Дело № 2-1768 /14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 октября 2014 г. г. Видное Московской области
Видновский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Волковой Ю.С.
при секретаре: Мусатовой Е.А.,
с участием: представителя истца Рыбенцова А.А., представителей ответчика- Лысенко Е.В., Багринцева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО «Эко- Эксплуатация» к Сазонов В.Е. о взыскании задолженности по оплате услуг и работ по содержанию и ремонту имущества многоквартирного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 604483 рубля 73 коп., взыскании неустойки за просрочку оплаты услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 600000 рублей, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в сумме 14222 рублей 42 коп.,
и по встречному иску Сазонов В.Е. к ООО «Эко- Эксплуатация» об обязании произвести перерасчет в соответствии с нормами действующего законодательства РФ тарифов на обслуживание дома, и признании обязательств по оплате коммунальных слуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. исполненными надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Истец ООО «Эко- Эксплуатация» обратился в суд с иском к ответчику Сазонов В.Е. с требованиями о взыскании задолженности по оплате услуг и работ по содержанию и ремонту имущества многоквартирного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 604483 рубля 73 коп., взыскании неустойки за просрочку оплаты услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 600000 рублей, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в сумме 14222 рублей 42 коп.
В обоснование иска указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО Эко- Эксплуатация и Сазонов В.Е. было заключено соглашение №, в соответствии с п.1.1, п.2.2. которого, истец обязался за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную деятельность, по управлению домом, а именно, принадлежащей ответчику квартиры № (условно) <адрес> общей площадью по БТИ 240, 5 кв.м., и машиноместа №, расположенным в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, суммарная площадь помещений 300, 82 кв.м.
Истец надлежащим образом оказывало и оказывает услуги ответчику, исполняя свои обязательства в полном объеме в соответствии с условиями и требованиями соглашения и жилищного и иного законодательства в сфере управления многоквартирным домом.
Ответчик в соответствии с п.2.1.7 соглашения, обязался своевременно вносить плату за коммунальные услуги, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме на основании платежных документов, предоставляемых ООО Эко- Эксплуатация, исходя из расчета, приложение № к Соглашению.
В соответствии с приложением № к соглашению, стороны согласовали, что оплата за эксплуатационные расходы и коммунальные услуги осуществляется из расчета 60 рублей за кв.м. в месяц.
В связи с увеличением тарифов поставщиками услуг и повышением уровня инфляции в соответствии с п. 3.2.6 стоимость услуг и работ по содержанию и ремонту имущества многоквартирного дома с ДД.ММ.ГГГГ была изменения ООО Эко- эксплуатация в одностороннем порядке путем размещения соответствующих объявлений в лифтовых холлах, а также передачи уведомлений через почтовый ящик заказчика. Размер услуг за 1 кв.м. квартиры составил 72 руб. ежемесячно и 940 рублей за одно машиноместо.
С ДД.ММ.ГГГГ стоимость услуг за квартиру осталась неизменным, а стоимость услуг за машино место увеличилась и составила 1060 руб. 74 коп. за одно машино место.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ответчик эксплуатационные расходы и коммунальные услуги не оплачивал и размер его задолженности перед ООО эко- эксплуатация по состоянию на 30.04. 2014 г. составил 604483 руб. 73 коп.
Ответчик не исполняет свои обязательства по оплате оказанных услуг, предусмотренных соглашением, и в соответствии с п.2.1.7, п.4.7. соглашения, обязан оплатить оказанные услуги в полном объеме, а также неустойку (пени) в размере 0,5% от суммы задолженности за каждый день просрочки. Размер неустойки составляет 1747447 руб. 54 коп.
Ответчик Сазонов В.Е. обратился в суд со встречным иском ( л.д. 72 т1), согласно которого просит обязать ООО Эко- Эксплуатация произвести в соответствии с нормами действующего законодательства РФ перерасчет тарифов на обслуживание дома, по адресу: <адрес>, и признать обязательство между Сазонов В.Е. и ООО Эко- эксплуатация по оплате коммунальных платежей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исполненным надлежащим образом.
