УИД: 61RS0045-01-2023-000943-68
Судья Карачина А.А. дело № 33-19562/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 ноября 2023 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Зинкиной И.В.,
судей Минасян О.К., Максимова Е.А.,
при секретаре Ивановской Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1000/2023 по исковому заявлению прокурора Неклиновского района Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Неклиновского района Ростовской области, МБОУ Натальевская средняя общеобразовательная школа об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической деятельности путем возложения обязанности доукомплектовать здание образовательного учреждения камерами видеонаблюдения, по апелляционной жалобе Администрации Неклиновского района Ростовской области на решение Неклиновского районного суда Ростовской области от 28 августа 2023 г. Заслушав доклад судьи Минасян О.К., судебная коллегия
установила:
Прокурор Неклиновского района Ростовской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Неклиновского района Ростовской области, МБОУ Натальевская СОШ Неклиновского района Ростовской области, третье лицо: Управление образования Администрации Неклиновского района, в обоснование исковых требований указал, что во исполнение Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», приказа прокурора Ростовской области от 28.01.2022 № 4 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, в МБОУ Натальевская СОШ не обеспечено непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест с Северной, Западной, Восточной, Юго-Западной, Северо-Западной, Северо-Восточной сторон, что подтверждается прилагаемой схемой расположения наружных камер видеонаблюдения.
С целью устранения указанного нарушения директору образовательной организации 13.02.2023 внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не были устранены.
Истец просил суд обязать Администрацию Неклиновского района в срок до 01.08.2024 выделить денежные средства для доукомплектования МБОУ Натальевская СОШ камерами видеонаблюдения, обеспечивающими непрерывное видеонаблюдение с Северной, Западной, Восточной, Юго-Восточной, Северо-Восточной сторон (согласно прилагаемой схеме расположения наружных камер видеонаблюдения МБОУ Натальевская СОШ); обязать МБОУ Натальевская СОШ в срок до 01.09.2024 обеспечить непрерывное видеонаблюдение с Северной, Западной, Восточной, Юго-Восточной, Северо-Восточной сторон (согласно прилагаемой схеме расположения наружных камер видеонаблюдения).
Определениями Неклиновского районного суда Ростовской области от 05.06.2023 к делу в качестве третьих лиц привлечены Федеральное государственное казенное учреждение Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ростовской области, Отдел в г. Таганроге УФСБ России по Ростовской области, ОВО по г. Таганрогу и Матевеево-Курганскому району филиала ФГКУ и «УВО ВНГ России по Ростовской области», ОНД по Неклиновскому району УНДиПР ГУ МЧС России по Ростовской области.
Протокольным определением от 20.07.2023 судом привлечено к участию в деле Министерство общего и профессионального образования Ростовской области в качестве третьего лица.
Решением Неклиновского районного суда Ростовской области от 28 августа 2023 г. исковое заявление прокурора Неклиновского района Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Неклиновского района Ростовской области, МБОУ Натальевская средняя общеобразовательная школа, удовлетворено.
Суд обязал Администрацию Неклиновского района Ростовской области выделить денежные средства для доукомплектования МБОУ Натальевская СОШ камерами видеонаблюдения, обеспечивающими непрерывное видеонаблюдение с Северной, Западной, Восточной, Юго-Западной, Северо-Западной, Северо-Восточной сторон в срок до 01.08.2024.
Обязал МБОУ Натальевская средняя общеобразовательная школа Неклиновского района Ростовской области обеспечить непрерывное видеонаблюдение с Северной, Западной, Восточной, Юго-Западной, Северо-Западной, Северо-Восточной сторон в срок до 01.09.2024.
Не согласившись с решением суда, Администрация Неклиновского района обратилась с апелляционной жалобой, в которой, считая решение суда принятым с нарушением норм материального права, незаконным, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Неклиновского района отказать.
Автор жалобы считает, что суд первой инстанции не учел, что в силу пункта 6 Требований к антитеррористической защищенности, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищённости объектов (территорий) с учётом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищённости объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Согласно паспорту безопасности, утвержденному начальником Управления образования Администрации Неклиновского района от 15.08.2022, МБОУ Натальевская СОШ образовательной организации присвоена четвертая категория опасности.
Обращает внимание, что в исковом заявлении и приложенных к нему документах, отсутствует какая-либо информация о категории МБОУ Натальевская СОШ, из чего следует, что за время проведения прокурором проверки на предмет исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования, данные обстоятельства оставлены прокурором без внимания и не были проверены.
Автор жалобы настаивает, что законодательно закрепленных требований к обеспечению образовательной организации (которой присвоена четвертая категория опасности) системой видеонаблюдения, не установлено.
По мнению подателя жалобы требования прокуратуры не имеют никакого нормативно-правового обоснования и противоречат действующему законодательству. Ссылка прокурора Неклиновского района в исковом заявлении на пункт 30 Требований о характеристиках системы видеонаблюдения не может подлежать применению отдельно сама по себе, поскольку должна рассматриваться совместно с пунктами 24-27 Требований, содержащих перечень мероприятий к объектам первой-четвертой категории опасности.
Также обращает внимание на то, что бюджет Неклиновского района на 2023 г. и плановый период 2023 и 2024 гг. утвержден решением Собрания депутатов Неклиновского района от 24.12.2021. Согласно уставу муниципального образования «Неклиновский район» утверждение бюджета района относится к полномочиям Собрания депутатов Неклиновского района, который является представительным органом муниципального образования «Неклиновский район». Администрация Неклиновского района является исполнительно-распорядительным органом, который обеспечивает составление проекта бюджета Неклиновского района, исполнение бюджета Неклиновского района, осуществляет контроль за исполнением данного бюджета в соответствии с БК РФ, обеспечивает составление отчета об исполнении бюджета Неклиновского района.
Учитывая, что у Администрации Неклиновского района отсутствуют полномочия для внесения изменений в бюджет района в части дополнительного финансирования или перераспределения расходов по соответствующим статьям затрат, это делает невозможным исполнение решения суда в случае удовлетворения требований прокуратуры. В случае удовлетворения требований прокурора, ответчики будут объективно лишены возможности исполнить судебный акт из-за отсутствия бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на счете казны муниципального образования «Неклиновский район».
По мнению заявителя, истец, требуя дополнительного укомплектования камерами общеобразовательной организации, фактически обжалует выводы паспорта безопасности с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения, разработанного и основанного на нормах Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», которые указывают на мероприятия необходимые для соблюдения и выполнения пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», которые общеобразовательным учреждением выполнены в полном объеме.
Помощником прокурора Неклиновского района поданы письменные возражения, с просьбой оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции директор МБОУ Натальевская СОШ – Устименко А.И., представитель отдела Ростовской областной прокуратуры Беллуян Г.А. Иные участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, каких-либо доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание не представили, своих представителей в судебное заседание не направили. Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии с положениями ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, пояснения Министерства общего и профессионального образования Ростовской области по апелляционной жалобе, поданные возражения, выслушав присутствующих в судебном заседании лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, доводов возражений, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите; Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (ст. 2 и 7, ч. 1 ст. 20, ст. 41 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляется право на охрану жизни и здоровья.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Как указано в ст. 5 названного Федерального закона, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 05.10.2009, предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, во исполнение Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», приказа прокурора Ростовской области от 28.01.2022 № 4 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, в МБОУ Натальевская СОШ не обеспечено непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест с Северной, Западной, Восточной, Юго-Западной, Северо-Западной, Северо-Восточной сторон, что подтверждается прилагаемой схемой расположения наружных камер видеонаблюдения.
Данные обстоятельства подтверждаются паспортом безопасности образовательного учреждения.
С целью устранения указанного нарушения директору образовательной организации внесено представление, по результатам рассмотрения которого подготовлено ходатайство в адрес Управления образования Неклиновского района о выделении денежных средств на приобретение и установку камер видеонаблюдения. Однако до настоящего времени нарушения не устранены.
В соответствии с Уставом МБОУ Натальевская СОШ является некоммерческой организацией и имеет организационно-правовую форму - муниципальное бюджетное образовательное учреждение, учредителем и собственником имущества является Управление образования Администрации Неклиновского района (п.1.9, п.1.10) (л.д. 15).
Принимая решение по делу, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 384 от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и исходил из того, что школа является местом массового пребывания людей (детей) и попадает под действие ряда законодательных актов, в частности постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», в связи с чем, отметил, что установка системы видеонаблюдения в школе обязательна, поскольку образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения воспитания учащихся, присмотра и ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими сохранность жизни и здоровья обучающихся, работников образовательной организации.
Суд пришел к выводу о том, что недостаточное покрытие системой видеонаблюдения нарушает законные интересы и права детей, педагогического и технического персонала, иных посетителей на безопасное пребывание в образовательном учреждении, является несоблюдением установленных законом требований, поскольку схема видеонаблюдения должна предоставлять полную картину обстановки всего учебного учреждения, прилегающей территории. При этом особое внимание следует уделять местам, скрытым от обзора, которые могут быть местом проникновения посторонних лиц, а также возникновения конфликтов учеников школы, совершения противоправных действий в отношении муниципального имущества.
Суд исходил из того, что наличие в образовательных организациях помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
Установив, что согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, учредителем МБОУ Натальевская СОШ и собственником ее имущества является Администрация Неклиновского района Ростовской области, обладающая полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), суд пришел к выводу о том, что требования прокурора Неклиновского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, не повторяя их мотивов, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы апеллянта о том, что решение суда является незаконным, необоснованным, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, являются несостоятельными, поскольку своего объективного подтверждения данные доводы не нашли.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, вопреки доводам апелляционной жалобы, допущено не было. Иное толкование апеллянтом положений гражданского законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что согласно паспорту безопасности МБОУ Натальевская СОШ образовательной организации присвоена четвертая категория опасности, при этом категорирование объекта МБОУ Натальевской СОШ не предусматривает установку камер видеонаблюдения, являются несостоятельными, на правильность постановленного по делу решения суда не влияют и не влекут за собой вывод о наличии оснований для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно исходил из того, что действующим законодательством именно на Администрацию района возложена обязанность по выделению средств для доукомплектования МБОУ Натальевской СОШ камерами видеонаблюдения, обеспечивающими непрерывное видеонаблюдение, а на образовательные учреждения возложена обязанность по обеспечению непрерывного видеонаблюдения.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка определено, что государства-участники Конвенции обеспечивают соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ № 272 от 25.03.2015, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются, в том числе, системой видеонаблюдения.
Согласно п. 30 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 указанного Федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 данного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, МБОУ Натальевская СОШ является местом массового пребывания людей (детей), в связи с чем, относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, и подпадает под действие ряда законодательных актов, в частности постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», а недостаточное покрытие системой видеонаблюдения уязвимых мест нарушает законные интересы и права детей, педагогического и технического персонала, иных посетителей на безопасное пребывание в образовательном учреждении, является несоблюдением установленных законом требований.
Данные выводы согласуются с вышеприведенными нормами, в связи с чем, возложение обязанности на Администрацию Неклиновского района Ростовской области по выделению в срок до 01.08.2024 денежных средств для доукомплектования МБОУ Натальевская СОШ камерами видеонаблюдения, обеспечивающими непрерывное видеонаблюдение с Северной, Западной, Восточной, Юго-Западной, Северо-Западной, Северо-Восточной сторон, не противоречит закону и входит в компетенцию Администрации Неклиновского района.
Прокурорской проверкой выявлены нарушения, выразившиеся в уязвимости системы видеонаблюдения, не обеспечивающей функциональной возможности «покрытия» критических элементов территории образовательной организации. Необходимость усиления мер антитеррористической защищенности в МБОУ Натальевской СОШ, обусловлена ее недостаточным уровнем.
При этом вопрос антитеррористической защищенности образовательного учреждения является обязательным в силу закона, так как обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних детей.
Отсутствие достаточного количества камер системы видеонаблюдения в образовательном учреждении МБОУ Натальевская СОШ отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в нем, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения, то есть повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.
Выполнение возложенных судом на ответчиков обязанностей направлено на пресечение действий, нарушающих права воспитанников и работников образовательного учреждения на антитеррористическую безопасность, а также иных лиц, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение и школы, и как следствие, на охрану их жизни и здоровья в период нахождения в учреждении образования.
Таким образом, выводы суда первой инстанции об обязании МБОУ Натальевской СОШ Неклиновского района Ростовской области в срок до 01.09.2024 обеспечить непрерывное видеонаблюдение, являются правомерными.
По существу доводы апелляционной жалобы были предметом обсуждения в суде первой инстанции и им дана соответствующая правовая оценка в мотивированном решении на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму, согласно пункту 40 Концепции, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42).
Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
С учетом приведенных правовых норм, недостаточность средств и отсутствие финансирования не является основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных законом обязанностей, а срок до 01.08.2024 установлен судом с учетом высокого уровня значимости указанных мероприятий.
При этом отсутствие финансирования не исключает необходимости приведения указанного объекта в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ.
Исходя из приоритета обеспечения безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, суд апелляционной инстанции не находит оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы.
Учитывая, что судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства дела, которым соответствуют изложенные в решении выводы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, оснований к отмене оспариваемого судебного решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Неклиновского районного суда Ростовской области от 28 августа 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Неклиновского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 30.11.2023.