Дело № 2-400/2022
УИД 22RS0034-01-2022-000498-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2022 года с. Михайловское
Михайловский районный суд Алтайского края в составе:
судьи Махрачевой О.В.,
при секретаре Брайт А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Совета депутатов Малиновоозерского поссовета Михайловского района Алтайского края к Дениченко Александру Ивановичу о прекращении трудового договора,
УСТАНОВИЛ:
Совет депутатов Малиновоозерского поссовета Михайловского района Алтайского края обратился в суд с иском к главе поссовета муниципального образования Малиновоозерский поссовет Дениченко А.И. о прекращении трудового договора, в обоснование указав, что 12.05.2022 постановлением мирового судьи судебного участка Михайловского района глава поссовета муниципального образования Малиновоозерский поссовет Дениченко А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде дисквалификации сроком на 1 год, постановление вступило в законную силу 14.06.2022. 20.07.202 на сессии Совета депутатов постановление принято к сведению, ответчику рекомендовано его исполнение. Распоряжением от 21.07.2022 №18-р глава поссовета Дениченко А.И. прекратил управление юридическим лицом – администрацией Малиновоозерского поссовета. Указывает, что дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности муниципальной службы, иную должность предложить Дениченко А.И. Совет депутатов не имеет возможности в связи с отсутствием вакантных должностей. 31.08.2022 Дениченко А.И. предложено расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, на которое он ответил отказом. В связи с изложенным истец, с учетом уточнения, просил прекратить трудовой договор с Дениченко А.И, главой Малиновоозерского поссовета в связи с дисквалификацией на основании п. 8 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Совета депутатов Малиновоозерского поссовета Домникова О.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что Совет депутатов лишен возможности самостоятельного прекращения трудовых отношений с Дениченко А.И., при этом последний не имеет права занимать должности главы поссовета в связи с дисквалификацией. Также пояснила, что письменный трудовой договор с Дениченко А.Н. не подписывался, но фактически он приступил к исполнению своих полномочий.
Ответчик Дениченко А.И. в судебном заседании возражал против заявленных требований.
Выслушав стороны, исследовав и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно решению Совета депутатов Малиновоозерского поссовета от 19.10.2017 №15, в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федеральным законом от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», законом Алтайского края от 07.12.2007г. №134-ЗС «О муниципальной службе в Алтайском крае» Дениченко Александр Иванович назначен на должность главы поссовета муниципального образования Малиноозерский поссовет Михайловского района Алтайского края (л.д. 7).
На основании распоряжения администрации Малиновоозерского поссовета Михайловского района Алтайского края от 30.10.2017г. №31-л Дениченко А.И. вступил в должность главы поссовета муниципального образования Малиновоозерский поссовет Михайловского района Алтайского края с 30.10.2017г. (л.д. 9).
Согласно пункту 10 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации к основаниям прекращения трудового договора относятся обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.
Прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой указанной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (часть вторая статьи 83 ТК РФ).
Таким образом, трудовым законодательством предусмотрены условия прекращения трудовых отношений помимо воли сторон трудового договора, при этом расторжение трудового договора по таким основаниям допустимо при невозможности перевести работника на другую работу, что является трудовой гарантией для работника.
Понятие дисквалификации дано в части 1 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в области проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять деятельность в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), либо осуществлять деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность, либо осуществлять деятельность в области управления многоквартирными домами.
В соответствии с постановлением мирового судьи судебного участка Михайловского района Алтайского края от 12.05.2022 Дениченко А.И., как должностное лицо – глава поссовета муниципального образования Малиновоозерский поссовет Михайловского района Алтайского края, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде дисквалификации сроком на 1 год, при этом Дениченко А.И. разъяснено, что постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, постановление вступило в законную силу 14.06.2022 (л.д. 12-13).
Согласно распоряжению администрации Малиновоозерского поссовета от 21.07.2022 №18-Р Дениченко А.И. во исполнение судебного постановления от 12.05.2022 и решения Совета депутатов Малиновоозерского поссовета от 20.07.2022г. №9 сложил с себя полномочия по управлению юридическим лицом – Администрацией Малиновоозерского поссовета с обязательством не возглавлять администрацию, не руководить ее деятельностью и не нести ответственность за осуществление ее полномочий в течение срока, установленного судом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" должностью муниципальной службы признается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
В силу закона Алтайского края от 07.12.2007 №134-ЗС «О муниципальной службе в Алтайском крае» глава администрации относится к высшим должностям муниципальной службы.
Уставом муниципального образования Малиновоозерский поссовет Михайловского района Алтайского края, принятым решением Совета депутатов Малиновоозерского поссовета от 24.12.2021 №38 в статье 32 предусмотрено, что глава поселения является высшим должностным лицом поселения со сроком полномочий 5 лет, глава поссовета возглавляет Администрацию поссовета, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия и несет полную ответственность за осуществление ее полномочий. Глава поссовета наделен полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 34 Устава) (л.д.21-43).
Положения указанных нормативных актов разграничивают понятия "глава муниципального образования" и "глава администрации муниципального образования". Так, глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования, наделенным уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава администрации муниципального образования - высшая должность муниципальной службы, осуществляет руководство исполнительно-распорядительным органом (администрацией) муниципального образования.
При этом, как отмечалось выше, согласно части 1 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.
Круг лиц, к которым может быть применена дисквалификация, определен в части 3 названной статьи, к числу которых относятся лица, замещающие должности муниципальной службы.
Между тем, постановлением мирового судьи от 12.05.2022 дисквалификация, как административное наказание, применено к Дениченко А.И., как к главе поссовета муниципального образования Малиновоозерский поссовет Михайловского района Алтайского края, тогда как Дениченко А.И., являясь главой муниципального образования, к лицам, замещающим должности муниципальной службы, не относится.
Кроме того, основания, при которых полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно, определены в пункте 6 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 33 Устава муниципального образования, их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, дисквалификация в их числе отсутствует.
При установленных обстоятельствах, учитывая, что постановление мирового судьи о привлечении Дениченко А.И. к административной ответственности в виде дисквалификации не предопределяет выводов суда при рассмотрении настоящего спора о прекращении трудовых отношений с Дениченко А.И., суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 8 ░░. 83 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.11.2022.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░