Дело № 5-107/2018
Постановление
по делу об административном правонарушении
г. Звенигово 16 августа 2018 года
Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Коньков В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении СПК «Звениговский», юридический и фактический адрес которого: <адрес>, привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении от <дата>, составленному начальником межрегионального отдела по надзору за взрывопожароопасными объектами общепромышленного и химического комплекса Приволжского управления Ростехнадзора С.Р.Р., <дата> в ходе проведенной Приволжским Управлением Ростехнадзора внеплановой выездной проверки установлено, что юридическим лицом – СПК «Звениговский» в ходе осуществления производственной деятельности допущены нарушения требований промышленной безопасности, предъявляемых к осуществлению лицензированных видов деятельности при эксплуатации опасных производственных объектов производственного здания (сооружения) – участка приемки зерна и первичной очистки отдельно стоящего сушильного участка зерна регистрационный № № III класса опасности на СПК «Звениговский», а именно:
- в нарушение требований пункта 1 статьи 9 Федерального закона от <дата> № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федерального закона № 116-ФЗ), пункта 6.1 статьи 22 Федерального закона от <дата> № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федерального закона № 99-ФЗ) не переоформлена лицензия № ВП-43-004147 от <дата> на право эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности на СПК «Звениговский»;
- в нарушение требований статьи 8, статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 29, 32, 41, 54, 69, 71, 73, 77, 476, 477 «Правил безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утвержденных приказом Федеральной Службы по экологическому технологическому и атомному надзору от <дата> № (далее – Правила безопасности), подпункта «в» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от <дата> № (далее – Положения о лицензировании) на СПК «Звениговский» не завершены мероприятия по ликвидации или техперевооружению опасного производственного объекта, участка приемки зерна и первичной очистки отдельно стоящего сушильного участка зерна №, расположенного по адресу: <адрес>, и находящегося в предаварийном состоянии. Не обеспечена изоляция предаварийного сооружения участка от доступа в него производственного персонала (за исключением монтажных организаций с оформлением допуска на проведение работ) и их травмирование: аварийный участок приемки зерна технологически соединен материалопроводом с действующим участком сушки; не проведено обесточивание оборудования участка приемки зерна и первичной очистки (не вывешены предупреждающие таблички); отсутствует защитное ограждение (люк) на 1 приемном устройстве зерна с автотранспорта; на нориях (2 ед.) не установлены пламяотсекающие устройства;
- в нарушение требований пунктов 2, 5 статьи 2, пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункта 21 приложения №, пункта 24 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» № от <дата>, подпункта «у» пункта 5 Положения о лицензировании: не обеспечена полнота и достоверность сведений о фактически используемом оборудовании на опасных производственных объектах – цеха по производству комбикормов №, склада силосного типа №, отдельно стоящего сушильного участка зерна № СПК «Звениговский» в государственном реестре опасных производственных объектов и его характеристиках, не внесен весь перечень оборудования (в том числе аспирационного, согласно технологической части проектной документации). «Сеть газопотребления СПК «Звениговский», в государственном реестре опасных производственных объектов: не указан паровой котел Е-2,5-0,9 ГМ рег. №, зав. №, эксплуатируемый на опасном производственном объекте; отсутствует информация о трубопроводе пара (паровой коллектор O273 мм) условным проходом более 100 мм, рег. №, расположенном в пределах здания котельной;
- в нарушение требований статей 6, 8, пункта 1 стать 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 6, 10, 472, 477 Правил безопасности, подпунктов «ф», «в» пункта 5 Положения о лицензировании: отсутствует проектная документация, положительное заключение экспертизы на проектную документацию, в связи с возведением строительных конструкций отдельно стоящего сушильного участка зерна № на СПК «Звениговский»; не внесены изменения в технологический регламент отдельно стоящего сушильного участка зерна №, в соответствии с п. 8 предписания № от <дата>.
Представитель СПК «Звениговский», а также представитель Приволжского Управления Ростехнадзора, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела об административном правонарушении прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Целью данной статьи является обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Объективную сторону деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, при этом наступления последствий не требуется.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности, что следует из ст. 3 Федерального закона № 116-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона № 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из п. 1 ст. 8 Федерального закона № 116-ФЗ следует, что техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 116-ФЗ, экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.
В силу п. 6.1 ст. 22 Федерального закона № 99-ФЗ лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья» утвержденные приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 № 560, устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на опасных производственных объектах, на которых осуществляется хранение и (или) переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.
Положения о лицензировании определяет порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Приведенные в описательной части постановления, допущенные СПК «Звениговский» нарушения требований промышленной безопасности, предъявляемых к осуществлению лицензированных видов деятельности при эксплуатации производственного здания подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № от <дата>; копией лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов предоставленная СПК «Звениговский» от <дата>; копией свидетельства о регистрации опасных производственных объектов, эксплуатируемых СПК «Звениговский» от <дата>; актом проверки юридического лица СПК «Звениговский» от <дата>, иными материалами дела.
Таким образом, действия СПК «Звениговский», как юридического лица, выразившиеся в нарушении требований промышленной безопасности, предъявляемых к осуществлению лицензированных видов деятельности при эксплуатации производственного здания, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Совокупность собранных и исследованных в судебном заседании доказательств является достаточной для установления всех обстоятельств, предусмотренных ст. 26.1 КоАП РФ, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.
Смягчающих наказание обстоятельств судом не установлено, обстоятельством, отягчающим наказание необходимо отнести повторное привлечение к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ по настоящему делу об административном правонарушении не установлено.
Совершенное СПК «Звениговский» административное правонарушение посягает на жизнь и здоровье людей при эксплуатации производственного объекта, в связи с чем представляет повышенную общественную опасность.
Поэтому, учитывая конкретные фактические обстоятельства совершенного правонарушения, а также характер допущенных юридическим лицом нарушений требований промышленной безопасности, предъявляемых к осуществлению лицензированных видов деятельности при эксплуатации производственного здания, создающих реальную угрозу жизни и здоровью работников предприятия эксплуатирующих промышленный объект, а также угрозу причинения существенного вреда окружающей среды, основываясь на требованиях ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ, принимая во внимание изложенные обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления приведенных выше негативных последствий, СПК «Звениговский» следует назначить наиболее строгое наказание, то есть административное приостановление деятельности на определенный (максимальный) срок производственного здания (сооружения) – участка приемки зерна и первичной очистки отдельно стоящего сушильного участка зерна регистрационный № № III класса опасности.
Данный вид наказания будет соответствовать требованиям ст. 3.1 КоАП РФ, обеспечит предупреждение совершения новых правонарушений как СПК «Звениговский», так и другими лицами.
Поскольку в отношении СПК «Звениговский» в соответствии со ст. 27.16 КоАП РФ применен временный запрет деятельности производственного здания, срок административного приостановления деятельности необходимо исчислять с <дата> – с момента фактического его прекращения деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,
постановил:
СПК «Звениговский» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности – прекращение эксплуатации производственного здания (сооружения) – участка приемки зерна и первичной очистки отдельно стоящего сушильного участка зерна регистрационный № № III класса опасности, расположенного по адресу: <адрес>, на срок 90 (девяносто) суток.
Срок административного приостановления деятельности исчислять с 15 часов 00 минут <дата>.
Разъяснить законному представителю СПК «Звениговский» положения ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ, согласно которому судья, орган, должностное лицо, назначившие административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращают исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
Постановление направить немедленно для исполнения судебным приставам-исполнителям.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья В.Л. Коньков