Дело № 2-5393/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2017 года
Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Жалсаповой Д.Б.,
при секретаре Мелтонян Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Свободненского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании произвести капитальный ремонт участков железнодорожных путей общего пользования,
у с т а н о в и л :
Свободненский транспортный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Свободненской транспортной прокуратурой во исполнение плана работы прокуратуры на 3 квартал 2017 года проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе при эксплуатации участков пути с просроченным капитальным ремонтом, в Белогорской дистанции пути - структурного подразделения Забайкальской дирекции инфраструктуры – структурном подразделении Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД». В результате проверки установлено, что на указанной дистанции пути имеются участки с просроченным капитальным ремонтом. Ссылаясь на то, что эксплуатация железнодорожных путей общего пользования, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии, не отвечающая требованиям безопасности, создает угрозу безопасности движения и может повлечь тяжкие последствия, связанные в том числе с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущербом имущества неопределенного круга лиц, прокурор просил суд обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Забайкальской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу, провести капительный ремонт следующих участков железнодорожных путей общего пользования Забайкальской железной дороги: с 7868 км. пк.4 по 7869 км. пк.7 (путь 2).
В судебном заседании старший прокурор отдела Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Шадрина Н.И., действующая на основании прав по должности по поручению, заявленные требования поддержала, дав пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представители ответчика ОАО «РЖД» Пышкина И.С., Ведерникова Н.А., Быстрицкий М.В., действующие на основании доверенности, исковые требования не признали по доводам, отраженным в представленном отзыве, просили в иске отказать. Указали, что по результате оценки состояния пути, проведенной в период с 24 по 30 ноября 2017 года спорные участки пути имеют оценку «отлично», указанные в иске недочеты устраняются в ходе проведения текущего ремонта. Прокурором доказательств неудовлетворительного фактического состояния пути и целесообразности проведения капитального ремонта в указанный срок не представлено.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст.1 Федерального закона от 10.01.2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», функционирование железнодорожного транспорта осуществляется, в том числе, исходя из принципа доступности, безопасности и качества услуг.
Частью 1 ст. 2 указанного Федерального закона безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта определяется как состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц.
Статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 года №17-ФЗ в качестве железнодорожных путей общего пользования определены железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.
В соответствии с п.1 ст. 15 Закона № 17, железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.
Согласно п. 2 ст. 20 Закона № 17 владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологическую безопасность.
Эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования возложена на ОАО «РЖД» (статья 6 Федеральный закон от 27.02.2003 N 29-ФЗ (ред. от 30.09.2017) "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта").
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 №286 утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, в пунктах 16 и 17 Общих положений которых детализированы названные принципы законодательства об обеспечении безопасности применительно к техническому состоянию железнодорожных путей общего пользования.
В соответствии с указанными Правилами, инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.
Согласно п. 1 Приложения N 1 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации при технической эксплуатации все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения) должны обеспечивать по прочности, устойчивости и состоянию безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке.
Рельсы и стрелочные переводы на железнодорожных путях общего пользования и железнодорожных путях необщего пользования по мощности и состоянию должны соответствовать условиям эксплуатации (грузонапряженности, осевым нагрузкам и скоростям движения поездов), (п. 13 Правил)
В силу пункта 17 указанных Правил техническое обслуживание, ремонт (включая межремонтные сроки) к содержанию сооружений и устройств инфраструктуры и железнодорожных путей необщего пользования обеспечивается в порядке, установленном, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования на основании норм и правил, а также технической документации.
Таким образом, владельцы инфраструктур обязаны обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Основными нормативно-техническими документами, определяющими общие принципы, технические параметры и нормативно-технические требования к системе ведения путевого хозяйства, являются Положение о системе ведения путевого хозяйства ОАО "Российские железные дороги", утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 02.05.2012 года N 857р, а также Технические условия на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 18.01.2013 года N 75р.
Согласно пункту 6.2 Положения при назначении работ по видам ремонтов обязательным условием является наработка тоннажа или срока службы в годах не менее нормативного.
Согласно п. 7.1 Технических условий назначение ремонтов производится по фактическому состоянию пути, определяемому по результатам комплексной оценки состояния пути, диагностики и генеральных осмотров пути, с учетом нормативных сроков его службы и предельных значений дополнительных критериев, в т.ч. параметров надежности методологии УРРАН, определенных в соответствии с "Методикой расчета показателей надежности методологии управления ресурсами, рисками на этапах жизненного цикла и анализа надежности (УРРАН) в дистанциях пути", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 30.06.11 N 1420р.
Нормы периодичности проведения капитального ремонта установлены в таблице 5.1 Положения о системе ведения путевого хозяйства ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 02.05.2012 года N 857р. В числе таковых – пропущенный тоннаж, который составляет не менее 700 млн. тонн брутто-для бесстыкового пути и 600 млн. тонн брутто – для звеньевого пути на деревянных шпалах.
В соответствии с Техническим условием нормативный срок периодичности капитальных ремонтов для железнодорожного пути, относящегося к классу, группе и категории к железнодорожному бесстыковому пути 1АЗ на железобетонных брусьях составляет наработка тоннажа 700 млн. тонн брутто, а для железнодорожного пути на деревянных шпалах 2ВЗ - 600 млн. тонн брутто или 18 лет.
Таким образом, наработка нормативного тоннажа является одним из основных критериев для назначения капитального ремонта пути, но не безусловным основанием, поскольку фактическое состояние пути может указывать на его соответствие установленным требованиям (пункты 6.1 Положения, 7.1 Технических условий).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в ходе проведенной Свободненской транспортной прокуратурой плановой проверки выявлены нарушения законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта на Белогорской дистанции пути - структурного подразделения Забайкальской дирекции инфраструктуры – структурном подразделении Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД».
Проверкой установлено, что на указанной дистанции участки железнодорожного пути 7868 км. пк. 4 - 7869 км. пк.7 (путь 2, 1 A3, на железобетонных брусьях) эксплуатируются с просроченным сроком проведения капитального ремонта, так пропущенный тоннаж на 01.01.2017 г. составил 821,65 млн.т. брутто, пропущенный тоннаж превышен от нормативного на 121,65 млн. тонн брутто, последний капитальный ремонт проведен в 2010 году, просрочка составила 1,3 км.
Наработка тоннажа в ходе рассмотрения дела стороной ответчика не оспаривалось.
При этом ведомость оценки состояния пути за ноябрь 2017 года, представленная ответчиком в подтверждение доводов о надлежащем состоянии спорного участка железнодорожного пути не может быть принята во внимание, поскольку составлена самим ответчиком.
Учитывая требования нормативов и наличие основного критерия -наработка тоннажа сверх норматива, а также превышение срока службы более установленного, суд приходит к выводу о том, что данный участок железнодорожного пути подлежит капитальному ремонту, поскольку невыполнение требований по своевременному планированию и проведению капитального ремонта участков дороги в нормативные сроки не отвечает требованиям безопасности их эксплуатации.
Все путевые работы планируются на основе существующих нормативных межремонтных сроков (перспективное планирование), на основе прогнозирования технического состояния участков пути и использования технико-экономических расчетов (трехлетнее планирование), на основе корректировки трехлетнего планирования исходя из фактического состояния пути, с использованием методологии УРРАН по критериям назначения того или иного вида ремонтно-путевых работ, определяемым по результатам комиссионных осмотров и проверок диагностическими средствами показателей состояния пути, интенсивности отказов элементов пути, затрат на текущее содержание, а также на основе паспортных данных о классе, конструкции верхнего строения, плане и профиле пути, наработанном тоннаже и др. (пункт 1.5 вышеуказанных Технических условий).
Эксплуатация железнодорожных путей общего пользования, срок проведения капитального ремонта которых истек, не отвечает требованиям безопасности на железнодорожном транспорте. Несвоевременно проведенный капитальный ремонт ослабляет прочность и устойчивость железнодорожного пути и сооружений, что влияет на обеспечение безопасности движения поездов, может повлечь за собой тяжкие последствия, в том числе, связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц.
Ссылка ответчика на распоряжение ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ №р, согласно которому запрещено проводить ремонт на участках пути имеющих оценку «отлично», не может быть принята во внимание, поскольку оценку железнодорожного пути произвели сотрудники путиобследовательской станции, обслуживающей организацией по текущему содержанию пути, указанное распоряжение является локальным актом ОАО «РЖД», в то время как нормативно-правовой акт - Технические условия на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути оценивают необходимость проведения ремонтно-путевых работ исходя из других критериев.
Вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено бесспорных и объективных доказательств безопасной эксплуатации спорного участка железнодорожного пути с просроченным сроком проведения капитального ремонта и превышением наработки нормативного тоннажа.
В соответствии с ч.1 ст. 10 Закона № 17 проектирование, строительство, реконструкция, включая электрификацию и содержание железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений, осуществляется за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств федерального бюджета и в пределах лимитов капитальных вложений и средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством РФ и иных не запрещенных законом источников.
Согласно ст.6 ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27.02.2003 г. № 29 единый хозяйствующий субъект - открытое акционерное общество «Российские железные дороги» осуществляет вид деятельности: эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Обязано осуществлять деятельность исходя из принципа обеспечения устойчивой работы единого хозяйствующего субъекта и безопасности осуществляемой им эксплуатации железнодорожного транспорта.
В нарушение указанных выше норм закона ОАО «РЖД» не приняты необходимые меры по устранению нарушений требований законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте в части эксплуатации участков пути с просроченным капитальным ремонтом, что в свою очередь несет в себе общественную опасность, создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц - граждан и юридических лиц, пользующихся услугами ОАО «РЖД».
С учетом вышеизложенного суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск удовлетворить.
Обязать ОАО «РЖД» в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу, провести капитальный ремонт следующих участков железнодорожных путей общего пользования Забайкальской железной дороги: с 7868 км. пк.4 по 7869 км. пк.7 (путь 2).
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Центральный районный суд г.Читы.
Судья Д.Б. Жалсапова
Решение в окончательной форме изготовлено 25.12.2017г.