Судья Комиссарова Е.С. 61RS0045-01-2022-002958-21
дело № 33-14176/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 августа 2023 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Калашниковой Н.М.
судей Глебкина П.С., Гросс И.Н.
при секретаре Загутиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-222/2023 по иску прокурора Неклиновского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Андреево-Мелентьевского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, третье лицо: Администрация Неклиновского района Ростовской области, по апелляционной жалобе Администрации Андреево-Мелентьевского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области на решение Неклиновского районного суда Ростовской области от 27 марта 2023 г. Заслушав доклад судьи Калашниковой Н.М., судебная коллегия
установила:
Прокурор Неклиновского района Ростовской в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Андреево-Мелентьевского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в администрации Андреево-Мелентьевского сельского поселения, в ходе которой установлено, что пандус при входе в учреждение отсутствует. Установленные факты свидетельствуют о неисполнении ответчиком требований Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в результате чего инвалидам не обеспечиваются равные с другими гражданами возможности в реализации их прав.
На основании изложенного, просил суд обязать администрацию Андреево-Мелентьевского сельского поселения в срок до 01.06.2023 года обеспечить беспрепятственный доступ в здание администрации сельского поселения, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, путем обустройства пандуса в соответствие с требованиями «СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице.
Решением Неклиновского районного суда Ростовской области от 27 марта 2023 г. исковые требования удовлетворены.
Суд обязал администрацию Андреево-Мелентьевского сельского поселения в срок до 01.06.2023 года обеспечить беспрепятственный доступ в здание администрации сельского поселения, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, путем обустройства пандуса в соответствие с требованиями «СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице.
Представитель Андреево-Мелентьевского сельского поселения, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда, просит вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы апеллянт указывает на то, что судом не принято во внимание, что действия СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» распространяются на здания, вновь вводимые в эксплуатацию или прошедшие реконструкцию, модернизацию и на разрабатываемую в связи с этим проектную документацию. Так же положения части первой статьи 15 ФЗ от24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, однако здание администрации было построено до 1992 года. Кроме того судом в решении определены сроки исполнения, без учета положений бюджетного законодательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав прокурора отдела Ростовской областной прокуратуры, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствовался положениями Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 12 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ от 30.12.2009года, нормативным документом по строительству - «СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденным Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, оценив представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о необходимости возложить на ответчика обеспечить беспрепятственный доступ в здание администрации сельского поселения, путем обустройства пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 15 указанного Федерального закона установлено, что Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы, на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в нарушение требований «СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр. (далее - Свод) отсутствует пандус при входе в администрацию Андреево- Мелентьевского сельского поселения.
Согласно п. 5.1.14 Свода у внешних лестниц для подъема маломобильных групп населения при перепаде высот от 0,14 м до 6,0 м следует предусматривать пандусы или подъемные устройства. Длина непрерывного марша пандуса должна соответствовать требованиям продольного уклона согласно таблице 5.1 Свода.
Пунктом 5.1.16 Свода установлено, что пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м.
Согласно п. 5.1.17 поверхность пандуса должна быть выделена цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности, а также нескользкой и соответствовать требованиям 5.1.11. Свода.
Таким образом, на обследуемом объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения инвалидами мест социальной инфраструктуры.
Для всех категорий инвалидности обследованный объект не удовлетворяет требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
С доводами апелляционной жалобы о том, что действия СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» распространяются на здания, вновь вводимые в эксплуатацию или прошедшие реконструкцию, модернизацию и на разрабатываемую в связи с этим проектную документацию, а так же положения части первой статьи 15 ФЗ от24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам и не могут быть применяться к зданию администрации сельского поселения, которое построено до 1992 года, судебная коллегия не может согласиться, поскольку доказательств отсутствия технической возможности исполнения заявленных прокурором требований, ответчиком представлено не было.
Так же не состоятельны доводы апелляционной жалобы о том, что в решении суда первой инстанции не определены сроки исполнения в соответствии с положениями бюджетного законодательства, в виду того, что вопросы выделения бюджетного финансирования на соответствующие цели относятся к процедуре исполнения решения суда и не могут свидетельствовать о его незаконности и неисполнимости.
Иных доводов, которые бы ставили под сомнение правильность вынесенного судом по делу решения, и заслуживали внимания судебной коллегии, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому решение суда соответствует требованиям ст.195 ГПК РФ, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Неклиновского районного суда Ростовской области от 27 марта 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Андреево-Мелентьевского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.08.2023.