Решение по делу № 2-245/2019 от 29.11.2018

44RS0002-01-2018-003132-05

Гр. дело № 2-245/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«01» июля 2019 года                                  г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Коровкиной Ю.В.,

при секретаре Колотилове Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляева В. С. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы, Администрации г. Кострома о возложении обязанности по проведению капитального ремонта жилого помещения,

установил:

Беляев В.С. обратился в суд с иском к Комитету городского хозяйства администрации г. Костромы, который в настоящее время переименован в Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы, и к администрации г. Кострома о возложении обязанности по выполнению капитального ремонта жилого помещения по адресу: ..., указывая, что он является нанимателем вышеуказанного жилого помещения на основании ордера от 17.11.1992 г. В течении всего срока эксплуатации (более 60 лет) капитальный ремонт многоквартирного дома не проводился. В связи с истечением срока нормативной эксплуатации, конструктивные и инженерные системы многоквартирного дома, находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют соответствующего ремонта, который до настоящего времени не произведен. В настоящее время требуется капитальный ремонт жилого помещения. Комитет городского хозяйства г. Костромы факт необходимости проведения ремонта признает, что подтверждается письмом от 06.03.2015 г. исх № 01-175/15. При этом Комитет указывает, что в соответствующем бюджете денежные средства на проведение капитального ремонта в доме, где истец проживает, не заложены. Согласно выдержки из акта обследования Управления муниципальных инспекции Администрации городского округа город Кострома № 02-04/7 от 04.05.2016 в отношении недвижимого имущества жилого помещения ... по ...: «Помещение непригодно для проживания, нуждается в капитальном ремонте». Осуществляя полномочия собственника и наймодателя жилого помещения, в соответствии с положениями части 3 статьи 30, статьи 65 ЖК, Администрация обязана нести бремя по содержанию принадлежащего истцу имущества. До настоящего времени требования истца, Комитетом не удовлетворены. 27.02.2015 г. Комитетом, был оформлен акт обследования указанного помещения (квартиры). В ходе осмотра установлено, что квартира не предназначена для проживания. В связи с чем, Комитетом, представителям МКУ г. Костромы «Служба муниципального заказа по Жилищно-коммунальному хозяйству» указано о проведении обследования жилого помещения на предмет капитального ремонта. 26.03.2015 МКУ «СМЗ по ЖКХ» было проведено обследование указанного помещения (квартиры), с оформлением соответствующего акта. В ходе осмотра, ранее установленная информация о том, что квартира находится в крайне неудовлетворительном состоянии и требует проведения капитального ремонта подтвердилась. Кроме этого, на основании актов обследования жилого помещения (квартиры) МКУ «СМЗ по ЖКХ», государственной жилищной инспекцией КО (далее - Жилищная инспекция) в адрес Администрации города, было вынесено предписание ( от dd/mm/yy) о приведении в надлежащее состояние жилого помещения (квартиры), в срок до dd/mm/yy. В дальнейшем указанное предписание Администрацией города не исполнялось. В связи с чем, Жилищной инспекцией в адрес Администрации города было направлено новое предписание ( от dd/mm/yy) о приведении в надлежащее состояние жилого помещения (квартиры), в срок до dd/mm/yy Данное предписание также не выполнялось. Исходя из сложившихся обстоятельств, необходимость ремонта подтверждается заключениями Жилищной инспекции, проводившей неоднократные проверки состояния жилого помещения (квартиры) расположенного по адресу: ... и направляла предписания Администрации города, которые до настоящего времени не исполнены. Таким образом, незаконность действия (бездействия) Комитета и Администрации города, выразившееся в непринятии должностных мер по соблюдению требований к содержанию указанного жилого помещения, подтверждено соответствующими актами проверки и предписаниями. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30, 63 ЖК РФ, ст. 123.21, ст.399 ГК РФ, ст. 14 ФЗ от 06.10.2004 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», истец просил суд обязать ответчика в течении 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда произвести капитальный ремонт жилого помещения многоквартирного дома расположенного но адресу: ..., а именно: замену электропроводки; замену водопровода; замену окон в помещении кухни и двух жилых комнатах (снятие оконных переплетов остекленных, снятие наличников оконных, монтаж и демонтаж металлических оконных решеток, установку оконных блоков из ПВХ профилей поворотных (откидных, поворотно-откидных), окраску масляными составами ранее окрашенных металлических решеток); замена входной и 4 (четырех) межкомнатных дверей (снятие наличников дверных, демонтаж дверных коробок в деревянных стенах рубленых, снятие дверных полотен, установка блоков в наружных и внутренних дверных проемах в перегородках и деревянных нерубленых стенах, простая окраска масляными составами по дереву заполнений дверных проемов, установка и крепление наличников); работы по приведению в надлежащее состояние потолков жилого помещения (квартиры) (очистка вручную поверхности потолка, устройство подвесных потолков из гипсокартонных листов по системе «КНАУФ» одноуровневых, покрытие поверхностей потолков грунтовкой глубокого проникновения, грунтовкой для внутренних работ, окраска оливинилацетатными водоэмульсионными составами простая по штукатурке и сборным конструкциям потолков, подготовленных под окраску); замена полов(разборка покрытий полов дощатых, разборку оснований покрытия полов лаг из досок и брусков, укладка лаг по кирпичным столбикам, устройство чернового дощатого пола, устройство покрытий из плит древесноволокнистых, покрыть линолеумом на клее, оборудовать плинтусами поливинилхлоридпыми); произвести ремонт стен жилого помещения (квартиры) (очистка вручную поверхности стен, облицовку стен по системе «КНАУФ» по одинарному металлическому каркасу из потолочного профиля гипсоволокнистыми листами одним слоем с оконным проемом); замена газового котла, трубы и батареи системы отопления; замена газовой плиты; производство работ по оборудованию цокольных перекрытий производство работ по оборудованию внутренней перегородки маленькой комнаты; замена газового котла, труб и батареи системы отопления во всех комнатах жилого помещения; проведение центральной канализации; обустройство туалетной комнаты (утепление степ, пола, проведение системы отопления). Возложить на Администрацию городского округа город Кострома субсидиарную ответственность по осуществлению работ по производству капитального ремонта указанных элементов жилого помещения многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: .... Взыскать с ответчиков в пользу истца Беляева В.С уплаченную госпошлину в размере 300 рублей.

