Решение по делу № 2а-10092/2021 от 23.09.2021

Дело № 2а-10092/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск                          01 декабря 2021 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., единолично, при секретаре Банщиковой М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Слепцовой Елизаветы Михайловны к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения,

у с т а н о в и л :

Слепцова Е.М. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование административного иска указано, что административный истец обратилась с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по адресу____ на котором расположен жилой дом, принадлежащий ей на праве собственности. Ей было отказано в предоставлении земельного участка в собственность в связи с тем, что земельный участок расположен в пределах береговой полосы водного объекта. Административный истец считает данное решение незаконным, нарушающим ее права. Просит признать незаконным отказ от ____ 2021г. и обязать административного ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка, взыскать расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.

В суд административный истец не явилась, извещена, направила своего представителя. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

В судебном заседании представитель административного истца Егорова А.М. иск поддержала, просила удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Кривогорницын А.П. иск не признал, просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на законность и обоснованность отказа органа местного самоуправления по доводам, изложенным в отзыве на иск.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Слепцова Е.М. является собственником жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: ____ км., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ____ 2021г.

____ 2021г. Слепцова Е.М. обратилась с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположен жилом дом, с кадастровым номером по адресу: г____ для ведения садоводства.

____ 2021 года ДИЗО ОА г. Якутска направил административному истцу уведомление об отказе в предоставлении указанного земельного участка в собственность для ведения садоводства.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен, поскольку оспариваемый отказ изложен в уведомлении от ____ 2021 года, а административное исковое заявление поступило в суд ____ 2021 года.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).

В качестве основания отказа органом местного самоуправления указано, что земельный участок расположен в пределах береговой полосы.

Согласно части 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".

Согласно указанному Порядку в результате выполнения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется описание ее местоположения с учетом требований, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При описании местоположения береговой линии (границы водного объекта) подготавливаются перечень координат характерных точек береговой линии (границы водного объекта), картографическая основа с нанесенной береговой линией (границей водного объекта), пояснительная записка (паспорт работ по описанию местоположения береговой линии), содержащая в том числе сведения о заказчике работ, использованных исходных данных и методах выполнения работ.

Описание местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных).

    Для установления местоположения береговой линии (границы водного объекта) применяется картометрический способ определения координат береговой линии (границы водного объекта) с использованием актуального картографического материала наиболее крупного масштаба, а также данных дистанционного зондирования Земли, имеющихся в отношении соответствующей территории в федеральном или ведомственных картографо-геодезических фондах.

Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) водохранилищ, прудов и их частей осуществляется картометрическим способом на основе местоположения соответствующих объектов гидрографии, указанных на содержащихся в федеральном и ведомственных картографо-геодезических фондах топографических картах наиболее крупных масштабов, созданных в отношении соответствующей территории, а также сведений о нормальных подпорных уровнях воды, содержащихся в проектах соответствующих водохранилищ или правилах использования водных ресурсов водохранилищ (при наличии).

Доказательства, подтверждающие наличие границы береговой полосы, дату установления границы береговой полосы, ее координаты, имеющей пересечение с земельным участком, арендуемым административным истцом, материалы дела не содержат.

Акт обследования земельного участка не является допустимым доказательством, свидетельствующим о местоположении береговой линии.

В силу ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

То есть, применительно к рассматриваемым спорным правоотношениям, ответчик должен доказать наличие обстоятельств, на которые он ссылался как на предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.

Судом предлагалось предоставить доказательства, свидетельствующие о том, что имеются правовые основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.

Указанные положения КАС РФ судом были разъяснены административному ответчику в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, судом у административного ответчика были истребованы доказательства законности оспариваемых действий, а также мотивированные возражения на доводы административного иска.

Между тем, административный ответчик не предоставил доказательства, свидетельствующие о законности оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.

При таких обстоятельствах, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, суд признает действия органа местного самоуправления незаконными и нарушающими права и охраняемые законом интересы административного истца.

Нарушенные права последнего подлежат в данном случае восстановлению путем возложения на административного ответчика ДИЗО ОА г. Якутска обязанности в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и срок повторно рассмотреть заявление административного истца. При этом административному ответчику необходимо принять во внимание выводы, изложенные в настоящем решении суда.

На основании ст. 103, 111 КАС РФ с ответчика ДИЗО ОА г. Якутска подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от ____ 2021г. об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ____., для использования под ведение садоводства.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска повторно в установленные срок и порядок рассмотреть заявление Слепцовой Елизаветы Михайловны о предоставлении в собственность земельного участка.

Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска в пользу Слепцовой Елизаветы Михайловны расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья:              В.Г. Смирникова

___

2а-10092/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Слепцова Елизавета Михайловна
Ответчики
Департамент имущественных и земельных отношений ОА г.Якутска
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Смирникова Виктория Гаврииловна
Дело на сайте суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
23.09.2021Регистрация административного искового заявления
24.09.2021Передача материалов судье
24.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2021Подготовка дела (собеседование)
05.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2021Судебное заседание
29.11.2021Производство по делу возобновлено
01.12.2021Судебное заседание
01.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее