27RS0003-01-2024-007123-43
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Хабаровск 13 ноября 2024 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Хабаровска Митин А.Л.,
рассмотрев жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Токаревич Павла Владимировича, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Постановлением командира ОБ ДПС Госавтоинспекции УМВД России по г. Хабаровску ФИО2 от 10.09.2024 № 18810027230000179858 Токаревич П.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Токаревич П.В. – ФИО6 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить. В обоснование жалобы приводятся доводы о том, что тахограф в транспотрном средстве имелся, но старого образца. При этом на тахограф имелись необходимые документы, подтверждающие прохождение прибором поверки, срок поверки на момент составления протокола не истек. Считает, что тахограф, установленный в транспортном средстве Токаревич П.В., полностью соответствует требованиям действующего законодательства.
Токаревич П.В. и его защитник – ФИО6 на рассмотрение жалобы в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Токаревич П.В. и его защитника – ФИО6.
Допрошенный в судебном заседании старший инспектор ДПС ОБ Госавтоинспекции УМВД России по г. Хабаровску Приходько Д.А., суду пояснил, что 31.08.2024 осуществлял несение службы совместно с инспектором ДПС ФИО4 В районе дома № 15а по ул. Промывочная в г. Хабаровске был остановлен грузовой тягач IVECO под управлением гражданина Токаревич П.В.. При проверке документов установлено, что транспортное средство не оборудовано тахографом, соответствующим требованиям действующего законодательства. В транспортном средстве был установлен тахограф для международного следования устаревшего образца, который не производит фиксацию необходимых данных. Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Токаревич П.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ. Указал на то, что права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, а также положения ст. 51 Конституции Российской Федерации гражданину были разъяснены, от подписи в разъяснении прав и от дачи объяснений гражданин отказался. Копия протокола была вручена гражданину на месте составления. Просил приобщить к материалам дела видеозаписи носимых видеорегистраторов «Дозор».
Изучив материалы дела об административном правонарушении, жалобу на постановление по делу, допросив старшего инспектора ДПС, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Ответственность по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ наступает за управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Действие данных требований может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».
Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны, в числе иного, обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 этой статьи (пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Приказом Минтранса России от 26.10.2020 № 438 утвержден Порядок оснащения транспортных средств тахографами.
Согласно пункту 5 названного Порядка в ходе оснащения транспортного средства тахографом производится: 1) установка тахографа, модель которого в соответствии с Правилами включена ФБУ «Росавтотранс» в перечень моделей тахографов, или модернизация контрольного устройства для приведения его в соответствие с требованиями приказа Минтранса России № 36; 2) активизация тахографа и блока СКЗИ тахографа; 3) настройка тахографа; 4) опломбирование тахографа.
Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, правила использования тахографов, установленных на транспортные средства, правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства и правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства утверждены Приказом Минтранса России от 28.10.2020 № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».
Пунктом 12 Правил использования тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденных приказом Минтранса России от 28.10.2020 № 440, водителям запрещается: 1) эксплуатация транспортного средства с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим Требованиям тахографом; 2) использование тахографа без карты водителя; 3) использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился; 4) использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации; 5) использование тахографа, сведения о модели которого не учтены в перечне сведений о моделях тахографов; 6) блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации; 7) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя; 8) использование тахографа, сведения о результатах проверки которого, подтверждающие его пригодность для применения, не содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и (или) не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака проверки и (или) оформленного свидетельства о проверке тахографа, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком проверки, с не истекшим сроком действия.
Из материалов дела следует, что 31 августа 2024 года в 10 час. 45 мин. по адресу: г. Хабаровск, ул. Промывочная, д. 15а водитель Токаревич П.В. управлял транспортным средством IVECO, г.р.з. № с полуприцепом Fruehauf, г.р.з. №, без тахографа, чем нарушил статью 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», требования приказа Минтранса России от 28 октября 2020 года № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».
Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении 27 ОН 312311 от 31.08.2024, карточкой учета транспортного средства IVECO, г.р.з. №, видеозаписями видеорегистраторов, представленных старшим инспектором ДПС ОБ Госавтоинспекции УМВД России по г. Хабаровску Приходько Д.А. в судебном заседании.
Сотрудник Госавтоинспекции является должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств, уполномоченным действующим законодательством о полиции осуществлять производство по делу об административном правонарушении и выносить постановления о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Оценивая показания старшего инспектора ДПС Приходько Д.А., данные в ходе судебного заседания, суд признает их допустимыми доказательствами, поскольку в соответствии со ст. 25.6 п. 1 КоАП РФ, в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Нормы КоАП РФ не содержат прямого запрета на участие в деле об административном правонарушении в качестве свидетелей сотрудников Госавтоинспекции. У суда не имеется оснований не доверять показаниям сотрудника Госавтоинспекции, равно как не имеется оснований полагать о недобросовестном поведении сотрудника Госавтоинспекции, в связи с чем суд признает достоверными показания сотрудника Госавтоинспекции, данные им в судебном заседании. При этом причин для оговора Токаревич П.В. со стороны инспектора ДПС судом не установлено. Тот факт, что инспектор Госавтоинспекции является должностным лицом, наделенным государственно-властными полномочиями, не может служить поводом к тому, чтобы не доверять составленным им документам, а также его устным показаниям, которые судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела и совокупности представленных доказательств, ни одно из которых не имеет заранее установленной силы. Более того, согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 29.05.2007 № 346-О-О, привлечение должностных лиц, составивших протокол и другие материалы, к участию в деле в качестве свидетелей не нарушает конституционных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. То обстоятельство, что сотрудник Госавтоинспекции, осуществляя контроль за дорожным движением, уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения и принимать меры к выявлению и пресечению нарушений Правил дорожного движения участниками такого движения, само по себе не может служить поводом к тому, чтобы не доверять его показаниям, получившим оценку наравне с другими доказательствами по делу.
Учитывая изложенное, суд признает обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении, карточке учета транспортного средства, показания допрошенного в судебном заседании должностного лица органа полиции, представленные суду видеозаписи видеорегистраторов относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены место совершения административного правонарушения, наличие события административного правонарушения, водитель, допустивший управление транспортным средством, с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вывод о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в обжалуемом постановлении.
Таким образом, действия Токаревич П.В. образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что тахограф, установленный в транспортном средстве Токаревич П.В., полностью соответствует требованиям действующего законодательства, чем-либо не подтверждены и опровергаются материалами дела, в том числе показаниями инспектора ДПС. Данные доводы, по мнению суда, являются способом защиты, избранным в ходе производства по делу.
Обязанность обеспечить оснащение транспортных средств тахографами, для физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, установлена пунктом 3 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Указанное требование согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» является одним из основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам при эксплуатации транспортных средств вне зависимости от вида перевозок (коммерческая перевозка или перевозка для собственных нужд).
Согласно Приложению N 2 к Приказу Минтранса России от 28.10.2020 № 440 оснащению тахографами подлежат грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами; транспортные средства категорий N 2 и N 3, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В приложении N 1 к техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее – Приложение N 1) утверждена классификация транспортных средств, соответствующая категориям транспортных средств, установленных вышеуказанным Приказом.
При этом подпунктом 3 пункта 1.1 Приложения № 1 предусмотрено, что к категории N 2 относятся транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн
Из карточки учета транспортного средства следует, что транспортное средство – грузовой тягач седельный IVECO, г.р.з. №, принадлежит на праве собственности Токаревич П.В. и относится к категории N 2.
Таким образом, транспортное средство подлежало оснащению тахографом в соответствии с требованиями пункта 1 Приложения N 2 «Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами», утвержденного Приказом Минтранса России от 28.10.2020 № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», Порядком оснащения транспортных средств тахографами, утвержденного Приказом Минтранса России от 26.10.2020 № 438 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами», пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Остальные, приведенные в жалобе доводы, обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к отмене либо изменению обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, не содержат.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о надлежащей квалификации должностным лицом органа Госавтоинспекции действий Токаревич П.В. и обоснованному привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений, влекущих, в силу ст. 30.7 КоАП РФ, отмену постановления по делу, не установлено.
Административное наказание назначено должностным лицом Госавтоинспекции с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, личности виновного, в минимальном размере штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, и в сроки, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ.
Оснований для освобождения Токаревич П.В. от административной ответственности в ходе рассмотрения жалобы не установлено.
Исходя из изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное командиром ОБ ДПС Госавтоинспекции УМВД России по г. Хабаровску ФИО2, от 10.09.2024 № 18810027230000179858 о привлечении Токаревич Павла Владимировича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу на постановление по делу – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения, в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.Л. Митин