В ходе рассмотрения дела истец Беляев В.С. исковые требования уточнил, просил суд возложить на надлежащего ответчика обязанность в течении 90 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести работы по ремонту с последующим вывозом строительного мусора жилого помещения расположенного по адресу: ..., в том числе по замене водопровода; по замене окон и подоконных досок, по замене входной двери с наличниками, по замене полов, ремонту цокольных перекрытий, по ремонту потолков и стен, по замене системы отопления, по замене газового котла, по установке счетчиков газа и воды и по проведению канализации. Кроме того, просил возложить на Администрацию городского округа город Кострома субсидиарную ответственность по осуществлению работ по производству капитального ремонта указанных элементов жилого помещения многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: ... взыскать с ответчиков в пользу истца уплаченную госпошлину в размере 300 рублей.

В судебном заседании истец Беляев В.С. и его представитель Федорина Ю.А. уточненные исковые требования поддержали, Беляев В.С. пояснил, что с момента его вселения в квартиру капитальный ремонт дома и квартиры не проводился, оборудование не менялось, в квартире он не проживает с 2015 года ввиду того, что в таких условиях проживать в квартире не возможно, отопления нет, газовый котел не работает, водопровод разморозился и трубы отрезали. Его неоднократные за период с 2015 года просьбы о приведении ремонта в квартире, администрацией оставлены без удовлетворения.

Представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы по доверенности Барышникова Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на иск, полагала, что заявленные истцом работы относится к текущему ремонту, а работы по подключению к сетям центральной канализации полагают должно производится на основании решения общего собрания собственников и в размере средств пропорциональном своей доле.

Представитель ответчика администрации г. Костромы по доверенности Мальцева И.В. в судебном заседании исковые требования также не признала по доводам, изложенным в отзыве на иск, считала администрацию ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку распоряжение средствами на содержание муниципального жилого фонда осуществляет Управление ЖКХ.

Представитель третьего лица ООО «Городская управляющая компания» по доверенности Дроздов А.Б. исковые требования к ответчикам оставил на усмотрение суда, пояснил, что по обращению администрации в 2019 году ими были составлены сметы на ремонтные работы части фундамента и крыши под квартирой в ..., данные сметы направлены в администрацию, но не утверждены.

Представители третьих лиц МУП г. Костромы «СМЗ по ЖКХ», Государственной жилищной инспекции Костромской области и Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки представителей суду не известна.

