Именем Российской Федерации
г.Тамбов 19 декабря 2018 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Воронцовой Е.С.,
при секретаре Дмитриевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2853/2018 по административному иску ИФНС России по г.Тамбову к Волостных Александру Владимировичу о взыскании земельного налога и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г.Тамбову обратилась в суд с административным иском, в котором, с учетом уточнения требования в порядке ст.46 КАС РФ, просила взыскать с Волостных А.В. задолженность по земельному налогу в размере 75430,35 руб. и пени по земельному налогу в сумме 1512,11 руб.
В административном иске указано, что Волостных А.В. согласно представленным в налоговый орган сведениям, имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером *** расположенный по адресу: *** (дата возникновения права собственности 29.12.2014), квартиру, расположенную по адресу: ***-А, *** квартиру по адресу: ***-А, ***. На данные объекты налогообложения административному ответчику начислен налог.
В соответствии со ст. 52 НК РФ в адрес Волостных А.В. направлено налоговое уведомление № 1762310 от 02.07.2017, на уплату налога на имущество физических лиц за 2016 в сумме 3047,00 руб. и земельного налога за 2016 годы в сумме 77403,00 руб.
В связи с тем, что Волостных А.В. уклоняется от уплаты налога, в соответствии со ст.ст.69,70 НК РФ ему были направлены требования № 34706 от 16.03.2017, №41693 от 21.08.2017, №49767 от 11.12.2017 с предложением погасить имеющуюся задолженность.
Указанные требования Волостных А.В. исполнены частично.
После обращения в суд с настоящим административным иском Волостных А.В. оплатил задолженность на имущество физических лиц в сумме 3047,00 руб., по земельному налогу – 1953,00 руб., а также пени по налогу на имущество физических лиц – 280,10 руб.
В настоящее время за налогоплательщиком числится задолженность по земельному налогу – недоимка в сумме 75430,35 руб. и пени – 1 512,11 руб.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенностиЧуляева Е.В. требования административного иска поддержала по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснила, что на основании сведений, полученных из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области, с 10.02.2016 по земельному участку с кадастровым номером 68:29:0104044:664 установлено разрешенное использование «под жилой дом». Изменение категории земель и разрешенного использования земельного участка влечет изменение не только размера ставки земельного налога, но и величины кадастровой стоимости земельного налога. Изменения в налоговой базе и налоговой ставке по данному земельному участку были применены с 01.01.2017 года, земельный налог за 2016 год, в соответствии с положением ст.391 НК РФ, был исчислен с учетом налоговой ставки, применяемой к земельным участком с видом разрешенного использовании – «санатории, профилактории, дома отдыха, базы отдыха и туризма».
Административный ответчик Волостных А.В.требования признал частично, пояснив, что решением Советского районного суда г.Тамбова от 21.12.2015, вступившим в законную силу 12.01.2016, был изменен вид разрешенного использования земельного участка – «под жилой дом». В результате этого изменилась кадастровая стоимость земельного участка. Просил произвести расчет задолженности с учетом изменения кадастровой стоимости с 12.01.2016 года.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14.07.2005 № 9-П указал, конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, по смыслу ст. 57 Конституции РФ, имеет публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы, - иначе нарушались бы воплощенный в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом.
В целях обеспечения исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности платить налоги и возмещения ущерба, понесенного казной в случае ее неисполнения, федеральный законодатель - на основании статей 57, 71 (пункты "в", "ж", "з", "о"), 72 (пункты "б", "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации - устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, и общие принципы налогообложения, а также предусматривает меры государственного принуждения, которые могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога - пеня), так и штрафными, возлагающими на нарушителей в качестве меры ответственности дополнительные выплаты.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На основании п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
На основании ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (ст. 409 НК РФ в редакции, действовавшей в спорный период).
В силу статьи 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Согласно п. 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п. 1, п. 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Судом установлено, что административный ответчик Волостных А.В. согласно представленным в налоговый орган сведениям, имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером *** расположенный по адресу: *** (дата возникновения права собственности 29.12.2014.
Налоговый орган в соответствии с частью 2, 3 статьи 52, статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации начислил Волостных А.В. сумму земельного налога за 2016 годы в сумме 77403,00 руб.
В адрес Волостных А.В. направлено налоговое уведомление № 1762310 от 02.07.2017, в том числе, на уплату земельного налога за 2016 годы в сумме 77403,00 руб., в котором инспекция сообщила о необходимости уплатить исчисленную сумму налога в срок до 01.12.2017 года.
Поскольку Волостных А.В. уклонился от уплаты задолженности, в соответствии со ст.ст.69,70 НК РФ ему были направлены требования № 34706 от 16.03.2017, №41693 от 21.08.2017, №49767 от 11.12.2017 с предложением погасить имеющуюся задолженность.
Данные требования Волостных А.В. исполнены частично.
В связи с тем, что Волостных А.В. в установленный статьей 363 Налогового кодекса срок обязанность по уплате налога за 2016 годы не исполнил, ему начислены пени на недоимку по земельному налогу в сумме 1512,11 руб.
В настоящее время за налогоплательщиком числится задолженность по земельному налогу – недоимка в сумме 75430,35 руб., пени – 1512,11 руб.
В данном случае факт указанной задолженности подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не опровергаются административным ответчиком.
Мировым судьей судебного участка № 5 Ленинского района г.Тамбова на основании заявления ИФНС России по г.Тамбову вынесен судебный приказ от 03.04.2018 № 2а-293/2018 о взыскании с Волостных А.В. задолженности по уплате налогов. Определением мирового судьи от 09.06.2018 указанный судебный приказ отменен.
21.11.2018, т.е в установленный законом срок ИФНС по г.Тамбову обратилась в Ленинский районный суд г.Тамбова с настоящим административным исковым заявлением.
По состоянию на 19.12.2018. сумма задолженности по налогам не погашена.
Доводы административного ответчика о том, что земельный налог подлежит пересчету с 16.02.2016 в связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка изменена, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Тамбова от 21.12.2015 был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 68:29:0104044:664 расположенный по адресу: *** – «под жилой дом».
Изменение кадастровой стоимости указанного земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10.02.2016 года.
Волостных А.В. является плательщиком земельного налога.
Расчёт земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке ст.397 НК РФ.
Согласно абз. четвёртому п.1 ст.391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено п.1 ст.391 НК РФ.
Следовательно, изменение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** вследствие изменения вида разрешенного использования решением Советского районного суда г.Тамбова от 21.12.2015 и внесенные в Единый государственный реестр недвижимости 10.02.2016 года не будут учитываться налоговым органом для исчисления земельного налога за период с 1 января по 31 декабря 2016 года и предыдущие периоды, а подлежат применению для исчисления земельного налога, начиная с 1 января 2017года и в последующие периоды.
В соответствии с абз. четвёртым п.1 ст.391 НК РФ при исчислении налоговым органом земельного налога в период с 1 января по 31 декабря 2016года будут применяться данные о кадастровой стоимости земельного участка, оценённых по состоянию на 1 января 2016года.
Таким образом, расчет земельного налога произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании вышеизложенных норм закона и разъяснений Конституционного Суда РФ, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с Волостных А.В. заявленных налоговым органом сумм.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Частью 1 статьи 114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу данных законоположений с Волостных А.В. также подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 2508,27 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ИФНС России по г.Тамбову удовлетворить.
Взыскать с Волостных Александра Владимировича, проживающего по адресу: ***-А, *** местный бюджет задолженность по земельному налогу в сумме 75430,35 руб. и пени по земельному налогу в сумме 1 512,11 руб.
Взыскать с Волостных Александра Владимировича государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2508,27 руб.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Воронцова
Решение в окончательной форме изготовлено 20.12.2018
Судья Е.С. Воронцова