Судья Шелеповой Е.А. |
Дело № 33-1535/2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург |
06.02.2019 |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего |
Лимоновой Л.Ф., |
судей |
Деменевой Л.С., |
Ильясовой Е.Р. |
при секретаре Колеговой К.Э., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Красноперов А.С. к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск, администрации городского округа Среднеуральск о признании права на улучшение жилищных условий в первоочередном порядке, как лица из числа детей-сирот, обязании восстановить в списке очередников,
по апелляционной жалобе истца на решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 24.10.2018.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя истца – Татаренко К.В., представителя ответчика – Щербаковой М.Н., судебная коллегия
установила:
Красноперов А.С. обратился в суд с иском о признании за ним права на улучшение жилищных условий в первоочередном порядке, как лица из числа детей-сирот, обязании Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск (далее – Управление социальной политики) восстановить Красноперова А.С. в списке лиц, из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения с присвоением номера очереди в списке, зачете периода незаконного отсутствия на учете с 18.07.2008 (с даты снятия с учета администрацией ГО Среднеуральск) по настоящее время, взыскании с ответчиков расходов на оплату услуг представителя в размере 25000 руб. 00 коп., а также расходов по оплате государственной пошлины. В обоснование иска указано, что Красноперов А.С., ... года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот, согласно выписке из решения исполкома Тагилстроевского районного Совета депутатов трудящихся от 19.01.1977 истец был направлен из дома ребенка УЩ-... в дом ребенка г...., затем проживал и обучался в школе–интернате г.... с 1981 по 1989 гг., находился на полном государственном обеспечении. В 1998 году администрацией ГО Среднеуральск истцу было предоставлено койко-место в общежитии по адресу: .... Истец на основании постановления Главы администрации МО «Город Среднеуральск» от 15.05.1998 состоял в первоочередном списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением Главы ГО Среднеуральск от 18.07.2008 истец исключен из данного списка как лицо из числа детей-сирот и включен в общий список граждан, нуждающихся в жилых помещениях. 10.07.2018 истец обратился в Управление социальной политики с заявлением о восстановлении на учете в первоочередном списке, присвоении очереди в списке с зачетом времени незаконного отсутствия на учете, но получил ответ, что поскольку Красноперову А.С. более 23 лет, в связи истечением установленного срока обращения с заявлением о принятии на учет, правом на обеспечение жилым помещением государственного специализированного жилого фонда Красноперов А.С. воспользоваться не может. По настоящее время Красноперов А.С. не обеспечен жилым помещением, в связи с чем и заявлен соответствующий иск.
Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 24.10.2018 исковые требования Красноперова А.С. оставлены без удовлетворения.
Оспаривая законность и обоснованность судебного акта, истец принес на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы указано, что несмотря на установление судом первой инстанции фактов того, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, состоял на учете в администрации ГО Среднеуральск в первоочередном списке граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения, не обеспечен по настоящее время жилым помещением, в иске Красноперову А.С. было отказано. Заявитель считает, что его право на улучшение жилищных условий в первоочередном порядке, как лица из числа детей-сирот, установлено законом и дополнительного признания в судебном порядке не требует, ссылается на судебную практику по аналогичным спорам, которой он руководствовался при заявлении соответствующих требований. Также указано, что выводы суда о том, что Красноперов А.С. вновь должен вставать на учет в Управлении социальной политики противоречат нормам действующего законодательства. Кроме того, заявитель ссылается на ненадлежащее извещение третьего лица ГКОУ СО «Среднеуральская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернет» о месте и времени судебного заседания судом первой инстанции.
На апелляционную жалобы поступил отзыв Управления социальной политики, в котором указано на законность и обоснованность вынесенного по делу судебного акта.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика - Управления социальной политики - просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Как следует из материалов дела, лица, участвующие в деле, были извещены о времени и месте судебного заседания путем направления им извещения от 26.12.2018, а также путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет.
При таких обстоятельствах и с учетом положений ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, в связи с тем, что участвующие в деле лица знали о рассмотрении дела в суде, извещены о времени и месте судебного заседания за срок достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, информация о времени и месте судебного заседания также была размещена на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствии не явившихся участников судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Красноперов А.С. по достижении 2-х летнего возраста был переведен из дома ребенка учреждения УЩ-...6 в дом ребенка г.... на полное государственное обеспечение, что подтверждается выпиской из решения исполкома Тагилстроевского районного Совета депутатов трудящихся №1 от 19.01.1977.
С 1981 по 1989 год Красноперов А.С. проживал и обучался в школе-интернате г.... (ГКОУ СО «...»), также находился на полном государственном обеспечении.
На основании постановления Главы администрации МО «город Среднеуральск» от 15.05.1998 № 219 «О постановке на учет граждан для получения жилплощади и об утверждении списков очередности» Красноперов А.С. был включен в список №2 под №108.
В соответствии с протоколом жилищно-бытовой комиссии МО «город Среднеуральск» при приведении списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствие с действующим законодательством, истец был исключен из указанного списка, что подтверждается постановлением Главы МО «Город Среднеуральск» №603 от 19.09.2005.
17.11.2006 истец обратился с заявлением о восстановлении его в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением от 01.12.2006 №996 Красноперову А.С. восстановлен статус нуждающегося в улучшении жилищных условий, предоставлении жилого помещения.
Постановлением №608 от 28.07.2008 Красноперов А.С. исключен из списка граждан, имеющих право на первоочередное получение жилой площади и включен в общий список граждан, имеющих право на получение жилой площади согласно дате подачи заявления.
16.11.2010 Красноперов А.С. был уведомлен о состоянии очередности в списке граждан, имеющих право на получение жилой площади, что он состоит на учете под номером 7 по состоянию на 12.11.2010.
10.07.2018 в Управление социальной политики поступило обращение Красноперова А.С. о восстановлении на учете в первоочередном списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как лица из числа детей-сирот, с учетом периода отсутствия на учете с 18.07.2008 по настоящее время.
17.07.2018 Управлением социальной политики был дан ответ, согласно которому на момент обращения с указанным заявлением истец правом на обеспечение жилым помещением государственного специализированного жилищного фонда воспользоваться не может в связи с истечением установленного законодательством срока обращения с заявлением о принятии на учет.
Руководствуясь, ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст. 12 Гражданского кодекса РФ, ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ, нормами Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Указом Губернатора Свердловской области от 05.12.2007 №1250-УГ, суд первой инстанции пришел к выводу, что право истца на улучшение жилищных условий в первоочередном порядке, как лица из числа детей-сирот, установлено законом и дополнительного признания в судебном порядке не требует, соответственно, оснований для удовлетворения иска в данной части не имеется.
Также суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований истца о восстановлении его на учете в качестве нуждающегося в жилье по категории дети-сироты, поскольку он состоял ранее на учете в органе местного самоуправления, а не на учете в Управлении социальной политики, тогда как с января 2013 года изменился порядок обеспечения жильем указанной категории лиц, при этом требований об обязании Управления социальной политики поставить Красноперова А.С. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, истцом заявлено не было.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку судом полно и всесторонне исследованы все имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что дело рассмотрено в отсутствие надлежащего извещения третьего лица о времени и месте судебного заседания – ГКОУ СО «Среднеуральская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернет» (в настоящее время – ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №12 реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»), судебная коллегия отклоняет, поскольку в материалах дела имеется письмо в адрес третьего лица о направлении судебной повестки, определения о подготовке дела к судебному разбирательству, искового материала (л.д. 34).
Кроме того, от ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №12 реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» в Свердловский областной суд поступило письмо от 26.12.2018 о том, что они были извещение о рассмотрении дела, а также с просьбой рассмотреть настоящее дело в их отсутствие.
Относительно доводов апелляционной жалобы заявителя о том, что при установлении всех вышеназванных обстоятельств по делу, суд все же отказал истцу в иске, судебная коллегия полагает следующее.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции от 21.12.1996, действующей на момент принятия истца на учет, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Данный закон, согласно его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Аналогичные нормы содержатся в действующей редакции Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в первоначальной ред. от 29.12.2004) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01.01.2013 был изменен порядок обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До внесения указанных изменений вопрос обеспечения жилым помещением лиц указанной категории находился в ведении органов местного самоуправления, при этом указанной категории граждан жилые помещения предоставлялись вне очереди и по договорам социального найма, а после внесения изменений - обязания предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации жилых помещений специализированного жилищного фонда.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ст. 4 Федерального закона 29.02.2012 №15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ и Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №5-ФЗ) распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные соответствующим Федеральным законом, в том числе и на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки при условии отсутствия уважительных причин пропуска данными лицами срока постановки на учет в уполномоченных государственных органах социальной политики.
Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В данном Обзоре также указан примерный перечень причин несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, которые могут быть признаны судами уважительными и указанный перечень не является исчерпывающим.
Таким образом, для удовлетворения требования о предоставлении жилого помещения лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, суду в каждом конкретном случае надлежит выяснить основание не обращения в соответствующий орган с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда.
В соответствии с постановлением Главы администрации МО «город Среднеуральск» от 15.05.1998 №219 «О постановке на учет граждан для получения жилой площади и об утверждении списков очередности» Красноперов А.С. был включен в первоочередной список №2 под №108.
Постановлением Главы ГО Среднеуральск от 28.07.2008 истец исключен из списка граждан, имеющих право на первоочередное получение жилой площади №2, и включен в список граждан, имеющих право на получение жилой площади под №3 согласно дате подачи заявления,
Основание исключения – не подтверждение права на улучшение жилищных условий в льготном порядке (не представлен полный комплект документов).
О данном обстоятельстве Красноперов А.С. был уведомлен администрацией ГО Среднеуральск письмами от 25.02.2015, 31.03.2016.
Таким образом, поскольку истец был снят с учета по предоставлению жилых помещений в первоочередном порядке, материалы дела не содержат сведений о том, что Красноперов А.С. каким-либо образом оспаривал данное постановление, предоставлял какие-либо документы в администрацию ГО Среднеуральск в подтверждение своего статуса, не обращался в Управление социальной политики (с момента передачи им полномочий в данной части – с 2013 года) по вопросу постановки на учет с предоставлением доказательств наличия уважительных причин пропуска установленного срока обращения (до 23 лет), то судебная коллегия полагает, что при установлении всех вышеназванных обстоятельств суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, в том числе о восстановлении в списке лиц, из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку в данном органе Красноперов А.С. на учете никогда не состоял.
Учитывая вышеизложенное, вывод суда первой инстанции в данной части является верным, основанным на правильном применении норм материального права и не противоречит действующему законодательству.
При этом судебная коллегия учитывает, что истец состоит в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации ГО Среднеуральск под №3.
Ссылки заявителя жалобы на имеющуюся судебную практику по аналогичным спорам, судебная коллегия не принимает, поскольку суд выносит решение исходя из конкретных обстоятельств дела.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы заявителя являются несостоятельными и не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, в связи с чем следует признать постановленное по делу решение законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу Красноперова А.С. – без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 24.10.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Красноперов А.С. – без удовлетворения.
Председательствующий: |
Л.Ф. Лимонова |
Судьи: |
Л.С. Деменева |
Е.Р. Ильясова |