Дело № 12-86/2024
УИД 53RS0002-01-2023-001141-13
Р Е Ш Е Н И Е
Великий Новгород 02 февраля 2024 года
Судья Новгородского районного суда Новгородской области Корчева А.С., с участием Орлова А.А., защитника Орлова А.А. – Абдуллаева В.С., представителя Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Вишняк Н.А.,
рассмотрев в порядке пересмотра жалобу Орлова А.А. на постановление № АД-№ от 27 апреля 2023 года, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Гордеевым А.А., в отношении должностного лица
заместителя главного инженера – руководителя службы охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды Акционерного общества «<данные изъяты>» Орлова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>,
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей,
у с т а н о в и л:
06 апреля 2023 года старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Исаковой Н.Н. в отношении должностного лица АО «<данные изъяты> Орлова А.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.21 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению.
По делу об административном правонарушении вынесено указанное постановление.
Установив причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению, 27 апреля 2023 г. должностное лицо, руководствуясь статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесло указанному лицу представление N АД-193/11/2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не соглашаясь с вынесенным постановлением, Орлов А.А. обратился в Боровичский районный суд с жалобой, в которой просит постановление и представление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с тем, что проверка проведена с нарушением требований закона, доказательств наличия угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, которые бы были основанием для проведения проверки, не представлено. Полагает, что не описано должным образом событие административного правонарушения, не указано какое конкретное количество пробоотборных отверстий должны иметь на газоходы, поскольку на всех входных газоходах имелись пробоотборные отверстия, что соответствовало п. 6.3 ГОСТ 33007-2014. Также полагает, что не является должностным лицом, ответственным за техническим состоянием и эксплуатацией газоочистных установок.
24 июля 2023 года Орлов А.А. представил дополнения к жалобе, в которых также выражает не согласие с вынесенным постановлением, указывая на недопустимость представленных доказательств виде актов и экспертного заключения.
Решением судьи Боровичского районного суда от 24 июля 2023 года постановление № № от 27 апреля 2023 года старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Гордеева А.А. оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Решением судьи Новгородского областного суда от 19 сентября 2023 года решение судьи Боровичского районного суда от 24 июля 2023 года отменно, дело возвращено на новое рассмотрение.
В судебном заседании Орлов А.А. и его защитник с доводами жалобы согласились в полном объеме, указав, что наличие одного отверстия на газоходе, не является нарушением.
Представитель административного органа Вишняк Н.А. полагала постановление законным и обоснованным, проводимая внеплановая проверка была согласована с органами прокуратуры, которая была проведена в соответствии с требованиями Федерального закона №, указать количество пробоотборных отверстий указать не представляется возможным, поскольку оно может быть разным, от того в каких местах они будут находиться.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, специалиста, судья приходит к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 8.21 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.51 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнении данного закона приказом Минприроды России от 15.09.2017 N 498 утверждены Правила эксплуатации установок очистки газа.
В соответствии с п. 1 Правил № 498 устанавливаются обязательные для соблюдения требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты) установок очистки газа (далее - газоочистная установка, ГОУ)
В пункте 13 Правил № 498 указано, что ГОУ должны быть оборудованы специальными местами отбора проб, оборудованием для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ. Эффективность работы ГОУ отражает степень очистки выбросов и рассчитывается по формуле приведенной в нормативном акте.
ГОСТ 17.2.4.06-90. «Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения», устанавливает методы определения скорости и объемного расхода газопылевых потоков (далее - газов), отходящих от стационарных источников загрязнения в газоходах и вентиляционных системах со скоростью не менее 4 м/с.
Так в п. 2.1 ГОСТ 17.2.4.06-90 указано, что измерения проводят при установившемся движении потока газа.
Минимальная длина прямого участка газохода (L) должна составлять не менее 4 - 5 эквивалентных диаметров ; если условие минимальной длины не может быть обеспечено, то следует увеличить количество точек измерений в два раза (п. 2.3 ГОСТ)
Собирают измерительную схему (черт. 4), при этом полости полного давления присоединяют к штуцеру микроманометра со знаком "+", а статического давления - к штуцеру со знаком "-". (п. 2.4 ГОСТ)
Площадь поперечного сечения газохода круглого сечения условно делят на равновеликие кольца и четыре равновеликих сектора (черт. 5). Точки измерения находятся на двух взаимно перпендикулярных прямых, пересекающихся в центре измерительного сечения. Расстояние от внутренней стенки газохода до точки измерения в процентах от диаметра вычисляют по формуле указанной в ГОСте (п. 2.5.1 ГОСТ)
Площадь поперечного сечения газохода прямоугольного или квадратного сечения условно делят на геометрические подобные равновеликие составные площадки (черт. 6). Точки измерения находятся в центрах тяжести равновеликих площадок, прямоугольные координаты которых по отношению к внутренней стенке газохода вычисляют по формулам указанной в ГОСТе (п. 2.5.2 ГОСТ)
Согласно п. 5 ГОСТ 33007-2014. «Межгосударственный стандарт. Оборудование газоочистное и пылеулавливающее. Методы определения запыленности газовых потоков. Общие технические требования и методы контроля», в нем также определен порядок подготовки к проведению измерений, так при выборе измерительного сечения в газоходе должны быть соблюдены условия в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.4.06, ГОСТ 17.2.4.07 и настоящего стандарта.
В пункте 6.2 ГОСТ 33007-2014 определено, что перед проведением измерений предварительно определяют поле скоростей газа по измерительному сечению согласно ГОСТ 17.2.4.06.
В соответствии с общими положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. (ч. 1 ст. 34 ФЗ -7)
Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. (ч. 1 ст. 39 ФЗ-7).
В судебном заседании установлено, что АО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>Б и <адрес> использует в своей деятельности оборудование для очистки газов, зарегистрированных в качестве источников выбросов загрязняющих веществ, в период времени с 27 февраля 2023 года по 01 марта 2023 года в рамках проведения внеплановой проверки по деятельности АО «<данные изъяты>», было установлено отсутствие достаточного количества пробоотборных отверстий, требуемых для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы установок очистки газа, на таких объектах как: входной газоход электрофильтра №,2 ДОУ цех № (источник выброса № объекта №П), электрофильтра № и рукавного фильтра ФРИ 1250 цеха № (источник выброса № объекта №П), входной газоход электрофильтра № цеха № (источник выброса № объект №П), электрофильтра № отделения обжига шамота (ООШ) (источник выброса № объект №П), электрофильтр №,2 ДОУ ЦСП (источник выброса № объект №П), выход газохода электрофильтра № ЦСП (источник выброса № объект №П), чем нарушены требования ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 16.1, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 13 Правил эксплуатации установок очистки газа от 15.09.2017г. №, п. 6.2 ГОСТ 33007-2014, п. 2.5.2, 2.6 ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-90.
В отношении должностного лица – заместителя главного инженера – руководителя службы охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды АО «<данные изъяты>» Орлова А.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ с последующим привлечением к административной ответственности.
Обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ подтверждается исследованными материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 06 апреля 2023 года (т. 1 л.д. 38-42), решением о проведении выездной проверки от 15 февраля 2023 года №-ВВ/2023 в отношении АО «<данные изъяты>» (т. 1 л.д. 116-119), согласованием с Прокуратурой Новгородской области решения о проведении внеплановой проверки от 16 февраля 2023 года (т. 1 л.д. 120), актом выездной проверки от 13 марта 2023 года №-ВВ, в котором содержатся сведения о выявленных нарушениях (т. 1 л.д. 54-64), сведениями АО «<данные изъяты>» о лице ответственном за контроль по соблюдению требований природоохранного законодательства, которым является заместитель <данные изъяты> Орлов А.А. (т. 1 л.д. 65), приказом о переводе от 01 июля 2017 года, где Орлов А.А. назначен на указанную выше должность (т. 1 л.д. 66), должностной инструкцией от 07 июля 2017 года № № от 04 июля 2017г. <данные изъяты> (т. 1 л.д. 67-71), изменениями в должностную инструкцию № от 09 августа 2017 года (т. 1 л.д. 72), приказом от 13 мая 2021 года № № (т. 1 л.д. 67-68),, выписками из реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду №,7499807 (т. 1 л.д. 202,204), экспертным заключением от 09.03.2023г. №-З-23 о невозможности произвести отбор проб (т. 2 л.д. 38-41), фотоматериалами (т. 2 л.д. 43-50), актами о невозможности проведения отбора проб от 27,28 февраля 2023 года (т. 2 л.д. 64,70, 75 оборот-76, видеозаписью отбора проб (т. 2 л.д. 90) и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Кроме этого в судебном заседании был допрошен в качестве свидетеля ведущий инженер информационно-аналитического отдела ЦЛАТИ по Новгородской области Суслов И.Л., который пояснил, что при проверки источника негативного воздействия на окружающую среду №, то было установлено, что прямоугольный газоход имеет одно отверстие для отбора проб, где имеется фальшстенка, под этой жестью находится стекловолокно (базальт) для исключения конденсата, сделан штуцер с навинчивающейся крышкой. АО <данные изъяты>» для отбора проб откручивают крышку на штуцере, вставляют пробоотборное устройство - трубка Пито (длинные и пробоотборные трубки) для того, чтобы отобрать аэродинамических параметров ГВС и пыль. Входе проверки специалисты ЦЛАТИ не смогли произвести отбор проб, так как не возможно измерить внутренние параметры газохода, что не позволяет определить площадь газохода. Есть документы (чертежи), представленные изготовителем газоходов, специалисты АО <данные изъяты>» видимо тоже используют их для определения параметров газохода, но для определения внутренних параметров документация не подходит, так как внутри газохода оседает пыль, которая имеет определенные свойства (массу, вес) и за счет притяжения земли они оседают в газоходе и сечение газохода изменяется, и лаборатория должна определить его фактические размеры, так как при оседании пыли размеры газохода изменяются. Если исходить из пояснений <данные изъяты>, то при наличии одного отверстия не возможно выполнить требования п. 3.3.2 ГОСТ 17.2.4.06-90, поскольку не возможно определить перемещение точек в иные стороны кроме прямолинейного направления. АО «<данные изъяты>» утверждает, что 1 отверстием можно измерить параметры, но их точки они виртуальные. Лаборатория знают параметры газохода, они с калькулятором высчитывают эти точки измерения, согласно ГОСТ 17.2.4.06-90, они определяют сколько нужно точек, в данном случае их должно быть 12. У БКО имеется 1 отверстие к отверстию приварен штуцер, когда вставляем измерительный прибор, то не возможен его поворот вверх и вниз, штуцер позволяет определить только по прямой длине и вглубь, поэтому не возможно будет измерить оставшиеся 8 точек, а чтобы проверить в других точках, необходимо другое отверстие. БКО были установлены другие отверстия, но не в одном сечении, а в отдалении от первого отверстия, поэтому и не стали производить отбор проб, то что было устранено, в виде устройства дополнительный отборников, они сделали неверно. Количество отверстий может быть разное, все зависит от места их расположения (4 или 5). Относительно применения п. 6.3 ГОСТ 3307-2014. Сначала проводиться аэродинамика в 12 точках, а потом измеряется на 12 точках пыль. Если при первом замере аэродинамики скоростные параметры не превышают 15%, если размеры частицы не более 10 мкр, если они не соответствуют, то необходимо производить 12 замеров, а если соответствуют, то достаточного 1 пробы, в центре, но при этом аэродинамика и размер частиц определяются также в 12 точках, затем если они соответствуют параметрам п. 6.3 ГОСТ 3307-2014, то проба отбирается в одной точке по центру с периодичностью 15 минут берется три пробы, если в них нет большой разницы, то определяется средняя концентрация. По круглым газоходам для измерения достаточно было 2-х отверстий, а на <данные изъяты> было 1 отверстие. На фото имеется тот же самый штуцер как и на прямоугольных газоходах. Согласно ГОСТа точки измерения в зависимости от площади сечения, погружаются измерительные приборы, если измерения производить через одно отверстие, то не позволит произвести измерения по всем точкам и относительно первого отверстия, то второе делается под 90 градусов. Неизвестна длина трубки Пито, если она 1 м, то нужно делать 4 отверстия, так как недостать до других точек более 1 метра, если например диаметр 2м.
Из показаний специалиста – ведущего инженера ЦЛАТИ по Новгородской области Назарова А.Ю. следует, что 27 февраля 2023 года он участвовал в выездной проверки АО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> Б и <адрес> качестве специалиста от лаборатории ЦЛАТИ, осуществляли лабораторный и инструментальный контроль. Не смогли отобрать пробы промышленных выбросов от источников выбросов негативного воздействия на окружающую среду по источникам №, №, №, №, №, так как количество пробоотборных отверстий не отвечало требованиям ГОСТа 17.ДД.ММ.ГГГГ-90, не возможно было определить скорость движение выбросов, не хватало пробоотборных отверстий, большинство были круглые газоходы там было по 1 пробоотборному отверстию, а по ГОСТу нужно два, был газоход прямоугольного сечения, по ГОСТу должно было быть 3-4 отверстия, но был 1. Из одного не возможно взять пробу. ГОСТ регламентирует в каких местах, нужно отобрать, установлена формула, высчитываем сколько отверстий исходя из длины прямого участка и диаметра, (касаемо прямоугольных). По прямоугольным и круглым есть специальная таблица, по которой высчитывается нужное количество отверстий для отбора проб, все индивидуально и зависит от газохода. В данном случае размер газохода был 2м*1,6м, поэтому должно быть 3 или 4 отверстия. Если брать из одного, то результаты будут не соответствовать действительности по скорости аэродинамики. Нужно производить 12 измерений с одного пробоотборного отверстия это не возможно сделать. Кроме этого пробоотборники должны располагаться перпендикулярно друг другу на одной линии. Опыт исследования около 3-х лет. В ходе проверки используются инструменты, которые отражены в акте, у них пройдена поверка, сертифицированы. В лаборатории используется приборы аккредитованные. Можно использовать и иные приборы, которые не используется ими. Они не ведут расчеты в письменном виде, не предоставляют, в ГОСТе есть таблица и по ней рассчитываем. Параметры газоходов были измерены, но в актах их он их не указывал, он измерял диаметр газохода, смотрел по ГОСТу какие цифры, и они не соответствовали им, поэтому отбор проб не проводился. Проверки ведутся на основании этого ГОСТа. Каждая из 12 точек подлежит установлению и высчитывается на основании ГОСТа, исходя из которого, определяется количество пробоотборников.
Оснований не доверять показаниям допрошенных лиц, у судьи не имеется, таким образом, из приведенных норм права и показаний свидетеля Суслова И.Л. и специалиста Назарова А.Ю, участвующего в проверке следует, что для определения эффективности работы очистных установок недостаточно было фактическое наличие пробоотборных отверстий, количество которых устанавливается на основании размера газохода, а непроизвольно, на прямоугольных газоходах их количество зависело от места их расположения (3 или 4), а в круглых 2, что подтверждается и ГОСТ 17.2.4.06-90, где указано, что площадь измерительного сечения условно делят на составные равновеликие площадки, в центрах которых находятся точки измерения (п. 2.5), в пункте 2.5.2 указано, что линии должны быть прямолинейными, а не под углом, в случае наличия одного отборного отверстия, измерения производятся по внутренней стенки, а не с использованием технической документации.
Свидетель ФИО1, являющаяся начальником лаборатории АО <данные изъяты>» показала, что она присутствовала при проведении проверки. На примере прямоугольного газохода № необходимо измерить параметры газохода высоту и прямолинейный участок, который составляет около 6 метров, то количество точек измерений, необходимый для измерения, имеет ряд параметров, для круглого газохода необходимо измерить внутренний диаметр, внутри имеется изоляция, для измерения внутреннего диаметра необходим нутромер, в рамках проверки не был заявлен и не использовался. На практике, в рамках проверки, если газоход имеет изоляцию, измерение инструментами не произвести, нужно наверху иметь открытый газоход. Мы в рамках производственного контроля пользуемся технической документацией, где указаны технические характеристики, размеры газохода. В ходе проверки применялась рулетка, измерения производились снаружи на круглом газоходе, но прямоугольный газоход можно определить параметры только технической документацией. Если дается заключение о невозможности произвести отбор проб должны быть измерены параметры газохода и внесены в акт, так как на основании их определяется количество точек, а не визуально определяется. Количество отборных отверстий зависит от длинны напорной трубки для измерения аэродинамических измерений скоростей, то есть тоже количество отверстий зависит от этой длинны, если трубка 1,5м или меньше газоход размером 2 метра, то в этом случае будет одно количество отверстий, если 2-х метровая трубка их должно быть меньше. Нам не заявляли, какие газоходы будут измеряться, какое количество должно быть на <данные изъяты>, неизвестно было, от применяемого оборудования тоже зависит. Производим замеры 2 раза в год, если количество отверстий недостаточно для измерений, то лаборатория пишет предписание о необходимости их привести в соответствии. С их стороны предписаний о недостаточном количестве отверстий не было. Если на газоходе сделать 4 отверстия, то будут подсосы воздуха, эффективность фильтра уменьшится. Организация не заинтересована в большом количестве отверстий.
Показания данного свидетеля, не свидетельствует о неверных выводах административного органа, по основаниям указанным выше, относительно отсутствия в акте замеров, то они восполнены показанием специалиста, а также имеющейся документации, представленной АО «<данные изъяты>» в части схем и чертежей газохода с указанием их технических параметров, с учетом невозможности измерения изнутри газохода и с учетом данных сведений был сделан правомерный вывод об отсутствии необходимо количества отверстий для взятия проб и проведения исследований на предмет их эффективной работы по определению скорости аэродинамики и т.д. Предоставление, проверяющим органом в период проверки устранить выявленные нарушения в части отсутствия недостающих отборных отверстий, выполнены не были, так как дополнительные отверстия были выполнены не на одной линии, и не позволяло в прямолинейной проекции произвести отбор.
Доводы жалобы о незаконности проведения проверки, являются несостоятельными.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть: наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
В соответствии с п. 1 ч. 1, 2 ст. 58 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает: при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации.
При рассмотрении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащихся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, должностным лицом контрольного (надзорного) органа проводится оценка их достоверности.
Как следует из материалов дела, в адрес органов исполнительной власти от граждан ФИО2, ФИО3 поступили обращения об оказание негативного воздействии со стороны АО «<данные изъяты>» на воздух вследствие своей деятельности и угрозе здоровья. По имеющейся у Управления Росприроднадзора информации, АО «<данные изъяты>» зарегистрированы источники негативного воздействия на окружающую среду, отнесенных к 1 и 3 категории, имеющиеся ранее зафиксированные случаи превышения допустимых выбросов загрязняющих веществ, что указывало на возможную угрозу вреда здоровью граждан и окружающей среде.
В силу п. 1 ст. 60 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа: при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
13 февраля 2023 года заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Новгородской области Исаковой Н.Н. было составлено мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении АО «БКО».
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" было вынесено решение от 15 февраля 2023 года о проведении внеплановой выездной проверки, в котором отражены все необходимые сведения и проводимые действия.
Данная проверка была согласована с органами прокуратуры Новгородской области, что соответствует требованиям ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, утверждены особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, где в частности разрешается проводить внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия при условии согласования с органами прокуратуры и при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
Данные требования закона со стороны административного органа были выполнены в полном объеме.
Относительно нарушение требований в участии специалиста при проведении внеплановой выездной проверки, то оно также не нашло своего подтверждения, так в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в решении о проведении внеплановой выездной проверки указано о привлечении в качестве специалиста и эксперта, в том числе Назарова А.Ю., который осуществлял непосредственный отбор проб и зафиксировал факт невозможности произведения данных действий из-за недостаточности контрольных точек.
Согласно ч. 1, 3 ст. 34 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля контрольные (надзорные) органы в случае необходимости могут привлекать для совершения отдельных контрольных (надзорных) действий специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия контрольным (надзорным) органам, в том числе при применении технических средств. За дачу заведомо ложных пояснений и (или) совершение неправомерных действий специалист несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, о чем он должен быть предупрежден.
Как следует из акта выездной проверки № 13 марта 2023 года № 23-ВВ, то в нем содержатся сведения о том, что от специалиста и эксперта Назарова А.Ю. были отобраны расписки о разъяснения прав и ответственности, дополнительно Назаров А.Ю. был допрошен в судебном заседании, предупрежден об ответственности, и подтвердил информацию, изложенную им в акте о невозможности отбора проб.
Относительно доводов по представленному экспертному заключению от 09 марта 2023 года, то в нем не содержится каких-либо экспертных выводов, а лишь обобщены акты о невозможности отбора проб, потому требования ст. 84 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не применяются.
Таким образом, судья считает доказанным наличие в действиях (бездействиях) должностного лица Орлова А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.21 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Орлов А.А. назначен на должность заместителя главного инженера- руководителя службы охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды с 01 июля 2017 года.
Данная должность относится к категории руководителей и возлагает на него обязанности по осуществлению оперативного и методического руководства всей работой по охране, в том числе окружающей среды, контролирует правильность эксплуатации очистных и защитных сооружений; организует ведение учета показателей, характеризующих состояние окружающей среды, данных экологического мониторинга, документации по размещению отходов и прочей информации экологического характера, предоставляемой лабораторией охраны окружающей среды, руководит работниками охраны окружающей среды. В соответствии с приказом от 13 мая 2021 года о Правилах эксплуатации установок очистки газа, где назначены ответственные лица за их состоянием, контрольные функции возложены на заместителя главного инженера.
Таким образом, административный орган пришел к правильному выводу, что Орлов А.А., являющийся должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными функциями ответственен за работу по эксплуатации установок очистки газа и обязан контролировать работу, в том числе и за начальниками отдельных производств за исправностью и правильностью определения эффективности работы очистных установок.
Оснований для признания правонарушения малозначительным в силу ст. 2.9 КоАП РФ или применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ в силу характера правонарушения, связанного с нарушением требования в области охраны окружающей среды (атмосферного воздуха), не имеется. Отсутствуют обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным ст. 24.5 КоАП РФ.
Оснований для признания незаконным представления от 27 апреля 2023 года N АД-193/11/2023 не установлено.
Внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, урегулировано статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 указанной статьи судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Представление внесено должностным лицом в порядке, предусмотренном статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с производством по делу об административном правонарушении, состав которого в действиях заместителя главного инженера АО «<данные изъяты>» Орлова А.А. установлен и доказан, а отсутствие конкретного количества отборных отверстий зависит от расчетов и решений самого лица, привлекаемого к административной ответственности, с учетом ГОСТ 17.2.4.06-90.
Таким образом, оснований для отмены либо изменения указанного постановления, как и возможности освобождения Общества от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░ № ░░-193/11/2023 ░░ 27 ░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 3 ░░. 8.21 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░ 2023 ░░░░ № ░░-193/11/2023 - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░. 25.1-25.5 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░