Третьи лица Степанова Г.С., Давлатов Б.Р., Барченковы А.П. и С.Г в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна, в деле имеются их ходатайства о рассмотрение в их отсутствие.

В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ граждане имеют право на жилище, его безопасность и обеспечение сохранности жилищного фонда.

В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Обязанность по обеспечению сохранности, правильной эксплуатации, проведению капитального и текущего ремонта жилищного фонда, находящегося в их ведении районных, городских, районных в городе, поселковых, сельских Советов народных депутатов РСФСР в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда предусматривалась и ранее действующим Жилищным кодексом РСФСР (Статья 15)

Как следует из положений пункта 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Из положений ст. 61 ЖК РФ следует, что пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и договором социального найма данного жилого помещения.

В соответствии со статьей 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.

В силу положений статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества. Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.

Согласно части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан, в частности, использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения.

В силу статьи 68 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.

Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 - 3 статьи 685 настоящего Кодекса. Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.

В силу части 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества в жилом помещении.

Статьей 681 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. Капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

На основании пункта 5 части 1 статьи 67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Исходя из вышеизложенного правового регулирования, применительно к рассматриваемому делу, юридически значимыми обстоятельствами при разрешении требований о возложении обязанности по организации и проведению капитального ремонта жилого помещения являются: необходимость проведения капитального ремонта; установление обстоятельства исполнения либо неисполнения наймодателем обязанности по производству капитального ремонта. При этом названные обстоятельства подлежат доказыванию в их совокупности. При этом бремя доказывания надлежащего исполнения обязанностей по проведению капитального ремонта жилого помещения лежит на органе местного самоуправления.

Статьей 166 ЖК РФ определен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.

Пунктом 15 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, установлено, что в состав услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не входят: содержание и ремонт дверей в квартиры, дверей и окон, расположенных внутри жилого или нежилого помещения, не являющегося помещением общего пользования; утепление оконных и балконных проемов, замена разбитых стекол окон и балконных дверей, утепление входных дверей в квартирах и нежилых помещениях, не являющихся помещениями общего пользования.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, а именно: обследование жилых зданий и изготовление проектно-сметной документации, ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий, модернизация жилых зданий, утепление жилых зданий, замена внутриквартальных инженерных сетей, установка приборов учета, переустройство невентилируемых совмещенных крыш, авторский надзор проектных организаций за проведением капитального ремонта жилых зданий, технический надзор, ремонт встроенных помещений в зданиях.

Из содержания Приложения № 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, следует, что работы по герметизации стыков, заделке и восстановлению архитектурных элементов; смене участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов, по смене и восстановлению отдельных элементов оконных и дверных (приборов) и заполнений относятся к текущему ремонту.

Перечень работ по текущему ремонту, выполняемому нанимателем за свой счет также определен в абз. 2 пп. "е" пункта 4 типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 г. N 315. из данного перечня следует, что побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения) относятся к текущему ремонту занимаемого жилого помещения. Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела спорное жилое помещение квартира по адресу: ... относится к муниципальному жилищному фонду муниципального образования городской округ город Кострома и была предоставлена Беляеву В.С. на основании ордера на жилое помещение от dd/mm/yy выданного истцу Беляеву В.С. по решению исполкома Свердловского района от 16.09.1992 года на вселение с семьей из двух человек – жена Беляева И.А. и сын Беляев А.В. На момент предоставления квартира состояла из одной жилой комнаты площадью 18,4 кв.м. и кухни площадью 10,6 кв.м.

Беляев В.С. зарегистрирован в данном жилом помещении с 1988 года, постоянно с ним зарегистрирован сын Беляев А.В. с 04.07.2007 года.

Из материалов дела следует, что спорная квартира расположена в одноэтажном четырехквартирном жилом доме 1957 года постройки, его капитальный ремонт никогда не производился.

2, 3 и 4 квартира в данном доме принадлежат физическим лица на праве собственности на основании договоров приватизации жилого фонда, а именно: квартира № 2 по договору приватизации от 25.01.1993 года, квартира №4 по договору приватизации от 30.08.2018г.

Впоследствии нанимателем спорной квартиры была произведена реконструкция.