В обоснование встречного иска указав, что с ДД.ММ.ГГГГ управляющая компания в одностороннем порядке повысила стоимость оказываемых услуг, мотивируя это п. 3.2.6 соглашения, на основании которого, управляющий вправе в одностороннем порядке изменять стоимость услуг, если это обусловлено принятием новых нормативных актов, налогов, а также изменением уровня инфляции. Управляющим не представлено обоснований необходимости повышения стоимости своих услуг, не представил доказательства необходимости увеличения затрат на обслуживание дома. В соответствии с соглашением, управляющий извещает заказчика не менее чем за 30 календарных дней до введения изменений. Извещение проводится посредством размещения объявлений в лифтовых холлах, а также передачи уведомления через почтовый ящик. Стороной не представлено доказательств надлежащего уведомления ответчика об изменении размера стоимости услуг.
Одностороннее изменение стоимости услуг управляющего, является прямым нарушением п. 7 ст. 156 ЖК РФ. Общее собрание собственников помещений дома для установления новых тарифов стоимости работ и услуг управляющего не проводилось, а на проводимых собраниях изменение тарифов не обсуждалось, расчет платежей за оплату работ и услуг управляющего осуществлялся на основании Постановлений Правительства г. Москвы, от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца Рыбенцов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, против удовлетворения встречного иска возражал, указывая на отсутствие оснований.
Представители ответчика Лысенко Е.В. и Багринцев С.А. в судебном заседании с иском ООО Эко- эксплуатация не согласились, указывая, что в соответствии с установленными Правительством г. Москвы тарифами, ответчик оплатил 353135 рублей, впоследствии уточнив сумму оплаты в размере 263675 руб. с учетом трех квитанций августа 2014 г. ООО Эко- эксплуатация существенно завышает объем фактически оказанных услуг, осуществляет расчет стоимости данных услуг, руководствуясь собственной инициативой, не основываясь на тарифах и нормах потребления, установленных Правительством г. Москвы. Также ответчиком в адрес истца неоднократно направлялись претензии с требованием раскрыть информацию что входит в размел эксплуатация, и какие именно услуги требует оплатить ООО Эко- Эксплуатация. Ответчик считает необоснованными тарифы по оплате машиномест. За весь период существования дома, ни одного собрания по вопросу утверждения тарифов ни в очной, ни в заочной форме не проводилось. Свои встречные исковые требования поддержали.
Представитель Жилищной инспекции г. Москвы в судебное заседание не явился, имеется телефонограмма о рассмотрении дела в отсутствие представителя, решения на усмотрение суда в соответствии с законом.
Представитель ТСЖ СМД Белый лебедь в судебное заседание не явился, извещен, в материалах дела представлен отзыв, согласно которого ТСЖ просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя и поддерживает требования истца.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 240,5 кв.м.
Также истцу на праве собственности принадлежит 4 машиноместа №, при данном доме.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключено соглашение № ( т1 л.д. 12), по условиям которого, управляющий (истец) принял на себя обязательства по поручению заказчика (ответчик) в течение согласованного срока за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п. 6 соглашения, цена соглашения определена как сумма плат за коммунальные услуги, содержание и ремонт помещения, иные работы и услуги. Плата за коммунальные услуги. Содержание и ремонт помещения, иные работы, и услуги начисляется и оплачивается заказчиком с момента передачи помещения заказчику. Размер платы за содержание и ремонт помещения (техобслуживание) определяется исходя из совокупности расходов, по содержанию и ремонту помещения, включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых Правительством г Москвы, и (или) на основании соответствующих договоров, заключенных с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги начисляется управляющим и оплачивается заказчиком с момента фактического оказания услуг. Размер платы и иные работы и услуги, устанавливаются на основании принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления тарифов и ставок и (или) на основании соответствующих договоров заключенных с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно протокола решения общего собрания членов ТСЖ СМД Белый лебедь от ДД.ММ.ГГГГ ( т2 л.д. 33), ТСЖ СМД Белый лебедь принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом – управляющая компания. Избрана управляющей компанией ООО Эко- Эксплуатация.
Согласно протокола общего собрания членов ТСЖ СМД Белый лебедь от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о заключении с ООО Эко- Эксплуатация, договора возмездного оказания услуг по управлению и эксплуатации жилого дома по адресу: <адрес>, утвердив представленную ООО Эко- эксплуатация смету, с учетом технического обслуживания и расходов по эксплуатации.
Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ, ТСЖ СМД Белый лебедь и ООО Эко- эксплуатация ( т1 л.д. 44), ТСЖ – объединение собственников помещений в многоквартирном доме, поручило управляющему ООО Эко- эксплуатация, выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений, и осуществление иной деятельности направленной на достижение целей управления многоквартирным домом.
В приложение к договору представлена смета платы за помещения расположенные в жилом доме по адресу: <адрес> ( л.д. 42 т2).
ДД.ММ.ГГГГ на собрании правления ТСЖ СМД Белый лебедь заслушан отчет управляющей компании и принято решение о перезаключении договора по управлению и эксплуатации жилого дома, с установлением новых тарифов по оплате. ( лд. 43 т2).
ДД.ММ.ГГГГ между ТСЖ СМД Белый лебедь и ООО Эко- эксплуатация заключен договор возмездного оказания услуг по управлению и эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, с приложением – смета платы за помещения ( т2 л.д. 45).
Удовлетворяя требования истца ООО Эксо – эксплуатация частично, суд исходит из следующего:
Согласно ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Как установлено, управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, осуществляется управляющей компанией- ООО Эко- эксплуатация.
Согласно п. 5 ст. 46 Жилищного кодекса РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Таким образом, суд приходит к выводу о правомочности управляющей организации – ООО Эко- эксплуатация решать вопросы, связанные с оплатой собственниками помещений расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного жилого помещения и, если данное жилое помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена в ст. 154 ЖК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1. плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2. плату за коммунальные услуги.
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе оплаты административно-управленческих расходов, в силу ст. 156 п. 8 ЖК РФ устанавливается органами управления товарищества собственников жилья.
Согласно п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Таким образом, судом принимаются тарифы и ставки, применяемые управляющей компании к выставляемых счетам на оплату коммунальных и иных услуг по управлению и содержания домом, поскольку они утверждены правлением ТСЖ.
Факт предоставления услуг не оспаривался.
Истцом заявлена сумма задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 604483 руб. 73 коп.
Однако, в силу ст. 56 ГПК РФ, указанный размер задолженности истцовой стороной не подтвержден.
Так, согласно расчета стороны истца ( т1 л.д. 9) сумма начислений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. составляет 770779 рублей 53 коп.
Сумма оплаты ответчиком составила – 231835 руб.
Сумма долга составит – 538944 рублей 53 коп.
При этом, в силу ст. 56 ГПК РФ, истцовой стороной сумма задолженности в размере 65539 рублей 20 коп. не подтверждена. Более того, указанная сумма является задолженностью за иной период который истцовой стороной не заявляется.
Более того, в период рассмотрения дела, в ДД.ММ.ГГГГ. ответчиком произведена частичная оплаты коммунальных платежей на сумму 14000 рублей+ 14000 рублей + 1850 руб. = 29850руб. Указанная сумма также судом принимается в счет оплаты в спорном периоде.
Таким образом, сумма задолженности составит – 538944, 53 – 29850 = 509094 руб. 53 коп.
Удовлетворяя частично требования в части взыскания пени, суд исходит из следующего:
Согласно п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличения установленного в данной части размера пеней не допускается.
При таких обстоятельства, указание в соглашении № на размер пеней в размере 0,5% является ничтожным, поскольку противоречит положению п 14 ст. 155 ЖК РФ.
Размер исчисления пеней 1/300 х 8,25% = 0,02
Оплата должна производиться до 10 числа каждого следующего месяца.
Расчет пени – сумма платежей за ДД.ММ.ГГГГ в размере 21800, 29 за вычетом 3760 рублей ( оплата содержания машино места не является платой за жилое помещение коммунальные услуги, а при таких обстоятельствах ее размер не подлежит включению в сумму для начисления пеней), в силу ст. 155 ЖК РФ на данную сумму пени начислению не подлежат, должно быть оплачено в срок до ДД.ММ.ГГГГ течение периода просрочки с ДД.ММ.ГГГГ, составляет ( 365 + 365+293= 1023), сумма пени – 5074 руб. 08 коп.
Однако, в июне от ответчика поступила оплата в размере 22885 рублей, которая истцом была принята, а при таких обстоятельствах, оснований для начисления пени за июнь ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Размер платы за ДД.ММ.ГГГГ составил – 21878 руб. 84 коп. – 3760 руб., оплата до ДД.ММ.ГГГГ, период неустойки с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ – дата следующего платежа. Период – 120 дней, сумма неустойки – 18118, 84 х 8,25% : 300 х 120 =597 руб. 60 коп.
За ДД.ММ.ГГГГ сумма неустойки до декабря 2011 г., дней просрочки 90, сумма 21600, 33 – 3760 – 17840, 33 х 8,25% : 300 х 90 = 441 руб.
В декабре оплачено 44775 руб., сумма оплат за ДД.ММ.ГГГГ составила 43479 руб. 17 коп. В счет сумму коммунальных платежей за сентябрь в ДД.ММ.ГГГГ г поступила сумма 1295 руб. 83 коп.
Расчет пени за ДД.ММ.ГГГГ г. выглядит следующим образом:
Сумма начислений за ДД.ММ.ГГГГ 21634, 84, за вычетом машино мест 3760 = 17874, 84 руб.
Сумма пени с октября до ДД.ММ.ГГГГ г. исчисляется из суммы 17874, 84, с декабря до августа 2012 г. – 16579, 01 руб. в ДД.ММ.ГГГГ г. поступила оплата.
17874, 84 х 8,25% : 300 х60= 294 руб. 60 коп.,
16579, 01 х 8,25% : 300 х 240= 1094 руб. 20 коп.
Итого за ДД.ММ.ГГГГ. сумма пени – 1388 руб. 80 коп.
Сумма пени ДД.ММ.ГГГГ г. сумма – 21611, 13 – 3760 = 17851, 13руб.
С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ г. сумма пени исчисляется из суммы 17851, 13, а с ДД.ММ.ГГГГ г. с учетом оплаты из суммы 17851,13- 13270,99 = 4580,14.
С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ – 210 дней, 17851, 13 х 8,25% : 300 х 210 = 1029 рублей,
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. – 150 дней, 13270, 99 х 8,25% : 300 х 210 = 764, 40 руб.
Пени за ДД.ММ.ГГГГ составили – 1793 руб. 40 коп.
По такому же принципу рассчитана сумма пени за весь период. Сумма пени составила 105500 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с частью 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, т.е., по существу, - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, что не может рассматриваться как нарушение статьи 35 Конституции РФ.
Взыскание неустойки в заявленном истцом размере не соответствовало бы компенсационной природе неустойки, которая направлена на восстановление прав кредитора, нарушенных вследствие ненадлежащего исполнения обязательства, и именно поэтому должна соответствовать последствиям нарушения.
При принятии решения о снижении размера неустойки, принимает во внимание срок просрочки исполнения обязательства, и его причина.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о необходимости снижения размера требуемой истцом неустойки на основании положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации до 10000 рублей.
Согласно ст. 94,98 ГПК РФ, сумма государственной пошлины взыскивается пропорционально удовлетворенных требований.
Отказывая ответчику в удовлетворении встречного иска, суд исходит из следующего:
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (ст. 289 ГК РФ). Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (ст. 290 ГК РФ).
Жилищный кодекс РФ предусматривает, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме (часть 3 статьи 30ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ст. 39 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой.
Согласно положениям частей 1 и 6 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива (части 1, 8 статьи 156 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 2 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (части 1, 2 статьи 157).
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч. 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, исполнителем коммунальных услуг может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив.
Согласно пунктам 28, 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, собственник помещений обязан нести бремя расходов на содержание общего имущества. Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами товарищества собственников жилья, определяется органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год. Размер платы за содержание и ремонт общего имущества должен быть соразмерен утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определен разделом III приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354).
Пункт 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предусматривает, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды) (абзац первый); потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды (абзац второй).
Пунктом 44 определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам.
Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13 и 14 приложения N 2 к Правилам.
Пункт 54 Правил регулирует отношения, связанные с самостоятельным производством коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет порядок осуществления расчета размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу, объема использованного при производстве коммунального ресурса при наличии прибора учета и при его отсутствии, предусматривает определение размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения); устанавливает, что в плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования, расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Из указанных правовых норм следует, что собственники жилых помещений, как являющиеся так и не являющиеся членами товарищества собственников жилья, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. При этом установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления товарищества собственников жилья.
Согласно протокола № общего собрания членов ТСЖ Белый лебедь от 16.10. 2009 г. установлена смета и виды предоставляемых услуг по управлению и эксплуатации жилого дома, а также утверждены тарифы.
ООО Эко – Эксплуатация приняла на себя управление общим имуществом многоквартирного дома согласно требованиям Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда. Предоставление коммунальных услуг осуществляется ресурсоснабжающими организациями (тепловая энергия, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов) по договорам между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, оснований для перерасчета тарифов на обслуживание дома не имеется.
Суд обращает внимание, что Постановления Правительства г. Москвы Об утверждении цен, ставок и тарифов на ЖКУ для населения, подлежат применению в случае если в доме в установленном порядке не принято решение о выборе способа управления домом, или если принятое решение не было реализовано.
Также не подлежат удовлетворению и требования ответчика о признании принятых обязательств по оплате коммунальных платежей за период с 01.06. 2011 г. по 30.04. 2014 г. исполненными, поскольку, стороной ответчика в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих исполнение возложенной на него обязанности по оплате коммунальных и иных платежей, по содержанию и управлению многоквартирным домом.
Представленные ответчиком квитанции совпадают с рассчетом, представленным истцом. Квитанции по оплате за май, апрель 2011 г. судом не принимаются, поскольку, в спорный период не включаются.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ООО «Эко- Эксплуатация» к Сазонов В.Е. о взыскании задолженности по оплате услуг и работ по содержанию и ремонту имущества многоквартирного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 604483 рубля 73 коп., взыскании неустойки за просрочку оплаты услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 600000 рублей, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в сумме 14222 рублей 42 коп., - удовлетворить частично.
Взыскать с Сазонов В.Е. в пользу ООО «Эко- Эксплуатация» задолженность по оплате услуг и работ по содержанию и ремонту имущества многоквартирного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 509094 рубля 53 коп., неустойку за просрочку оплаты услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме – 8390 рублей 94 коп., итого к взысканию сумма в размере : 527485 рублей 47 коп.
В удовлетворении исковых требований о взыскании суммы долга в размере 604483 рубля 73 коп., взыскании неустойки за просрочку оплаты услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 600000 рублей, государственной пошлины в сумме 14222 руб. 42 коп., ООО «Эко- Эксплуатация» - отказать.
В удовлетворении встречного иска Сазонов В.Е. к ООО «Эко- Эксплуатация» о об обязании произвести перерасчет в соответствии с нормами действующего законодательства РФ тарифов на обслуживание дома, и признании обязательств по оплате коммунальных слуг за период с 01.06. 2011 г. по 30.04. 2014 г. исполненными надлежащим образом, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в течение одного месяца в Московский областной суд через Видновский городской суд Московской области.
Полный текст решения суда изготовлен 20 октября 2014 г.
Председательствующий Ю.С. Волкова