный ст. 211 ГПК РФ, согласно которому решение подлежит немедленному исполнению, а наличие особых обстоятельств, влекущих значительный ущерб или невозможность исполнения решения, не установлено в связи с чем оснований для обращения решения к немедленному исполнению в данном случае у суда первой инстанции не имелось (т. 2, л.д. 19-20).

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика администрации муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края Шкитова Т.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

    Материальный истец, представители ответчиков, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представителей не направили, об отложении слушания дела не заявили.

    Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации среди прочего имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

При этом, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ).

Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 №1928 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Данные Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации (далее - резервный фонд), бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Подпунктами «в», «г» пункта 4 Правил №1928 предусмотрено, что трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 тыс. рублей на человека).

Для определения предельного объема бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой ими имущества первой необходимости, и (или) граждан, которым такая помощь была оказана за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в случае ликвидации чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера (подпункты «б», «в» пункта 6 Правил №1928).

Согласно пункту 11 Правил №1928 критериями утраты имущества первой необходимости являются:

а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;

б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.

При этом пунктом 2 Правил № 1928 определено, что в целях настоящих Правил под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и отопительный котел (переносная печь).

Аналогичное понятие имущества первой необходимости дано в главе 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации и последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС России 03.10.2014 № 2-4-87-24-7. В частности, отмечено, что к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.

Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.

Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Пунктом 10 Правил № 1928, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 №1928, установлено, что предоставление трансфертов из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, проводимых в целях, предусмотренных подпунктами "в" и "г" пункта 4 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении следующих условий:

а) в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи: проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;

б) в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости: проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Аналогичные положения содержаться в Порядке и условиях оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, выплаты единовременных пособий гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Забайкальского края, в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановление Правительства Забайкальского края от 21.06.2022 N 246 (ред. от 17.02.2023).

В частности, согласно пункту 2 Правил № 246 право на финансовую помощь имеют граждане Российской Федерации (иностранные граждане - в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации), проживающие на территории Забайкальского края на дату введения режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации, а также члены их семей (в случаях, предусмотренных настоящими Порядком и условиями) (далее также - граждане).

Финансовая помощь оказывается гражданам в следующих размерах: единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей на человека; финансовая помощь в связи с утратой гражданином имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости в размере 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости в размере 100 тыс. рублей на человека) (пункт 3 Правил № 246).

Согласно пункту 4 Правил № 246 финансовая помощь, предусмотренная подпунктами 1 и 2 пункта 3 настоящих Порядка и условий, оказывается при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Забайкальского края следующих условий:

1) в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи:

проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Забайкальского края;

нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;

2) в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости:

проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Забайкальского края;

утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

В главе 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации и последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС России 03.10.2014 №2-4-87-24-7, разъяснено, что при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.

Учитывая данные рекомендации, следуя положениям статей 2, 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 № 4-П, необходимо отметить, что право лиц на получение мер социальной поддержки, фактически постоянно проживающих, но не имеющим по каким-либо причинам регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации, может быть подтверждено путем установления в судебном порядке факта постоянного проживания в указанных зонах. При этом, выводы суда о наличии факта постоянного проживания лица в определенном жилом помещении должны быть представлены в судебном постановлении самым убедительным образом, со ссылками на доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости и достоверности.

Таким образом, действующим правовым регулированием установлены условия, которые необходимы для оказания гражданам финансовой помощи в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей на территории Забайкальского края. В частности, предусмотрен ряд обязательных условий, к которым относится постоянное проживание гражданина на момент возникновения чрезвычайной ситуации в жилом помещении, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации, нарушение условий жизнедеятельности и частичная или полная утрата имущества первой необходимости, находившегося на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении.

Положениями пункта 2 статьи 11 Закона N 68-ФЗ закреплены полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности, они самостоятельно принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, организуют и осуществляют проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (пп. "б"); осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (пп. "г"); создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (пп. "д"); организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пп. "е"); содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях (пп. "ж"); создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (пп. "з"); вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пп. "и"); устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона (пп. "к").

Судом первой инстанции установлено, что Бутусина Н.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>, который согласно информации главы городского поселения «Оловяннинское» разрушен полностью. Собственником жилого помещения по адресу <адрес>, согласно выписке из ЕГРН является С.

Бутусина Н.В. проживает по адресу: <адрес>.

Согласно ответу ООО «<данные изъяты>» абонент Бутусина Н.В. производит заявки на подвоз воду через диспетчерскую службу организации по адресу: <адрес> (за период с <Дата> года поступило пять заявок), договорных отношений с абонентом не оформлено.

По сведениям администрации ГП «Борзинское» <адрес> реестре муниципального имущества не числится.

Согласно уведомлению ЕГРН от <Дата> иное жилое помещение у Бутусиной Н.В. отсутствует (л.д.89).

Постановлением администрации городского поселения «Борзинское» №340 от 01 мая 2023 года с 01 мая 2023 года на территории городского поселения «Борзинское» введен режим чрезвычайной ситуации для муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Введен муниципальный уровень реагирования с определением границ – очаговый территории городского поселения «Борзинское»: в том числе пер. Новосельский.

Согласно протоколу заседания №1 оперативного штаба комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского поселения «Борзинское» от 02.05.2023 г. определен список объектов, пострадавших частично или полностью в результате чрезвычайной ситуации: 3 жилых дома сгорели полностью, где проживало 14 человек, в том числе: <адрес>, где проживали граждане в квартире дом признан ранее аварийным, квартиры пустующие и разбитые. Решением оперативного штаба указано определить список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, у которых сгорело жилое помещение полностью, расположенное по адресам: в том числе: <адрес> определить список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в результате утраты полностью или частично имущества при чрезвычайной ситуации, составить акты обследования объектов.

Согласно протоколу заседания № 4 оперативного штаба комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского поселения «Борзинское» от 03.05.2023 г. утвержден список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате пожара, произошедшего 01.05.2023 г.

Распоряжением администрации городского поселения «Борзинское» №165-р от 04.05.2023 г. отделу бухгалтерского учета, отчетности и финансов определено перечислить из резервного фонда администрации городского поселения финансовые средства из бюджета городского поселения «Борзинское» в размере 10 000 рублей с целью оказания единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате пожара в городском поселении «Борзинское» в соответствии со списком №1.

Согласно приложению №1 указанного распоряжения Бутусина Н.В. включена в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты>.

Согласно платежному поручению от <Дата> единовременная материальная помощь в размере <данные изъяты> рублей была получена Бутусиной Н.В.

Справкой Отдела НДПР по Борзинскому, Оловяннинскому районам и г.Борзя, подтвержден факт пожара жилого дома по адресу: <адрес>

Согласно акту обследования материальных и жилищно-бытовых условий от <Дата> установлено, что Бутусина Н.В., <Дата> г.р., зарегистрированная по адресу <адрес>, фактически проживала по адресу <адрес>, <данные изъяты>, подсобного хозяйства не имела. Причина обследования чрезвычайная ситуация – пожар. Истец Бутусина Н.В. ознакомлена с указанным актом.

Согласно заключения об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате ЧС от 01.05.2023 было проведено обследование условий жизнедеятельности, установлено, что фундамент здания, стены, перегородки, перекрытия, полы, крыша, окна, двери, печное отопление, электроосвещение повреждены. Факт нарушения условий жизнедеятельности Бутусиной Н.В. установлен (л.д.25).

Согласно заключению комиссии (действующей на основании распоряжения администрации ГП от <Дата> -р, в редакции от <Дата>. -р), утверждённому главой администрации муниципального образования <Дата>, установлен факт нарушения условий жизнедеятельности Бутусиной Н.В. в результате чрезвычайной ситуации в связи с невозможностью проживать в жилом помещении по причине его полного повреждения, факт проживания Бутусиной Н.В. по адресу <адрес> не установлен. Установлен факт полной утраты имущества первой необходимости, в том числе: холодильник, плита, шкаф для посуды, стол, стул, кровать, печь.

Бутусина Н.В. обратилась с заявлением на имя главы городского поселения «Борзинское» с просьбой включить ее в список на оказание единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.

Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции указал, что имеются достаточные основания для удовлетворения иска, так как установлено, что Бутусина Н.В. постоянно проживала по адресу: <адрес>, на момент возникновения чрезвычайной ситуации факты нарушения условий жизнедеятельности истца в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС и утраты полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС установлены заключениями от 01.05.2023.

Судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Довод апелляционной жалобы о том, что чрезвычайная ситуация на территории городского поселения «Борзинское» введена главой городского поселения «Борзинское», поэтому отнесена к местному уровню реагирования, квалифицируется как чрезвычайная ситуация муниципального характера, выплаты должны быть произведены из бюджета муниципального образования, судебная коллегия находит заслуживающими внимание.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2023 г. №235, дотации, предоставляемые в 2023 г. из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Забайкальского края на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (МО, ГО) Забайкальского края распределены в сумме 1 200 000 руб. бюджету муниципального района «Борзинский район «Забайкальского края (т.1, л.д.50).

Соглашением от 16 мая 2023 г. №3/1, заключенным между Министерством финансов Забайкальского края и главой МР «Борзинский район», Министерство предоставляет в 2023 г. из бюджета Забайкальского края бюджету МР «Борзинский район» дотацию на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов в размере 1 200 000 руб., в том числе на оказание помощи пострадавшим при пожаре, возникшем на территории ГП «Борзинское» в мае 2023 г. Получатель обязуется, в том числе, использовать дотацию по назначению, определенному настоящим соглашением (т.1, л.д.52).

Постановлением администрации МР «Борзинский район» Забайкальского края от 17 мая 2023 г. №111 «О распределении дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета МР «Борзинский район» Комитету по финансам администрации МР «Борзинский район» постановлено дотацию, поступившую из бюджета Забайкальского края в размере 1 200 000 руб. направить в качестве иных межбюджетных трансфертов ГП «Борзинское» на оказание помощи пострадавшим при пожаре, возникшем на территории городского поселения (т.1, л.д.53).

░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ №1 ░░ 17 ░░░ 2023 ░., ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░» ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ 29.12.2023 ░. №397 «░ ░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ 2023 ░., ░░░░░░░░ ░░░░░░ 2024 ░ 2025 ░.░.: ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░.1, ░.░.54 ░░░░░░).

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░» ░░ 29.03.2019 №162, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░»: ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.9,10 ░.2.1.3 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. 3.6.3, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100 ░░░. ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100 ░░░. ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 328 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 2024 ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░, ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 13 ░░░░ 2024 ░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                        ░.░.░░░░░░░░░

░░░░░                                    ░.░.░░░░░░░

                                        ░.░.░░░░░░░░░░

26.04.2024Передача дела судье
21.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Судебное заседание
20.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2024Передано в экспедицию
30.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее