Дело № 2-279/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2016 года п. Новоорск
Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Квиринг О.Б.,
при секретаре Егоровой Л.А.,
с участием истца Задорожной В.В., представителя истца Авериной Н.Б., представителя ответчика Киселева Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Задорожной В.В. к администрации муниципального образования Энергетикский поссовет, администрации муниципального образования Новоорский район Оренбургской области, Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» об обязании провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома,
у с т а н о в и л:
Задорожная В.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Энергетикский поссовет» об обязании провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома. Исковые требования мотивировала тем, что на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, Задорожная В.В., ФИО4 (ФИО4) являются долевыми собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу <адрес> был принят в собственность администрации МО «Энергетикский поссовет». В соответствии с Законом Оренбургской области от 08.12.2006 № 826/167-1Y-ОЗ "О разграничении имущества, находящегося в муниципального собственности, между муниципальным образованием администрация Новоорского района и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" на основании акта приема - передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ были переданы в собственность администрации МО Энергетикский поссовет. До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.
С момента постройки и ввода в эксплуатацию жилого дома ни разу не проводился капитальный ремонт.
По указанным основаниям, истец просила суд возложить на администрацию МО Энергетикский поссовет обязанности выполнить капитальный ремонт кровли многоквартирного жилого дома, фасада, подвального помещения, системы отопления, системы горячего водоснабжения, системы электроснабжения многоквартирного жилого <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены ФИО8, и ФИО9
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены администрация муниципального образования «Новоорский район» и ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги».
В судебном заседании истец Задорожная В.В. пояснила суду, что является собственником доли в жилом помещении – <адрес> многоквартирном <адрес>. Дом сдан в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ. С момента постройки и ввода в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт в доме не проводился. В ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: <адрес> был принят в собственность администрацией МО Энергетикский поссовет. Управляющая организация ООО "<данные изъяты>» осуществляет по договору управления лишь выборочный текущий ремонт коммуникаций, необходимый для поддержания функционирования общедомового имущества, но от этого качественные характеристики дома не улучшаются, а напротив, идет их снижение на фоне отсутствия капитального ремонта дома за весь срок его эксплуатации. Производство капитального ремонта согласно договору управления в обязанности управляющей организации не входит. Истец полагает, что обязанность по производству капитального ремонта многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя в лице администрации муниципального образования и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства в силу ст. 16 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". На собственниках жилых помещений лежит обязанность по производству последующих капитальных ремонтов общего имущества в многоквартирном доме и их оплате лишь после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений.
Просит суд обязать ответчика произвести в срок до ДД.ММ.ГГГГ капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> соответствии с требованиями и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а именно, капитальный ремонт кровли, фасада (межпанельных швов), подвального помещения, системы отопления, системы горячего водоснабжения, системы электроснабжения; взыскать с оответчика расходы по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Представитель истца Аверина Н.Б. (допущена в процесс по устному ходатайству истца) пояснила суду, что кровля многоквартирного жилого дома представляет собой совмещенную структуру, выполненную в виде рулонного ковра по цементно-песчаной стяжке. В соответствии с приложением N 3 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально - культурного назначения, утвержденному Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 28 ноября 1988 года N 312, определяющим минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, предельный срок эксплуатации кровли многоквартирного жилого дома истек в <данные изъяты>, фасада в <данные изъяты>, системы горячего водоснабжения в ДД.ММ.ГГГГ, системы электроснабжения в ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ специалистами ООО «<данные изъяты>» было проведено обследование технического состояния конструкций кровли многоквартирного жилого дома, по результатам которого составлено заключение, согласно которому техническое состояние конструкций кровли многоквартирного жилого дома, с выявленными повреждениями, оценивается как ограниченно работоспособное и неудовлетворительное, для восстановления эксплуатации надежности строительных конструкций кровли необходимо выполнить капитальный ремонт кровельного покрытия с полной заменой всего существующего рулонного ковра, в связи с большой площадью поврежденного кровельного покрытия и невозможности проведения текущего ремонта традиционными методами и материалами.
Представитель ответчика администрации МО Энергетикский поссовет Киселев Е.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал и пояснил, что граждане, приватизировавшие квартиры в доме, требующем капитального ремонта, должны доказать правомерность и обоснованность требований о проведении капительного ремонта за счет бывшего наймодателя, в частности доказать, что дом (его отдельные конструкции) нуждается в капитальном ремонте и нуждался в нем также на момент приватизации квартир, а также что ранее дом не подвергался капительному ремонту. Первая приватизация жилого помещения в доме проведена в ДД.ММ.ГГГГ Обследований по поводу состояния дома, о его износе, о необходимости проведения капительного ремонта в жилом МКД не проводилось. В связи с чем утверждения, что жилой дом на ДД.ММ.ГГГГ нуждался в капительном ремонте, носят предположительных характер и объективно ничем не подтверждены. Только лишь истечение сроков эксплуатации не является безусловным основанием для проведения капительного ремонта. Весь жилищный фонд был передан МО Энергетикский поссовет ДД.ММ.ГГГГ на основании Закона Оренбургской области от 08.12.2006 № 826/167-1Y-ОЗ и акта приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ подписанного между администрацией МО Энергетикский поссовета и администрацией МО Новоорский район. На момент приватизации первой квартиры собственником жилищного фонда было ОАО «<данные изъяты>», который в последующем был реорганизован путем присоединения к ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги». Также указал, что жилое помещение, находящееся в собственности истца, было передано в его собственность на основании договора на передачу и продажу (квартир) домов в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах право требовать проведения капительного ремонта возникло у истца как собственника жилого помещения в момент заключения в отношении этого помещения договора приватизации, то есть ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, просил учесть и то, что в РСФСР допускалась только государственная форма собственности, обязанность по капитальному ремонту не исполнялась государством, а не органами местного самоуправления, при этом ст. 16 Закона о приватизации не конкретизирует, на каком бывшем наймодателе лежит обязанность осуществить капитальный ремонт.
Требование собственника жилого помещения о проведении бывшим наймодателем капитального ремонта жилого дома относятся к защите нарушенных вещных прав истца. Для указанных требований срок исковой давности составляет три года. Учитывая, что Задорожная В.В. обратилась в суд с иском в ДД.ММ.ГГГГ., полагает, что срок исковой давности пропущен. Просил применить последствия пропуска срока исковой давности, отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствии. В письменном отзыве возражал против удовлетворения иска, указывая, что в соответствии с распоряжением №р от ДД.ММ.ГГГГ учреждено дочернее акционерное общество Российского акционерного общества энергетики и электрификации «<данные изъяты>». На основании п. 2.2 распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ Комитета по управлению государственным имуществом Оренбургской области, наделенный полномочиями территориального органа Министерства государственного имущества РФ утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих внесению в уставной капитал и передаваемых в собственность соответствующих муниципальных образований. Так, согласно данного перечня, жилой <адрес> по адресу: <адрес>, инвентарный №, не подлежал внесению в уставны капитал ОАО «<данные изъяты>» и передан в муниципальную собственность п. Энергетик. Таким образом, в результате организационных изменений в управлении энергетическим хозяйством области объекты социально-культурного и коммунально-бытового значения (в том числе жилой <адрес>», являлись федеральной собственностью, не подлежали передаче в собственность ОАО «<данные изъяты>». Следующий этап реорганизации прошел в ДД.ММ.ГГГГ когда при плановой реструктуризации из ОАО «<данные изъяты>» выделили три самостоятельных хозяйствующих субъекта: сетевую компанию «<данные изъяты>» (филиал «МРСК Волги»), предприятие генерации – ОАО «<данные изъяты> и сбытовую компанию ОАО «<данные изъяты>». Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» учреждено по решению учредителя в рамках реформирования Российской энергетической отрасли и зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре юридических лиц Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы № по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями главы 4 ГК РФ по решению годового Общего собрания акционеров наименование Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная компания Волги» изменено на Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная копания Волги».
Таким образом, ПАО «МРСК Волги» собственником жилого дома по адресу: <адрес> не являлось, в связи с чем обязанностей по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома не несло. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Третьи лица ФИО8 и ФИО9 в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. Суду представлены заявления с просьбой рассмотрения дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7(директор ООО) поддержала исковое заявление, просила его удовлетворить. Пояснила суду, что ООО <данные изъяты> является управляющей организацией в отношении жилого многоквартирного <адрес> в соответствии с заключенным договором управления от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный дом сдан в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ. С момента постройки и ввода в эксплуатацию капитальный ремонт в доме не проводился. В настоящее время дом находится в неудовлетворительном техническом состоянии – требует капитального ремонта. <адрес> включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области. Продолжительность эффективной эксплуатации для данного вида домов составляет 15-20 лет, в то время, как на момент начала приватизации квартир в ДД.ММ.ГГГГ доме было уже 23 года. Считает, что обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома должна нести администрация МО Энергетикский поссовет, так как в ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> был принят в собственность администрации без проведения капитального ремонта.
Представитель ответчика администрации МО Новоорский район в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии. В письменном отзыве выразил несогласие с иском, указав, что МО Новоорский район было образовано Законом Оренбургской области от 31.07.2000 № 610/163-ОЗ «Об образовании муниципального образования Новоорский район Оренбургской области». Администрация (исполнительно-распорядительный орган) была создана как юридическое лицо ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, до указанной даты, администрация не существовала как юридическое лицо и, соответственно, не могла быть наймодателем жилых помещений. Кроме того, на основании Закона Оренбургской области от 08.12.2006 № 826/167-IV-ОЗ «Об утверждении перечня имущества муниципальной собственности Новоорского района, передаваемого в собственность вновь образованных поселений, находящихся на территории Новоорсокго района» был передан именно многоквартирный жилой дом, т.е. собственником жилых помещений, которые были приватизированы до ДД.ММ.ГГГГ и находились в частной собственности (в том числе и жилого помещения по адресу: <адрес>) администрации быть не могла, и обязанности по проведению капитального ремонта у администрации не возникало.
В соответствии с п. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 8 ст. 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Положениями частей 1 и 3 ст. 158 ЖК РФ установлено, что на собственника помещений в многоквартирном доме возложена обязанность нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Вместе с тем, согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекса Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01 марта 2005) установлена обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.
Положениями ст. 149 ЖК РФСФС предусмотрено финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт (текущий и капитальный) жилищного фонда местных Советов народных депутатов, осуществляемое за счет средств жилищно-эксплуатационных организаций, а в случае недостатка этих средств - за счет государственного бюджета.
Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 (в редакции от 22 августа 2004 года) "Об основах федеральной жилищной политики", целями принятия которого являлось определение основных принципов реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, установление общих начал правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере, введены понятия муниципальный жилищный фонд, то есть фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.
Согласно указанному закону в отношениях найма муниципального жилищного фонда уполномоченный орган местного самоуправления выступает наймодателем.
Пункт 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в том числе и в редакции, действовавшей до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации, к вопросам местного значения городского округа (района) относит организацию строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела восемь ЖК РФ.
В силу ч. 1 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлены основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определены правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
В силу ст. ст. 6, 7 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных помещений, в том числе органами местного самоуправления, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения путем заключения договора передачи.
С 01 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 настоящего кодекса предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
По смыслу названных положений закона, обязанность по производству капитального ремонта многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. После исполнения им указанной обязанности обязанность по производству последующих капитальных ремонтов перейдет к собственникам жилых помещений, в том числе гражданам, приватизировавшим жилые помещения.
При этом, как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 01 марта 2012 года N 389-О-О, определяя в Законе РФ "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16). Это законоположение, как ранее указывал Конституционный Суд РФ, направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан (Определения от 19 октября 2010 года N 1334-О-О и от 14 июля 2011 года N 886-О-О).
Это законоположение направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан, имеет обеспечительно-гарантийный характер, распространяется на всех без исключения бывших наймодателей подлежащих приватизации жилых помещений, требующих капитального ремонта, безотносительно к тому, находились ли такие помещения прежде в собственности государственных или муниципальных образований.
Таким образом, до возложения бремени содержания общего имущества дома на граждан, приватизировавших квартиры в таком доме, муниципальное образование, как наймодатель, обязано исполнить обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых возможно только в условиях проведения капитального ремонта.
Исходя из системного толкования указанных норм права, следует, что возложение обязанности по капитальному ремонту многоквартирного дома в полном объеме на бывшего наймодателя, то есть орган местного самоуправления, возможно только в том случае, если к моменту приватизации первой квартиры в многоквартирном доме данный дом уже требовал проведения капитального ремонта.Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденными Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года N 312, действующими до настоящего времени, установлена продолжительность эксплуатации до капитального ремонта: покрытие крыши из рулонных материалов – 10 лет, герметизированные стыки панелей наружных стен мастиками отверждающимися – 15 лет, система горячего водоснабжения – 15 лет, система электроснабжения- 20 лет.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО8, Задорожная В.В., ФИО9 на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ являются собственниками по 1/3 доли в общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Указанный многоквартирный жилой дом был введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ находился в муниципальной собственности администрации МО Энергетикский поссовет. Сведения о проведении капитального ремонта общего имущества дома технический паспорт не содержит.
Согласно техническому паспорту жилого <адрес> полезная площадь дома составляет <данные изъяты> кв.м., в <адрес> этажей, фундамент – бетонные блоки, стены панельные, крыша экспериментальная.
В судебном заседании было установлено, что первая приватизация квартир в доме произошла в ДД.ММ.ГГГГ, срок эксплуатации кровли истек в <данные изъяты>, фасада в <данные изъяты>, системы горячего водоснабжения в <данные изъяты>, системы электроснабжения в <данные изъяты>
Распоряжением Энергетикского поссовета № от ДД.ММ.ГГГГ в муниципальную собственность поселка Энергетик были переданы объекты жилого фонда вместе с встроенными и пристроенными нежилыми помещениями, социально-культурного и коммунально-бытового назначения по акту сдачи-приемки.
Решением Совета депутатов МО Новоорский район № от ДД.ММ.ГГГГ объекты, находящиеся в муниципальной собственности <адрес> были переданы в муниципальную собственность вновь образованных поседений, согласно приложению 1.
Из приложения № следует, что жилой дом по адресу: <адрес> был передан в собственность МО Энергетикский поссовет.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 08.12.2006 года № 826/167-IV-ОЗ «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Новоорский район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" на основании акта прием - передачи от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> был передан в собственность администрации МО Энергетикский поссовет.
Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории. Вопросы правопреемства подлежали урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
ДД.ММ.ГГГГ заключен договор управления домом с ООО <данные изъяты>.
Жильцы названного дома неоднократно обращались в управляющую компанию, а также в государственные органы с заявлениями о проведении капитального ремонта дома. Согласно представленным актам обследования квартир в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., имеют место разрешения цементной стяжки на площади кровли, имеются просадки по всей площади кровли дома, рубероидный ковер имеет разрывы, разрушено кровельное покрытие в местах примыкания к вентиляционным шахтам, вытяжным трубам, отслоение покрытия от основания более 85 %, выветривание раствора в стыках межкарнизных плит, частично разрушены карнизные плиты, разрушена поверхность плит перекрытия вентиляционных плит, разрушен оцинкованный карниз кровли по периметру крыши дома, разрушены фановые трубы, разрушена поверхность крыши чердачного выхода, поверхность стен, отсутствует обшивка, имеются протечки в квартиры собственников дома № <данные изъяты>, и места общего пользования подъезды <данные изъяты>
В обоснование довода о нуждаемости дома в капитальном ремонте, истцом были представлены фотографии крыши и потолка квартиры, на которых видны следу протечек, а также акты обследований.
Из акта обследования № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с физическим износом кровельного материала, истечением срока эксплуатации материала, серьезными повреждениями конструктивных элементов крыши, постоянными протечками в квартиры собственников необходимо срочно провести срочный капитальный ремонт кровли <адрес>.
Согласно акту общего осеннего осмотра здания от ДД.ММ.ГГГГ кровле <адрес> необходим капитальный ремонт кровли, технический подвал – требуется провести капитальный ремонт, электрические вводно-распределительные устройства – требуется капитальный ремонт, сети электроснабжения – требуется капитальные ремонт, сети теплоснабжения – требуется капитальный ремонт, трубопроводы горячего водоснабжения, трубопроводы канализации – требуется капитальный ремонт.
Из акта обследования весеннего осмотра от ДД.ММ.ГГГГ следует, что требуется капитальный ремонт кровли, электросети капитальный ремонт, система отопления – требуется капитальный ремонт, система канализации – требуется капитальный ремонт.
Согласно акту общего осеннего осмотра здания от ДД.ММ.ГГГГ кровле необходим капитальный ремонт электрические вводно-распределительные устройства – требуется капитальный ремонт, сети теплоснабжения – капитальный ремонт, трубопроводы горячего водоснабжения – требуется капитальный ремонт.
Согласно письму администрации Энергетикского поссовета, направленного в адрес ФИО8 жилой дом № п<адрес> в соответствии с актом передачи от ДД.ММ.ГГГГ передан в муниципальную собственность п. Энергетик Новоорского района. На момент передачи, данный жилой объект не вошел в уставной капитал ОАО «<данные изъяты>». До передачи жилого фонда в муниципальную собственность, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, указанный жилой дом наряду с другими многоквартирными домами находился на балансе ОАО «<данные изъяты>». Обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и неисполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняемся до исполнения обязательства. Следовательно, обязанность по производству капитального ремонта, должна возлагаться на ОАО «<данные изъяты>, которое на момент приватизации обязано было произвести капительный ремонт указанного дома.
Согласно сведениям, предоставленным администрацией МО Энергетикский поссовет жилой дом по адресу: <адрес> включен в региональную программу "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области", утвержденную постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 № 1263-пп.
В судебном заседании представитель ответчика Киселев Е.В. пояснил суду, что в рамках региональной программы сформирован график проведения капитального ремонта, в который включен капитальный ремонт кровли многоквартирного жилого <адрес> поселке <адрес>. В бюджет администрации поссовета денежные средства на проведение капитального ремонта не заложены.
В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 4 ст. 67 ГПК РФ результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Применительно к настоящему спору, обязанность доказать надлежащее техническое состояние кровли жилого дома, фасада, подвального помещения, системы отопления, системы горячего водоснабжения, системы электроснабжения и отсутствие необходимости проведения капитального их ремонта лежала на ответчике.
Ответчиком представлены документы, сданные ими в НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области»: акты обследования технического состояния конструктивных элементов МКД, копии протоколов общего собрания жильцов МКД, копии технических паспортов МКД.
Из акта обследования технического состояния конструктивных элементов и (или) инженерных систем многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что крыша многоквартирного жилого дома, капитальный ремонт которой не осуществлялся с года ввода в эксплуатацию (срок эксплуатации 47 лет), срок службы крыши до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков) общего имущества многоквартирного дома превышает нормативный; рубероидный ковер имеет разрывы, разрушено кровельное покрытие примыканий, разрушение цементной стяжки, отливов (ржавление и коррозия), фоновых труб, вентиляционных шахт, карнизных стыков и плит. Заключение комиссии: необходимо провести капитальный ремонт крыши в ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> все собственники помещений проголосовали за перенос сроков проведения капитального ремонта общего имущества на ДД.ММ.ГГГГ.
Из заключения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссия приняла заключение о необходимости проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ г.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Довод стороны ответчика о том, что на дату первой приватизации по данному дому отсутствуют доказательства о необходимости проведения капитального ремонта кровли, фасада, подвального помещения, системы отопления, системы горячего водоснабжения, системы электроснабжения, суд во внимание не принимает, поскольку эти доводы не подтверждены достаточными и достоверными доказательствами. Из материалов дела следует, что срок эксплуатации кровли дома, а также фасада, подвального помещения, системы отопления, системы горячего водоснабжения, системы электроснабжения истек, из акта комиссионного обследования кровли дома от ДД.ММ.ГГГГ следует, что фактический срок эксплуатации кровли дома, фасада, подвального помещения, системы отопления, системы горячего водоснабжения, системы электроснабжения составляет 47 лет, достоверных доказательств тому, что капитальный ремонт кровли дома с момента сдачи дома в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ и до момента первой приватизации (ДД.ММ.ГГГГ.) проводился, материалы дела не содержат.
В акте о передаче жилого <адрес> муниципальную собственность от ДД.ММ.ГГГГ состояние жилого дома указано как не соответствующее техническим условиям и признано неудовлетворительным.
Доводы представителя ответчика Киселева Е.В. о том, что в настоящее время изменились положения жилищного законодательства и указанный дом запланирован на проведение капитального ремонта на ДД.ММ.ГГГГ, ремонт кровли на ДД.ММ.ГГГГ, суд считает несостоятельным, поскольку в силу положений ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Факт включения дома в перечень объектов, нуждающихся в капитальном ремонте, в отношении которых формируется фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не освобождает ответчика от обязанности по проведению капитального ремонта данного дома в силу установленных обстоятельств дела и требований ст. 16 Федерального закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
К моменту проведения запланированного данной программой капитального ремонта допустимый срок эксплуатации кровли и фасада, подвального помещения, системы отопления, системы горячего водоснабжения, системы электроснабжения без капитального ремонта в доме истицы будет превышен более чем в два раза, что с очевидностью существенно ущемляет права и законные интересы истицы на проживание в жилом помещении, находящемся в не надлежащем техническом состоянии.
Довод об отсутствии у ответчика администрации муниципального образования Энергетикский поссовет обязанности по проведению капитального ремонта, поскольку на момент первой приватизации собственником дома администрация не являлась, во внимание не может быть принят ввиду следующего.
Согласно п. 3 ст. 73 Закона Российской Федерации от 06 июля 1991 г. N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" к полномочиям городской администрации в области жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения, в том числе, относилось организация эксплуатации муниципального жилищного фонда; осуществление контроля за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечение бесперебойного коммунального обслуживания населения, устойчивой работы объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения; принятие мер по обеспечению населения топливом.
Общие правовые и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также гарантии его осуществления (в том числе конкретные полномочия органов местного самоуправления) после 1993 года в спорный период определялись принятыми в соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральным законом от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В то же время нормы Жилищного кодекса РСФСР предусматривали, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории (статья 141 ЖК РСФСР). Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт (текущий и капитальный) жилищного фонда местных Советов народных депутатов осуществляется за счет средств жилищно-эксплуатационных организаций, а в случае недостатка этих средств - за счет государственного бюджета (статья 149 ЖК РСФСР). И лишь финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт квартир, находящихся в собственности граждан, осуществлялось за счет собственных средств владельцев квартир (статья 149.1 ЖК РСФСР).
В силу ч. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В ДД.ММ.ГГГГ жилой дом был передан в администрацию, что подтверждается распоряжением Энергетикского поссовета № от ДД.ММ.ГГГГ и актом приемки-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
В момент передачи жилого дома в муниципальную собственность в ДД.ММ.ГГГГ и приватизации первых квартир, он требовал капитального ремонта, в связи с чем обязанность по его проведению должна быть возложена администрацию муниципального образования. Тот факт, что на момент приватизации первой квартиры дом не являлся муниципальной собственностью, основанием к отказу в иске являться не может, поскольку расширение круга бывших наймодателей или их правопреемников является необоснованным.
При смене собственника обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома должен нести новый собственник - муниципальное образование Энергетикский поссовет, последний был не лишен возможности, с учетом того, в каком состоянии был передан жилой дом, ставить перед бывшим собственником вопрос о принятии участия в проведении капитального ремонта.
Во внимание судом принято и то, что администрация приняла дом без каких-либо претензий и возложении обязательств по проведению капитального ремонта на бывшего собственника либо юридическое лицо в чьем хозяйственном ведении находился дом.
Таким образом, оценив представленные сторонами доказательства, принимая во внимание требования закона об обязанности наймодателя по проведению капитального ремонта дома, те обстоятельства, что суду не представлено доказательств проведения капитального ремонта кровли дома, а также фасада, подвального помещения, системы отопления, системы горячего водоснабжения, системы электроснабжения, отсутствия необходимости проведения таких работ, а также, что сроки использования кровельного покрытия и других систем, превысили установленные, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Рассматривая довод представителя ответчика о применении срока исковой давности по требованиям истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 ГК РФ).
В силу абзаца второго пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Согласно ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
По смыслу неисполнения наймодателем обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, речь идет о неисполнении обязательства, срок исполнения которого не определен, поскольку такие отношения носят длящийся характер, в связи с чем, срок для обращения в суд не пропущен.
Толкование статьи 16 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и последующее разъяснение Президиумом Верховного Суда РФ от 01.08.2007 года в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года подтверждает, что обязательства по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме оканчиваются исполнением такого обязательства.
В таком случае администрация муниципального образования Энергетикский поссовет Новооорского района Оренбургской области обязана была доказать, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном <адрес> был проведен, то есть обязательства были исполнены и с этого момента прошло более трех до предъявления иска в суд.
Такие доказательства представлены не были, поэтому заявление ответчиком о пропуске срока исковой давности для данного спора значения не имеет.
При рассмотрении настоящего спора суд, установив обязанность у администрации МО Энергетикский поссовет по проведению капитального ремонта жилого дома, исходит из положений ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также принципу разумности и объему работ, которые необходимо выполнить, поэтому считает возможным установить срок для выполнения капительного ремонта в течение 6 месяцев.
В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). Учитывая вышеизложенные судебные издержки необходимо отнести за счет средств федерального бюджета.
руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.08.2016 ░.
░░░░░: