2а-618/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2018 года г. Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Лисицыной Ю.А.,
при секретаре Юсуповой К.Е.,
с участием административного истца Осыко Р.В.
представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Город Астрахань», Управления муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» по доверенности Сардарзаде Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Осыко Р.В. к администрации муниципального образования «Город Астрахань», Управлению муниципального имущества администрации Муниципального образования «Город Астрахань» о признании распоряжения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании представления земельного участка в собственность, незаконным,
установил:
Осыко Р.В. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань», администрации муниципального образования «Город Астрахань», о признании незаконным распоряжения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании представления земельного участка в собственность. В обосновании требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>. 02 февраля 2017 года истец обратился к ответчику по вопросу предоставления в собственность земельного участка, а так же предоставил на утверждение схему расположения земельного участка, однако постановлением администрации МО «Город Астрахань» от 10 мая 2017 года <№> истцу отказано со ссылкой на п. 6 ст. 11.9, п.п3 п.16 ст. 11.10, п.п1,2 п.8 ст. 39.15, п.п. 14 п. 5 ст. 27, п.п.6 ст. 39.16 Земельного Кодекса РФ. После получения постановления истец обратился с заявлением с просьбой исключить принадлежащий ему земельный участок из границ второго пояса зоны санитарной охраны водных объектов, поскольку считает, что земельный участок отнесен в этой зоне ошибочно. Письмом от 05 октября 2017 года <№> Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Астрахань», сообщено, что в настоящее время в соответствии с санитарно- эпидемиологическими заключениями управления Роспотребнадзора Астраханской области границы 1 и 2 поясов водоснабжения и водопроводов питьевого назначения подлежат изменению. После утверждения документов территориального планирования и градостроительного зонирования в градостроительном регламенте будет сняты ограничения, установленные зоной санитарной охраны источников водоснабжения второго пояса. Ориентировочный срок выполнения указанных работ не ранее 4 квартала 2018 года. На заседании комиссии по землепользованию и застройке МО «Город Астрахань» от 29 июня 2017 года принято решение о внесении соответствующих изменений в Генеральный план развития г. Астрахани до 2025 года и Правила землепользования и застройки МО «Город Астрахань». Распоряжением <№>-р от 24 января 2018 года отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, в виду разработки схемы земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам, образования земельного участка, препятствующего рациональному использованию земель, расположения формируемого земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также по причине того, что участок предоставлен на праве аренды иному лицу. Административный истец, считает, что данное распоряжение нарушает его конституционные и законные права собственника объекта недвижимости жилого назначения, поскольку создает препятствия по дальнейшему формированию земельного участка в существующих границах.
Прости суд признать постановление <№>-р от 24 января 2018 года главы администрации МО «Город Астрахань» «Об отказе Осыко Р.В. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий и предварительном согласовании представления в собственность земельного участка по <адрес> для эксплуатации жилого дома» незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы. Обязать администрацию МО «Город Астрахань» повторно рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий и предварительном согласовании представления в собственность земельного участка по <адрес> для эксплуатации жилого дома. Обязать Управление муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» повторно рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий и предварительном согласовании представления в собственность земельного участка по <адрес> для эксплуатации жилого дома.
02 марта 2018 года в порядке ст. 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве заинтересованного лица привлечено Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Астрахань».
Определением от 03 апреля 2018 года к участию в деле, в порядке ст. 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве заинтересованного лица привлечено МУП г. Астрахани «Астрводоканал».
Истец Осыко Р.В. поддержал административные исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Город Астрахань», Управления муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» по доверенности Сардарзаде Т.Н. с требованиями не согласилась, просила в иске отказать, поскольку спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов и не может быть передан в собственность истцу.
Представитель заинтересованного лица Управление по строительству. Архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Астрахань», МУП г. Астрахани «Астрводоканал» в судебное заседание не явился, в суд поступило возражение относительно заявленных требований.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из представленных материалов дела следует, что жилой дом по адресу: <адрес>, общей 126,4 кв.м. принадлежит на праве собственности Осыко Р.В., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра от 16 января 2017 года и представленным материалом инвентарного дела на домовладение.
02 февраля 2017 года истец обратился к ответчику по вопросу предоставления в собственность земельного участка, а так же предоставил на утверждение схему расположения земельного участка
Постановлением Администрации МО «Город Астрахань» <№> от 10.05.2017 Осыко Р.В. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, площадью 363 кв.м. по <адрес> для эксплуатации жилого дома со ссылкой на п. 6 ст. 11.9, пп.3 п. 16 ст. 11.10, пп1,2 п.8 ст. 39.15, пп.14 п.5 ст. 27, пп.6 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, ввиду образования земельного участка, приводящего к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, разработки схемы расположения земельного участка с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных Земельным кодексом РФ, расположения формируемого земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения, земельный участок является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.
Из представленного сообщения от 05 октября 2017 года <№> Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Астрахань», сообщено, что в настоящее время в соответствии с санитарно- эпидемиологическими заключениями управления Роспотребнадзора Астраханской области границы 1 и 2 поясов водоснабжения и водопроводов питьевого назначения подлежат изменению. Комиссией по землепользованию и застройки МО «Город Астрахань» на заседании 29 июня 2017 года рассматривался вопрос об изменении границ зоны санитарной охраны источников водоснабжения в соответствии с заключениями, на котором принято решение о внесении соответствующих изменений в Генеральный план развития города Астрахани до 2025 года и Правила землепользования и застройки МО «Город Астрахань». После утверждения документов территориального планирования и градостроительного зонирования в градостроительном регламенте будет сняты ограничения, установленные зоной санитарной охраны источников водоснабжения второго пояса. Ориентировочный срок выполнения указанных работ не ранее 4 квартала 2018 года. Кроме того, обращено внимание, что основанием для подготовки постановления администрации МО «Город Астрахань» от 10 мая 2017 года № 2777, помимо п.п.14 п. 5 ст. 2п.2 п.8 ст. 39.15, п.п.6 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, послужили требования п.65 ст. 11,9, п.п. 3 п. 16 ст. 11.10, п.1 п.8 ст. 39.15. Также согласно имеющейся в управлении муниципального имущества МО «Город Астрахань» информации образуемый земельный участок расположен в границах земельного участка, площадью 867 кв.м. Согласно договору аренды земельного участка от 23 апреля 1998 года <№> земельный участок площадью 57,8 кв.м, являющийся 1/5 долей вышеуказанного земельного участка, представил в аренду третьему лицу сроком до 18 августа 2022 года.
На заседании комиссии по землепользованию и застройке МО «Город Астрахань» от 29 июня 2017 года принято решение о внесении изменений в Генеральный план развития г. Астрахани до 2025 года в части инвентаризации предприятий, являющихся источниками воздействия на окружающую среду обитания и здоровье человека, и от которых в соответствии с СанПиН № 2.2.1/2.1.1.1200-03 (Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов), установление, изменение и снятие санитарно-защитных зон. В случае снятия графы «Совершено секретно» изменение границ зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с приказами службы природопользования и охраны окружающей среда Астраханской области от 09 марта 2016 года № 82,№83,№84,№85,№ 86. Актуализировать информацию об объектах федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в соответствии с документацией по обеспечению комплексного развития социальной инфраструктуры МО «Город Астрахань» с учетом требований, указанным приказом Минэкономразвития РФ от 07 декабря 2016 года № 793. Внести изменения в описание границ МО «Город Астрахань» с учетом закона Астраханской области от 29 августа 2016 года № 53/2016-ОЗ.
Распоряжением <№>-р от 24 января 2018 года отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, в виду разработки схемы земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам, образования земельного участка, препятствующего рациональному использованию земель, расположения формируемого земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, по причине того, что участок предоставлен на праве аренды иному лицу, отсутствия в письменной форме согласия арендатора исходного земельного участка; указанный земельный участок является ограниченным в обороте и его представление не допускается на заявленном виде права.
Согласно выписки из единого государственного реестра от 12 февраля 2018 года земельный участок расположенный по адресу: <адрес>ю 867 кв.м, категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земли по домами многоэтажной и повышенной этажности застройки, для эксплуатации магазина. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Постановлением администрации г. Астрахани от 25 декабря 1997 года <№> «Об оформлении документов землепользования ФИО8 на земельный участок по <адрес> для эксплуатации магазина», принято решение об оформлении документов землепользования ФИО8 и предоставлении с 19 августа 1997 года в аренду сроком на 25 лет земельный участок площадью 57,8 кв.м., что составляет 1/15 доли от площади 867 кв.м, без установления границ землепользования между совладельцами по <адрес> в семнадцатой территориальной-экономической зоне из состава земель городской застройки, в границах, согласно прилагаемой выкопировке из плана города для эксплуатации магазина.
Из представленного договора о предоставлении земельных участков в пользование на условиях аренды <№> от 23 апреля 1998 года, следует, что ФИО8, на основании постановления администрации г. Астрахани от 25 декабря 1997 года <№> представлен земельный участок площадью 57,80 кв.м., по адресу: <адрес>, по 18 августа 2022 года.
Каких либо сведений о том, что данный договор расторгнут, является недействующим, отменен или изменен, суду не представлено.
Водный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы водопользования, предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения (пункт 2 ст. 43). Санитарно – эпидемиологические требования к водным объектам установлены статьей 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которой границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 5).
Санитарно – эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10.
В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены от загрязнения.
Согласно пункту 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строго режима), второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Границы зон второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяются в соответствии с пунктами 2.3.1.1, 2.3.2.4, 2.3.3.1, 2.3.2.5, 2.3.2.6, 2.4.2, 3.3.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. При этом земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случае, установленных федеральным законом (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ).
По смыслу приведенных норм Земельного кодекса РФ, приватизация земельных участков, ограниченных в обороте, допускается только в том случае, если имеется специальный разрешающий закон на федеральном уровне.
Такого закона для земельных участков, находящихся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения, на сегодняшний день не имеется.
Приказом Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 09.03.2016 № 84, утвержден проект «Зоны санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» для МУП г. Астрахани «Астрводоканал» правобережные очистные сооружения водопровода (ПОСВ-3). Этим же приказом установлены границы и режимы поясов зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопровода питьевого назначения.
Согласно сведениям МУП «Астрводоканал» по адресу: <адрес> водозабор, состоящий на учете МУП Г. Астрахани «Астрводоканал» отсутствует. Тем не менее, земельный участок, находящийся по вышеуказанному адресу, находится в границах второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения, используемого для целей питьевого и хозяйственно-бытового назначения.
Представленные суду документы подтверждают расположение испрашиваемого земельного участка в границах зоны второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения.
Документы, свидетельствующие о том, что спорный земельный участок, расположен вне пределов границ, определяемых в соответствии с вышеперечисленными пунктами СанПиН, истцом представлено не было.
Представленное экспертное заключение <№> от 04 августа 2016 года, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области», а также представленные санитарно-эпидемиологические заключения не свидетельствуют о том, что данный земельный участок находится в не зоны второго пояса, зоны санитарной охраны источников водоснабжения.
Указанное выше обстоятельство свидетельствует об ограничении в обороте спорного по делу земельного участка и исключает возможность его предоставления за плату в собственность заявителю.
То обстоятельство, что принято решение о внесении изменений в Генеральный план развития г. Астрахани до 2025 года и Правила землепользования и застройки МО «Город Астрахань», после утверждения документов территориального планирования и градостроительного зонирования в градостроительном регламенте будет сняты ограничения, установленные зоной санитарной охраны источников водоснабжения второго пояса, ориентировочный срок выполнения указанных работ не ранее 4 квартала 2018 года, не являются основанием для признания постановления <№>-р от 24 января 2018 года незаконным, поскольку каких-либо доказательств, внесение изменений суду не представлено.
Исключительное право на приобретение земельных участков в собственность, предоставленное в соответствии с частью 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ лицам, являющимся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, не означает, что факт наличия здания, сооружения на земельном участке является безусловным основанием для передачи этого земельного участка в собственность лицу, являющемуся собственником здания, сооружения.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области земельных отношений и градостроительной деятельности относится в том числе утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Астрахань" утверждены Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 17 ноября 2016 года N 156 и предусматривают виды запрещенного использования для земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных во второй зоне санитарной охраны источников водоснабжения (статья 23). Аналогичные регулирование было установлено и ранее действующими Правилами землепользования и застройки города Астрахани, утвержденными Решениями Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 28 августа 2008 года N 107, от 30 сентября 2011 года N 144.
Таким образом, оборотоспособность земельных участков определяет их расположение в границах зоны санитарной охраны источников водоснабжения, поскольку согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемые для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств у суда отсутствуют основания для признания оспариваемого постановления органа местного самоуправления незаконным.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка установлен статьей 39.15 ЗК РФ, в пункте 8 которой установлены основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Администрация муниципального образования "Город Астрахань", являясь органом местного самоуправления, наделенная полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципального собственности, обоснованно отказала Осыко Р.В. в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Астрахани и относится к землям, ограниченным в обороте.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости записи о нахождении земельного участка во второй поясе зоны санитарной охраны водных объектов, не освобождает участников правоотношений от соблюдения установленных законодательством ограничений.
на основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.