Указанное обстоятельство подтверждается вступившем в законную силу решением Свердловского районного суда г. Костромы от 17 мая 2018 года по делу № 2-1899/2018 по иску Муниципального образования городской округ г. Кострома в лице Администрации ... к Беляеву В.С., Беляеву А.В., Барченковой С.Г., Барченкову А.П., Давлатову Б.Р. о приведении многоквартирного дома в первоначальное состояние путем сноса самовольно возведенных пристроек и по встречному требованию Беляева В.С., Беляева А.В., Барченковой С.Г., Барченкова А.П., Давлатова Б.Р. к Муниципальному образованию городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы о сохранении объекта в реконструированном виде, оставленным без изменения с учетом исправленной описки апелляционным определением судебной коллегии по гражданском делам Костромского областного суда от 23.07.2018, которым жилые помещения в жилом ... сохранены в реконструированном виде, в том числе сохранено в реконструированном виде жилое помещение – ... лит.А, А6, общей площадью 45,1 кв.м., жилой площадью 28,6 кв.м, состоящая из: кухни-11,9 кв.м, жилой комнаты-10,6 кв.м., жилой комнаты 18,0 кв м, холодного туалета 2,2 кв.м., холодного коридора 2,4 кв.м.

Из материалов дела следует, что данный дом находится в управлении МУП ... «Городская управляющая компания» с января 2015 года

Данный жилой дом в программу капитального ремонта многоквартирных домов не включен и собственниками жилых помещений расходы на капитальный ремонт общего имущества дома не несутся. Данное обстоятельство подтверждается имеющимся в деле ответом Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы исх № 02-24исх-139/19 от 14.05.2019.

Также из материалов дела следует и не оспаривается стороной ответчика, что в квартире истца демонтирована система водоснабжения, система отопления и газовый котел находятся в неисправном состоянии.

Из материалов дела следует, что Беляев В.С. неоднократно обращался к наймодателю с требованием о проведении капитального ремонта жилого помещения.

Согласно акту обследования жилого помещения по адресу: ... от 27 февраля 2015 г., составленному комиссией в составе начальника, заместителя начальника Комитета городского хозяйства администрации города Костромы, и в присутствии нанимателя Беляева В.С., жилое помещение находится в крайне неудовлетворительном состоянии, полы сгнили, проседают, перегородки нарушены между комнатами, квартира не пригодна для проживания, оконные рамы также находятся в неудовлетворительном состоянии, нанимателем самостоятельно выполнены работы по частичной отбивке штукатурки со стен и потолка. Комиссия пришла к выводам: МКУ «СМЗ по ЖКХ» провести обследование жилого помещения на предмет капитального ремонта с составлением дефектной ведомости и сметы.

Согласно акту обследования ... составленному 26 марта 2015 г. инженерами отдела текущего и капитального ремонта МКУ «СМЗ по ЖКХ» и в присутствии нанимателя Беляева В.С., квартира однокомнатная находится в крайне неудовлетворительном состоянии, требуется ремонт полов, ремонт перекрытий, косметический ремонт комнат и кухни, замена электропрводки, замена одноконтурного котла.

Из материалов дела следует и не оспаривается участниками процесса, что в 2015 году силами МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» были проведена работы по частичной замене повреждённого участка несущей стены ....

В своих неоднократных ответах от июля и августа 2015 года на обращения Беляева В.С. администрация города Костромы указывала, что по результатам обследования стоимость работ по ремонту ... многоквартирного ... составляет 230 073 руб. План капитального ремонта жилищного фонда на 2015 год, сформирован и утвержден Администрацией города Костромы. К сожалению, ремонтные работы по указанному адресу в данный план не включены. Работы по капитальному ремонту жилого помещения по указанному адресу будут включены в план работ на 2016 год. В июле 2015 года управляющей компанией МУП города Костромы «Городская управляющая компания» выполнены работы по ремонту (вычинке) стены в районе ... специалистами управляющей компании проведено обследование системы водоснабжения, на момент осмотра трубопровод находится в технически исправном состоянии (выполнен из полипропилена), напор воды не снижен. По информации ОАО «Газпром газораспределение Кострома» газовый котел отключен по причине неисправности автоматики, замена и регулировка автоматической системы относится к работам текущего характера. В связи с чем, выполнить работы по восстановлению работы газового котла за счет средств городского бюджета не представляется возможным.

04.05.2016 года Управлением муниципальных инспекций администрации города Костромы проведено обследование жилого помещения по адресу: ..., в ходе которого установлено, что на момент осмотра в жилом помещении в рабочем состоянии находится электроосвещение, водоснабжение, газоснабжения нет, централизованной канализации нет, имеется выгребная яма, газовый котел находится в неисправном состоянии, помещение не пригодно для проживания, нуждается в капитальном ремонте - полы прогнили, потолки провисли, наружные стены выполненные из деревянного бруса имеют признаки разрушения, со слов Беляева С.В. в связи с данными условиями он с 2015 года не проживает в жилом помещении, снимая жилье.

Необходимость и целесообразность проведения заявленных истцом работ по капитальному ремонту жилого помещения по адресу: ... частности по замене окон и подоконных досок в комнате размером 4,64 х 2,24 и кухне, по замене полов с ремонтом цокольных перекрытий, системы отопления, водоснабжения, газового котла, по установке счетчиков газа и воды, а также ремонту стен и потолков, подтверждены в том числе и заключением судебно-строительной экспертизы, проведенной ООО «Центр судебной экспертизы Импульс» № 11-К-19 путем визуального осмотра строительных конструкций и инженерных коммуникаций части здания в районе ... по адресу: ..., и изучения порядка пользования жилым домом.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, оценив представленные доказательства в их совокупности, проанализировав законодательство, регулирующее сложившиеся правоотношения, суд приходит к выводу о том, что на данный момент жилое помещение - квартира по адресу: ... имеющая длительный срок эксплуатации, значительно превышающий нормативный, нуждается в организации и проведении капитального ремонта, однако администрацией как наймодателем обязанность по его проведению до настоящего времени не исполнена, а потому требования истца о возложении на администрацию г. Костромы обязанности по проведению капитального ремонта жилого помещения следует признать обоснованными.

Доводы ответчиков о том, что данные работы относятся с работам текущего характера, суд считает необоснованными.

Оснований для замены третьего окна, не указанного в заключении судебной экспертизы, суд не усматривает, поскольку доказательств того, что данное окно требует именно капитального ремонта, в материалах дела не имеется.

Необходимость замены газового котла, системы отопления, восстановления водопровода обусловлена требованиями п. 4 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ согласно которой наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

Поскольку материалами дела установлена неисправность системы отопления и газового котла, а также установлено отсутствие водопровода, ввиду его демонтажа из-за неисправности, суд приходит к выводу, что без замены газового котла, системы отопления, восстановления водопровода исполнение обязанности наймодателя, установленной п. 4 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ невозможно.

При таких обстоятельствах обязанности сторон по типовому договору найма жилого помещения должны толковаться с учетом гражданско-правовых обязательств наймодателя, закрепленных п. 4 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ, а также п. 2 ст. 676 ГК РФ.

Поскольку на Администрацию города Костромы, как на наймодателя, возложена обязанность предоставления нанимателю коммунальной услуги по отоплению и водоснабжению, то именно наймодатель с целью обеспечения исполнения указанной обязанности должен нести обязанность и по замене газового отопительного оборудования, системы отопления и восстановлению водопровода.

Также не подлежат удовлетворению и требования истца в части возложения на ответчиков обязанности по проведению центральной канализации в спорное жилое помещение, поскольку судом установлено, что в жилом ..., как и во всем доме, отсутствует центральная канализация, поэтому работы по проведению центральной канализации в жилой дом в целом должны быть выполнены на основании решения общего собрания за счет средств всех собственников помещений многоквартирного дома, а не только на счет средств одного собственника.

Пп. 2,4, 13 п. 8 ст. 75 Устава муниципального образования городского округа город Кострома утв. Решение Думы города Костромы от 26.05.2005 N 41 в области жилищных отношений Администрация города Костромы исполняет следующие полномочия: выступает наймодателем по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования муниципального жилищного фонда, обеспечивает содержание муниципального жилищного фонда, осуществляет муниципальный жилищный контроль; предоставляет жилые помещения муниципального специализированного жилого фонда в порядке, установленном федеральными законами и решением Думы города Костромы;

Поскольку наймодателем в данном случае является муниципальное образование городской округ город Кострома, в собственности которого находится указанная квартира, а в силу закона именно собственник, в данном случае собственник муниципального жилищного фонда, должен осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

В силу пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями (статья 17 Федерального закона 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Управление Жилищно-капитального хозяйства Администрации города Костромы суд считает ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Учитывая то, что капитальный ремонт жилого помещения и общего имущества многоквартирных жилых домов является обязанностью собственника, в том числе собственника муниципального и государственного жилищных фондов – органа местного самоуправления, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Беляева В.С. о возложении на администрацию города Костромы обязанности по проведению капитального ремонта жилого помещения являются обоснованными и подлежат удовлетворению. А поскольку по требованиям истца суд пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком является администрация г. Костромы, то и оснований, в том числе законных, для возложения на неё субсидиарной ответственности не имеется.

Довод ответчиков о том, что до проведения ремонта общего имущества собственников многоквартирного дома нецелесообразно проводить капитальный ремонт жилого помещения по адресу ..., не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Беляева В.С., поскольку необходимость проведения капитального ремонта жилого помещения нашла свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, муниципальное образование как собственник спорого жилого помещения не несет расходы по капитальному ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома, поэтому суд полагает, что в целях проведения ремонта жилого помещения администрация г. Костромы может предпринять меры, в том числе путем привлечения денежных средств, для скорейшего приведения в надлежащее состояние части общего имущества собственников многоквартирного дома в доле соразмерной площади спорного жилого помещения.

Доводы ответчиков о том, что работы по замене окон не относятся к капитальному ремонту, суд считает ошибочными, поскольку к текущему ремонту относятся только работы по замене оконных приборов, а не в целом всего окна. Согласно заключению судебной экспертизы, эксперты пришли к выводу о необходимости замены оконных блоков одновременно с оконным заполнением, оснований полагать, что выполнение указанных работ было вызвано неисправностью отдельных элементов не имеется.

Довод ответчиков о необоснованности заявленных требований об установке приборов учета воды и газа, суд также считает не состоятельным, поскольку именно на собственника закон «Об энергосбережении» возлагает обязанность по оснащению жилых помещений приборами учета.

В силу ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении» № 261-ФЗ, до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (п. 5). До 1 января 2015 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (п. 5.1). Обязанность, предусмотренная частью 5.1 настоящей статьи, не распространяется на собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования.

Данная обязанность по установке приборов учета возложена на собственника и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю (п. 81)

Поскольку судом установлено, не отрицалось сторонами в судебном заседании, что помещение квартиры истца отапливается с использованием газоиспользующего оборудования, то собственник жилого помещения обязан установить прибор учета газа.

Доводы ответчика о том, что ухудшение состояния жилого помещения вызвано несоблюдением самим нанимателем предусмотренной ст. 67 ЖК РФ обязанности по поддержанию жилого помещения в надлежащем состоянии, никакими объективными доказательствами не подтверждены.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Из материалов дела следует, что истцом при подаче иска были понесены судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб. Данные расходы суд считает необходимым взыскать в пользу Беляева В.С. с Администрации г. Костромы в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Беляева В. С. к Администрации города Костромы о возложении обязанности по проведению капитального ремонта жилого помещения, удовлетворить частично.

Возложить на Администрацию г. Костромы обязанность в течении 3х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести работы по капитальному ремонту с последующим вывозом строительного мусора жилого помещения, расположенного по адресу: ..., в том числе по восстановлению водопровода; по замене окон и подоконных досок в кухне и в комнате размером 4,6 х 2,24, по замене входной двери с наличниками, по замене полов с ремонтом цокольных перекрытий, по ремонту потолков и стен, по замене системы отопления, по замене газового котла, по установке счетчиков газа и воды.

В удовлетворении остальной части исковых требований Беляева В. С., отказать.

В удовлетворении исковых требований к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы, отказать.

Взыскать с Администрации г. Костромы в пользу Беляева В. С. судебные расходы по оплате госпошлины в размере300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме

Судья                                  Ю.В. Коровкина

Решение в окончательной форме изготовлено 06 июля 2019 года.

2-245/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Беляев Василий Сергеевич
Ответчики
Администрация городской округ г. Кострома
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы
Другие
Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы
Барёнков Алексей Павлович
МУП г.Костромы "Городская управляющая компания"
Давлатов Бахтияр Райимбойович
Барчёнкова Светлана Геннадьевна
МКУ г.Костромы "Службы Муниципального Заказа по ЖКХ"
Государственная жилищная инспекция КО
Степанова Галина Сергеевна
Калько Андрей Владимирович
Федорина Юлия Анатольевна
Суд
Ленинский районный суд г. Кострома
Дело на сайте суда
leninsky.kst.sudrf.ru
03.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Подготовка дела (собеседование)
03.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.04.2020Предварительное судебное заседание
03.04.2020Предварительное судебное заседание
03.04.2020Предварительное судебное заседание
03.04.2020Производство по делу возобновлено
03.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее